Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"
Оценка 4.7

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
20.06.2017
Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"
Предмет - «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Класс: 4 Тема: Зачем творить добро? Тип урока №21: открытие новых знаний. Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во Просвещение, 2012 г Цель урока: формирование у обучающихся представления о добре и зле. Задачи: - личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода; метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. -овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; предметные:– знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; Оборудование: презентация, карточки с заданиями в группах, раздаточный материал Необходимое техническое оборудование - компьютер, проектор, ИД
урок Зачем творить добро.doc
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи» Саратовской области Номинации конкурса: «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательного учреждения» Кириченко Вера Викторовна, учитель русского языка и литературы, преподающий модуль «Основы православной культуры» в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» Р.п. Дергачи – 2017 год   Предмет ­ «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Класс: 4 Тема: Зачем творить добро? Тип урока №21: открытие новых знаний.  Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд­во Просвещение, 2012 г Цель урока: формирование у обучающихся представления о добре и зле. Задачи: ­   личностные: –   развитие   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной отзывчивости,   понимания   и   сопереживания   чувствам   других   людей;   развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло; развитие   этических   чувств   как   регуляторов   морального   поведения   на   основе ситуационного метода; метапредметные: овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи учебной   деятельности;   адекватно   оценивать   собственное   поведение   и   поведение окружающих. ­овладение   навыками   смыслового   чтения   текста,   осознанного   построения   речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; ­овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; предметные:– знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; Оборудование: презентация,  карточки с заданиями в группах, раздаточный материал Необходимое техническое оборудование ­ компьютер, проектор, ИД Урок: Основы религиозной  культуры и светской этики         Этап урока Деятельность учителя (слайд) Деятельность учеников 1.Организацио нный момент. 2. Создание  проблемной  ситуации,  формулировка темы. 3.Целеполаган ие. Слайд 1 1. Итак, ребята,  Садитесь поудобнее,  Начнём наш урок!                                                                Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите частичку  своего тепла и доброты.         1)Звучит песня «Если добрый ты(. Автор слов ­ Хайт А., композитор ­ Савельев Б.) Вы прослушали песню. Как вы поняли, о чем эта песня? Как вы  думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока, чему будет  посвящен наш урок?  (Ответы детей) Что такое добро?  На протяжении всей своей истории  человечество пытается ответить на эти вопросы.  Давайте поразмышляем вместе. Какую цель мы поставим перед  собой на нашем сегодняшнем уроке?   4.Введение в  тему урока 5.Словарная  работа ▪ Что такое добро, доброта? Давайте обратимся к толковым  словарям В.И. Даля и Ожегова.   (Добро – всё  положительное, хорошее, полезное. Доброта –  отзывчивость, душевное расположение к людям,  стремление делать добро другим. ­ В народе говорят: «Земля согревается солнышком, а душа ­  добротой». Помните, что добрым, милосердным людям легче  жить, общаться друг с другом; общение с такими людьми  приносит радость.  ­ Почему доброта сравнивается с солнцем?   «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское  расположение к людям; всё положительное, хорошее,  полезное». (Л. Толстой) работа детей со  словарями за  компьютерами http://ozhegov­ online.ru/slovar­ ozhegova/dobro/71 43/ https://slovar.cc/rus /dal/543581.html 6. Работа с  текстом.             Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»: Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка.  Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: ­Пусти меня. Волк сказал: ­ Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки,  вслух читает  ученик(раздаточн ый материал) беседа так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там  наверху все играете и прыгаете. Белка сказала: ­Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь  тебя. Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: ­ Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы  веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем. ­ О чем эта сказка?  ­ Антоним слова     добро?  ­ Что это такое?        (Зло – нечто дурное, вредное; беда,  несчастье, неприятность)   ­  Некоторые считают, что зло было в мире всегда. А значит,  будет всегда. Зло, по их мнению, естественное явление в мире  природы и в человеческом обществе. (Слайд 2) Гласит легенда, в смутное то время, Воды с тех пор немало утекло, Сев на коней, слегка поправив стремя,  Сражались на Земле Добро и Зло. И белого коня вперед направив,  Добро открыто мчалось на врага. Но Зло, оно не соблюдает правил,  Ударило ножом исподтишка. Добро едва успело увернуться,  А может, ему просто повезло, С тех пор они сражаются, дерутся,  И кто из них сильней, Добро иль Зло? Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось,  Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться,  Никто из них не может победить. Менялись их доверенные лица,  Добро и Зло – их некем заменить.  В Библии излагается иной взгляд на возникновение зла.         Во­первых, Библия утверждает, что зло не всегда было в  человеческом мире и мире природы.          Во­вторых, Библия указывает на причину возникновения зла в мире.   ­ Какова же эта причина? ­ Эта причина грех.  ­ Что такое грех? (предполагаемый ответ: грех – это  нарушение   человеком Божиих заповедей) Вся многовековая история человечества построена на примерах  борьбы двух противоположностей внутри человека – Добра и Зла. А проявления его последствия могут быть разные: обман,  воровство, убийство и т. д. Даже природные бедствия могут  возникать по причине человеческих грехов. Ребята читают о  судьбе Петра и  Андрея 7. Работа с учебником. 8. Работа с  иллюстрацией. ­  Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми?  Откройте ребята урок 21 вашего учебника. Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им  ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою  Пётр принял достойно. «Это интересно» ­ Как был распят Пётр? Крест был перевёрнут и Пётр распят вниз головой. ­Как был распят апостол Андрей? Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона». ­Как на иконе изображен апостол Андрей? ­Какие художественные детали и подробности отражены  художником? ­Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел  нужным подчеркнуть? Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга­символ  знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от  сердца. ­Почитается ли имя апостола Андрея? ­ Что символизирует имя апостола Андрея? ­На каком знамени изображён Андреевский крест? ­Как называется этот флаг?  ­ Вся многовековая история человечества построена на примерах борьбы двух противоположностей внутри человека – Добра и Зла.  А проявления его последствия могут быть разные: обман,  воровство, убийство и т. д. Даже природные бедствия могут  возникать по причине человеческих грехов.  ­  Каких людей вы называете добрыми, а каких злыми?  9. Физминутка I. «Волшебный цветок добра».  Дети встают в круг, слегка вытянув руки вперед ладонями вверх, и   закрывают   глаза.   (Можно   включить   красивую,   приятную мелодию).   Учитель:   «Нарисуйте   в   своем   воображении   цветок добра   и   хорошего   настроения.   Положите   его   на   обе   ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам   хочется   ее   послушать.   Мысленно   поместите   все   добро   и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радо­ стью.   Как   приятно   вашему   лицу,   как   хорошо   и   радостно становится вашей душе… 10.Работа в  группах.             Вас   обвевает   теплый,   ласковый   ветерок.   У   вас   доброе,   согре­ вающее душу настроение». Ребята садятся на места.    А. П. Чехов, обращаясь к молодым писал: «Пока молоды,  сильны и бодры, не уставайте делать добро!» Давайте вернёмся к нашему «цветку доброты».  ­ Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать  человек, про которого можно сказать, что он добрый? ­   Итак,   ребята,   сегодня   мы   говорим   о   главных   моральных понятиях в жизни каждого человека, о добре и зле. Именно этими понятиями   руководствуются   люди,   совершая   поступки   и оценивая их. Но что, же такое добро и зло вы определите сами, работая в группах. Выполняйте  задания, данные на карточках. Готовясь к ответу, можно использовать материал учебника. На работу 7 минут.  План работы в группах: 1.Распределите: кто какое задание будет выполнять. 2.Внимательно выслушайте друг друга и составьте ответ. 3. Выберите выступающего (можно отвечать всей группой). Задание 1­ой группе.     Соединить 2 части пословиц по смыслу (карточки в конвертах  №1 и №2): Доброе слово// и кошке приятно. Не одежда красит человека,// а его добрые дела. Торопись на доброе дело,// а худое само приспеет. Кто добро творит, // того Бог отблагодарит. Не хвались серебром,// а хвались добром. В ком добра нет, // в том и правды мало.     Привести примеры проявления добра и зла. работают в  группах Работа с ИД Задание 2­ой группе.  Распределите слова на две группы:  нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность,  дружба, радость, месть, жадность,  любовь, ложь,  эгоизм,  сострадание,  ненависть, трусость,  жалость, ласка,  лень.   Добро Зло Работа в тетради  Приведите свои примеры. Задание 3­ей группе.     Выбери из списка определения и соотнеси их с пожеланиями.     Пожелания                                      Определения приветствие гостю  Добро пожаловать                            формула вежливой просьбы  Будьте добры  До добра не доведёт  отправлении в путь В добрый час                                  кто­ либо (что­либо) не  приводит к хорошему результату     И орфографического словаря выпишите слова, которым даёт  начало слово «добро». пожелание благополучия при  Учитель:  А теперь подведем итоги по проделанной вами работе. Дети по группам рассказывают о выполненных заданиях.  Вывод: Как вы думаете, ребята, чего на земле больше добра или  зла? Почему? В продолжение работы 1 группы мы с вами поработаем с  пословицами, которые вам, может быть, не известны. ­  Чем Иисус Христос пожертвовал для нашего спасения? ­  Чем человек может пожертвовать для ближнего? Составьте синквейн по теме нашего разговора: Зло Беспощадное, изворотливое 11. Работа с  пословицами  (слайд 3) 12. Работа со  слайдами 4,5 13.Творческая  работа. Ребята  раскрывают смысл пословиц Губит, калечит, убивает. Зло необходимо уничтожить! Борьба! Добро. Светлое, радостное. Помогает, спасает, лечит. Добро должно победить! Счастье Проверка знаний. Тест. ­ Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым. Этот человек приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на  лице, милая улыбка на губах.) ­ Какой человек может быть добрым? (Тот, кто всегда  доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о  других, учитывает интересы других людей.)  ­ Какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть  добрым? (Любить людей знакомых и незнакомых, призывать  окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для  тестирование 14.  Тестирование. (слайд 6) 15.Рефлексия.  Д/з. выбор детьми  домашнего  задания оценка детьми близких, друзей.) Ответили ли мы на главный вопрос нашего урока?  Вывод: зло разрушает отношения между людьми, препятствует  развитию человеческих способностей. Злые поступки приносят  беды и страдания людям. Человеческая доброта, умение  радоваться и переживать за других людей создают основу  человеческого счастья. Добрый – это тот, кто одинаково хорошо  относится ко всему и всем. Доброта – способность сострадать,  сопереживать, сочувствовать, способность представить себя на  месте другого человека. Да, это трудно – всегда быть готовым  утешить того, кому плохо, разделить чьё­то горе, помочь. Этому  надо учиться. Христос говорил, что Он «не для того пришел,  чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если  кто хочет быть Ему благодарным за Его жертву, то пусть он сам  будет добр к людям.((Слайд 7,8,9) Домашнее задание Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу,  чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает  важным для себя и интересным после сегодняшнего урока  ▪ Нарисовать рисунок по теме “Добрые дела”.                                 ▪ Найти рассказы писателей о добрых поступках людей.              ▪ Сделать доброе дело.  Смайлики. Слайд 10­ 11 Мои  пожелания Литература 1. Жизнь дана на добрые дела: методические рекомендации по проведению Уроков  доброты / под ред. И.В.Скворцовой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2007. 2. sПесня «Дорогою добра», музыка  Марка Минкова, слова Юрия Энтина  (audiopoisk.com); s «Если добрый ты» (audiopoisk.com);

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"

Урок по ОРКСЭ "Зачем творить добро?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017