Урок по предмету «Основы православной культуры» (4 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы живём в огромном, бесконечном мире, который называется – природа. У природы есть свои законы, правила, по которым она живет. Человек – это часть природы. Человечество – все люди, живущие на земле. У людей есть свои законы, свои правила жизни. И люди должны относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу. Многие философы в истории человечества формулировали правила, которые люди должны выполнять для того, чтобы в обществе был порядок.
Иконка файла материала Заповеди (ОПК).doc
Урок по предмету «Основы православной культуры» Тема «Заповеди» 4 класс Цель:  обсудить   с   учащимися   с   такие   нормы   христианской   этики,   как милосердие и сострадание. Задачи: 1. Знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея; 2. Формирование   у   учащихся   представлений   о   законах   и   ценностях христианской морали;  3. Способствование   развитию   у   детей   речи,   живого   образного   мышления, самостоятельности суждений;  4. Содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля. Оборудование: ноутбук, проектор,диск по курсу ОПК Ход урока: I. Организационный момент. 1. Приветствие. Здравствуйте,   ребята!   Я   рада   видеть   вас   на   уроке   «Основы   православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. 2. Сообщение темы занятия. Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай.  Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на   каменных плитах (скрижалях – слово перед учащимися на распечатке), которые Моисей вынес из огня к народу. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке. II. Актуализация знаний учащихся 1. Заповедь. Что это такое? Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»?  Учащиеся дают определение слову «заповедь»(листочки с текстом на столах перед учащимися).Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно­нравственное  предписание.  Заповедь ­  Правило, положение, служащее руководящим указанием  для кого (чего)­нибудь. (С. И. Ожегов) Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый  словарь русского языка) Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества (определение из Библейского словаря В.Вихлянцева) III.Изучение нового материала. Все ваши ответы абсолютно правильные. На уроке мы сегодня найдем ответы  на вопросы ­ Как люди получили от Бога закон ? (через пророка Моисея) ­ Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение Законы устанавливают порядок в жизни людей. ­ Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?     Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. Вот они: 1­я заповедь:  «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».  Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали   больше   внимания,   чем   каким­то   другим   богам.   Он   говорит,   чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует. 2­я заповедь:  «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им»   Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину.  3­я   заповедь: «Не   произноси   имени   Господа,   Бога   твоего,   напрасно;   ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно»   Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова,  которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с  легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении.  4­я заповедь:«Помни   день   субботний,   чтобы   святить   его.   Шесть   дней   работай,   и   делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя...»   Суббота   представлена   здесь   не   как   новое   установление,   но   как   день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца. 2.Исследовательская работа с текстом(время 9мин)           Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти  заповедях мы и поговорим с вами подробней. Ученикам   предлагается   поработать   с   текстом   учебника   стр.   40­41.   Найти ответы на вопросы и заполнить таблицу Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице. Заповеди Заполни таблицу Заповед Содержание Что означают? ь 5 6 7 8 9 10 Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле Не убивай Нельзя брать чужое без разрешения Храни верность тому, кто тебя любит и любим тобою. Залог сохранения семьи. Не желай себе ничего, что у ближнего твоего. Не лги  3. Послетекстовая работа   (12 минут на обсуждение  5­10­й  запове 1. 5­я Заповедь:  Почитай отца твоего и  мать твою,чтобы   тебе   было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе. Учебник,   страница   40:  прочитай,   что   сказано   в   тексте   учебника   об   этой заповеди.Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание? 2. 6­я Заповедь:  Не убивай. Учебник, страница 40­41:  прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.  3. 7­яЗаповедь:  Не   прелюбодействуй  (будь   верным,   не   предавай   своих близких). Учебник,   страница   41:  прочитай,   что   сказано   в   тексте   учебника   об   этой заповеди. Это очень важная заповедь:она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой. 4. 8­я Заповедь:  Не кради. Учебник,   страница   41:  прочитай,   что   сказано   в   тексте   учебника   об   этой заповеди. Что общего у убийства и воровства? 5. 9­я Заповедь:  Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.) Учебник,   страница   41:  прочитай,   что   сказано   в   тексте   учебника   об   этой заповеди. Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь. 6. 10­я Заповедь: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.) Учебник,   страница   41:  прочитай,   что   сказано   в   тексте   учебника   об   этой заповеди. Как зависть мешает радости, гасит её? Вспомните сказку «Сказка о рыбаке и рыбке».  ­ Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи? ­ Как изменялся характер старухи  в сказке? Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки. ­ Раскаялась старуха в своих поступках?Вывод:вернёмся к нашим вопросам. Нашли мы ответы на вопросы ­ Как люди получили от Бога закон ? (через пророка Моисея) ­ Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение Законы устанавливают порядок в жизни людей.Итак, в Библии рассказывается,  что Бог дал людям заповеди,чтобы оградить их от зла. ­ Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?     Физминутка IV. Работа в парах. Каждой паре учащихся дается задание «Контроль» к уроку 11 на диске. 3 минуты. V. Рефлексия учебной деятельности. ­ Выполнение какой заповеди  требуетне только уважения, покорности и  послушания,но также любви, нежности, заботы о родителях? (заповедь  5) ­ Как ты думаешь,  какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого  преступления? (заповедь  6) ­ Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что­ либо, не принадлежащее нам? ? (заповедь  8) ­ Верность какой заповеди ­ залог сохранения семьи? (заповедь  7) ­ Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а  кончик найдется»? (заповедь  9) ­Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой  радостью? (заповедь  10) Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».  Пусть  же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается,  разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души. VI. Домашнее задание. Общее: ­ рассказать родителям о том, что запомнил на уроке ­ прочитать стр. 40­41учебника ­ ответить на вопросы стр.41 Индивидуальное:­  работа с карточками  Каждый христианин должен_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ , так как: 1 . Заповеди даны _ _ _ _ _ _ _ 2 . Они учат _____________________ 3 . Выполнение заповедей даёт человеку ________________________ ________________________________________________________  Каждый христианин должен с о б л ю д а т ь   з а п о в е д и , так как: 1 . Заповеди даны Б о г о м 2 . Они учат отличать добро от зла 3 . Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,  приближает его к Богу.