Муниципальное образовательное учреждение «Горельская средняя
общеобразовательная школа Тамбовского района Тамбовской области
Система оценивания результатов обучения учащихся на
уроках русского языка в условиях введения требований нового
Федерального государственного образовательного стандарта
(Из опыта работы)
Автор: Т.М. Инякина, учитель высшей категории,
почётный работник общего образования
Тамбов
2017 Мы живём в эпоху стремительных перемен. Система образования
модернизуется, меняется её содержание, поэтому переход на стандарты
второго поколения требует от нас нового подхода к системе оценивания
успешности обучающихся, которая выступает теперь как самостоятельный
элемент содержания, повышающий эффективность урока.
Если раньше традиционно перед школой ставилась задача дать
ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, то в настоящее
время цель образования − развитие функционально грамотной личности,
способной осваивать потоки новой информации и новые виды деятельности,
умеющей учиться, общаться, решать возникающие проблемы и, как следствие,
быть успешной [1]. Поэтому отличие новых стандартов заключается именно
в том, что целью школьного обучения является не предметный, а личностный
результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие
с ней изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования встаёт
вопрос о том, как строить обучение русскому языку в новых условиях. На эти
и другие вопросы я нашла ответ в Примерной программе по русскому языку
для основной школы, которая составлена на основе Фундаментального ядра
содержания общего образования и Требований к результатам основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней
также учитываются основные идеи и положения Программы развития
и формирования универсальных учебных действий для общего образования,
преемственность с примерными программами для среднего общего
образования. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012
года сказано: «Общее образование — вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных
общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование
компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного
выбора профессии и получения профессионального образования» [2].
В соответствии с новыми Федеральными государственными
образовательными стандартами урок в школе меняет структуру,
переформировываясь в занятие,
деятельностного подхода.
выстроенное в логике системно
Эти особенности ФГОС требуют внесения
изменений во все компоненты учебного процесса, в том числе и в систему
оценивания.
Пятибалльная система в том виде, в котором она существует сегодня,
противоречит требованиям к системе оценки, предъявляемым Стандартом:
• отметка выставляется за урок, а не за достигнутый результат;
• не оценивается динамика (за четверть выводится средний балл, который
включает и первоначальный, и итоговый уровень освоения предметного
содержания);
• выставляет отметку учитель, отметка часто субъективна, в этих
условиях не происходит формирования универсальных учебных действий.
Широкое применение личностноориентированного подхода в обучении
демонстрирует ограниченность нормативной системы оценивания и
закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая позволила бы
ученику стать активной стороной не только процесса обучения, но и
оценивания результатов своего обучения. При этом должны быть
сформулированы
следующие
принципы
оценивания:
оценивание может быть только критериальным. Основными критериями
оценивания выступают планируемые результаты, соответствующие учебным
целям;
оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности
ученика, но не его личные качества;
критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и
педагогам, и учащимся;
система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся
включались в контрольнооценочную деятельность, приобретая навыки и
привычку к самооценке. [4 ]
Федеральные государственные образовательные стандарты основного
общего образования предусматривают комплексный подход к оценке и
использование разнообразных методов и форм оценивания. Основной акцент
делается на оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в
процессе освоения основной общеобразовательной программы основного
общего образования по русскому языку. В новой системе оценивания
предлагаются следующие уровни достижения планируемых результатов.
Базовый уровень достижений – решение простой типовой задачи,
подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить
сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы,
что необходимо всем. Овладение базовым уровнем является достаточным для
продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по
профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует
оценка «удовлетворительно» (или отметка «3»).
Повышенный уровень достижений – это превышение базового уровня.
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по
новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в
Повышенный уровень достижения
новой,
непривычной ситуации.
планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»),
Высокий уровень достижений планируемых результатов, оценка
«отлично» (отметка «5»). Решение «сверхзадачи» по неизученному материалу,
когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо
самостоятельно усвоенные
уровень
новые
демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным
умения.
Этот темам сверх школьных требований. Ученик умеет добывать знания, умеет
преподносить материал.
В своей практике при оценивании индивидуальных достижений детей
инофонов часто использую уровни ниже базового: пониженный и низкий,
потому что они владеют русским языком только на уровне бытовом:
Пониженный уровень достижений оценка «неудовлетворительно»
(отметка «2»). Нет достижения базового уровня. Пониженный уровень
достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой
подготовки, о том, что учащимся не освоено даже и половины планируемых
результатов, которые осваивает большинство обучающихся; о том, что
имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено.
Ученик пробует выполнять задания, но допускает ошибки.
Низкий уровень достижений оценка «плохо» (отметка «1»)
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о
наличии только отдельных отрывочных фрагментарных знаний по предмету,
дальнейшее обучение практически невозможно. Нет мотивации к обучению.
Ученик выполняет задание, но неправильно.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ
При критериальном оценивании образовательный процесс строится
таким образом, чтобы у обучающегося формировалась оценка самого себя,
своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, то есть
самооценка. Смысл данной работы — сформировать у детей способность
понимать и выбирать критерии оценивания, давать содержательную оценку
тому или иному способу действий и полученному результату, уметь оценивать
пользуясь разными шкалами.
себя,
Самооценка ребенка должна
предшествовать оценке учителя, лишь тогда можно воспитать относительно
адекватную самооценку.
Условно разделим традиционный результат обучения в школе, наши
знаменитые ЗУНы, на три части. В одной окажутся только знания, которые
приобрёл школьник за все годы учёбы; в школе; в другой – только умения, которыми он овладел; в третьей – только навыки, которые у него
сформировались. Знания будем оценивать по некоему критерию А, умения –
по критерию Б, а навыки – по критерию С.
Критерий представляется как цель, как ожидаемый результат
образования, а оценивание по любому критерию – это определение степени
приближения ученика к данной цели. Кроме того, в каждой предметной
области есть и другие цели обучения, которые также могут стать критериями
(например критерий Dнавыки презентации, словесного и материального
оформления и представления какой –либо работы) и т.д.
Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся
положительные эмоции к учебному процессу. (Таблицы в приложении 2)
Оценочный лист
Стоит отметить, что оценочный лист — довольно оперативная форма
контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях
школьника в виде таблицы, к которой заранее сформированы критерии.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений,
формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их
сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные
листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их
оценку учителем. Оценочный лист служит способом фиксации оценок по
работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или
после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После
проверки работы я выставляю свою оценку. (См. приложение 1).
Таким образом, оценочный лист помогает сформировать
у детей способность понимать и выбирать критерии оценивания, давать
содержательную оценку тому или иному способу действий и полученному
результату, уметь оценивать себя, пользуясь разными шкалами.
Оценочный лист по теме Таблица 1
«Правописание гласных в корне слова» Фамилия, имя _____________________ Класс __5_______
Критерии
Орфограмм
ы
Самооценк
а
Оценка
учителя
Итогова
я
Умение
находить
орфограмму в корне
слова
Умение
выделять
графически
Безударные
гласные,
проверяемые
ударением
Умение
находить
орфограмму в корне
слова
Умение
выделять
графически
Умение
находить
орфограмму в корне
слова
Умение
выделять орфограмму
графически
Умение
находить
орфограмму в корне
слова
Умение
выделять орфограмму
графически
Умение
находить
орфограмму в корне
слова
Умение
выделять орфограмму
графически
Непроизносим
ые
согласные
Чередующие
гласные
корне слова
в
Буквы О Ё
после шипящих
и Ц
Буквы И и Ы
после Ц
Упражнение 1
Выпишите данные слова в два столбика. В первый столбик слова с
непроверяемыми безударными гласными в корне слова, во второй столбик
слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова, рядом с
ними напиши проверочные слова и обозначь орфограмму. Болото, садовник, зимовать, декабрь, левша, квартира,
зайчонок, повар, орех. пятёрка, грибник, ужин, солома.
Из слов в скобках выбери одно или два проверочных слова.
С...сна ( сосновый, сосенка, сосны )
ш...рокий ( шире, широко, ширь )
зв...зда ( звездочет, звёздочка, звёздный )
з...лёные ( зеленеть, зелень, зелёнка )
х...лода ( холодный, холод, холодильник )
г...лова ( головушка, головы, головка )
л...нейка линейный, линия, разлинованный
Упражнение 2
1.Вставить пропущенные буквы, обозначить условия выбора орфограммы.
а) Предл…гатъ усилия, распол.житься на ночлег, прил…гать усилия,
изл...гать точку зрения, сл…гать стихи. б) Р...стительный мир, постепенно
разр…стаются, зар…сли тростника, выр…щенные овощи, отр…сль
экономики. в) Дог...рать в облаках, заг…релый юноша, ог...рок свечи, сг…
рсвший куст, обг…реть на солнце. д) Оз…рять лес, утренняя з…ря, сверкают
з…рницы, оз…рённый солнцем.
Задача учителя на протяжении всего этапа обучения контролировать
достижение учащимися планируемых ими результатов. Каждый элемент
планируемого результата подкрепляется заданиями, с помощью которых
можно оценить, достиг ли обучающийся заданного результата или нет. При
этом важно оценить, может ли обучающийся применить освоенное знание или
умение в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на
уроках, или он способен применить это знание и умение в новой ситуации.
Данная информация является основой для эффективной организации
учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также
определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их
образовательных траекторий. ОЦЕНКА ПРОМЕЖУТОЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
В соответствии с новым стандартом систему оценки образовательных
достижений школьников четко нужно привязывать к планируемым
результатам. И при оценке личностных результатов диагностируется
сформированность внутренней позиции школьника, которая проявляется
в эмоциональноценностных отношениях к себе и окружающему миру. Я
считаю, что в повседневном образовательном процессе оценка личностных
результатов необходима [8]. Мы не можем оставить без внимания и оценки
нравственные или, наоборот, безнравственные суждения, поступки школьника
(особенно на уроках литературы). Оценка (но не отметка) проявляется
в словесной характеристике. В процессе оценивания ученик становится
в позицию нравственного выбора в той или иной ситуации [14].
При этом следует помнить, что такая оценка должна проходить «в
форме, не представляющей угрозу личности, психологической безопасности
и эмоциональному статусу учащихся». Основным объектом оценки
метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных действий, таких как:
способность принимать и сохранять учебную цель, умение осуществлять
информационный поиск и др. На уроках можно проверить и такие
компетенции, которые трудно (или невозможно) проверить в ходе
стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, такие умения,
как: взаимодействие с партнером, стремление учитывать и координировать
различные мнения и позиции в сотрудничестве и др.
В рамках ФГОС каждый урок русского языка должен включать
формирование тех или иных УУД. Соответственно, должна осуществляться
оценка достижений школьников в этой области. В настоящее время, именно
УУД становятся основным объектом оценки как в процессе внутренней, так
и итоговой проверки образовательных результатов [9]. Предметные
результаты, кроме некоторых личностных компетенций, содержат предметные знания и систему формируемых предметных действий. В системе предметных
знаний выделяют опорные знания (знания, освоение которых необходимо для
текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие,
расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие
пропедевтикой для последующего изучения курса.
Однако при оценке предметных результатов основную ценность
представляют не собственно знания и способность воспроизводить их
в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания
при решении учебнопознавательных и учебнопрактических задач.
Иными словами, объектом оценки являются не столько знания, сколько
действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В основе многих предметных действий лежат универсальные действия,
и прежде всего познавательные: использование знаковосимволических
средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов.
По традиционной системе оценивания образовательных достижений далеко не
всегда принималась во внимание их динамика. В новой системе оценивания
динамике образовательных достижений учащихся (индивидуальному
прогрессу) уделяется большое внимание. Определение индивидуального
прогресса или прироста образованности другими словами осуществляется
путем сравнения результатов входной и выходной диагностик. Таким
образом, в качестве объектов оценивания образовательных достижений
школьников выступают
относящиеся к личностным,
метапредметным, предметным результатам образования, а также динамика
компетенции,
образовательных достижений (прогресс).
Что касается вопроса соотношения оценки и отметки в процедуре
оценивания, то я учитываю следующее: оцениваю любое, особенно успешное
действие (предметное, метапредметное, личностное), а фиксироваться
отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение
задачи). (См. приложение 1)
Самооценка к упражнению Таблица 2 Фамилия, имя ученика ______________________
ЗАДАНИЕ
полностью
+
справился
? допустил 123
ошибки
не справился
(допустил больше 3
ошибок)
Правописание безударных гласных в корне слова
Правописание окончаний глаголов
Правописание падежных окончаний существительных
Фонетический разбор слова
Морфемный разбор имени существительного
ОЦЕНКА
После написания работы, взаимо или самопроверки обучающийся
видит свои ошибки и типы орфограмм, с которыми ему предстоит поработать.
Через некоторое время, данное на подготовку, работа может быть проведена
повторно, результаты проанализированы. Анализ результатов позволяет
учителю определить уровень усвоения материала каждым обучающимся
и автоматически спланировать работу с ним, а накопленная информация
является основанием для рационального планирования процесса повторения
учебного материала. Для обучающихся оценочный лист является стимулом
самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему через свои
действия и самостоятельно организовывать учебнопознавательную
в соответствии со своими возможностями [3]. Если оценочный лист
использовать как средство проверки качества знаний за триместр (при
выполнении четвертной контрольной работы), учитель сможет сделать вывод
об успешности обучающихся.
В основе реализации основной образовательной программы лежит
системнодеятельностный подход, который позволяет на каждой ступени
общего образования представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности [5]. При
этом деятельностный подход отражен не только в целевом блоке Стандарта,
но и в требованиях, состоящих из трех компонентов:
знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым
учащимся знаний;
уметь — владение конкретными умениями и навыками по
русскому языку, основными видами речевой деятельности;
выделена также группа знаний и умений, востребованных
в практической деятельности ученика и в повседневной жизни
[5].
В заключение своей статьи хочется сделать вывод, что учитель, обучая
детей, сам учиться. Учиться поновому организовывать учебный процесс,
учиться поновому оценивать успешность своих учеников. У каждого учителя
свой педагогический почерк. И только ему решать, какой способ контроля
выбирать для оценивания успешности своих учеников.
Литература:
1. Комплексная программа модернизации образования и Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897.
3. Гоглова,
М. Н. Информационные инструменты управления
введением ФГОС основного и среднего (полного) общего образования.
4. Куприянова, Г. В. Оценка качества рабочей программы учебного
предмета (курса) в соответствии с требованиями ФГОС / Г. В. Куприянова //
Справочник заместителя директора школы. — 2013. — № 2. — С. 5–10. 5.
Феденко Л. Н. Особенности введения ФГОС среднего общего образования /
Л. Н. Феденко // Вестник образования. — 2013. — № 22. — С. 21–31. 6. Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО институт
содержания и методов обучения отдел оценки качества общего образования.
Москва, 2010
7. Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий.
5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /
О. Б. Логиновой. — М.:
И. П. Цыбулько; под ред.
Г. С. Ковалёвой,
Просвещение, 2014. — 192 с. — (Работаем по новым стандартам). 8.
http://www.edu.ru –каталог образовательных Интернетресурсов 9.
http://www.ege.edu.ru — портал информационной поддержки единого
государственного экзамена
10. http://www.profileedu.ru — сайт по профильному обучению
11. http://www.auditorium.ru/ — Российское образование — сеть
порталов
12. http://www.teacheredu.ru/ — научнометодический центр
кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ 13.
http://www.mon.gov.ru/ — сайт Министерства образования и науки РФ
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Система оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.