Урок: Построение аккордов в тональности

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 01.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в данной тональности. Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух вариантах. Правило основных ступеней (T-S-D): трезвучия основных ступеней соответствуют основному ладу, то есть в мажоре - они мажорные, а в миноре - минорные. Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать минорная S. Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут - минорные (+ одно уменьшенное), а в миноре - мажорные (+ одно уменьшенное). Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере тональностей До-мажор и до-минор.
Иконка файла материала 5.docx
Построение аккордов в тональности Построение аккордов в тональности Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в  данной тональности. Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и  гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот  получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух  вариантах. Правило основных ступеней (T­S­D): трезвучия основных ступеней соответствуют  основному ладу, то есть в мажоре ­ они мажорные, а в миноре ­ минорные.  Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического  минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать  минорная S. Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не  соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут ­ минорные (+ одно  уменьшенное), а в миноре ­ мажорные (+ одно уменьшенное).Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере  тональностей До­мажор и до­минор. До­мажор: Для начала нужно построить гаммы До­мажора натурального и До­мажора  гармонического: Они отличаются только одной ступенью ­ VI. Поэтому все аккорды, в которых будет  встречатся VI ступень ­ будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Трезвучия:Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в  натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются. Итак, Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях Минорные ­ на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре Уменьшенные трезвучия ­ на VII ступени и на II в гармоническом мажоре Увеличенное трезвучие строится на VI пониженной в гармоническом мажоре Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях Малый мажорный ­ на V ступени (Доминантсептаккорд) Малый минорный септаккорд ­ на II, III и VI ступенях Малый уменьшенный ­ на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре Уменьшенный септаккорд ­ на VII ступени в гармоническом мажоре Также есть еще два малоупотребимых аккорда: Большой минорный ­ на IV ступени в гармоническом мажоре Большой увеличенный ­ на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре до­минор:Строим гаммы до­минора натурального и до­минора гармонического: Они отличаются VII ступенью. Следовательно все аккорды, в которых есть VII  ступень ­ будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Но следует  учитывать, что натуральная VII ступень используется в музыке редко (чаще в  народной музыке), поэтому наиболее распостранены аккорды, в которые входит  гармоническая VII ступень. Трезвучия:Мажорные трезвучия строятся на III, VI, VII ступенях, а также на V в гармоническом  миноре (Доминанта) Минорные ­ на I, IV, V ступенях Уменьшенные трезвучия ­ на II ступени и на VII повышенной в гармоническом миноре Увеличенное трезвучие строится на III в гармоническом миноре Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях Малый мажорный ­ на VII ступени, а также на V в гармоническом  миноре (Доминантсептаккорд) Малый минорный септаккорд ­ на I, IV и V ступенях Малый уменьшенный ­ на II ступени Уменьшенный септаккорд ­ на VII повышенной ступени в гармоническом миноре Также есть еще два малоупотребимых аккорда: Большой минорный ­ на I ступени в гармоническом миноре Большой увеличенный ­ на III ступени в гармоническом миноре