Урок по теме "Одноатомные спирты. Этиловый спирт" 20.12. 10а
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке при
изучении одноатомных спиртов (получение, свойства, применение).
ЗАДАЧИ:
Обучающая:
формировать представление о получении, физических и химических свойствах одноатомных насыщенных спиртов на примере
этанола (реакции водорода гидроксильной и алкильной групп с активными металлами, галогеноводородами, окисление,
горение).
Развивающая:
развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, составлению уравнений химических реакций,
характеризующих свойства органических веществ;
Воспитывающая:
воспитание трудолюбия, усидчивости, развития памяти, внимания, логического мышления, толерантности, рефлексии;
способствовать формированию понимания того, что существуют ситуации, когда необходим самоконтроль для достижения
позитивного результата.
Тип урока: урок новых знаний
Форма: индивидуальная, работа в парах.
Технология: модульная
Оборудование: компьютер, проектор, презентация “Получение, свойства, применение одноатомных предельных спиртов”.
Раздаточный материал:
опорный конспект,
технологическая карта урока,
тематическая карта “Кислородосодержащие. Одноатомные спирты”,
лист доверияоценивания,
приложения к УЭ: Приложение 1, Приложение 2, Презентация к уроку
ХОД УРОКА
№
УЭ
Познавательная часть модуля
Деятельность учащихся
УЭ
0
УЭ
1
Организационный момент: (подготовка учащихся к уроку, обеспечение благоприятной
обстановки, определение целей урока, создание мотивации учебной деятельности).
Интегрирующая цель.
В результате изучения содержания модуля вы:
Узнаете о физических и химических свойствах одноатомных спиртов (на примере этилового
спирта), некоторых способах получения этилового спирта.
Углубите представление о применении этилового спирта. Научитесь писать уравнения реакций,
характеризующие химические свойства одноатомных предельных спиртов (на примере этилового
спирта).
Будете иметь возможность самостоятельно пополнять и систематизировать свои знания,
пользоваться учебником, опорным конспектом, пользоваться приемами сравнения, обобщения и
делать выводы.
Сегодня на уроке вы сможете, сами оценить свои знания, получить несколько оценок, выразить
собственное мнение.
Актуализация знаний
Цель: Актуализация и проверка знаний по ранее изученному материалу (общая формула, строение,
номенклатура одноатомных предельных спиртов).
1. Спирты относятся к органическим соединениям:
а) азотосодержащим
б) кислородосодержащим
Функциональной группой спиртов является:
а) гидроксильная группа ОН
б) карбонильная группа С=О
Общая формула одноатомных спиртов:
а) СnH2n+1 OH
б) CnH2nOH
Молярная масса этилового спирта:
а) 46 г/моль
б) 56 г/моль.
5. Формула гексанол2:
Внимательно прочитайте цель
урока.
Откройте тетрадь, запишите
число и тему урока.
Ответьте письменно на
вопросы.
Работайте индивидуально в
тетради.
За каждый правильный ответ–1
балл. Ответы для проверки
задания возьмите у учителя.
Изучение нового материала
УЭ
2
Работайте индивидуально, в
тетрадиПознавательная часть модуля
№
УЭ
Деятельность учащихся
Получение этилового спирта (слайд 2)
Цель: самостоятельно изучить способы получения одноатомных предельных спиртов (на примере
этилового спирта).
Изучите материал § 21, стр. 8384. Выпишите в тетрадь способы получения этилового спирта
(уравнения реакций гидратации этилена и сбраживания сахаристых веществ (глюкоза)).
УЭ
3
Изучение нового материала
Физические свойства этилового спирта (слайд 3, 4, 5)
Цель: изучить физические свойства одноатомных предельных спиртов (на примере этилового
спирта).
Самостоятельно познакомьтесь с материалом учебника параграф 21 стр.84 и заполните таблицу.
Физические характеристики спиртов Этиловый спирт
Цвет
Запах
Агрегатное состояние
Физиологическое действие
Т кип.
в
Работайте самостоятельно
тетради.
При выполнении задания
пользуйтесь опорным
конспектом.
За каждую правильную
характеристику – 1 балл
Ответы для проверки задания
возьмите у учителя.
УЭ
4
Изучение нового материала
Химические свойства этилового спирта (слайд 610)
Цель: выяснить химические свойства этилового спирта, научиться писать соответствующие
уравнения реакций.
Химические свойства одноатомных спиртов (на примере этилового спирта).
Изучите материал параграф 21, стр. 8586, выпишите в тетрадь химические свойства этилового
спирта, заполняя таблицу:
№ п\п Название свойства
Уравнения реакций
Продукты реакции
1
2
3
4
Взаимодействие со
щелочными металлами
2C2H5OH + 2Na —>
этанол
Реакция с
галогеноводородом
C2H5OH + HCl —>
этанол
Окисление (качественная
реакция на спирты)
C2H5OH + СuO —>
этанол
Горение
C2H5OH + 3O2—>
этанол
Работайте индивидуально, в
тетради. При работе
используйте опорный конспект.
За каждую правильную
реакцию – 1 балл
Ответы для проверки задания
возьмите у учителя.
*За дополнительное задание – 2
балла за каждое уравнение.
Ответы для проверки возьмите
у учителя.
УЭ
5
УЭ
6
*Дополнительное задание – выполняется по желанию в зависимости от понимания материала и
готовности написать самостоятельно.
Напишите уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с:
а) калием
б) бромоводородом
Изучение нового материала
Применение этилового спирта (слайд 11)
Цель: определить основные области применения этилового спирта.
Применение спиртов. Прочитайте на стр. 86, § 21. и выпишите в тетрадь (в виде схемы) основные
области применения этилового спирта.
Работайте в
тетради индивидуально.
Проверка усвоенного материала
Цель: определить степень усвоения знаний по теме урока.
Выполните предложенные задания и ответьте на вопросы.
Этанол это...
а) газ без запаха
б) жидкость без запаха
в) жидкость с запахом
2. Этиловый спирт можно получить из:
а) этилена
б) синтетического каучука
в) бензола
а
Работайте в тетради, в парах,
затемответы для проверки
задания возьмите у учителя.
За каждый правильный ответ
1 балл.Познавательная часть модуля
№
УЭ
Деятельность учащихся
Работу по тематической карте
выполняйте индивидуальнов
тетради. При необходимости
используйте материал учебника
и опорный конспект.
За каждый правильный ответ
1 балл.
11 баллов“5”
810 баллов“4”
57 баллов“3”
*За выполнение
тематической карты
дополнительная оценка за
урок.
УЭ
7
УЭ
8
3. Какие продукты получаются при окислении этилового спирта:
а) ацетальдегид
б) диэтиловый эфир
в) хлорметан
4. Может ли этиловый спирт одновременно подвергаться реакциям дегидратации (отщепление
воды) и дегидрированию (отщепление водорода):
а) нет
б) да
в) только дегидрированию.
5. Этиловый спирт применяют для производства:
а) формальдегида
б) синтетических каучуков
в) антикоррозийной смазки
* Проверка усвоенного материала (по желанию учащегося)
Цель: проверить и закрепить уровень усвоения изученного материала.
ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА
Кислородосодержащие. Одноатомные спирты.
Ответьте на предложенные вопросы, посмотрев возможные ответы в скобках, выберите
подходящие (их может быть один или несколько). Если вы не уверены в ответах,
проверьте по учебнику.
1) Общая формула спиртов (СnH2n+1OH; СnH2n2OH; CnH2n)?
2) Гидроксильная группа – ОН является функциональной группой (алкинов, альдегидов,
спиртов)?
3) В состав спиртов кроме углерода и водорода входит (кислород, сера, азот)?
4) Какая из формул отображает этиловый спирт (СН3СН2ОН; СН3СН2СН3; СН3СН2СН2
СН3)?
5) Этанол можно получить (гидратацией этилена, при взаимодействии карбида кальция с
водой, выделением из древесины)?
6) Молярная масса этанола:
М (С2Н5ОН)=46 г/моль;
М (С2Н5ОН)=124 г/моль;
М (С2Н5ОН)=49г/моль.
7) Все одноатомные спирты находятся в жидком агрегатном состоянии (Да, Нет).
8) Одноатомные первичные спирты легко окисляются с образованием (диэтилового эфира,
альдегидов, метилхлорида)?
9) Одноатомные спирты реагируют с металлами (натрием, железом, алюминием)?
10) Алкоголь пагубно влияет на пищеварительный тракт (да, нет)?
11) Метанол используют для производства (бензина, формальдегида, в качестве растворителя
лаков и красок)?
Рефлексия собственной деятельности
Цель: развитие рефлексивных и коммуникативных умений учащихся.
ЛИСТ ДОВЕРИЯОЦЕНИВАНИЯ
Вернитесь к цели УЭ0, достиг ли я её (ДА, НЕТ)? Готов ли я применять эти знания при изучении
новой темы (ДА, НЕТ)?
Интересно ли мне было на уроке (интересно, очень, не очень, так себе, свое мнение)?
___________________
Какие трудности я испытывал при выполнении заданий?
___________________
При выполнении данной работы я помогал другим, мне помогали другие, мне помогал учитель,
работал индивидуально.
Как я оцениваю полученные сегодня знания (глубоко, осознанно, предстоит осознать,
неосознанно)?
Какое качество я сегодня в себе воспитал?
___________________
Оцените свою работу на уроке:
Если вы набрали за урок от:
23 балла – оценка “5”. Молодец!
18 до 19 баллов – оценка “4”. Тоже неплохо.
15 до 17 баллов – “3”. Повторите материал параграфы 20,21.
менее 15 баллов – к сожалению, вы не усвоили материал этого раздела. Приложите все усилия для
ликвидации пробелов в знаниях.
Поставьте себе оценку за урок!
За тематическую карту (УЭ7) – вторая оценка за урок.
УЭ1Познавательная часть модуля
№
УЭ
УЭ3
УЭ4
УЭ6
Всего баллов
Деятельность учащихся