Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"
Оценка 4.7

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
11.11.2018
Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"
Представлена презентация к уроку, содержащая 15 слайдов.
Урок Ведерникова Л.В..docx
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»        Модуль «основы мировых религиозных культур» УМК «Планета знаний» Е.В.Саплина, А.И.Саплин «Основы духовно­нравственной культуры России. Основы религиозных культур и светской этики» Издательство «Астрель», учебник и рабочая тетрадь на печатной основе Автор: Ведерникова Любовь Викторовна, учитель начальных классов МАОУ «Гимназия» г.Чернушка Урок на тему «Семья»  Основные термины и понятия. Родословная, генеалогическое древо. Поколение. Семейные   традиции. Задачи. Сформировать у учащихся представление о семье ­ как одной из главных ценностей   человека.                Показать роль семьи в жизни человека.  Воспитывать уважение к семейным традициям. Этап урока I Актуализация  опорных знаний.    Ход урока. Деятельность учителя -Я хочу прочитать вам притчу (короткий рассказ, в котором присутствует нравственная мудрость). В давние   времена  жила  одна  семья, и в  ней  царили любовь  и   согласие.  Молва   об   этом  долетела  до правителя  тех   мест,   и   он   спросил  у   главы   семьи: « Как Вам  удаётся  жить,  никогда   не  ссорясь,  не обижая   друг   друга?»  Глава семьи   взял   бумагу  и  написал  на  ней что­то. Правитель  посмотрел  и  удивился, на  листе  было  написано  сто   раз   одно   и   тоже  слово…  II Работа по теме  урока. ­Какое  это  слово, как вы думаете? Принимаю все ответы без обсуждения. -Как вы думаете, какой будет  тема  нашего  урока?    1)Работа в группах.   ­Закончите фразу: «Семья – это….».               СЛАЙД   2)­Наверное, ещё много слов можно добавить к вашему списку.  СЛАЙД   Но какое же  из этих слов самое главное? Что же всё­таки ответил глава семьи правителю?           Любовь.                  СЛАЙДЫ 1­2 ­А что значит «любить»? Принимаю все ответы без обсуждения.      3)Послушайте ещё одну притчу.  Деятельность ученика Слушают. Высказывают  предположения 1)Групповая  работа 2)Высказывают  предположения Жила­была   на   свете   семья.   Она   была   не   простая.   Более   100   человек   насчитывалось   в   этой   семье.   И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом.      ­  Вы скажете,  ну и что, мало ли больших семейств на свете.    Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани,    ни, Боже упаси, драк и раздоров.  Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.   Удивился   владыка.   Решил   узнать,   как   жители   села   добились   такого   лада,   пришел   к   главе   семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что­то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился…  ­  Как вы думаете, какие слова написал старик?   ­  Из всех названных вами слов, выберите только три.          Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. Прочел Император, почесал, как водится,      за    ухом и спросил:    ­   И все?     ­ Да ответил старик: сто раз  любовь, сто раз  прощение, сто раз терпение, ­ это и есть основа всякой хорошей      семьи. И, подумав, добавил:    ­ И мира тоже.    ­Как вы поняли, что значит «любить»? Прощать и терпеть.         СЛАЙД                            4)Давайте вспомним, а как живут семьи в разных религиях.           Работа в группах по учебнику.       1 группа – православие, стр.47       2 группа – ислам, стр.54, 1­3 абзацы       3 группа – иудаизм, стр.63       4 группа – буддизм, стр.70     СЛАЙДЫ 1­5, дополняю сведениями из приложения (см.ниже)     ­Так на чём держится каждая семья? На семейных ценностях, традициях.     5)У каждого из вас есть семья. Какие традиции есть в ваших семьях?  Покажите на пальчиках, сколько человек в вашей семье.  Хлопните в ладоши, кто из вас похож на папу                                    кто из вас похож на маму                                    у кого глаза такие же, как у бабушки                                    у кого в семье одинаковая профессия                                    у кого есть тётя                                    у кого есть двоюродные братья или сёстры ­А кто такие мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя, племянники? Родственники. ­Есть, ребята, наука, которая занимается изучением каждой семьи и её родственников. ­Как называется такая наука?     ГЕНЕАЛОГИЯ – наука о родословной.  СЛАЙД – родословное древо первых русских князей. ­А зачем надо знать своих родственников, даже самых дальних? Составить родословное древо или написать сочинение о семейных ценностях. III Домашнее  задание:  4)Групповая  работа. Подготовка  пересказов 5)Коллективная  деятельность. Физкультминутка IV Подведение  итогов урока. 1)­Продолжите фразы:  Если семья – это постройка, то какая…  Если семья – это цвет, то какой…  Если семья – это музыка, то какая…  Если семья – это геометрическая фигура, то какая…  Если семья – это название фильма, то какое…   Если семья – это настроение, то какое… Закончите пословицы.      СЛАЙД 1)Индивидуальные ответы 2)О чём вам захотелось рассказать дома своим родителям. 3)Какое пожелание вы бы хотели сказать сегодня своим одноклассникам? 2)Высказывания  детей Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите,  Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья:  «Какая хорошая Ваша семья!» Пожелание от учителя: Мне хотелось, чтобы вы тоже всегда говорили с гордостью: Моя семья – лучшая! Семья в православной  культуре. Cемья  в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины. В дореволюционной России Домострой служил источником  подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами­ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за   домочадцев   колоссальную   нравственную   ответственность:   он   должен   «следовать   всем   христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому   и   всегда   в   порядке»2.  Муж   и   жена   принимали   все   решения   соборно,   так   как   Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и   слуг   перед   строгим   «государем»,   она   же   отвечает   и   за   семейную   благотворительность   (нищелюбие   и странноприимство)   ­   важный   фактор   духовной   жизни,   проявления   которой   одобрялись   церковью   и обществом3. Любовь ­ основа основ семьи и православия. Семья в исламской религиозной  культуре. В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…»  Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется   на   исламских   принципах?   Является   ли   он   тем   местом,   где   члены   семьи   чувствуют   себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу? Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться   наедине.   Именно   здесь   семья   может   вместе   молиться   и   жить,   руководствуясь   тем,   что   было ниспослано Аллахом Милосердным. Со слов Ибн Аби Алдунья и других передают следующий хадис: «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль­Джами). Хотя   ни   у   одной   семьи   жизнь   не   является   безоблачной,   мы   должны   использовать   лучшие   дары   – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки.  Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными, и, помимо всего прочего, понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая  часть   наших  неприятностей   возникает   из­за  неспособности   понять   друг   друга,  а   не  из­за плохих намерений. Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Кроме того, они должны поддерживать друг друга в выполнении предписаний Аллаха и воспитывать своих детей в духе исламских ценностей, поскольку, без сомнения, ребенок, выросший вне Ислама, обречен на страдания в этой и в будущей жизни. Семья в иудейской религиозной  культуре. Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен   мир,   только   благодаря   любви   существует   человек.   Любовь   к   ближнему   —   важнейший   принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем  его Богом любви. Основа   же   всей   Торы:   любовь   и   праведность,   то   есть   уважение   к   ближнему,   строгое   следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний. Заповедь   о   почитании родителей   рассматривается   в   иудейской   культуре   как   высший   долг человека.   Семья   в   иудаизме   не   только   социальное,   но   так   же   религиозное     объединение.  Член     семьи считается   ответственным  за  её  доброе  имя. «Семья  подобна  куче  камней  ­  вытащи  один,  и  вся куча  рассыплется». Семья в буддистской  религиозной  культуре. Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям   Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания. Если бы мы по­настоящему любили какого­то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо  этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом  человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между  людьми Я счастлива, что у меня есть семья и близкие мне люди мне очень хочется   рассказать о своих   близких.   Они   добрые   и   дружные.   Отношения   моих   родителей   построены   на взаимопонимании и уважении к мнению всех членов семьи. Важные вопросы всегда решаются на семейном совете, где могут высказаться все, независимо от возраста. Мои родители всегда готовы объяснить мне, в чем я не права, а не просто настоять на своем решении.  Мама с папой помогают мне буквально во всём: учить уроки, делать поделки, и главное ­ делают это с удовольствием.   Часто   наш   семейный   досуг   проходит   так:   мы   играем   в   настольные   игры, рисуем   и   даже   танцуем.   Моя   маленькая   сестрёнка   уже   неплохо   пляшет.   Мне   интересно заниматься с ней, учить её чему­то. Совсем недавно этому меня учили родители, бабушки и дедушки. А теперь я сама могу поделиться опытом с таким маленьким человечком, ведь я – старшая сестра!  Любая семья должна иметь традиции, которые бережно сохраняются всеми поколениями. У нас в семье, например, есть традиция собираться вечером за столом, но не только для того, чтобы поужинать, а поделиться друг с другом, как прошел день. По­моему, это очень важно, ведь современные люди так мало общаются! Наш папа всегда дарит нам с мамой цветы на день Рождения и в день Восьмого Марта, а мы печем ему торт на день Защитника Отечества. Почти каждые   выходные   мы   навещаем   бабушек   и   дедушек,   потому   что   им   очень   важно   наше внимание.   Еще в нашем доме часто бывает много гостей, а ведь если дом часто посещают гости, значит им хорошо, уютно в нём. У моих родителей много друзей, знакомых, и они всегда с улыбкой встречают и провожают их.

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"

Урок по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе, тема "Семья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018