Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в данной тональности.
Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух вариантах.
Правило основных ступеней (T-S-D): трезвучия основных ступеней соответствуют основному ладу, то есть в мажоре - они мажорные, а в миноре - минорные.
Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать минорная S.
Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут - минорные (+ одно уменьшенное), а в миноре - мажорные (+ одно уменьшенное).
Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере тональностей До-мажор и до-минор.
Построение аккордов в тональности
Построение аккордов в тональности
Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в
данной тональности.
Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и
гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот
получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух
вариантах.
Правило основных ступеней (TSD): трезвучия основных ступеней соответствуют
основному ладу, то есть в мажоре они мажорные, а в миноре минорные.
Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического
минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать
минорная S.
Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не
соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут минорные (+ одно
уменьшенное), а в миноре мажорные (+ одно уменьшенное).Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере
тональностей Домажор и доминор.
Домажор:
Для начала нужно построить гаммы Домажора натурального и Домажора
гармонического:
Они отличаются только одной ступенью VI. Поэтому все аккорды, в которых будет
встречатся VI ступень будут иметь два варианта: натуральный и гармонический.
Трезвучия:Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в
натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются.
Итак, Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
Минорные на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
Уменьшенные трезвучия на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
Увеличенное трезвучие строится на VI пониженной в гармоническом мажоре
Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях
Малый мажорный на V ступени (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд на II, III и VI ступенях
Малый уменьшенный на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре
Уменьшенный септаккорд на VII ступени в гармоническом мажоре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный на IV ступени в гармоническом мажоре
Большой увеличенный на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре
доминор:Строим гаммы доминора натурального и доминора гармонического:
Они отличаются VII ступенью. Следовательно все аккорды, в которых есть VII
ступень будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Но следует
учитывать, что натуральная VII ступень используется в музыке редко (чаще в
народной музыке), поэтому наиболее распостранены аккорды, в которые входит
гармоническая VII ступень.
Трезвучия:Мажорные трезвучия строятся на III, VI, VII ступенях, а также на V в гармоническом
миноре (Доминанта)
Минорные на I, IV, V ступенях
Уменьшенные трезвучия на II ступени и на VII повышенной в гармоническом миноре
Увеличенное трезвучие строится на III в гармоническом миноре
Септаккорды:Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях
Малый мажорный на VII ступени, а также на V в гармоническом
миноре (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд на I, IV и V ступенях
Малый уменьшенный на II ступени
Уменьшенный септаккорд на VII повышенной ступени в гармоническом миноре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный на I ступени в гармоническом миноре
Большой увеличенный на III ступени в гармоническом миноре