урок по самопознанию 5 класс. "Мир в семье". урок можно провести совместно с родителями учащихся. на уроке используются видеоматериалы : " Дети говорят о семье", песня "Гимн семье", классическая музыка для минутки тишины. творческая работа подразумевает работу вгруппах и парную работу.разработка урока в 5 классе по самопознанию
Тема: «Мир в семье» Класс5
Ценность: ценность семейных отношений
Качества: доброжелательность, уважение, любовь и
понимание всех членов семьи в обществе.
Цель урока:
Образовательная: ознакомление учащихся с определением
«семья».
Развивающая: способствовать формированию у учащихся чувства
любви к близким и родным людям, к семье,
стремление оказывать им помощь.
Воспитательная: пробуждение в ребенке чувства ответственности
и заботы за семью.
Задачи:
раскрытие значимости семейного очага для каждого человека;
развитие стремления к созданию доброжелательных отношений в
семье;
воспитание стремления проявлять заботу о членах семьи.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, практическая работа, работа
с книгой.
Ресурсы: видеоролик «Дети говорят о семье», песня «Гимн семьи», бумажные белые смайлики, учебник,
тетрадь, маркеры, листы А4.
Ход урока:
1.Орг. момент:
оценивание готовности учащихся к уроку. Наличие учебника, портфолио, тетради, дневника, ручки.
Дисциплина.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке самопознания! А чтобы этот день и урок оставались
радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям.
Дети по очереди говорят следующие фразы: «Я желаю себе быть вдумчивым на уроке, а всем друзьям
желаю хорошего урока!»
2.Позитивный настрой под музыку.
Говорят, что когда любовь приходит, в сердце расцветают цветы. Хотите почувствовать, как они
расцветают? Послушайте меня внимательно. Для этого нужно сесть удобно и сидеть тихотихо, и
тогда случится чудо. А чтобы не отвлекаться, можно закрыть глазки и только слушать: золотистый
солнечный луч, который входит в вашу голову, опускается ниже, согревает ваше горло и освещает
центр груди. Там находится ваше духовное сердце. В нем растет бутон цветка. От света и тепла
цветок раскрывает свои лепестки один за другим. Он чудесный, нежный и ароматный. Посмотрите
на него… А теперь представьте, что он раскрыл лепестки… И из него идет Свет Любви... Он
доходит до вашей мамы… до папы… до вашего друга, где бы вы сейчас не находились. До всех
людей во всем мире... А представляете, как было бы хорошо, если бы у всех людей распустились
такие прекрасные Цветы в сердце? Давайте будем заботиться об этих Цветах
3.Поговорим
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о родном доме, родных людях, семье.
А что такое родной дом? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).
Вывод:
Действительно, ребята, домэто очаг. Это начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не
остыло, и сохранилось в памяти и сердце каждого из нас на всю жизнь. Многие люди вспоминают о нем с
любовью и нежностью, вспоминают о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить,
любить Родину и все, что их окружает.
Проверка Д/З стенгазета «Моя семья»Подарок учителя Спасибо, ребята, за интересные стенгазеты. А сейчас вашему вниманию представлен
видеоролик «СЕМЬЯ»(дети в садике рассказывают , что такое семья)
4.Задание
В народных пословицах и поговорках хорошо сказано о том, что не так – то просто поддерживать семейный
очаг, семейное тепло.
Вставьте пропущенные слова и запишите в тетрадь пословицы:
В гостях хорошо, а дома ……(лучше)
Дом вести, не бородой …..(трясти)
Без хозяина дом …….(сирота)
Дом невелик, да лежать …….(не велит)
Дом построить – не шапку на голову ….. (надеть)
Домой придешь – хлеб – соль ….(найдешь)
Не красна изба углами, красна …….(пирогами)
Кто сеет ……., (мир) пожнёт счастье.
Без корня и …..(трава) не растет.
5. Мозговой штурм.
Каждому из нас хочется, чтобы его ждали. Ждали в дождь и пургу, зной и ветер, летним вечером и морозным
утром, в весенний полдень и осенней промозглой ночью. Каждому нужен, как воздух, уголок, где поймут и
простят, обогреют и накормят, помогут словом или делом, или просто помолчат в унисон, ведь иногда такое
молчание стоит дороже хорошего совета, а главное, ни при какой ситуации не предадут. И называется этот
уголок у каждого по разному, а по большому счету, у всех одинаково — дом,
родина, а живут в нем, как обычно, самые близкие и родные люди семья.
Ребята на ваших партах листы А4. Напишите ассоциации к слову семья (Работа в парах)
Чтение стихотворения.
Семья – людей святой оплот.
Надежду жить она дает,
Дает простор, дает тепло,
Проблемам и беде назло.
Семья дает поддержку нам,
Заботы делит пополам.
Семья счастливая, когда взрослые и дети с любовью и уважением относятся друг к другу, заботятся друг о
друге, умеют прощать и понимать, утешать и радоваться.
Любовь основа счастливой семьи.
6.Цитата урока
«Мир в семье – мир в государстве».
«Не нужен клад, если в семье лад».
7.Творческое групповое задание
Если бы я был идеальным ребенком……
Если бы я был идеальным родителем……
8.Упражнение «Продолжи предложение»
Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то, подумайте, чтобы вы могли им сказать, а
помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
— Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
— Я люблю, когда бабушка…
— Мои мама и папа для меня самые…
— Я люблю своих родителей за то, что…
— Я доверяю своим родителям…
— Я люблю своего дедушку за то, что…
— Я хочу своим родителям пожелать…— Свою семью я считаю…
— Моя мамочка для меня самая…
9.Чтение – притчи «Ладная семья».
Жила – была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была
особая – мир и лад в ней были нормой. Ни ссор, ни ругани.
До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он
в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям,
спокойно старикам. Удивился император. Решил узнать, как жители деревни сумели найти способ жить так
дружно.
Пришел он к убелённому сединами старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого
согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова: (напишите, пожалуйста три
слова, которые написал старик) «любовь», «прощение», «терпение». Но написал эти слова особенно: сто раз
было написано «любовь», сто раз «прощение», сто раз – «терпение». Прочтя три слова, император удивился:
И всё?
Да, ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, затем, подумав, добавил, и мира
тоже.
1.В чем смысл притчи?
2.Почему императора заинтересовала дружная семья старика?
3.В чем заключается секрет крепкой семьи?
Групповое пение «Гимн семье»
Домашнее задание: Придумать рецепт семейного счастья и записать в тетрадь.
Рефлексия:У каждого на столе лежат заготовки смайликов, учащимся предлагается дорисовать смайлик
своего настроения