Урок: Полифония в музыке

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Полифония прошла длительный путь исторического развития. Ее роль в каждую эпоху то увеличивалась, то уменьшалась в зависимости от изменений художественных задач, музыкального мышления, возникновения новых жанров и форм. Можно наметить основные этапы развития полифонии в европейской музыке: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: IX – XII века Двухголосие. Первичные формы многоголосия. Гетерофония. Период искусства Ars Antiqua
Иконка файла материала 8.docx
Основные периоды в истории полифонии Полифония прошла длительный путь исторического развития. Ее роль в каждую  эпоху то увеличивалась, то уменьшалась в зависимости от изменений художественных задач, музыкального мышления, возникновения новых жанров и форм. Можно наметить основные этапы развития полифонии в европейской музыке: СРЕДНЕВЕКОВЬЕ:  IX – XII века Двухголосие. Первичные формы многоголосия. Гетерофония. Период искусства Ars Antiqua  Леонин (вторая половина XII в.) Перотин (конец XII – начало XIII вв.) Теория: Псевдо­Хукбальд (ок. 900) Musice Enchiriadis Гвидо д'Ареццо (ок. 991­после 1033) Micrologus Иоанн Коттон (конец X – начало XI вв.) De Musica       de musica  Примеры многоголосия: XIII – XIV века Постепенный переход к большему числу голосов до шести.  Усиление контраста голосов. Появление имитаций и двойного контрапункта. Конец периода искусства Ars Antiqua  Период исскуства Ars Nova (XIV век) Филлип де Витри (1291­1361) Гийом де Машо (1300­1377) Франческо Ландино (1325­1397) Йоханнес Чиккониа (ок. 1340­1411) Джон Данстейбл ( ок. 1380­1453) ­ АнглияТеория: Франко Кельнский (середина XIII в.) Ars cantus mensurabilis Филлип де Витри Ars nova notandi Примеры многоголосия: ВОЗРОЖДЕНИЕ:  XV – XVI векаСтрогий стиль. Пышный расцвет и полная зрелость полифонии в вокальной музыке. Франко­фламандская школа: Жиль Беншуа (ок. 1400­1460) Гийом Дюфаи (ок. 1400­1474) Йоханнес Окегем (ок. 1425­1497) Якоб Обрехт (ок. 1450­1505) Жоскен де Пре или Жоскен Депре (ок. 1450­1521) Орландо Лассо (1532­1594) Итальянская школа: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525­1594) Адриан Вилларт (1480­1562) Джузеппе Царлино (1517­1590) Андреа Габриели (ок. 1532­1585) Джованни Габриели (ок. 1555­1612)Испания: Томазо Луиджи да Витториа (1548­1611) Теория:  Йоханнес Тинкторис (1446­1511) НОВОЕ ВРЕМЯ:  XVII век Полифония отодвигается на второй план, появление гомофонии.  Период инструментальной музыки. Развитие гармонии, как основного средства формообразования. Ян Питерсзон Свелинк (1562­1621) Клаудио Монтеверди (1567­1643) Джироламо Фрескобальди (1583­1643) Генрих Шютц (1585­1672)Иоганн Якоб Фробергер (1616­1667) Георг Муффат (1653­1704) Генри Перселл (1659­1695) Дитрих Букстехуде (1637­1707) Иоганн Пахельбель (1653­1706)  Первая половина XVIII века Свободный стиль. Второй в истории музыки расцвет полифонии, но уже опирающейся на  достижения гармонии. Инструментальная полифония. Иоганн Себастиан Бах (1685­1750) Георг Фридрих Гендель (1685­1759)  Вторая половина XVIII – XX вв.Полифония – составная часть сложного многоголосия. Музыкальная ткань. Фактура. Совокупность всех звуковых элементов музыкального произведения  составляет музыкальную ткань. Строение и характер музыкальной ткани называется фактурой (от лат.factūra ­ строение).  Это же понятие обозначает и музыкальное изложение, склад письма. Музыкальное изложение бывает одноголосным и многоголосным. Одноголосное изложение:  Монодия (греч. [monos] – один, [ode] – пение) Представляет собой одноголосную мелодию. Чаще всего в чистом виде встречается в народной песне. Примеры монодии в профессиональной музыке: Начальное проведение темы в фуге Пролог к опере “Борис Годунов” М.П.Мусоргского Вступление к I части симфонии №2 П.И.Чайковского Часто одноголосно изложены трубные сигналы или наигрыши пастушьего рожка: "Итальянское каприччио" П.И.Чайковского Вступление к I действию оперы «Снегурочка» Н.А.Римского­Корсакова  УдвоениеПромежуточная форма между одноголосием и многоголосием. Представляет собой удвоение мелодии в октаву, терцию, сексту или удвоение  аккордами. Например:  Вступление к "Шахерезаде" Н.А.Римского­Корсакова "Русская" из "Петрушки" И.Ф.Стравинского Многоголосное изложение: Встречается в народной музыке разных национальных культур. В профессиональном  творчестве является господствующим. Оно имеет несколько типов: I тип Гомофония (греч. [homos] – ровный, [phones] – звук, голос). Есть главный мелодический голос и другие мелодически нейтральные голоса. Обычно, главный голос в гомофонии верхний, но бывает также нижний и даже  средний.Существуют две формы гомофонии, основанные на: ­ Ритмическом контрасте голосов: ­ Ритмическом тождестве голосов (фактура хорального типа): II тип Гетерофония (греч. [heteros] – другой, [phones] – звук, голос). Такой вид многоголосия называется  еще подголосочной или ветвистой полифонией. Это основная форма народного,  особенно русского, белорусского и украинского многоголосия. Главный мелодический голос сочетается с другими мелодическими голосами,  являющимися вариантами главного, ответвлениями от него, подголосками. III тип Полифония (Контрапункт) Полифония (греч. [poly] – много, [phones] – звук, голос) Контрапункт (лат. punctum contra punctum ­ точка против точки (нота против  ноты)) Совместное звучание контрастных, разных, мелодически развитых голосов. При  этом контраст обязателен, а мелодическая развитость переменна:­ Одинаковая развитость голосов. В этом случае количество голосов ограничивается двумя, реже тремя голосами  ради отчетливого звучания каждого голоса: "Фарандола" из "Арлезианки" Ж.Бизе Реприза увертюры оперы "Нюрнбергские мейсерзингеры" Р.Вагнера ­ Разная развитость голосов.  Главная мелодия более выразительная (яркая, значительная), чем другие.  IV тип Сложное многоголосие Со второй половины XVIII века возникает новый вид многоголосия – сложное  многоголосие. В сложном многоголосии гомофония, гетерофония и полифония постоянно  чередуются во времени и обьединяются в совместном звучании.Двухголосие В строгом стиле каждая мелодия, составляющая двухголосие, должна быть написана  по правилам строгого стиля. Совмещение единства и контраста является основным принципом полифонии как  строгого, так и свободного стиля (закон диалектики).  Каждый из голосов должен быть мелодически развит и оба должны  контрастировать друг другу (отличаться друг от друга)  Но при этом оба голоса должны хорошо сочетается (заключать в себе  возможность к обьединению в совместное звучание – иметь гармоническую связь) В чем проявляется контраст:  Контраст ритма Противопоставление крупных длительностей одной мелодии, более мелким вдругой Противопоставление синкопированного движения в одной мелодии, ровному  движению в другой.  Контраст плавного движения и скачков  Контраст в направлении движения голосов Контраст в размещении цезур Правило ­ цезуры не должны совпадать  *Цезура – это расчленение мелодии при помощи каденции, ритмической  остановки или паузы;  Контраст (неодновременность) в размещении кульминаций (мелодических  вершин)  контраст регистров и голосов  контраст лада и тональности (тема и ответ) Единство (стройность, слитность целого) образуется совместным звучанием голосов:  ритм одной мелодии дополняется ритмом другой (равномерность пульсации)  несовместимость каденций (текучесть движения) закономерность гармонии Если горизонталь (мелодия) зависит от музыкального чувства и опыта сочиняющего,  то вертикаль представляет конкретные правила: Закономерности гармонии в простом двухголосии Основной материал двухголосия ­ это интервал. Интервалы могут быть: 1) Консонансы  совершенные консонансы – чистые 1, 8, 5, 12, 15  несовершенные консонансы – большие и малые 3, 6, 10, 13 2) Диссонансы  диссонансы ­ это большие и малые 2, 7, 9, 14, чистые 4 и 11, все увеличенные и  уменьшенные интервалы и тритонПравила употребления интервалов: I Совершенные консонансы 1. Прима может являтся началом и заключением построения. Ввод ее в середине  построения на сильном и относительно сильном времени запрещен. 2. Прямое движение к любому совершенному консонансу запрещено. *Исключение – золотой ход, прямое движение 3. Два подряд совершенных консонанса ставить нельзя (в том числе парралельно и  противоположно). Также запрещено повторение на двух рядом стоящих  (смежных) сильных и относительно сильных долях одинаковых совершенных  консонансов через любой интервал.     4. Разные совершенные консонансы можно брать только косвенным путем 5. В синкопированном движении повтор одинаковых совершенных консонансов наслабых долях запрещен. 6. Параллельные и противоположные совершенные консонансы брать нельзя 7. Октавы не ставятся на сильном времени II Несовершенные консонансы – более свободное использование, возможны в почти  любом движении: 1. Запрещены две большие терции подряд (обрисовывают тритон) 2. Ход одинаковыми интервалами разрешен не более 4­х подряд. Консонирующие интервалы в полифонии рассматриваются как опорные III Диссонансы (возбудители движения) – зависят от консонансов и являютсяпромежуточными между ними. В каждом диссонансе есть диссонантный звук и свободный звук (консонантный) На сильной доле используются – задержания На слабой доле – проходящие, вспомагательные, камбиата и предъем Два подряд диссонанса ставить нельзя 1 Задержание Имеет три момента: приготовление (обязательно консонанс), задержание и  разрешение. Приготовление диссонирующим звуком в строгом стиле делать нельзя. Диссонантный звук задержания обязательно должен быть приготовлен на слабом  времени перед задержанием (сливаться с приготовлением в одну длительность). Разрешение диссонанса осуществляется обязательно вниз ↓ ходом на б.м.2 Вверх разрешать нельзя! Условия использования различных интервалов не одинаковы:В 2 – диссонантный звук нижний (верхний свободный звук может оставаться на месте, а может пойти в другой консонантный звук)  При перекрещивании голосов нижний голос тот, который реально звучит ниже. В 7 – диссонантный звук верхний, нижний свободный 4 и 9 имеют или верхний или нижний диссонантный звук (распостраненная ошибка –  приготовить один, а разрешить другой) Некоторые особенности применения задержания: 1. Диссонирующий звук, прежде чем перейти к разрешению может отклонятся  скачком вниз в звук, консонирующий свободному звуку 2. Свободный звук может вступить после паузы, но диссонирующий звук должен  быть подготовлен.2 Проходящий диссонанс Применяется только в секундовом движении на более слабой доле такта, чем стоящий перед ним консонанс. Свободный звук приготавливается только косвенным путем Разрешение зависит от направления движения К приме проходящую 2 делать нельзя Прыгать к проходящим звукам нельзя Диссонанс тритон может быть только в проходящем движении 3 Вспомагательный диссонанс Применяется только в секундовом движении на слабой долеПриготавливается только косвенным движением 4 Камбиата Нижний вспомагательный звук разрешается не секундовым ходом вверх, а скачком в  консонанс вниз на терцию, после которого идет движение на секунду вверх  (заполнение скачка) Диссонирующий звук камбиаты чаще всего бывает выражен четвертной долей, после  нее может следовать как четвертная, так и половинная и даже целая длительность. 5 Предъем в двухголосии не применять Методические указания для написания двухголосия 1. Голоса могут вступать как одновременно, так и разновременно (одноголосно не  более 2­х тактов), обязательно с консонанса2. С диссонанса может вступать голос в задержании – свободным звуком 3. Каждый из голосов может прерывать свое движение паузой, но обязательно  окончание мелодии должно быть на сильном времени целой или половинной  нотой, но не четвертью. Прерываться  мелодия может не более чем на 2 такта. 4. Голоса могут расходиться на любые интервалы, сходиться и даже пересекаться  (при пересечении верхний голос делается по звучанию нижним) 5. Два голоса должны дополнять друг друга в гармоническом и ритмическом  отношении.