Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Оценка 5

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Оценка 5
Презентации учебные
docx
русская литература
5 кл—11 кл +1
05.04.2018
Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Мой урок. Жилин и Костылин (Автосохраненный).docx
Урок по теме: «Жилин и Костылин – разные судьбы» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Цели урока: Образовательная:  обобщить   и   систематизировать   материал   по   рассказу   Л.Н.   Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев; Развивающая: развивать навыки сопоставительной характеристики героев; Воспитательная: воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа. Задачи урока: Образовательные:  формирование   представления   о   понятии   «герой»,   сопоставление «героев». Развивающие:  формирование навыков познавательной и исследовательской деятельности, умения   наблюдать,   делать   самостоятельные   выводы;   развивать   коммуникативные   способности детей, проводить сопоставительный анализ. Воспитательные:  привитие любви к родине и природе в тесной взаимосвязи с музыкой, искусством. Планируемые результаты: Предметные    :  осмысление   содержания   рассказа   Л.Н.   Толстого   «Кавказский   пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа. Метапредметные:  приобщение   к   самостоятельной   исследовательской   и   творческой деятельности;   развитие   навыков   анализа   художественного   произведения,   умение   создавать обобщения; Личностные    :  воспитание   духовно­нравственной   личности,   самоопределение,   обучение культуре речевого общения.  Конспект урока I. Организационный момент (Знакомство с детьми, проверка готовности к уроку: учебник,  дневник, пенал) Видеоролик о мире (СЛАЙД 1)  Актуализация знаний II.             Появляется игрушка. (СЛАЙД 2) Игрушка: Ой! Куда это я попал? Дети: на урок литературы в 5 классе. Игрушка: 1. Чей это портрет? (СЛАЙД 3) 1 Дети отвечают. (Портрет писателя Л. Толстого) 2.Какое произведение этого автора вы изучаете? (СЛАЙД 4) (рассказ «Кавказский пленник») 3.Где происходят события? (СЛАЙД 5) (на Кавказе). Кавказ – горная территория, входящая в состав России, самый многонациональный район,  здесь проживают народы многих национальностей: аварцы, чеченцы, татары, ногайцы и многие  другие народы. Противоречия между народами, живущими на территории Кавказа, приводили и  продолжают приводить и сегодня к конфликтам между ними. Выражение «горячая точка»  относится именно к Кавказу. 4. Как эти события описывает автор? (СЛАЙД 6) (Война) Откройте учебник на странице 232. На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости – татары или убьют, или уведут в горы. И было   заведено,   что   два   раза   в   неделю   из   крепости   в   крепость   ходили   провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ. Игрушка: (портреты Жилина и Костылина) (СЛАЙД 7)  Кто это? Как их зовут? (Жилин и Костылин)  Какие они? ()  Что с ними случилось? (попали в плен) III. Формулировка задач урока. Учитель: (СЛАЙД 8) ­Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (Наша задача ­ составить характеристику героев, выделить главную мысль произведения). IV. Постановка проблемного вопроса. Игрушка: (СЛАЙД 9) 1. Я не понял, почему рассказ назван «Кавказский пленник», когда два героя попали в  плен?  Дети: да Учитель: Постараемся ответить на этот вопрос к концу урока.    Инсценирование фрагмента рассказа «Кавказский пленник» V.          Учитель: А сейчас нам разыграют одну сцену из рассказа «Кавказский пленник». (СЛАЙД 10) См. Приложение 1 (Дети ставят сценку) VI.              Составление характеристики. Работа с текстом. Учитель: У вас на партах лежат карточки. Возьмите их. Сейчас вы самостоятельно их заполните следующим образом: 1­й ряд готовит по Жилину, 2­й – по Костылину. 2. Для того, чтобы нам сопоставить героев, воспользуемся табличкой. (СЛАЙД 11) 2 Жилин Костылин 1. Как ведут себя герои в  момент пленения? 2. Место жительства героев в  плену 3. Чем питались пленные? 4. Чем занимались во время  плена? 5. Какие черты характера  отличают героев? (при захвате татарами, в  плену, при побеге) (стр. 248­252) 6. Внешность героев (стр. 234) VII. Физминутка (микс­фриз­групп) (СЛАЙД 12) (стр. 248­252) (стр. 233) Учитель:  Сейчас   положите   ручки.   Мы   немного   отдохнем.   Вы   выходите   в   центр   класса   и свободно перемещаетесь, пока звучит музыка. Как только она закончится, вы должны ответить на вопрос, взявшись за руки с близстоящим в таком количестве, сколько будет в ответе на вопрос. VIII.              Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция  Продолжение работы с текстом (ол­райт­релли­робин) Учитель: а теперь продолжаем урок. 7. Что общего у героев? (СЛАЙД 13) Жилин и Костылин – дворяне, офицеры русской армии, служат на Кавказе, оба  отправляются в отпуск, оба попадают в плен. Учитель:   . Как ведут себя герои в момент пленения? (СЛАЙД 14) Сравнивая   героев   в  критической   ситуации,   Лев   Толстой   подчёркивает   храбрость   и   мужество Жилина.   Он   восхищается   Жилиным,   видит   в   нём   настоящего   русского   офицера,   умеющего постоять за свою честь.  Костылин  совершает   предательский   поступок   –   оставляет   Жилина   без   ружья,   не   оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.    Почему Костылин просит прислать за него выкуп, не торгуясь, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло? Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного. Он надеется на свои силы, активно ищет выхода, проявляет смелость: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!»    3 Костылин соглашается на выкуп в 5 тысяч, не торгуется, он уверен, что родственники обязаны его   выкупить,   не   хочет   ничего   предпринимать,   не   борется,   пассивно   подчиняется обстоятельствам. Учитель: ­ О каких чертах характера Жилина это говорит?  (Заботливый, любящий сын.) ­ Зачем же Жилин торгуется с татарами, заведомо зная, что письмо не дойдет? Не все ли равно, какую сумму ему просить? (Решает,”c ними, что робеть, то хуже”) ­ Какое чувство у татар вызывает такое поведение героев? (Жилин вызывает к себе симпатию врагов, он им нравится, о Жилине говорят “джигит”.  Костылина же называют «смирный») 8. Где жили герои? (в сарае) (СЛАЙД 15) 9. Чем они питались? (СЛАЙД 16) (хлеб пресный или сырое тесто и вода. Жилин – молоко и кусок баранины, лепешки) 10. Чем герои занимались в плену? (СЛАЙД 17) Жилин  на всякое рукоделье мастер был. Он что­нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев.  Мастерит игрушечную карусель.  Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык. Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.  По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. Учитель: 11. Как ведут себя герои во время первого побега?  Жилин, не смотря на раны, идет бойко. Костылин же всю дорогу ноет, даже когда его несет  Жилин. 12. Как ведут себя во время второго? Костылин даже не пытается. СЛАЙДЫ 18­19 13.Чем закончилась повесть? Удалось Жилину бежать? И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч.  Еле живого привезли. Учитель: Таблица  4 Жилин Костылин 1. Как ведут себя герои в  момент пленения? Ведет себя как настоящий офицер.  Он смел и отважен. Испугался и предал  товарища. 2. Место жительства  героев в плену 3. Чем питались  пленные? 4. Чем занимались во  время плена? 5. Какие черты характера отличают героев?  (при захвате татарами, в  плену, при побеге) горный татарский аул, сарай  Лепешка из просяной  муки или  тесто сырое да вода; молоко,  сырные лепешки, кусок баранины. Писем не писал, все высматривал,  выпытывал, как ему устроить побег рукодельничал: лепил кукол; плел  корзинки из прутьев; мастерил  игрушечную карусель на диво  всему аулу; чинил оружие, часы;  учился понимать татарский язык. Деятельный человек. В трудной  ситуации не теряет силы духа. Все  старания прилагает к тому, чтобы  выбраться из аула, совершить  побег. Все его поступки и дела  подчинены одной цели ­  освобождению.  6. Внешность героев Невелик ростом, а удал был. горный татарский аул,  сарай  Только лепешка, либо  тесто сырое и вода. Пассивен, ленив,  бездеятелен, не умеет  приспособиться к  ситуации. Пассивен, ленив,  бездеятелен, скучал, ждал,  когда пришлют деньги; не  умеет приспособиться к  ситуации.  Мужчина грузный,  толстый, весь красный, а  пот с него так и льёт. IX.               Обобщение и систематизация знаний  Подведение итогов Игрушка: (СЛАЙД 20) А почему у героев такие фамилии? (ответы учеников) Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так  говорят о выносливом, крепком человеке.  Жилин = действие. Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия  характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре. Костылин = бездействие Игрушка: А я так и не понял, почему рассказ называется «Кавказский пленник»? (СЛАЙД 21) Вывод учителя: Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба зависит во многом от нашего поведения. Война испытывает 5 людей. Для многих война ­ испытание на прочность, выносливость, человечность. Здесь люди в пограничной   ситуации,   их   дальнейшая   судьба   зависит   от   них:   действовать   или   безразлично умереть? Люди, сильные духом, ответственные за всех, имеющие человеческое достоинство, в таких ситуациях умеют принимать правильное решение. Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в  заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду? (СЛАЙД 22) (Дети отвечают) Речь идёт о Жилине. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть  свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет  смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к  окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до  читателей автор. Костылин не проявляет каких­либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться  из плена, хотя ему тоже хочется вырваться на свободу. X. Рефлексия (СЛАЙД 23) (конэрс) 1) Конерс: Сейчас я вас попрошу выбрать угол Жилина либо угол Костылина. (выходят). Объясни свой выбор. (2­3 чел.) 2) Сейчас я попрошу выбрать героя, который вам понравился больше. Почему? Почему его выбрал сосед? 3) Вопросы:  Что для каждого из вас на уроке явилось открытием?   Какие задания вызвали трудность?   Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока, и какую оценку поставили бы себе? (Устно, с возможными пояснениями)  XI. Оценка (СЛАЙД 24) У вас на партах есть карты оценки. Воспользуйтесь ими, чтобы оценить работу соседа. XII.  Домашнее задание (СЛАЙД 25) Учитель: Дома вам предстоит составить устное сочинение на одну из предложенных тем на стр. 260  раздела «Совершенствуем свою речь». XIII. Отзыв (СЛАЙД 26) Перед уходом я прошу вас подойти к моему столу и выбрать квадрат с тем цветом, которым вы бы оценили наш урок.  Всем спасибо. До свидания. (СЛАЙД 27) 6 Фрагмент 1 Приложение 1 Актеры: Кази-Мугамет, Абдул-Мурат, Переводчик, Жилин. Татары сложили руки, сели на коленки, подули во все стороны и молитвы прочли. Поговорили по-своему. Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски. Переводчик: Тебя взял Кази-Мугамет (показывает на красного татарина) и отдал тебя Абдул-Мурату (показывает на черноватого) Абдул-Мурат теперь твой хозяин. Жилин молчит. Заговорил Абдул-Мурат и всё показывает на Жилина, и смеётся, и приговаривает: Абдул-Мурат: Солдат, урус, корошо, урус. Переводчик: Он тебе велит домой письмо писать, чтобы за тебя выкуп прислали. Как пришлют деньги, он тебя пустит. Жилин (подумал и говорит): А много ли он хочет выкупа? Поговорили татары; переводчик и говорит: Переводчик: Три тысячи монет. Жилин: Нет я этого заплатить не могу. Вскочил Абдул, начал руками махать, что-то говорит Жилину - всё думает, что он поймёт. Переводчик: Сколько же ты дашь? Жилин (подумал и говорит): Пятьсот рублей. Тут татары заговорили часто, все вдруг. Начал Абдул кричать на красного, залопотал так, что слюни изо рта брызжут. А Кази-Мугамет только жмурится да языком пощёлкивает. Переводчик: Хозяину выкупа мало пятьсот рублей. Он сам за тебя двести рублей заплатил. Ему Кази-Мугамет был должен. Он тебя за долг взял. Три тысячи рублей, меньше нельзя пустить. А не напишешь, в яму посадят, наказывать будут плетью. 7 Жилин (думает. Реплика произносится в сторону): Эх, с ними что робеть, то хуже Жилин Вскочил на ноги и говорит татарам: А ты ему, собаке, скажи, что, если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак. Пересказал переводчик, опять заговорили все вдруг. Долго лопотали, вскочил Абдул-Мурат, подошёл к Жилину. Абдул-Мурат: Урус, - говорит, - джигит, джигит урус! Переводчик: Тысячу рублей дай. Жилин (категорично): Больше пятисот рублей не дам. А убьёте - ничего не возьмёте. Абдул (Подскочил, треплет по плечу): Твоя хорош, моя хорош! Написал Жилин письмо, а на письме не так написал - чтобы не дошло. Жилин (в сторону): Все равно я уйду. 8 «Жилин и Костылин» Жилин Костылин Приложение 2 1. Как ведут себя герои  в момент пленения? 2. Место жительства  героев в плену 3. Чем питались  пленные? 4. Чем занимались во  время плена? 5. Какие черты  характера отличают  героев? (при захвате татарами, в  плену, при побеге) 6. Внешность героев (стр. 248­252) (стр. 248­252) (стр. 234) (стр. 233) 9 ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ ФИО: _____________________________ 10

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Урок по теме: "Жилин и Костылин - разные судьбы" по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018