Стыд, вина и извинение.
Цель: знакомство с понятиями «стыд», «вина», «великодушие», обсуждение
вариантов извинений, формирование умения аргументировать свою точку
зрения, развитие эмпатии.
Основные понятия: стыд, вина, великодушие
Оборудование: компьютерная презентация, видеоролик социальной рекламы
(сайт www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY) «Отец и сын», набор
карточеккартинок: солнышко, облако, солнышко и тучка
План:
1. Введение в тему
2. Стыд и вина
3. Физкульминутка
4. Извинения
5. Рефлексия
1. Введение в тему. Слайд 1. Называется тема и цель. Выберите смайлики,
связанные с темой нашего занятия. Почему вы выбрали именно эти
изображения.
2. Стыд и вина. Слайд 2.
Продолжите фразу «Стыд это …» (метод свитка, каждый ученик
за первой партой получает свиток, пишет свое определение и
передает по цепочке другому). Учитель читает все свитки.
Посмотрите, как авторы учебника объясняют, что такое стыд? СТЫД –
осознание вины за свой проступок
Посмотрите небольшой видеосюжет (видеоролик социальной рекламы
(сайт www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY)). Кто из персонажей
испытывает чувство стыда? Что стало причиной этого чувства?
Назовите другие причины для переживания чувства стыда? (при
затруднении чтение 3 абзаца учебника с.44)
Работа с репродукцией Ф. Решетникова «Опять двойка». Слайд 3.
Кто из героев картины испытывает чувство стыда и за что?
Что такое ложный стыд? Комментированное чтение 4 абзаца на с.44
45.
Стыд и вина – это одно тоже? Найдите главное различие между ними?
Чтение текста. 5 абзац с.45.
Слайд 4. Стыд – ответственность за проступок перед другими, вина –
ответственность перед собой. 3. Физкультминутка. Игра «Говорящие руки. Я называют различные чувства,
а вы, молча, только с помощью кистей рук попытайтесь их выразить: радость,
удивление, уверенность, сожаление, вина, стыд, прощение, дружелюбие.
4. Извинения.
Упражнение «Дискуссионные качели». Чувства вины и стыда – это
полезные или вредные эмоции. Класс делится на 2 группы: одна группа
должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа пытается
объяснить, в чем их вред.
Чувство вины тяжелое чувство. Как от него можно избавиться?
Выслушиваются ответы ребят. Принять решение не повторять подобное,
т.е. раскаяться, и извиниться перед тем, кого ты обидел.
Практикумигра «Корзина ситуаций». В этой корзине много ситуаций. Мы
попробуем найти выход из них. Дети по желанию выбирают ситуации,
обсуждают в группе или в парах и проигрывают их. Остальные группы
поднимают одну из трех карточек:
1 карточка – “солнышко” согласны, поступили бы также.
2 карточка – “облако” не согласны, так не поступили бы.
3 карточка – “солнышко и тучка” согласны, но добавили бы ещё коечто.
Ребята могут прокомментировать свое мнение.
1 ситуация. Макар в столовой случайно толкнул другого мальчика. Мальчик
толкнул Макара.
2 ситуация. Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла
дальше. Света обозвала подругу.
3 ситуация. В классе происходит ЧП: Глеб сорвал кран с огнетушителя и
залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель просит виновника признаться
и привести класс в порядок. Но никто не признается.
4 ситуация. Марина опоздала на урок.
5 ситуация. Виктор забыл поздравить дедушку с днем рождения и вспомнил
об этом только на следующее утро.
6 ситуация.
одноклассницы.
Валентина нечаянно разбила красивую вазу в гостях у
Вспомните сюжет видеоролика, который мы смотрели в начале урока,
Каким образом сын попросил прощение у отца?
«Оживите картину». Слайд 5. Что может сказать или сделать
мальчик с картины Ф.Решетникова, чтобы избавиться от чувства вины?
Слайд 6. Учитель обращает внимание на слайд с советами, как следует
извиняться.
Не надо долго и нудно объяснять причины вашего поведения, которые
привели к обиде или оскорблению. Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои
извинения и удалитесь.
говорите НЕ «извиняюсь», а «ИЗВИНИТЕ».
Будьте искренними.
Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину.
Извинение – это признак силы, также как и умение прощать.
Как называют человека, который может простить, забыть обиды? Чтение
последнего абзаца учебника.
Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за
ошибки, сила и величие души.
Если гениальность – величие ума, то великодушие – гениальность души.
Эдуард Севрус
5. Рефлексия
Продолжите фразу «Сегодняшнее занятие научило меня …».
Слайд 7. Будьте великодушными!
Источники:
www.youtube.com/watch?v=GqXWqJhJIrY)
http://webstarco.narod.ru/ussr/big/reshet1.html
Урок по ОРКСЭ на тему "Стыд, вина и извинение".
Урок по ОРКСЭ на тему "Стыд, вина и извинение".
Урок по ОРКСЭ на тему "Стыд, вина и извинение".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.