ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕНАКИЕВСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ЛИЦЕЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по учебной практике
ПМ.01 Подготовительносварочные работы
Сборка сварных соединений с
Тема урок:
нанесением прихваток.
Профессия:15.01.05 Сварщик (электросварочные и
газосварочные работы)
Разработал мастер п/о
Бурдейная М.В.
2016Группа: СВ 1016
Дата проведения _____________
Тема программы: Подготовительносварочные работы
Тема урока: Сборка сварных соединений с нанесением прихваток.
Цели урока:
Образовательная:
Цель: Приобретение профессиональных умений и навыков при выполнении
сборки сварных соединений на прихватки для решения практических
заданий.
Развивающая:
Цель: Формирование навыков производственной самостоятельности,
самоконтроля и оценки качества технологических операций;
увидеть индивидуальность обучающихся и сохранить её, помочь поверить в
свои силы обеспечить его максимальное развитие
Воспитательная:
Цель: Воспитание у обучающихся аккуратности, трудолюбия, бережного
отношения к сварочному оборудованию и инструментам.
Самостоятельность в выполнении заданий, способность к сотрудничеству и
взаимовыручке.
Методическая: использование интерактивных методов обучения и
компьютерных технологий.
Задачи урока:
Научить принимать самостоятельные
практических заданий и контролировать свои действия.
Развивать у учащихся умения применять знания в решении новых
познавательных и практических задач.
Продолжить формирование у обучающихся осознанной потребности в
труде. Прививать студентам желание рационализировать технологический
процесс. Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой
деятельности.
Мотивация учебной деятельности: «Есть одно качество, которым
требуется обладать,
и это
определенность цели, знание, чего человек хочет, и жгучее
желание достигнуть этого.» Наполеон Хилл
Тип урока: теоретический, практический, самостоятельная работа.
Вид урока: урок по изучению трудовых приёмов и операций.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
чтобы побеждать,
решения при выполненииМетоды преподавания: инструктирование, упражнения.
Форма работы: индивидуальный
Материально техническое оснащение урока:
Учебное оборудование: доска, мультимедийный проектор, экран, учебные
образцы и предметы.
Дидактические материалы: учебная и справочная литература.
Методическодидактическое оснащение урока:
карточкизадания,
инструкционные карты, инструкции техники безопасности при выполнении
работ дуговой сваркой.
Межпредметные связи: ПМ. 01 Подготовительносварочные работы,
черчение.
Оборудование и инструменты: источники питания сварочной дуги
инверторного типа, щетка по металлу, молоток, шлакоотделитель,
Материалы: пластины и отрезки труб из низкоуглеродистой стали,
электроды марки МР3 или АНО – 4 диаметром 3 4 мм.
Принадлежности сварщика:
электрододержатель.
щиток или маска,
спецодежда,№
п
/
п
1
Этапы
Занятия/ урока
I.Организационн
ая часть
Сообщение
цели
II.Вводный
инструктаж
темы,
урока,
мотивация
учебно
Актуализация
знаний, умений и
навыков
Формирование
новых трудовых
приёмов
и
методов
Опрос с целью
проверки
доступности
материала
вводного
инструктажа
ІІІ.
инструктаж,
упражнения и
самостоятельная
І.V
Заключительный
инструктаж
Выдача
домашнего
задания
Текущий
Анализ
Действия
преподавателя
/мастера п/о
Приветствие
обучающихся,
проверка:
готовность к
Сообщение темы и
формы занятия,
формирует
производственную
ситуацию,
нацеливает на
работу
Проверка знаний
материала,
пройденного на
прошлом занятии
Изложение нового
материала. Показ
презентации
Ответы на устные
вопросы
Инструктирование
по содержанию и
порядку
проведения
Подведение итогов
Домашние задание
Действия
студентов
Организацион
ные формы
Методы
работы
работы
Приветствие
мастера п/о
Командир группы
сдает рапорт о
Слушают тему
урока
Коллективная
индивидуальна
я
индивидуальна
я
Выполняют
задания
Индивидуальна
я
Смотрят,
слушают,
выполняют
задания
Отвечают устно
на вопросы
ц
а
м
р
о
ф
н
и
й
ы
н
н
о
и
й
ы
н
н
о
и
ц
а
м
р
о
ф
н
и
й
ы
в
о
к
с
и
о
п
ц
а
р
т
с
ю
л
л
и
й
ы
н
н
о
и
коллективная
Индивидуальна
я
Поисков
ая
Слушают,
анализируют,
выполняют работу
индивидуальна
я
т
к
у
д
о
р
п
е
Р
я
а
н
в
и
Выполняют
самоанализ своей
деятельности на
записывают
т
к
у
д
о
р
п
е
й
ы
н
в
и
индивидуальна р
индивидуальна
я
репроду
ктивныйХОД УРОКА
Организационная часть.
Приветствие, проверка студентов на занятии, готовность мастерской
«Сварочных работ».
1. Вводный инструктаж
сообщение темы программы: Подготовительносварочные работы
сообщение темы урока: Сборка сварных соединений с нанесением
прихваток.
сообщение учебной и методической цели: научить студентов правильно
организовывать свое рабочее место, качественно выполнять сборку сварных
соединений и правильно устанавливать прихватки с использованием
интерактивных методов.
- целевая установка: «Есть одно качество, которым требуется
обладать, чтобы побеждать, и это определенность цели,
знание, чего человек хочет, и жгучее желание достигнуть
этого». Наполеон Хилл.Начнем урок с постановки вопроса, на который вы ответите
в конце урока. И так вопрос.
Как вы думаете просто или сложно собрать детали при помощи
прихваток?
По вашему цель для нас с вами поставлена?
Моя цель научить вас всем тонкостям сборки деталей на прихватки, а
ваша цель научиться этому для того чтобы вы могли решать любые
практические задачи.
А начнем мы с
проверка знаний по пройденным урокам:
«Мозговой штурм» вам как можно быстрей необходимо назвать вид
сборочносварочного приспособления (приложение 1) , «Кот в мешке»
открыв одну из цифр на поле вам необходимо, назвать приспособление и
его назначение (приложение 2), ответ на карточки задания (приложение 3),
фронтальный опрос (приложение 4).
Переходим к следующему этапу урока.
формирование новых знаний, умений, навыков.
Мы закрепили знания, какие и где сборочносварочные приспособления
применяются, а также основные сведения о прихватке.
Вам известно, что трудоемкость сборки изделий под сварку достигает
30% общей трудоемкости изготовления. Собранные детали и узлы
соединяют сначала прихватками.
Так как именно от того, насколько правильно выполнены прихватки в
сварке, зависит удобство дальнейшей работы со сварной конструкцией, а
следовательно, и ее качество. К этой операции предъявляются
определенные требования, соблюдение которых строго обязательно.
Рассмотрим требования, предъявляемые к прихваткам:
Слайд 2
Очень внимательно следует отнестись к электродам, с помощью
которых выполняются прихватки. Эти электроды должны быть той же
марки, что и электроды, которые в дальнейшем будут применяться для
сварочных работ. Если дальнейшая сварка будет производиться с помощью
сварочной проволоки автоматическим методом, то тип выбранного для
прихваток электрода должен полностью соответствовать типу проволоки.
Слайд 3
Длина прихваток не должна превышать 20 мм, а их толщина должна
быть вполовину меньше толщины будущего сварного шва.
Слайд 4Большое значение в данной операции имеет и сварной ток.
Необходимо правильно выбрать его значение, исходя из значения сварного
тока при дальнейшей сварке конструкции. Прихватки должны обеспечить
надежный и полный провар тех мест, в которых они накладываются,
поэтому и сварочный ток здесь выбирается примерно на 20% выше, чем
сварочный ток при дальнейшей сварке.
Слайд 5
Расположение прихваток выбирается, исходя из того, в каких местах
сварного узла или конструкции ожидается наибольшее внутреннее
напряжение и возможна деформация – именно в этих местах должны
размещаться прихватки. Кроме того, прихватки не должны располагаться в
местах пересечения сварных швов. Если в дальнейшем предполагается
автоматическая сварка,
то прихватки следует расположить с
противоположной первому проходу стороны. Правда, иногда по
техническим условиям требуется, чтобы прихватки накладывались как раз
со стороны первого прохода – в этом случае при дальнейшей сварке
необходимо учитывать наличие прихваток.
Слайд 6
Особое внимание перед тем, как начинать основную сварку, следует
уделять внешнему виду прихваток – их необходимо полностью очистить от
шлаков и застывших брызг металла, то есть, место, где расположены
прихватки, должно быть по возможности максимально ровным. А те
прихватки, которые имеют какието внешние дефекты – например, трещины
или крупные шлаковые включения, должны быть удалены механическим
способом.
Чтобы детали в процессе сварки не деформировались, и не
необходимо
изменялись зазоры между свариваемыми деталями,
устанавливать прихватки по определённым правилам, в зависимости от
толщины свариваемого металла, протяжённости и вида шва.
Давайте рассмотрим правила установки прихваток на короткие,
длинные и кольцевые швы.
Прихватки ставят с лицевой стороны соединения. Поверхность
прихватки очищают от шлака. При сварке прихватку удаляют или
полностью переплавляют.
Слайд 7
Сечение прихваток.
Для фиксации подлежащих сварке деталей сечение прихваток должно
составлять примерно 1/3 сечения основного шва.Слайд 8
Протяженность прихваток и расстояние между ними.
Протяженность прихваток составляет 1550 мм в зависимости от толщины
свариваемых элементов и длины шва. Расстояние между прихватками
обычно от 100 мм до 1 м.
Слайд 9
Последовательность постановки прихваток для коротких швов.
Слайд 10
Последовательность постановки прихваток для длинных швов.
Слайд 11
Последовательность постановки прихваток для кольцевых швов.Текущий инструктаж – инструктаж
инструктаж по охране труда и техника безопасности во время занятий в
сварочной мастерской (приложение)
распределение по рабочим местам
Группа распределяется по рабочим местам и выполняют самостоятельно
работу
выдача заданий
самостоятельная работа студентов согласно выданного задания
целевой обход рабочих мест студентов
Мастер производственного обучения выполняет несколько целевых
Первый обход: проверить рабочие места и их укомплектованность
Второй обход: проверить правильность сборки пластин и труб под сварку.
Обратить внимание на: качество сборки и выполнения прихваток
Третий обход: произвести приемку и оценку выполненной работы,
определить качество сборки внешним осмотром и измерениями.
Заключительный инструктаж
проверка знаний, умений и навыков студентов
Обучающиеся предоставляют выполненную работу мастеру п/о
оценивание
подведение итогов урока учебной практики
выдача домашнего задания
уборка рабочих мест
Мастер производственного обучения ________________ Бурдейная М.В
Утверждаю:
замдиректора по УВР
__________Кинюк Т.К.
Инструкция по охране труда при производстве
электросварочных работ в учебных мастерских
Требования безопасности перед началом работы
Перед началом работы учащийся должен: правильно одеть спецодежду (застегнуть ее на все пуговицы, брюки
должны быть без отворотов снизу, носить их только поверх обуви,
карманы куртки закрыты клапанами, рукавицы и вся спецодежда
должны быть сухими, целыми, не промасленными, на голове должен
быть головной убор);
осмотреть рабочее место;
проверить надежность заземления корпуса электросварочного
аппарата;
убрать с рабочего стола посторонние и ненужные для работы
предметы, убедиться в том, что вблизи места работы нет
легковоспламеняющихся материалов и горючих жидкостей;
внешним осмотром проверить исправность сварочной части аппарата;
включить вентиляцию;
внимательно выслушать мастера п/о и получить задание.
Требования безопасности во время работы
При выполнении работ нужно следить за тем, чтобы руки, обувь и
одежда всегда были сухими.
Необходимо работать с исправным электродержателем, рукоятка
которого изготовлена из огнестойкого изолирующего материала.
Свариваемой детали необходимо придать устойчивое положение с
помощью специальных приспособлений.
Не разрешается смотреть на сварочную дугу без защитной маски со
светофильтром.
Во время зажигания сварочной дуги студент должен предупредить
окружающих словами «глаза» или «берегите глаза».
В качестве обратного провода сети заземления нельзя использовать
металлические строительные конструкции здания, коммуникации и не
сварочное техническое оборудование.
При смене электродов для огарков использовать металлический
ящик.
При кратковременных перерывах в работе не разрешается класть
электродержатель на землю или пол. Его необходимо повесить на
специальный штатив.
При зачистке поверхностей свариваемого изделия или удалении с
наплавленного металла слоя нагара следует пользоваться защитными
очками.
Напильники для зачистки должны быть в исправном состоянии с
хорошо насаженными ручками.
Не разрешается оставлять без присмотра сварочный аппарат,
включенный в сеть.Требования безопасности в аварийных ситуациях
При неисправности сварочного аппарата и сварочных проводов, а
также повреждении защитного заземления корпуса сварочного аппарата
следует прекратить работу, выключить его и сообщить мастеру п/о. Работу
можно продолжать только после устранения неисправности.
При коротком замыкании и загорании сварочного аппарата
необходимо немедленно отключить электропитание и приступить к
тушению очага возгорания углекислотным либо порошковым
огнетушителем или песком.
При поражении электрическим током нужно немедленно отключить
сварочный аппарат, оказать пострадавшему первую помощь, при отсутствии
дыхания и пульса сделать ему искусственное дыхание или непрямой массаж
сердца до восстановления дыхания и пульса и отправить в ближайшее
лечебное учреждение.
Студенты обязаны знать пути эвакуации в аварийных ситуациях,
порядок своих действий и расположение средств пожаротушения, уметь
пользоваться этими средствами и оказывать помощь пострадавшим.
Требования безопасности по окончании работы
По окончании работы необходимо:
• отключить сварочный аппарат от сети и после его остывания убрать в
отведенное для хранения место;
• отсоединить провод с электродержателем от сварочного оборудования и
убрать их;
• привести в порядок рабочее место и принять меры по предупреждению
возникновения очага пожара;
• очистить стекло, защищающее светофильтр щитка от брызг металла,
убрать инструмент и защитные средства;
• выключить вытяжную вентиляцию;
• снять спецодежду, тщательно вымыть руки с мылом, принять душ и
прополоскать рот.
Об окончании работы следует поставить в известность мастера
производственного обучения.