Данный материал разработан по физике для учащихся 9 классов. Рассматриваются вопросы осоставе атомного ядра, понятие массового и зарядового числа, понятие озаряженных частицах протоне, электроне, нуклонах, формула для нахождения массового числа, составлены тестовые задания и вопросы на закрепление данного материала на данном урокеурок для учащихся 9 класса
Урок физики в 9 кл.docx
Урок физики в 9 классе
Тема: «Состав атомного ядра».
Цель урока: познакомить учащихся с протоннонейтронной моделью ядра,
научить обобщать и анализировать полученные знания, правильно излагать свои
мысли; способствовать развитию мышления, умению структурировать
информацию; воспитывать эмоциональноценностные отношения к миру.
Задачи урока:
обучающие:
дать понятие о составе атома и составе атомного ядра, электронной
оболочке атома;
научить определять состав атома;
рассмотреть состав, строение химических элементов.
развивающие:
раскрыть взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число,
состав, строение;
развивать ОУУН (составление акцентированного конспекта, умение
выделять главное, систематизация материала, умение характеризовать состав,
строение атома);
реализовать элементы программ развития мышления, внимания,
мотивации;
воспитательные:
формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к
другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Оборудование:
персональный компьютер; проектор;экран;
презентация в Power Point.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Для чего мы изучаем строение атома?
Каждый должен хотя бы в общих чертах представлять, как устроен мир, в
котором он живет.
Каждому важно знать, что мир познаваем, что по мере углубления знаний
картина мира усложняется.
Мир сложен
Он полон событий сомнений
И смелых догадок
Как чудо природы
Является гений
И в хаосе этом находит порядок. Эти гении – ученые, которые совершили величайшие открытия в области
строения атома.
Некоторые из них вам уже знакомы.
Сегодня мы продолжим знакомство с открытиями, сделанными в данной
области и проникать все глубже в тайну атома.
Вещество – молекула – атом что дальше?
2. Повторение изученного материала. (10 вопросов каждый
правильный ответ 1 балл). Отвечают самостоятельно, с последующей
фронтальной проверкой)
Атом главный персонаж всего окружающего нас материального мира.
Что вы о нем знаете?
3. Изучение нового материала
А что вы знаете о ядре атома? О протоне? О нейтроне?
Что мы хотим узнать на уроке?
Учащиеся формулируют цель урока
Что мы знаем?
Что хотим узнать?
Что узнали?
атом состоит…
заряд ядра атома
Атомное ядро
состоит….
Протон – это…
Нейтрон – это…
Изотоп – это…*.
равен…
число электронов в
атоме равно…
число протонов в
атоме равно…
число нейтронов в
атоме равно…
Характеристики
протона — заряд и масса
Открытие
нейтрона,
характеристики
нейтрона.
Протоннонейтронная
модель атомного ядра:
ядро атома любого
химического элемента
состоит из двух видов
элементарных частиц —
протонов и нейтронов.
Изотоп. Три изотопа
водорода.
Итак, тема урока: “Строение атомного ядра”.
Наша задача: научиться определять состав атома, состав ядра, знать
характеристики частиц, входящих в состав ядра.
Ученых неудержимо влекла тайна строения ядра. В 1919 г Резерфорд
сумел разрушить ядро. Это привело к открытию протона. Как это происходило?
Сообщение ученика «Открытие протона»
Учащиеся дают характеристику протона, использую сообщение и учебник.
(Фронтальная беседа)
Следующее великое открытие произошло в 1932 г. Сообщение ученика «Открытие нейтрона»
Учащиеся дают характеристику нейтрона, использую сообщение и
учебник. (Фронтальная беседа)
Рассказ учителя.
Открытие протона и нейтрона привело к созданию модели ядра.
Советский физик Иваненко и немецкий ученый Гейзенберг выдвинули
нейтронно – протонную теорию строения ядра. Протоны и нейтроны
удерживаются в ядре в результате сильного взаимодействия друг с другом.
Протоны и нейтроны называются нуклонами. Ядро атома обозначается ……
Зарядовое число ……. Массовое число…. .
Открытие строения атома и атомного ядра крупнейшие достижения
физики.
Подумать только: все что нас окружает, построено из элементарных
частиц всегонавсего трех сортов – протонов, электронов, нейтронов.
Таким образом, ядерная физика существенно упростила картину
устройства мира и в течение некоторого времени казалось, что в физике царит
благополучие.
Однако глубокое изучение свойств ядер, протонов, нейтронов, электронов
привело к открытию более элементарных частиц.
1963 Гелл Манн и Цвейг выдвинули гипотезу согласно которой протоны и
нейтроны состоят из фундаментальных частиц кварков. Что дальше?
4. Закрепление новых знаний.
Обобщим знания о строение атома и ядра. По данному плану нужно дать
характеристику атома и ядра химическим элементам. (Работаем с моделью
Периодической системы)
5. Проверка усвоения нового материала.
Тестовые задания с последующей самопроверкой и обсуждением
вопросов, на которые сделаны ошибки. (Каждый вопрос – 1 балл).
Тестовые задания
1.В состав ядра входят:
А) только протоны
Б) нуклоны
В) протоны и электроны
Г) нейтроны и электроны
2.Какой заряд имеет ядро?
А) положительный
Б) отрицательный
В) не имеет заряда
3. Что характеризует массовое число ядра?
А) положение атома в системе элементов
Б) число протонов В) число нуклонов
4. Что характеризует зарядовое число ядра?
А) число нейтронов
Б) число протонов
В) число нуклонов
5. Определить сколько протонов и нейтронов в ядре атома бериллия.
Вопросы: 1.Какой заряд имеет альфа частица, бетачастица?
2.что называют альфа излучением?
3.Модель атома Томсона.
4. Модель атома Резерфорда.
5.Радиоактивность это…
6.Какие факты и явления подтверждают сложное строение атома и
существование электронов?
7.Атом это…
8.Законы сохранения массового числа и заряда при радиоактивных
превращениях.
9.Протон это…
10.Чему равна масса электрона.
6. Подведение итогов.
Итак, что мы хотели узнать на уроке, что узнали? Обобщение в ходе
фронтальной беседы (Обобщение –таблица)
Физика наука о природе показывает нам как велик мир в котором мы
живем, но этот мир познаваем а значит физика дает человеку необыкновенную
силу.
Учащиеся выставляют себе оценки за урок. (Количество баллов,
полученных вначале урока и количество баллов в конце урока)
2019 б –«5», 1817 б – «4», 1614 б –«3», 13 и меньше –«2»
Домашнее задание § 59,60,61 упр 45
Литература
1. Физика –9 кл. А. В.Перышкин ,Е. М. Гутник Москва:,Дрофа,2003г.
2. Первое сентября. Приложение «Физика»
3. Интернет – ресурсы:
4. images.yandex.ru›портреты учёных физиков
5. classno.ru›phis.php?id=1
6. enter3006.narod.ru›ucheniefiziki/
http://www.allfizika.com/article/index.php?id_article=13
7. nsportal.ru›Школа›Физика›…atomaiatomnogoyadra
Учитель физики МБОУ УСОШ №3 Непомнящая Раиса Валерьевна. Подпись _________
Директор школы:
Минакова Светлана Анатольевна Подпись _________
МП
Урок по теме: " Состав атомного ядра"
Урок по теме: " Состав атомного ядра"
Урок по теме: " Состав атомного ядра"
Урок по теме: " Состав атомного ядра"
Урок по теме: " Состав атомного ядра"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.