Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
08.02.2017
Урок по русскому языку по теме:  «Виды тропов и стилистических фигур»  (11 класс)
Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля; формирование навыков культуры речи. План урока: 1. Повторение и углубление ранее изученного материала. 2. Работа с учебником. 3. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи. 4. Сообщения учащихся о тропах. 5. Подведение итогов учителем. 6. Проверка знаний, отработка умений и навыков. 7. Домашнее задание.
Виды тропов и стилистических фигур.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» Артемовского городского округа Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс) Л.И. Сова,  учитель русского языка и  литературы МБОУ СОШ № 9 Артемовский городской округ Цель урока: показать роль тропов и фигур речи в текстах художественного стиля;  формирование навыков культуры речи. План урока: 1. Повторение и углубление ранее изученного материала. 2. Работа с учебником. 3. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи. 4. Сообщения учащихся о тропах. 5. Подведение итогов учителем. 6. Проверка знаний, отработка умений и навыков. 7. Домашнее задание. Ход урока: 1. Повторение и углубление ранее изученного материала. Спишите предложения, вставьте пропущенные знаки препинания. Ваш шпиц прелестный шпиц не более напёрстка. Я гладил всё его как шёлковая  шёрстка. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (А. Грибоедов) (В. Маяковский) Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст? (литота  гипербола) Что такое литота?  (литота – троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы,  значения какого – либо явления). Что такое гипербола?  (гипербола – троп, содержащий непомерное преувеличение силы, размера значения какого – либо явления). 2. Работа с учебником. Стр. 311 (А.И. Власенков). Используя справочники лингвистических терминов,  учащиеся вспоминают определения тропов. Например: Гипербола: в сто солнц закат пылал (В. Маяковский). Перифраза – троп, состоящий в замене обычного однословного названия какого –  либо предмета описательным выражением: Унылая пора! Очей очарованье. Приятна мне твоя прощальная краса. (А.С. Пушкин). Город на Неве вместо Санкт­Петербург. Что же такое фигуры речи? Для чего они служат в тексте? (стилистические фигуры. Которые называют риторическими фигурами или фигурами речи, служат для  создания образной речи, усиления выразительности текста). 3. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи. а) Анафора, эпифора, параллелизм. Анафора, или по­русски единоначалие, ­ это повторение отдельных слов или  оборотов в начале предложения, из которых состоит высказывание: Жди меня, и я вернусь, только очень жди, Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера.    (К. Симонов) Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную  нагрузку, усиливает параллелизм строения отрывка и его выразительность. Эпифора, или концовка, ­ это повторение слов или выражений в конце соседних,  смежный предложений: Милый друг, и в этом тихом доме лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня! (А. Блок). Параллелизм – эта стилистическая фигура широко распространена в  художественной речи, в поэзии, в фольклоре. Здесь одинаковое синтаксическое  построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов  предложения:  Шёлкова ниточка к стене льнёт, Дунечка матушке челом бьёт. б) Антитеза, градация, инверсия. Антитеза ­ это оборот, в котором резко противопоставляются противоположные  понятия: Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую,  Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. Градация ­ это такое расположение слов, при котором каждое последующее  содержит усиливающие значение, благодаря чему нарастает общее впечатление,  производимое группой слов. «Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные,  скучные комнаты. (А.П. Чехов) Инверсия – одна из самых распространённых стилистических фигур – необычный  порядок слов в предложении: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М. Лермонтов) (обычный порядок: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря) 4. Сообщения учащихся о тропах. Метонимия, синекдоха, олицетворение, метафора, ирония, сарказм. Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном  значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или  явлениями: Я три тарелки съел. (И. Крылов) (вместо три тарелки супа). Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с  одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Всё спит – и человек, и зверь, и птица (Н. Гоголь). Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и  отвлечённые понятия: Утешится безмолвная печаль (А.С. Пушкин). Метафора – это слово или выражение, которое употребляется в переносном  значении на основе сходства в каком – либо отношении двух предметов ил явлений: Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. (С. Есенин) Ирония ­ троп, «притворство, насмешка; употребление слова в смысле обратном  буквальному: Посмотрите на него: какой Геракл!!! (о слабом, хилом человеке) Сарказм – троп, высшая степень иронии, злая насмешка. «… говорил он плавно, мягко, словно змей полз». (М. Салтыков – Щедрин) 5. Подведение итогов учителем. Итак, арсенал изобразительно – выразительных средств языка, как мы убедились,  исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон,  заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои  богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову. 6. Проверка знаний, отработка умений и навыков. Работа с учебником: упр. № 498, 500, 501.  7. Домашнее задание. Упр. № 513 (выразить своё мнение по поводу высказывания). Выучить виды тропов и  стилистических фигур.

Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс)

Урок по русскому языку по теме:  «Виды тропов и стилистических фигур»  (11 класс)

Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс)

Урок по русскому языку по теме:  «Виды тропов и стилистических фигур»  (11 класс)

Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс)

Урок по русскому языку по теме:  «Виды тропов и стилистических фигур»  (11 класс)

Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс)

Урок по русскому языку по теме:  «Виды тропов и стилистических фигур»  (11 класс)

Урок по русскому языку по теме: «Виды тропов и стилистических фигур» (11 класс)

Урок по русскому языку по теме:  «Виды тропов и стилистических фигур»  (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017