Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях
Оценка 4.8

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
обществознание
10 кл
04.04.2018
Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях
На предыдущих занятиях учащиеся познакомились с процессом становления современной цивилизации, с основными типологиями цивилизаций, сложившимися в ходе исторического процесса (традиционной (восточной) и западной (индустриальной)), также в ходе самостоятельного мини-исследования познакомились с многообразием различных типов цивилизаций прошлого сквозь призму ценностных характеристик (цивилизации Древнего Востока, Древней Греции, Древнего мира, средневековая цивилизация Европы, индустриальная цивилизация, российская цивилизация). Настал момент, когда следует подвести некоторые итоги проделанной работе и попытаться определить перспективы складывания единой цивилизации. Для этого предлагается познакомиться с результатами духовной деятельности людей, предлагающих свои варианты движения человечества к единому миру. Запрещено копировать описание материала из текстов в добавляемых файлах и с других сайтовурок-практикум
Разработка урока по обществознанию 1.docx
Разработка урока по обществознанию в 10 классе Тема урока-практикума: «Образы единого человечества в различных культурно­ религиозных традициях» Урок разработан: Учителем истории и обществознания МАОУ Апрелевской СОШ№3 СУИОП Леталиной Т.А. Урок-практикум Образы единого человечества в различных культурно- исторических традициях Основная проблематика урока: На предыдущих занятиях учащиеся познакомились с процессом становления современной цивилизации, с основными типологиями цивилизаций, сложившимися в ходе исторического процесса (традиционной (восточной) и западной (индустриальной)), также в ходе самостоятельного мини-исследования познакомились с многообразием различных типов цивилизаций прошлого сквозь призму ценностных характеристик (цивилизации Древнего Востока, Древней Греции, Древнего мира, средневековая цивилизация Европы, индустриальная цивилизация, российская цивилизация). Настал момент, когда следует подвести некоторые итоги проделанной работе и попытаться определить перспективы складывания единой цивилизации. Для этого предлагается познакомиться с результатами духовной деятельности людей, предлагающих свои варианты движения человечества к единому миру. Типы формулируемых в процессе обучения компетенций: I. Компетенции, относящиеся к самому себе как личности, субъекту деятельности,  общения: компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, места человека в мире. компетенция интеграции: структурирование знаний компетенция гражданственности: роль знаний об обществе в социализации личности компетенция самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития: формирование умения к самостоятельной работе, самостоятельных способов добывания знаний        I I. Компетенции, относящиеся взаимодействию человека и социальной среды   компетенции социального взаимодействия: с социальной группой, с другими индивидуумами, умение работать в команде для решения определенных учебных задач, способность воспринимать разнообразные точки зрения компетенции в общении: устное и письменные виды общения, способность воспринимать чужое мнение, способность к критике и самокритике I I I. Компетенции относящиеся к деятельности человека компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных и проблемных задач, овладение элементами исследовательской деятельности, способность порождать новые идеи компетенции деятельности: выбор средств и способов деятельности, наиболее оптимальных для решения конкретных задач, планирование деятельности компетенция информационных технологий: прием, переработка, выдача информации, навыки управления информацией Ход урока.  1. Вводное слово учителя: На прошлом уроке мы знакомились с основными типами цивилизаций. Вспомните, с какими типами цивилизаций мы знакомились? Какие отличительные черты им принадлежат? В ходе объединения человечества важнейшую роль играют процессы экономико- технологической глобализации, т. е. многообразная деятельность людей. Однако люди не только действующие, но и мыслящие существа, создающие богатый мир мифов, религиозных верований, философских идей, художественных образов, политических идеологий, научных теорий. Эта духовная деятельность людей и ее конкретные формы также оказывают существенное влияние на становление единого человеческого сообщества планеты Земля. Во всех основных культурно-религиозных традициях и основанных на этих традициях цивилизациях издавна вырабатывались представления о единстве всех людей — о едином человечестве. В некоторых случаях образы единства присутствовали в философских теориях и вероучениях, иногда идеи человеческого единства воплощались в политической практике. То, как в данной цивилизации мыслилось единое человечество, какой образ оно принимало, — важная характеристика самой этой цивилизации. 2. Самостоятельная работа учащихся в группах. Перед вами стоит задача – разбившись на 6 групп, каждая получит текст, связанный с одним из направлений построения образа единого человечества. Ваша задача – внимательно ознакомится с содержанием текста и на основании предоставленного материала, проанализировав его, используя имеющиеся у вас знания – заполните таблицу. Условия заполнения – данные должны коротко изложены, не более 2-3 предложений. Затем данные должны быть перенесены в обобщающую таблицу. Тексты для работы в группах: Текст для группы № 1  1. Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди — от практики  ненасилия к идее мирного сосуществования       Индийская цивилизация является одной из древнейших. Ее традиционную религию — индуизм —  исповедует 80% жителей Индии. Индийский царевич Гаутама (Сидхартха Шакьямуни), названный Буддой,  стал создателем мировой религии — буддизма, распространенной в Юго­Восточной Азии и ставшей  определенной духовной модой на Западе. В XX в. Индия продемонстрировала миру особый путь обретения  независимости от западного колониального господства.       Индийский адвокат Мохандас К. Ганди приобрел опыт борьбы с ДИСКРИМИНАЦИЕЙ людей по  расовому признаку во время своей двадцатилетней работы в Южной Африке. Правительство БУРОВ  проводило политику жесткого АПАРТЕИДА, ограничивая права местного черного населения, а также права выходцев из Индии. Ганди испытал на себе эту дискриминацию и вел борьбу за права индийцев.       В поисках эффективных форм такой борьбы он обратился к учениям Генри Дэвида Торо (1817—1862),  американского писателя и философа, которому принадлежит памфлет ГРАЖДАНСКОЕ  НЕПОВИНОВЕНИЕ (CIVIL DISOBEDIENCE, 1849), Льва Толстого и Д. Раскина, английского публициста  начала XX в. Книга Д. Раскина «У последней черты», которую Ганди перевел на гуджарати, помогла ему  сформулировать принципы всеобщего блага — САРВОДАЙЯ — и необходимости для каждого человека  зарабатывать себе на жизнь трудом, и прежде всего трудом физическим. В «Автобиографии» Ганди писал  о гражданском неповиновении властям, проводящим политику угнетения и несправедливости. И он сумел  создать собственное учение, которое с успехом применил в деле освобождения Индии от британского  колониального господства.       Вернувшись на родину в 1914 г., Ганди объединил принципы пацифизма, гражданского неповиновения,  пассивного сопротивления в учении, которое получило индийское название САТЬЯГРАХА (на языке хинди  «сатья» — истина, «граха» — крепко держать. На санскрите планеты также называются грахами, т. е.  «крепко держащими» контроль над нашим сознанием). Это название появилось потому, что его не устраивал английский термин «пассивное сопротивление». В нем можно было уловить такие смысловые оттенки, как  «ненависть», он так или иначе подразумевал «насилие» и в конечном счете мог пониматься как «оружие  слабых». Однако Ганди вкладывал в ключевой термин «ненасилие» («ахимса» — на хинди) совсем иные  смыслы. «Ахимса» означает, что ты не нападаешь ни на кого, не питаешь зла ни к кому, даже в отношении  тех, кто может считаться твоими врагами. Для тех, кто становится последователем учения Сатьяграха, не  существует врагов как таковых. Ганди учил, что в конечном итоге «сатьяграхи», т. е. «солдаты ненасилия»,  покорят мир. Ибо их любовь, обращенная даже к тем, кто им враждебен, вынудит тех ответить любовью.       Ахимса, или ненасилие, — это сущность одного из древнейших философско­религиозных учений  Индии — джайнизма. По заповедям джайнизма малейший вред, причиненный другому существу, считается  серьезным кармическим грехом. Махатма Ганди воспринял джайнизм под влиянием своей матери, которая  была искренней сторонницей этого вероучения. Кроме того, Ганди унаследовал у собственной матери  стремление сблизить мусульманское и индуистское население, отказ от идолопоклонства и аскетизм. Ганди  считал джайна­аскета по имени Раджчандра одним из трех людей, оказавших на него наибольшее влияние.  Философия Ганди объединяла доктрины индуизма, джайнизма, буддизма и мировоззрение западных  моралистов XIX в. Но свои принципы Ганди вводил в практику только после тщательной личной духовной обработки.       На основе своего учения Ганди создал эффективное движение, которое ненасильственно  противостояло колониальным властям, а также тем порядкам, которые колонизаторы установили или  поддерживали в Индии. В частности, Ганди начал борьбу за права людей, принадлежавших к касте  «неприкасаемых». Эта древняя традиция деления общества на группы (варны и касты) со строго  определенными правами и видами деятельности не была отменена англичанами, колонизовавшими Индию  в середине XVIII в. Наоборот, они эффективно использовали ее как основу колониального правления.  В 1932 г. Ганди, рассматривавший всех людей как членов единого человечества, выступил против  дискриминации «неприкасаемых» (которых он называл «хариджанс» — что на хинди значит «Божьи дети»),  возбудив также и неприязнь к себе сторонников традиционного индуизма. Он вел кампанию гражданского  неповиновения, голодовок, подвергся тюремному заключению. Но в конечном счете пакт, улучшающий  положение «неприкасаемых», был принят.       Длительная ненасильственная борьба Ганди и его многочисленных сторонников против колониального  правления привела к победе в 1947 г. При этом, разумеется, важную роль сыграла и вооруженная  освободительная борьба, которую вели против колонизаторов различные политические силы. Индия стала  независимым государством. В 1948 г. Ганди был убит фанатиком­индуистом, но для индийской нации он  стал особо почитаемой фигурой и считается духовным основателем индийского государства. Поэтому его  называют Махатма («великая душа» — на хинди) Ганди. А его учение о НЕНАСИЛИИ легло в основание  всей внешнеполитической концепции Индии. В частности, фактически на его основе был заключен договор  между Индией и Китаем в 1954 г.       Договор получил в Индии название «Панча шила» — так индийский премьер Джавахарлал Неру кратко  обозначил его пять основных принципов. Непосредственно они заимствованы из этики буддизма, но их  оказалось возможно перенести и на отношения между государствами. Вот эти принципы:       — уважение территориальной целостности и суверенитета;       — взаимное ненападение;       — взаимный отказ от интервенции;       — равенство и взаимовыгодные отношения;       — мирное сосуществование.       По существу, в этих принципах воплощено то, что Ганди называл «ахимса» — ненасильственное  отношение к миру, отказ от вражды по отношению к любому человеку и в конечном итоге единение всех  людей. Текст  для группы №2 2 . Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность       Китайская цивилизация обладает очень древним и развитым духовным наследием: еще до нашей эры (до  Рождества Христова) в Китае возникли различные философские школы, главными из которых считаются  конфуцианство (по имени основателя Кун Фуцзы — Конфуция) и даосизм (от центрального понятия этой  школы «Дао» — путь). Конфуцианство уже более двух тысяч лет считается первоосновой государственной  и моральной философии Китая. В определенной степени оно выполняет ту роль, которую у других народов  и цивилизаций играют религии, ставшие мировыми, — буддизм, христианство и ислам.       Обладая крепким морально­религиозным фундаментом и считая образованность высшим достоинством  человека, китайские правители сменявших друг друга династий в течение многих веков были в состоянии  удерживать крепкое государство, защищая его от воинственных соседей с севера и юга. С запада Китай  защищен естественными препятствиями в виде огромных пустынь и самых высоких в мире гор. На востоке  располагается островное государство Япония, правители которого придерживались политики полного  изоляционизма до середины XIX в.       В силу этих причин у китайцев выработалось представление о собственном государстве как центре мира, и они называли его «Поднебесная империя» или «Серединное царство». До эпохи великих  исторических открытий и начала научно­технологической революции в Западной Европе (XVI—XVII вв.)  Китай представлял собой самую передовую в научно­техническом отношении цивилизацию. Китайцы  изобрели книгопечатание, изготавливали бумагу, открыли технологию производства пороха, а также  создали устройство, позволявшее ориентироваться в пространстве, — прообраз современного компаса.       Однако научно­технологическая, а затем промышленная революция на Западе, сопровождавшиеся  революционными политическими переменами, демократизацией и развитием капитализма, вывели  в цивилизационные лидеры такие страны, как Великобритания, Голландия, Франция, США, Германия.  В 1840—1842 гг. Китай столкнулся в так называемой «Опиумной войне» с военной мощью англичан.  Поражение заставило правителей Поднебесной отказаться от прежней закрытости и попытаться перенять  у западных европейцев их научно­технические достижения. Это была первая попытка модернизации Китая,  в основе которой лежало убеждение, что приоритетной является собственная культурная традиция,  а западная должна быть ей подчинена. Эту стратегию первой вестернизации в Китае выражали формулой  «отплатить Западу его же монетой».       Начавшаяся индустриализация Китая привела к усилению его боеспособности. В частности, был  построен так называемый Северный флот — самый крупный по общему тоннажу на азиатском континенте.  Однако в войне с Японией в 1894—1895 гг. китайцы потерпели унизительное поражение. И следующая  попытка модернизации, начавшаяся в 1898 г., уже была нацелена на проведение серьезных экономических  и политических реформ. Ценности западной цивилизации теперь стали пониматься как приоритетные,  а собственная культурная традиция — как подчиненная.       Правда, реформизм правителей династии Цин не принял масштабы всесторонней вестернизации.  Реформы проводились при признании неизменности трех «руководящих принципов»:                            Неизменными должны были оставаться и пять основных добродетелей каждого подданного:  благожелательность, благочестие, собственность, мудрость и верность. Однако проводить реформы  и сохранить власть императора правящей элите не удалось.   правитель руководит подданными;  отец руководит сыном;  муж руководит женой.       В 1911 г. Китай был провозглашен республикой, ее первым президентом стал Сунь Ятсен. Отказавшись от  тысячелетней традиции императорского правления и выбрав путь индустриального развития, Китай встал  перед задачей возвращения ряда территорий, захваченных Германией. Однако по итогам Первой мировой  войны победители­союзники страны Антанты передали эти территории под контроль японцам. Возмущенные  китайские студенты 4 мая 1919 г. вышли на пекинскую площадь Тяньаньмынь. С этим событием связано  появление «Движения 4 мая», которое снова поставило своей задачей эффективную модернизацию страны.       пути   пойти   по   либо   культуры, решительной       И вновь китайцы оказались перед дилеммой: либо опираться на многовековые традиции собственной конфуцианской вестернизации.       Эту   дилемму   в конечном   счете   удалось   разрешить   коммунистической   партии   Китая   во   главе   с Мао Цзэдуном.   Коммунисты   в качестве   инструмента   модернизации   избрали   западную   теорию —  марксизм­ ленинизм,   которая,   будучи   антикапиталистической,   фактически   оказалась   и антизападной,   что соответствовало их основному лозунгу: «Прошлое должно служить настоящему, а все иностранное должно служить Китаю».       Победив своих конкурентов — националистическую партию Гоминьдан и изгнав японцев, коммунисты провозгласили   1 октября   1949 г.   новое   государство —   Китайскую   Народную   Республику.   Однако   его история   парадоксальным   образом   в миниатюре   воспроизводит   тысячелетнюю   историю   Китая.   Сначала коммунисты пошли по пути изоляции от внешнего мира и попытались осуществить модернизацию своими силами.   Однако   эта   попытка,   названная   Мао   Цзэдуном   «Большой   скачок»,   привела   лишь   к тому,   что разоренное сельское хозяйство не смогло обеспечить продовольствием страну и от голода погибло около 20 млн человек.       В 1966 г. Мао Цзэдун провозгласил Великую пролетарскую «культурную революцию», целью которой являлось полное искоренение всех конфуцианских традиций, а также носителей традиционной культуры — профессоров, писателей, ученых, партийных руководителей старшего поколения. Ставка была сделана на молодежь — школьников и студентов, не затронутых ни влиянием старины, ни «буржуазным влиянием». Из них формировались отряды «красных стражей» — хунвейбинов, которые начали кампанию по выявлению и наказанию   врагов.   В ходе   этой   кампании   хунвейбины   вступали   в стычки   даже   с армейскими подразделениями,   сотни   тысяч   представителей   интеллигенции   были   сосланы   в сельские   коммуны   «на перевоспитание». И хотя «культурная революция» была официально завершена в 1969 г., преследования и в самой   партийной   элите   продолжались   вплоть   до   смерти   Мао   Цзэдуна   в 1976 г.   Например, преследованиям подвергся Дэн Сяопин — человек, с именем которого связан последний этап китайской модернизации.   Именно   он   в 1978 г.   провозгласил   новый   курс   на   открытость   страны,   строительство «социализма   с китайским   лицом»,   но   с помощью   методов   капиталистической   экономики.       За   30   лет,   прошедшие   со   смерти   Мао,   Китай   совершил   впечатляющий   экономический   рывок и превратился   в одну   из   самых   быстрорастущих   экономик   мира.   Успешно   осуществляется   и научно­ технологическая   модернизация   страны.   В политическом   отношении   Китай   остается   страной,   не принадлежащей   к демократиям,   поскольку   монополию   на   власть   сохраняет   коммунистическая   партия. Однако   сами   китайцы   определяют   свою   задачу   не   как   построение   коммунистического   общества,   а как соединение   всего   лучшего,   что   есть   в западной   цивилизации,   с вечными   ценностями   цивилизации собственной. К этим ценностям, или сущностным свойствам, относятся: осознание морального измерения личности — Конфуций говорил: «Главнокомандующего армией можно устранить силой, но волю обычного человека нельзя устранить ничем»; идея человечества — Конфуций фактически был первым, кто говорил о едином человечестве; реформа мышления — Китай ценит консерватизм, но также ценит и способность к изменениям и инновациям (см.: И Цзин. «Книга перемен»); отношение к народу как основе государства — конфуцианец Мен Цзы говорил: «Сначала народ, потом страна, и лишь потом — правитель»; высокая оценка деятельной личности. Текст для группы № 3 3. Идеалы общечеловечности в исламской цивилизации       Исламская цивилизация — единственная из всех бывших и существующих, которая получила свое  название не по имени основателя, имени народа или названию территории. Эта цивилизация возникла  и продолжает существовать в сегодняшнем мире как объединение разных народов (практически на всех  континентах), исповедующих одну религию — ислам, поэтому данная религия относится к числу мировых.       Возникновение этой цивилизации связывают с деятельностью Мохаммеда. Мохаммед — житель города Мекка на Аравийском полуострове, получивший откровение от Бога (Аллаха), которое было им записано в священной книге мусульман — Коране. Деятельность Мохаммеда в родном городе не нашла поддержки сограждан, и он решил перебраться в Медину. Дата прибытия его в этот город (это событие называется по-арабски «хиджра») — 20 сентября 622 г. по христианскому летоисчислению — стала для мусульман началом собственной истории. От нее начинается первый год хиджры, и соответственно мусульмане празднуют свой новый год 20 сентября.       Деятельность Мохаммеда в Медине по организации жизни в соответствии с истинами Корана закрепила  за ним звание Пророка. Все его последователи признавали в нем того, кто воспринял и в точности передает  заветы единого Бога. После смерти Мохаммеда в 632 г. его преемники — правоверные халифы  распространили власть первоначального исламского города­государства на территории Аравийского  полуострова, Сирию, Ирак и Персию (современный Иран).        Так установилось первое крупное исламское государство, в котором правила династия Омейядов (661— 750). Столицей этого халифата был Дамаск. Государство объединяло разные и очень древние культурные  традиции: персидскую цивилизацию, цивилизации Междуречья, эллинистическую цивилизацию Малой Азии, а также анклавы цивилизации римской и древнеиудейской. Однако доминирующей силой являлись арабы —  выходцы из Аравии. Основным языком являлся арабский, поскольку именно на нем был записан Коран.       Следующая династия Аббасидов (751—1258) сумела создать самое крупное на тот период государство  в человеческой истории. Владения халифата простирались от территории современного Ирана на востоке до территории современного Марокко на западе. Все северное побережье Средиземного моря, а также  большая часть Испании и Южной Франции в какой­то момент оказались под властью халифата со столицей  в Багдаде. Хотя Аббасиды также происходили из Аравии, они создали свое государство как  космополитическую (всемирную) империю, в которой при господстве ислама как государственной религии  процветала терпимость в отношении других вероисповеданий (христианства, иудаизма, зороастризма)  и фактическое равенство всех народов, находившихся под властью халифа. Официальным (религиозно­ государственным) языком оставался арабский, но сами арабы не являлись в каком­либо отношении  привилегированным народом.       Именно в этот период исламская цивилизация становится средоточием образованности, центром  развития наук, прикладного знания, философии и литературы. В этой своей роли она оказалась важнейшим соединительным звеном между античной греко­римской цивилизацией и цивилизацией новоевропейской.  Дело в том, что, пока средневековые варварские королевства в Европе проходили через христианизацию  и объединение в Священную Римскую империю германской нации, античное философское и научное  наследие сохранялось, изучалось, переводилось на арабский учеными халифата под патронажем самих  правителей­халифов.       Так благодаря этому европейцы получили доступ к трудам крупнейших древнегреческих ученых  и философов — Платона и Аристотеля. Огромный вклад в становление современной математики внесли  ученые халифата. Сам числовой ряд от единицы до девяти мы передаем арабскими цифрами (римские  используем для обозначения исторических дат — веков). Арабские математики ввели такой математический символ, как 0, что позволило проводить исчисления десятичных дробей, а в далекой перспективе сделало  возможным появление кибернетики. Сам способ абстрактных исчислений и решения уравнений получил  арабское название — АЛГЕБРА — именно потому, что был введен и разработан учеными халифата.       Халифы поощряли развитие прикладного знания — астрономии, географии, химии, медицины. Для  изучения звездного неба здесь была изобретена астролябия. Развивалось искусство картографирования.  Ученые проводили опыты с различными химическими веществами. В Багдаде были построены больницы,  в которых больных бесплатно лечили врачи, принимавшие специальную клятву верности профессии. Именно арабские медики начали впервые лечить различные внутренние заболевания, научились различать корь  и оспу, делали операции по удалению раковых опухолей.       Развивалось и гуманитарное знание — создавались исторические труды, философские трактаты,  процветала литература (в частности, знаменитые сказки Шехерезады под названием «Тысяча и одна ночь»).       Династия Аббасидов потеряла власть в результате нападения на халифат монгольских отрядов под  командованием внука Чингисхана — Хулагу. Сам халифат распался, но процесс исламизации других  народов не прекратился. В частности, в XIII в. ислам приняли правители Золотой Орды, сумевшие к тому  времени включить в состав своего государства большинство княжеств Киевской Руси. Это привело  к принятию ислама сначала народами Поволжья (татары и башкиры), а затем и народами Северного  Кавказа.       С XIV—XV вв. исламская цивилизация вступает в острый конфликт с цивилизациями западнохристианской  (католической) и восточно­христианской (православной). Турки­османы захватывают в 1453 г. столицу  Восточной Римской империи Константинополь, а затем вторгаются на европейский континент, подчиняя себе  православные балканские народы — греков, болгар и южных славян. В 1683 г. войска Оттоманской империи  стояли под Веной, но в конечном счете вынуждены были отступить.       Современная ситуация характеризуется иными линиями межцивилизационного противостояния.  Исламские государства и исламские общины в других государствах объединяют почти пятую часть  населения планеты. Растет напряжение между западной цивилизацией (Западная Европа, Северная  Америка) и цивилизацией исламской. Наиболее острая точка конфликта — еврейско­палестинский  конфликт в Израиле. Однако и многочисленные исламские общины во Франции, Великобритании, Германии, Голландии, Испании и Италии все в большей степени стремятся утвердить свою автономию и отстоять  право на сохранение своих традиций в рамках западной цивилизации.       После атаки членов арабской подпольной организации «Аль­Каида», захвативших пассажирские  самолеты и направивших их на две башни Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 г., США объявили  войну международному терроризму. Этапами этой войны стала интервенция в Афганистан и свержение  правительства «Талибана», а затем вторжение в Ирак и свержение диктатуры партии БААС под  руководством Саддама Хусейна. Эти действия США и их партнеров по НАТО, а также безоговорочная  поддержка Израиля в конфликте с палестинцами вызывают у мусульман всего мира ощущение того, что их  цивилизация находится в конфликте с Западом. И хотя не существует полного единства среди исламских государств, однако восприятие Запада как  угрозы может послужить изоляционистской консолидации исламского мира. Текст для группы № 4  4. Человек и человечество — открытия западноевропейской цивилизации       Теперь, когда мы рассмотрели основные современные цивилизации и выявили их особые представления  о едином человечестве, нам осталось ответить на непростой вопрос: почему именно западноевропейская  цивилизация выработала самое развитое представление о едином человечестве и абсолютной ценности  человеческой личности? И соответственно, почему именно Запад (как особая цивилизация) выступает  безусловным лидером глобализации и основным получателем ее благ?       Запад, или западноевропейская цивилизация, — это особая территориальная, религиозная, языковая  и культурная целостность, которая начала складываться в результате захвата и освоения «варварами»  (германскими племенами) Римской империи. Захватив и разграбив ее столицу Рим в 476 г., они разрушили  величайшее из государств Древнего мира. На месте империи образовалось несколько «варварских  королевств», и лишь восточная часть империи на территориях Балкан, Греции и современной Турции  сохранила единство и продержалась в качестве самостоятельного государства еще тысячу лет. Это  произошло во многом благодаря тому, что император Константин еще в IV в. легализовал христианство  и впоследствии превратил его в государственную религию.       Путь к объединению западноевропейских варварских королевств для западной христианской церкви  под руководством Папы Римского был значительно длиннее. Только к концу VIII — началу IX в. римским  первосвященникам удалось создать Священную Римскую империю германской нации. Однако того  внутреннего единства церкви и государства, которым отличалась Восточная Римская империя, здесь  создать не удалось. Германские короли, получавшие от Папы Римского корону императора, беспрерывно  вели войны с папским престолом за первенство. В результате, в отличие от «симфонии» светской  и духовной властей в Византии (так именовали Восточную Римскую империю по ее столице — Византии,  впоследствии переименованной в Константинополь, а теперь — Стамбул), в Западной Европе установилось  хрупкое и постоянно нарушаемое равновесие между властью римского первосвященника и германского  императора.       Это различие стало особенно значимо после того, как в 1054 г. представители Папы Римского  и Патриарха Константинопольского подвергли друг друга взаимному проклятию. С того времени существует первый великий раскол в христианстве. Прежде единая церковь раскололась на западную — РИМСКО­ КАТОЛИЧЕСКУЮ и восточную — ПРАВОСЛАВНУЮ.       До начала XIV в. ученость древнеримского и древнегреческого мира (философия, литература, научные  знания) сохранялась в основном в Византии и в арабо­мусульманской цивилизации. Однако затем, в период  так называемого Возрождения (конец XIV — начало XVI в.), все античное (его называют эллинистическим)  культурное наследие стало активно осваиваться сначала интеллектуалами Италии (тогда существовавшей  в виде множества мелких государств), а затем и в Западной и Северной Европе. Освоение античного  научно­философского наследия в век изобретения книгопечатания, начала Великих географических  открытий (XV в.) и последовавшего провозглашения Мартином Лютером свободы христианина от власти  Папы Римского (1517) привело к резкому изменению в традиционном мировоззрении западноевропейцев. От средневековых магических и религиозно­мистических воззрений на природу и мир в целом образованная  элита Западной Европы начала переходить к воззрениям научным. В основу знания и истины были  положены физический опыт и логически непротиворечивый метод. Математика стала образцом научности,  а физика — особенно после формулирования Ньютоном основ механики — стала источником  технологической революции.       Все эти перемены и создали тот особый феномен западной цивилизации, который так разительно  отличается от всех остальных. И в то же время так настойчиво убеждает все другие в том, что все мы  образуем единое человечество и что каждый человек — это высшая ценность на планете Земля.       Вера в единое человечество во многом определялась универсалистским характером иудео­христианской  традиции, ставшей религиозной основой западной цивилизации. Христианство, унаследовав священную  традицию иудаизма и включив в свою Библию так называемый Ветхий Завет, провозглашало принцип отказа от разделения людей на особые группы (для христианина «нет ни эллина, ни иудея»). Проповедь основателя религии — Иисуса Христа была обращена ко всем людям и к каждому человеку независимо от пола,  возраста, происхождения, исповедания, расы и крови. В этом христианство схоже с буддизмом и исламом, и именно поэтому эти три религии называются мировыми.       Однако христианство, особенно западное, — после второго великого раскола, т. е. после начатой  Лютером в 1517 г. Реформации, приведшей к созданию множества так называемых протестантских (т. е.  протестующих против власти Папы Римского и злоупотреблений в католической церкви) церквей  в Германии, Великобритании и Скандинавии, — сыграло особую роль в появлении нового хозяйственного  уклада. Этот уклад известен нам как капитализм. Лютер, отказывая римскому первосвященнику в праве  выступать главным посредником между Богом и христианином на земле, утверждал и право, и обязанность  каждого верующего самому отвечать за свою посмертную судьбу. Согласно Лютеру, не церковь в лице  священника выдает верующему «билет в рай» (через «отпущение грехов»), а сам верующий должен сделать  все, чтобы «спастись».       Но, лишив христианина посредничества и защиты церкви, Лютер пошел еще дальше. Он сделал основным для своей собственной церкви (а затем это стало основным и для всех протестантских церквей) учение  о божественном предопределении. Согласно этому учению, Бог уже все решил о каждом из людей: кому  суждено вечное блаженство в раю, а кому — вечные муки в аду. И человек никакими усилиями не может это  решение Бога изменить. Единственное, что доступно человеку, — это попытаться узнать волю Бога о себе.  По одному признаку: если человек успешен в делах и его труд приносит ему постоянно растущее богатство,  это нужно понимать как знак Бога человеку, что он — праведник, который уже спасен. Соответственно тот,  кто ленив, неумел, неспособен скопить богатство и обеспечить процветание своему роду на земле, явным  образом уже проклят Богом.       Такая вера, как показал знаменитый немецкий социолог Макс Вебер в своем труде «Протестантская  этика и дух капитализма», особым образом стимулирует человека к высокопроизводительному труду.  Богатство становится этической и религиозной целью, а труд, богатство приносящий, — почти религиозной  деятельностью. Европейский капитализм и возник как решение религиозной задачи спасения души. Но,  поскольку капитализм как способ производства, состоящий в постоянном обмене произведенных товаров на  деньги ради того, чтобы снова производить, не знает пределов роста, то его естественная цель состоит  в том, чтобы охватить весь мир, превратить все человечество в единый механизм по производству  и воспроизводству капитала (т. е. самого себя). Отсюда — глобализация как естественный  капиталистический проект и те последствия для глобальной экономики, о которых речь пойдет в главе VI.       А сейчас нам важно понять еще один исток универсализма и глобализма западной цивилизации. Этот  исток коренится в феномене науки как способе получения достоверного знания о мире, основанном на  физическом опыте и правильном применении человеческого разума. Основатели современной науки как  уникальной формы знания — Френсис Бэкон и Рене Декарт обеспечили западных европейцев особым  способом отношения к миру, который можно назвать РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ. Исходя из предпосылки о том,  что физический мир и мир вообще полностью открыт для познания человеческому разуму, мы легко  приходим к выводу о том, что человеческий разум един и универсален. И что каждый человек (независимо  от расы, пола и т. д.), правильным образом применяя свой разум, обязательно придет к познанию одной  и той же истины, обязательной для всех.       Единая истина для единого мира — вот формула того естественного универсализма, который выработал западный европеец к середине XVIII в. и лозунгом которого стало Просвещение. С тех пор европеец,  осознавший свое цивилизационное лидерство как «бремя белого человека», обязанного «просвещать»  и в этом смысле «цивилизовать» все остальные народы Земли, осваивает иные культуры и все дальние (и  ближние) уголки планеты. Он превращает их в рынки сбыта своей промышленной продукции, своих научных  теорий, своих идеологий, своих религий, художественных стилей, своей моды и своего шоу­бизнеса. Так  Запад, основываясь на рационализации мира и обеспечив себе технологический рывок, одновременно  и провозгласил мир единым, и сделал (и продолжает делать) все, чтобы мир действительно стал таковым.       Однако в самой научной мысли Запада существуют различные теории относительно того, как Западу  удалось стать цивилизационным лидером, что означает глобальное господство Запада и к чему оно ведет. Текст для группы № 5 5. Российская традиция универсализма       Российская государственность и российская цивилизация изначально несут в себе качество  универсализма. Первое государственное образование — Киевская Русь — возникло как объединение  восточнославянских племен на стратегическом военно­торговом пути скандинавских викингов (норманнов)  из Балтийского моря в Черное. Из Византии это государство получило религию — христианство и славянскую письменность — два эффективных средства объединения племен в народ.       Раскол христианства на католичество и православие (1054) отгородил Киевскую Русь от  общеевропейского единства, а завоевание монголов на два с половиной века задержало развитие  российской государственности. Эти события, а также падение Византии в 1453 г. способствовали развитию  изоляционистского самосознания в Московском государстве, которое понималось царями, церковью  и народом как единственное на Земле подлинно христианское (православное, т. е. «правильно славящее  Бога») государство.       Это самосознание выразилось в идее «Москва — Третий Рим». Суть идеи: два прежних Рима (Римская  империя и Византия) были разрушены язычниками (иноверцами), поскольку отступили от подлинного  христианского благочестия. Московское государство должно строго блюсти религиозное благочестие, иначе  и оно падет. А если это произойдет, то наступит вселенская катастрофа, потому что: «Два Рима пали, третий  стоит, а четвертому — не бывать». Таким образом, даже в этой теории, оправдывавшей максимальную  замкнутость и изоляционизм Московии, парадоксальным образом проявился универсализм — сохранение  христианского благочестия понимается не как самоцель, а как залог спасения всех людей. Не  богоизбранность русских, а их ответственность перед человечеством за сохранение воплощенной в их  государственно­домашнем устройстве божественной правды — вот в чем суть идеи «Москва — Третий Рим».       Еще одна важная особенность — параллелизм религиозно­политического развития Московской Руси  и Западной Европы. При внешней отгороженности от Запада Московия шла теми же путями. В религиозной  сфере споры между нестяжателями (Нил Сорский) и сторонниками монастырского землевладения — так  называемыми иосифлянами (архимандрит Иосиф Волоцкий) в начале XVI в. по сути близки спорам  родоначальников Реформации в Европе Лютера и Кальвина с римо­католиками. Процесс централизации  и собирания земель вокруг Москвы, начатый Иваном Калитой, был синхронным, аналогичным процессам во  Франции и Англии. Становление абсолютной монархии, начатое династией Романовых, избранных на  царство Земским собором 1613 г. и завершенное Петром I Великим, также общеевропейское явление.       Петр I отошел от идеала «московского благочестия» и воспринял возрожденческий идеал  универсального общечеловеческого «просвещения». Его «европеизация» России не только способ  технической модернизации (армии и флота прежде всего), но и форма служения человечеству: Россия как  бы перенимает у Европы эстафету развития знаний, с тем чтобы когда­нибудь в будущем передать ее  дальше.       Столкновение традиций изоляционизма и универсализма произошло в XIX в., сначала в виде острой  полемики между П. Я. Чаадаевым и славянофилами, а затем в виде построения трех философско­ религиозных систем, влияние которых выходит далеко за рамки отечественной традиции.       В 1869 г. Н. Я. Данилевский начал публикацию очерков под названием «Россия и Европа», которые  затем были собраны им в книгу с аналогичным названием. В этой книге он предложил принципиально новый  взгляд на мировую историю: развивается в ней не человечество от примитивных стадий к высшим, а борются между собой культурно­исторические типы. Всего в истории таких типов 12, и самые развитые  и сложные — это «романо­германский тип» (Западная Европа) и «славянский тип» (славянство во главе  с Россией). Каждый тип абсолютно самодостаточен, замкнут и не может ни перенять свойства другого типа, ни передать свои. Вывод: между Россией и Европой неизбежен конфликт и война за окончательную победу.       В ответ на эту теорию B. C. Соловьев развил свое учение о Богочеловечестве, в котором истолковал  с христианской точки зрения исторический процесс как завершение становления самого Бога через  единение всего человечества.       С еще более радикальной альтернативой теории Данилевского выступил писатель Лев Толстой. Он  попытался объединить все религиозные учения, чтобы преодолеть конфессиональную и религиозную рознь между людьми. Более того, он подверг радикальному отрицанию и само государство как изобретение,  разделяющее людей. Его религиозный анархизм в российской культурной традиции является максимумом  универсализма. И не случайно последователи его учения до сих пор существуют в разных странах мира.       Три главных направления российской традиции универсализма представлены Н. Я. Данилевским,  B. C. Соловьевым и Л. Н. Толстым.       Данилевский отрицал саму возможность становления единого человечества и делил его на 12 культурно­ исторических типов. Россию он включил в «славянский тип» в качестве лидера всего славянского мира.       Соловьев утверждал единство всех людей и создал христианскую теорию Богочеловечества.       Лев Толстой отверг и национальные, и религиозные учения, разделяющие людей, и учил о человеческом  единстве, основанном на единой вере в единого Бога. Российские   марксисты   подчеркивали   в Льве   Толстом   его   бескомпромиссный   критицизм   в отношении России и всего современного ему  Запада. В. И. Ленин даже назвал его «зеркалом русской революции». Однако сам Толстой, будучи радикальным противником всякой революции, скорее воплощает уникальное качество   российской   цивилизации —   ее   способность   принимать   и совмещать   различные   религиозно­ культурные   традиции.   Так,   в поисках   своей   собственной   веры   Толстой   обращался   к мудрости   Будды, Моисея,   Иисуса   Христа   и пророка   Магомета.   И в нем,   как   в зеркале,   отразилась   эта   удивительная особенность нашей российской цивилизации — ее способность органично объединить множество народов, национальностей и все основные религии мира. 3. Заполнение таблицы. Представителям каждой группы предлагается заполнить общую таблицу. После заполнения таблицы могут задаваться вопросы, если не ясно содержание таблицы. Акцентируется внимание на последней графе таблицы. Ребятам необходимо отстоять свою точку зрения. В конце урока поводи итоги работы. Вопросы для сравнения Российская традиция универсализма Индийский путь к объединенном у человечеству Китайский опыт Особеннос ти историческ ого пути Древнейшая история Влияние буддизма и индуизма. Британское владычество. Борьба за независимость. Древнейшая цивилизация. «Поднебесная империя», до середины 19 века обособленно от мира, проникновение западных держав, попытки модернизации страны, с опорой на конфуцианств о и даосизм, построение социализма с китайской спецификой Мыслители , повлиявши е на формирова ние единого человечест ва В чем состоит основная идея объединен ия человечест ва Царевич Гаутама Мохандас К. Ганди Конфуций, Мао Цзэдун, Дэн Сяопин Мохаммед Единение ислама вследствие ощущения, что исламская цивилизация находится в состоянии конфликта с цивилизацией Запада Принцип сарводайя Пацифизм+гра жданское неповиновение +пассивное сопротивление =Сатьяграха Ахимса – нанасилие ключевое понятие . Джайнизм. - Уважение территориально й целостности и суверенитета - Взаимное ненападение Осознание морального измерения личности – Конфуций говорил: «Главнокоманду ющего армией можно устранить силой, но волю обычного человека нельзя устранить ничем» Идея человечества – Конфуций фактически был Лютер, Ф. Бэкон, Декарт, Дж. Локк, Просветители, Гегель, Кант, Маркс. Признание феномена науки, как способа получения достоверного знания о мире. Идеи рационализма. Человеческий разум един, единая истина для единого мира Глобальное господство Запада. Идеалы общечеловечн ости в исламской цивилизации Тесная связь с исламом, рождение исламских государств, занимающих обширную территорию и объединившее разные и очень древние культурные традиции: восточные, эллинистическ ие. Веротерпимост ь и равенство всех народов. Расцвет науки и культуры. В средние века острый конфликт с западноевропе йской цивилизацией Человек и человечество в западноевропе йской цивилизации Возникла на развалинах античной цивилизации вследсвии с взаимодейсвие м с миром варваров. Два типа до 15 века – Священная римская империя и Византия. Особая роль христианства. Особая роль эпохи Возрождения. Освоение античного духовного наследия, эпоха великих географически х открытий, появление протестантски х ценностей. Рождение государства – Киевская Русь – принятие христианства из Византии Раскол христианства на католичества и православие отгородил Русь от общеевропейс кого единства. Вляиние монголов – особый характер государственн ости. «Москва – Третий Рим» Петр первый – вариант модернизации. Столкновение традиций изоляционализ ма и универсализма . П.Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой.В.И. Ленин Три главных  направления  российской  традиции  универсализма  представлены  Н. Я. Данилевским , B. C. Соловьевым и Л. Н. Толстым.       Данилевский  отрицал саму  возможность  становления  единого  человечества  и делил его на 12  культурно­ исторических - Взаимный отказ от интервенции - Равенство и взаимовыгодны е отношения Мирное сосуществовани е Влияние на современн ый мир Отказ от насилия при решении международн ых споров. первым, кто говорил о едином человечестве; Реформа мышления – Китай ценит консерватизм, но также ценит и способность к изменениям и инновациям Отношение к народу как основе государства – конфуцианец Мен Цзы говорил: «Сначала народ, потом страна, и лишь потом – правитель» Высокая оценка деятельности личности К единому человечеству, опираясь на свои традиции типов. Россию он  включил  в «славянский  тип» в качестве  лидера всего  славянского мира.       Соловьев  утверждал  единство всех  людей и создал  христианскую  теорию  Богочеловечества.       Лев Толстой  отверг  и национальные,  и религиозные  учения,  разделяющие  людей, и учил  о человеческом  единстве,  основанном на  единой вере  в единого Бога. Единство в многообразии Глобализм как форма единого человечества. Нежелание признавать ценности западного мира, навязывание идей ислама, единый мир, сквозь призму ислама.

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях

Урок-практикум по обществознанию по теме Образы единого человечества в различных культурно-религиозных традициях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018