Урок по ОРКСЭ на тему "Россия - наша Родина"
Оценка 4.6

Урок по ОРКСЭ на тему "Россия - наша Родина"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
12.01.2017
Урок по ОРКСЭ  на тему "Россия - наша Родина"
Урок по ОРКСЭ на тему "Россия - наша Родина". Цель: формирование у младших школьников чувства гордости, что родились и живем в России. Использованные виды работы формируют у учащихся организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.
Урок 1 Россия - наша Родина .doc

Урок по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

                                                              Учитель высшей категории – Долгополова Р.Г.

 

 

Тема: Россия – наша Родина.

 

Цель:

Формирование у младших школьников чувства гордости,  что родились и живем в России.

 

Задачи:

1. Подвести детей к таким понятиям, как Родина, патриот, патриотизм; учить сострадать, переживать, сопереживать.

2. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

3. Воспитывать у детей чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

 

Требуемая предварительная подготовка: сочинения детей о жизни семьи (предков) в разные годы; конкурс стихов о Родине; выставка рисунков «Моя Родина»; подбор пословиц о Родине; чтение литературных произведений о героях в разные времена.

 

Виды деятельности:

беседа,

комментированное чтение,

устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным материалом,

самостоятельная работа с источником информации,

подготовка творческой беседы с членами семьи.

 

Основные термины и понятия:

Россия,

Родина,

патриот,

Отечество,

столица,

президент,

государственные символы.

 

Средства наглядности: выставка книг о России, репродукции картин с русским пейзажем, рисунки детей города, деревни, семьи.

 

Использованные виды работы формируют организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

 

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Постановка темы и задачи урока.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

 

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

 

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

 

Или степь от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова

 

- О чем мы будем сегодня говорить?  (…)

- Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором:

– Россия.

 

Тема нашего занятия: Россия – наша Родина.  (Запись в тетрадь темы.)

- Как вы понимаете тему урока?

 

4. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом.

- Что такое Родина?   (Запись на доске высказываний детей на каждую букву слова «Родина»)

Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…

О – Отечество, отец…

Д – дом, дети, дерево…

И – имя, искусство…

Н – небо, надежда …

А – акация…

 

Обобщение сказанного:

Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки.  У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяет русский язык, общие традиции и праздники.

- Что значит любить Родину?

 

Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос (задача урока.)

 

Далее звучит музыка Г. Струве «У моей России». – фильм «Россия- Родина моя»

Предварительное задание: Как композитор  проявляет свои чувства к родине?

 

- Где находится наша страна?

- Посмотрите на карту России.  Что вы скажете о  территории России? О ее природе? Какие реки, моря, озера, горы вам известны? Какие города знаете?

 

Обобщение: природа России удивительно разнообразна. Здесь есть густые леса, бескрайние степи, высокие горы и глубокие моря.

Много поэтов, художников, композиторов посвятили свои произведения Родине.

 

- Каких русских поэтов, художников, композиторов вы знаете?

(Показ портретов, произведений.)

Любовь к природе - один из важнейших признаков любви к Родине. Эту сокровенную суть предельно ясно выразил Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

Тихая моя родина

   

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

 

- Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

 

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

 

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

 

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

 

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

 

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

 

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

 

- Какие народы живут в России? (В России живет много разных народов. У каждого из них есть религия, которая сложилась в древние времена: христианство, ислам, буддизм. Люди разных вероисповеданий должны жить в мире и согласии.)

 

- Что такое столица? (Главный город государства). Назовите и покажите столицу России?

- Кто такой президент? (Глава государства)

- Как зовут Президента России?

- Назовите государственные символы. Где они встречаются?

 

- Рассмотрим герб РФ.

- Что вы знаете о гербе РФ?

Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

Выступление школьников.

1. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим три короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

 

- Что вы знаете о российском флаге?

2. Государственный флаг – это один из отличительных знаков государства. Все важное – как он должен выглядеть и как его правильно использовать – записано в специальном законе – Конституции. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

 

- Следующий символ государства - это гимн.

3. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

 

- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России. (Слушание гимна РФ.)

 

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

Русские люди всегда отважно защищали свою Родину. Все битвы были не на жизнь, а на смерть. Были победы и поражения.

 

- Какие русские воины вам известны?

Работа с портретами.

 

В России и сейчас есть граждане, которые совершают воинские подвиги.

Рассказ о вологодском пареньке – матросе Сергее Преминине.

(Приложение 1)

- Мог ли он поступить иначе? Почему?  (Выполнял долг перед Родиной.)

- Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (В случае беды всегда придут на помощь.)

- Кто такие патриоты? Кого можно назвать патриотом?

- Что значит любить свою Родину?

 

  1. Комментированное чтение статьи из пособия для обучающихся.
  2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.
  3. Закрепление основных понятий урока.

- Какие важные слова относятся к нашему уроку? (Родина, патриот, Отечество, президент, столица…)

- Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: Россия, отечество, патриот, президент.

Работа с пословицами (объясните пословицу)

         На чужбине родная землица во сне снится.

         Родная сторона - мать, чужая - мачеха.

         Родина - мать, умей за нее постоять.

         Где сосна взросла, там она и красна.

         На чужой сторонушке рад своей воронушке.

 

  1. Работа по группам. Самостоятельная творческая работа школьников  

Работа с притчей «Веник»

- О чем говорится в притче?

- В чем ее смысл? ( в единстве, поддержке друг друга, так должно быть в каждой семье)

Дружбой, заботой, уважением, почитанием…

 

  1. Итог:  

Вывод: Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки.  Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки

Родина – это люди, которые живут и трудятся на нашей земле, заботятся о ней, испытывают гордость за свое Отечество, уважают свой народ, проявляют милосердие; несут ответственность и долг перед Родиной.

 

 

  1. Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями:

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей родине после этого урока?

- Как ты объяснишь слова: патриот, Отечество, Родина?

- О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям?

- Почему?

 

  1. Итог урока.

-  О чем мы говорили?

- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

 

Рефлексия

Предлагает встать, взяться за руки и дружно произнести речевку:

Главное – вместе!

Главное – дружно!

Главное – с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушных в жизни не нужно!

Злобу, обиду из школы гони!

 

 

  1. Домашнее задание.

- Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

Или: Найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

 

Слушание песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»

 

 

Приложение 1

 

Преминин Сергей Анатольевич - машинист трюмный дивизиона движения электромеханической боевой части (БЧ-5) ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "К-241" (проекта 667 АУ) 19-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного флота, матрос. Родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области в рабочей семье. Учился в находящейся в 3-х километрах от родной деревни школе города Красавина, а по окончании 8-классов - в СПТУ № 4 речного флота города Великий Устюг.

В рядах Вооружённых Сил СССР с 1984 года. Призван на Краснознамённый Северный флот. Проходил срочную службу на подводной лодке "К-241" в 19-й дивизии подводных лодок (город Гаджиево Мурманской области) трюмным машинистом дивизиона движения БЧ-5…

В сентябре 1986 года в составе экипажа РПКСН "К-219" под командованием капитана 2-го ранга Британова Игоря Анатольевича матрос Преминин С.А., вышел на боевое дежурство из Баренцева моря в Атлантический океан. Это было второе автономное плавание Сергея.

3 октября 1986 года в Саргассовом море, в 1000 км северо-восточнее Бермудских островов, в ракетном отсеке подводной лодки "К-219" вспыхнул пожар. Как следует из официальной информации того времени: "В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решеток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части". Одним из этих специалистов был командир группы дивизиона движения старший лейтенант Николай Беликов, другим, его подчинённый - матрос Сергей Преминин. Командир "К-219" Британов И.А. знал, что на них можно положиться. Не подведут…

Беликов с Премининым работали по очереди. Они опустили три решетки из четырёх. Из-за высокой температуры (около 70 градусов) Беликов потерял сознание. Оставшись в реакторном отсеке один, Сергей Преминин выполнил свой воинский долг. Реактор был им надёжно заглушен. Но выйти из отсека Сергею не удалось: возросшим давлением поджало переборку, а сил не хватило даже на то, чтобы встать с колен. Заклиненную дверь пытались открыть, но безрезультатно…

 

6 октября 1986 года в 11 часов 03 минуты "К-219" затонула на глубине более 5000 метров, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина, навечно оставшегося на боевом посту в реакторном отсеке…

Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года № 844 матросу Преминину Сергею Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.


Урок по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Урок по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор

У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор

Каких русских поэтов, художников, композиторов вы знаете? (Показ портретов, произведений

Каких русских поэтов, художников, композиторов вы знаете? (Показ портретов, произведений

Рассмотрим герб РФ. - Что вы знаете о гербе

Рассмотрим герб РФ. - Что вы знаете о гербе

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами:

Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами:

Приложение 1 Преминин Сергей

Приложение 1 Преминин Сергей
Скачать файл