Урок «Православие о защите Отечества»
по учебному модулю «Основы православной культуры»
Пояснительная записка
Настоящий урок предлагается для включения в модуль «Основы православной культуры», преподаваемый в общеобразовательной школе с использованием учебных пособий «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений» А. В. Кураева (Кураев А. В. – М.: Просвещение, 2014) и «Основы православной культуры Южного Урала». С. Б. Владовой и др. (Челябинск: Край-Ра, 2013).
Урок представляет собой органичную часть тематического раздела «Жизнь христианина» и занимает место между темой «Христианская семья» и «Христианин в труде».
Данная тема представляет собой важный фактор формирования гражданской идентичности; представлений о роли православия в жизни России. Также она содержит существенный потенциал по реализации межпредметных связей с курсами истории, обществознания, ОБЖ.
Заявленная задача представляется очень актуальной, так как современные школьники всю свою жизнь с момента рождения живут в агрессивном потоке информации. Появляется новый человек, совершенно по-другому воспринимающий информацию и оперирующий ею. Существование текста, видео и голоса в одном объекте воспринимается как данность, как несомненный источник истины. Общеизвестно, что в наше время на телевидении, в Интернете, в книготорговой сети осуществляется навязчивое распространение недобросовестных псевдоисследований, авторы которых стремятся подорвать научную картину миру, деформировать представления об историческом пути человечества и нашей Родины, а то и в угоду правящим кругам наших геополитических конкурентов очернить российский национальный характер, принизить достижения и победы нашего народа.
Для разработки урока выбран учебник А. В. Кураева. Данная тема в нем представлена достаточно развернуто. В учебнике Л. Л. Шевченко (Шевченко Л. Л. Православная культура. – М.: Центр поддержки историко-культурных традиций Отечества, 2012) тема под названием «Праздник Дня Победы» содержит недостаточный охват конкретно-исторического материала. В учебнике Дорофеев В., Янушкявичене О. Л. (Дорофеев В., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. – М.: ПРО-пресс, 2012) заявленная тема отсутствует. Учебники А. В. Бородиной и Н. Ф. Виноградовой и др. остались для автора настоящего материала недоступными.
Список литературы.
1. Основы православной культуры Южного Урала. / Владова С. Б. и др. – Челябинск: Край-Ра, 2013. – С. 48-51.
2. Русские Герои. Выпуск 1. Полковой священник Стефан Щербаковский. Видеофильм. / Русская народная Линия, 2012. Электронный ресурс: https://youtu.be/oFe69m2gam0.
3. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений. / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014.
4. Дорофеев В., Янушкявичене О. Л. Основы православной культуры. / В. Дорофеев, О. Л. Янушкявичене. – М.: ПРО-пресс, 2012.
5. Шевченко Л. Л. Православная культура. / Л. Л. Шевченко. – М.: Центр поддержки историко-культурных традиций Отечества, 2012.
Технологическая карта урока «Православие о защите Отечества»
по учебному модулю «Основы православной культуры»
1. Общая часть |
|||||||||||||||||||
Предмет |
ОРКСЭ. Основы православной культуры |
Класс |
4 |
||||||||||||||||
Тема урока |
Православие о защите Отечества. |
||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|||||||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||||||||||||||
Понимание значения православия в формировании российской государственности, политической культуры и воинской традиции |
П. Самостоятельное выделение и формулирование цели, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной или письменной форме; извлечение необходимой информации, построение логических рассуждений. Р. Способность понимать и проявлять свои чувства посредством слова; умение структурировать знания. К. Изложение своего мнения; способность работать в команде; готовность слушать собеседника и вести диалог. |
Ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности |
|||||||||||||||||
Цель урока |
Раскрыть существующее в Русской православной церкви понимание важности защиты Отечества |
||||||||||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Отечество, Куликовская битва, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война |
||||||||||||||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке |
Компьютер, электронная презентация, видеопроектор |
||||||||||||||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке |
1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4—5 классы: учебное пособие для общеобразоват. Учреждений. / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2014. 2. Основы православной культуры Южного Урала. / Владова С. Б. и др. – Челябинск: Край-Ра, 2013. – С. 48-51. 3. Русские Герои. Выпуск 1. Полковой священник Стефан Щербаковский. Видеофильм. / Русская народная Линия, 2012. Электронный ресурс: https://youtu.be/oFe69m2gam0 |
||||||||||||||||||
Организационная структура урока |
|||||||||||||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
|||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||
8 минут |
Самостоятельная формулировка учащимися темы урока. Просмотр видеофильма Русские Герои. Выпуск 1. Полковой священник Стефан Щербаковский. Видеофильм. / Русская народная Линия, 2012. Электронный ресурс: https://youtu.be/oFe69m2gam0
Перед просмотром видеофильма обучающимся предлагаются следующие вопросы: - Кем был герой фильма? - Как вы думаете, чем руководствовался герой фильма в своих поступках?
После просмотра фильма и обсуждения вопросов учитель предлагает обучающимся сформулировать тему урока. |
Личностные: Мотивация к учебной деятельности, желание учиться, проявление интереса к изучаемому предмету. Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование цели |
|||||||||||||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
|||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||
17 минут |
После объявления темы урока учитель предлагается ознакомиться с историческими примерами, когда православная церковь сыграла видную роль в защите Отечества. Одним из первых таких событий была Куликовская битва. Учебник с. 89-90. Рассказ о Куликовской битве. Чтение вслух. Вопросы к чтению. -Почему важно было остановить Мамая? -Какую позицию занял прп. Сергий Радонежский? Что он сделал?
Пособие с.48. Прочитать текст, найти ответы на следующие вопросы. -В каких еще войнах проявилась помощь Православной церкви русскому народу? -В чем состоял церковный взгляд на Великую Отечественную войну, как Церковь помогала тылу и фронту?
Учебник с. 88. Чтение вслух. Вопрос к чтению вслух: какую войну православная церковь считает справедливой? |
Регулятивные: Принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: проявляют самостоятельность в поиске решения задачи Коммуникативные: умеют слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы. |
|||||||||||||||||
Этап 3. Практикум |
|||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Основные формы работы учителя и учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||
17 минут |
Пособие с. 50 Задание № 1. Как вы понимаете фразу, сказанную святым благоверным князем Александром Невским: «Не в силе Бог, а в правде Бог»? Выполняется устно.
Задание № 2. Найдите соответствие между полководцем и битвой. Выполняется в тетради.
Задание для групповой работы. Каждой группе предлагается небольшой фрагмент исторического материала, содержащего описание сражения. По итогам чтения материала группа должна заполнить карточку и разместить ее на доске, а остальные ученики внести результаты работы других групп в таблицу в тетради.
Вопросы на подведение итогов групповой работы: Что объединяет те битвы, о которых мы поговорили? Можно ли сказать, что вера в божественную помощь во все века была важной частью боевого духа русской армии? |
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и рассказа учителя, электронных ресурсов; выделяют необходимую информацию, извлекая ее из услышанного стихотворения, в результате анализа делают вывод. Коммуникативные: способность работать в паре; готовность слушать собеседника и вести диалог; эффективно сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: оценивают свои знания, выделяют то, что уже известно, и то, что предстоит узнать и усвоить. Личностные: имеют желание выполнить работу без ошибок, понимают важность соблюдения определенных правил. |
|||||||||||||||||
Этап 4. Подведение итогов, домашнее задание |
|||||||||||||||||||
Длительность этапа |
Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||
3 минуты |
Вопросы для рефлексии: 1. Что вам запомнилось из сегодняшнего урока? 2. Что мы узнали нового? 3. Что бы вы хотели еще узнать?
Домашнее задание: Подготовьте рассказ о своем герое Отечества. |
Коммуникативные: полно и грамотно выражают свои мысли. Регулятивные: осознают важность приобретения новых знаний. Познавательные: оценивают процесс и результаты своей деятельности. Личностные: осознают важность полученных знаний. |
|||||||||||||||||
Приложение № 1. Групповое задание.
Карточка для размещения на доске (должны быть распечатаны и заполнены в масштабе, позволяющем видеть их всему классу).
Таблица для заполнения в тетради.
Битва |
|
|
|
|
|
Кто полководец? |
|
|
|
|
|
С кем воевала Россия? |
|
|
|
|
|
Какие святые угодники или чудотворные иконы упоминаются в связи с событиями? |
|
|
|
|
|
Группа № 1
В 1812 году, во время нашествия французов Смоленская икона Божией Матери была вынесена перед Бородинской битвой из Смоленска и доставлена в Москву.
25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.
В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.
Икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную Богоматерьскую церковь, где находилась до 1941 года.
Группа № 2
О том, как приезжал к старцу Жуков, бывший тогда командиром кавалерийского полка, рассказала дочь хозяина дома, где жил преподобный Нектарий Оптинский, Екатерина Андреевна Денежкина (ныне покойная).
Это было примерно в 1925 году. Подробности этих встреч (по некоторым свидетельствам встреча была не одна, будущий маршал приезжал несколько раз, оставался даже ночевать) для нас пока тайна. Может быть, мы когда-нибудь узнаем их, если Господу будет угодно. А пока что, по милости Божией, стало известно, что прославленный в лике святых последний оптинский старец Нектарий благословил Жукова, сказав, как вспоминает Екатерина Андреевна, что везде ему будет сопутствовать победа. «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».
А как объяснить, если не помощью Божией, недюжинные способности маршала, проявившиеся во время битвы под Москвой, когда фашисты рвались к Москве, а маршал Жуков не спал одиннадцать (!) суток, но оставался бодр и решителен? Кстати, в канун этой легендарной битвы Георгий Константинович присылал в Наро-Фоминский район на армейской машине священника, окрестившего местных детей.
Группа № 3
И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел одну лодку, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому».
После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая со шведами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего.
Группа № 4
За первый год русско-турецкой войны молодой Черноморский флот одержал решительную победу. 45-летний Федор Ушаков, получив чин контр-адмирала, в начале 1790 года был назначен командующим Черноморским флотом.
Через полгода недалеко от Керченского пролива произошло очередное сражение, в котором эскадра Ушакова вновь одержала блистательную победу над вдвое превосходящими силами турок. Потемкин докладывал Екатерине: «Бой был жесток и для нас славен тем паче, что… контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель».
По возвращении в Севастополь командующим Черноморским флотом Федором Ушаковым был отдан приказ: «Выражаю мою наипризнательнейшую благодарность и рекомендую завтрашний день для принесения Всевышнему моления за столь счастливо дарованную победу. Всем, кому возможно с судов, и священникам со всего флота быть в церкви святого Николая Чудотворца в 10 часов пополуночи, и по окончании благодарственного молебна выпалить с корабля “Рождество Христово” из 51 пушки».
Группа № 5.
Главное внимание Суворов уделял религиозному воспитанию, повторяя, что «безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы» и что «неверующее войско учить – что ржавое железо точить». Он построил с солдатами деревянный храм Петра и Павла, вырезав собственноручно купольный крест для него. Полководец учил быть врагом зависти, ненависти и мщения, гнушаться лжи, прощать погрешности ближнего и не прощать их себе, не унывать и не отчаиваться, выручать товарищей, быть милосердным к низложенному врагу и никого не убивать напрасно – «победителю прилично великодушие».
Ни одной битвы Суворов не начинал без молитвы. Однажды в опасный момент боя он на глазах у всех спрыгнул с лошади и несколько минут молился, распростершись ниц, а потом дал такие распоряжения, что победа была одержана.
Измаил пал. У русских было убито около 2200 человек. Турки потеряли убитыми 26 тысяч человек. Русскими войсками были захвачены 265 орудий, до 3 тысяч пудов пороху, 20 тысяч ядер и множество других боевых припасов, до 400 знамен, большие запасы провианта, а также драгоценности стоимостью в несколько миллионов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.