МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАМОНЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО
ТЕМЕ
«НАРЕЧИЕ»
7 КЛАСС
СОСТАВИЛА:
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
БЕЛКИНА ИННА МИХАЙЛОВНА 2017
Учебнометодическое обеспечение: учебник русского языка для 7 класса
общеобразовательных учреждений. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.
Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2008.
Тип урока: повторительнообобщающий
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация в формате
Power Point по теме урока), карточки с заданиями.
Цели урока:
1) систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
2) проверить степень овладения умением правильно писать наречие;
3) прививать любовь к родному языку.
Ход урока
I Организационный момент.
В качестве эпиграфа к уроку возьмём высказывание.
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу
речь точной, образной, выразительной» так говорил М.Горький о наречиях.
О чем сегодня мы будем говорить?
Сегодня мы будем говорить о наречиях.
Тема нашего урока «Наречие. Повторение и обобщение изученного».
А какие цели мы поставим перед собой? (Повторить и обобщить
изученного по теме «Наречие»)
Итак, сегодня на уроке мы обобщим и закрепим, расширим знания о
наречии как части речи, закрепим знания по правописанию наречий.
Откройте тетради. Запишите число и тему урока: «Наречие. Повторение и
обобщение изученного». II Работа по теме урока
1. Задание. Прослушайте стихотворение, выпишите наречия, поставьте к
ним вопросы.
Не заслуга быть белым,
Не достоинство – русым,
Очень трудно быть смелым,
Очень просто быть трусом.
Кто не предал России
Ради собственной славы,
Знает: трудно быть смелым.
Знает: просто быть слабым.
Знает: трудно жить крупно.
Проще – жить осторожно.
Добрым – сложно и трудно,
А недобрым – несложно.
(П.Панченко)
Вы правильно назвали наречия. А теперь вспомните теоретические сведения о
наречиях.
2. Предупредительный диктант.
Задание. Вставьте пропущенные слова в данных предложениях.
1) Наречие – это (неизменяемая) часть речи.
2) Наречие никогда не (изменяется).
3) У наречия никогда не бывает (окончания).
4) В предложении наречие чаще всего является (обстоятельством). 3. Восстановите текст.
Задание: Вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия.
Был полдень, ______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча,
которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая
березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула
молния, ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться, _______
заметались птицы.
• Слова для вставки: невыносимо, беспощадно, медленно,
неторопливо, внезапно, прерывисто, беспомощно, испуганно, глухо,
беспорядочно, тревожно.
Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
4. Задание: запишите предложения.
Из нашего окна видна крыша соседнего дома.
Летние каникулы я провел дома.
Тепло приходилось беречь. – Изза мороза все были тепло одеты.
Зло надо искоренять. – Зло сверкая глазами, волк приближался.
Солнце светило позимнему неярко. – По зимнему небу плыли снеговые
облака.
Как мы отличаем наречия от созвучных форм других частей речи?
В 1 предложении слово дома – имя сущ.: оно обозначает предмет (дома, т.е.
здания) и отвечает на вопрос чего?
Во 2 предложении слово дома является наречием: оно не обозначает
предмет., а указывает только место.
Кроме того, наречие не изменяется по числам, как это свойственно сущ.
(крыши домов); при нем невозможно употребить определения, как при сущ.
(крыша соседнего дома). Итак, наречия, схожие по звучанию с формами других частей речи, следует
опознавать по значению. В отличие от других знаменательных частей речи
наречия не изменяются.
5. Вспоминаем фразеологизмы.
Задание. Замените данные фразеологизмы (устойчивые словосочетания)
наречиями.
честно
далеко
близко
точно
Положа руку на сердце
У черта на куличках
Рукой подать
Как в аптеке
Как баран на новые ворота недоуменно
На широкую ногу
Черным по белому
Битый час
Бок о бок
Вверх дном
Веки вечные
На вес золота
Душа в душу
Не покладая рук
расточительно
ясно
долго
рядом
кувырком
навсегда
дорого
дружно
старательно
6. Творческое задание. Используя наречия, составьте предложения по
картине.
(несколько учеников читают свои предложения) 7 задание. Буквы о и а на конце наречий.
1 вариант: выписать наречия с суффиксом –о,
2 вариант: выписать наречия с суффиксом –а.
Досух…, досрочн…, слев…, издавн…, наглух…, направ…, влев…, изредк…,
снов…
Досуха, досрочно, слева, издавна, наглухо, направо, влево, изредка, снова,
достаточно.
ІІІ. Рефлексия
А сейчас для того, чтобы выразить мысли и чувства, которые вызвал у вас
сегодняшний урок, я предлагаю вам составить синквейн. Напомню правила
составления этого нерифмованного стихотворения.
На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема
синквейна.
На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме
синквейна.
На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого
нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое
выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте
с темой.
Пятая строка включает слово, связанное с первым, отражающее сущность темы,
выражающее личное отношение автора синквейна к теме.
По итогам получилось:
Наречие!
Разнообразное, интересное, сложное,
Определит, опишет, охарактеризует.
Ты украшение нашей речи!
Приглаголие!
Подберите наречия к глаголу, указав, как вы сегодня поработали.
Работать (может быть хорошо, отлично, замечательно, чудесно и т. д.)
Выполняют задание. Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно.
Озвучивает один ученик.
IV
. Домашнее задание.
V . Подведение итогов урока.
Составьте пожелание гостям с использованием наречий.
1.___________________ не болеть.
2.___________________ выглядеть.
3.___________________ улыбаться.
4.____________________ быть преданными своему делу.
5. Живите _______________.
Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо,
великолепно.
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
УРОК ПОВТОРЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПО ТЕМЕ «НАРЕЧИЕ» 7 КЛАСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.