Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Оценка 4.8

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +4
pptx
биология +1
8 кл
13.02.2017
Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Цель урока: воспитание бережного отношения к себе, к своему здоровью как главной ценности человека. Задачи урока: Познакомиться с интересными загадками и тайнами организма человека; Сформулировать положительную мотивацию к здоровому образу жизни. На уроке мы познакомимся с интересными загадками и тайнами нашего организма, поговорим о бережном отношении к себе, к своему здоровью как главной ценности человека и ещё раз вспомним, что же вмещает в себя понятие «Здоровый образ жизни».ЗДОРОВЬЕ - это бесценный дар, который преподносит нам природа. Но как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вернуть его очень трудно, порою невозможно.
Урок-презентация по биологии 8 класс.pptx

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Филиал  МОУ «ООШ п. Горный  Краснопартизанского района Саратовской области» в с.  Савельевка  Урок­презентация  биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть ­ себя любить!"                                                                                                                                           Семикопова Любовь Ивановна, учитель                                                                             первой квалификационной категории                        биологии

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Никакой человек в мире не родится, готовым,  то есть  вполне сформировавшимся, но всякая его  жизнь  есть ни что иное, как беспрерывно  движущееся развитие                                                                                                         В. Г. Белинский    Цель  урока:    воспитание бережного отношения к себе, к своему здоровью как  главной ценности человека. Задачи урока:  Познакомиться с интересными загадками и тайнами организма  человека  Сформулировать положительную мотивацию к здоровому образу  жизни.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Ученик:    Друзья!  Согласитесь,    что  ЗДОРОВЬЕ  ­    это  бесценный дар, который преподносит нам  природа. Но  как часто мы, растрачиваем этот дар попусту, забывая,  что  потерять  здоровье  легко,  а    вернуть  его  очень  трудно, порою невозможно.  Ученица:  Никто не позаботится о нашем  здоровье, если мы  сами  не заботимся  о нём. Например, любители покурить, выпить или уколоться сами  за свои деньги издеваются  над своим организмом. Ведь, в конечном счёте, это ведёт к многим заболеваниям или к  летальному исходу. Возьмём , к примеру, современный технический прогресс ­ это  прекрасно, но всего должно быть в меру. Телевизоры, «Денди», компьютеры, мобильные  телефоны ­ это наши друзья и наши враги, т.к. разумно и в меру мы их использовать не  умеем  или не желаем, и тем самым подвергаем сами себя опасности.  Один мальчик нашего возраста вот что написал об этом: Целый день играл  в компьютер, В бой с вампирами ходил. От вампиров чуть не сбрендил! Для уроков нету сил. Ни в музей, ни в галереи, Ни в театры  не  хожу­ Интернетом  я  «болею», День­деньской  я в нём сижу… И это не шутки, друзья.  Это – компьютеромания!  И она не безопасна.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
УЧИТЕЛЬ:    Друзья,  сегодня  у  нас  урок  необычный,  урок  –  игра  «Здоровым  быть  –  себя  любить!»,  который  откроет  перед  вами  интересные  загадками  и  тайны  нашего  организма.  Вы  расскажете  о  бережном  отношении  к  себе,  к  своему  здоровью  как  главной  ценности  человека  и    вспомните,  что  же  вмещают  в  себя  понятия  «Здоровье  и  здоровый образ жизни». Мы  будем  беседовать  и  играть,  играть  и  беседовать.  На  слайдах  презентации я буду предлагать вам вопросы, и варианты ответа на них, а  ваша  задача  ­  поднять  сигнальную  карточку  с  номером  правильного  ответа.  После  каждого  правильного  ответа  вы  рисуете  на  листах,  лежащих  у  вас  на  столе  с  изображенной  сердцевиной  цветка,  лепесток  так  ,  чтобы  у  вас  к  концу  занятия  получился  цветик­многоцветик.  Чем  больше  будет  лепестков,  тем  красивее  будет  ваш  цветок  и  тем  выше  будет ваша самооценка за работу, по критериям, которые будут  даны в  конце занятия.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Начинаем наш интеллектуальный марафон!   Учитель:    Ребята,  с начальной школы вы знаете, что опора нашего  организма ­ скелет, состоящий из костей.     У новорождённого ребёнка 270  костей,  а у взрослого их – от 206  до 230  Вопрос: Чем  объяснить  этот  удивительный  факт? •  косточки срастаются в одну;      •  косточки исчезают; •  становятся мягкой тканью.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
скелета  а    хрящевые  в  процессе  роста    ­  Верно,  ребята,  некоторые  косточки  срастаются  в  одну.  Ведь  у  новорождённого  или  кости  многие  они  полухрящевые,  отвердевают,  становятся  костными,  при  этом  мелкие косточки срастаются в одну.   А  растёт  человек  до  25  лет.    Именно  поэтому  необходимо  с  самого  рождения  ребёнку    прививать навыки здорового образа жизни.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­  Из  биологии  нам  известно,  что  тело  взрослого  человека  состоит  из  639  мышц.  Это  примерно  6  млрд.  мышечных  клеток.  Мышцы  крепятся  к  костям  скелета.  Сокращаясь  и  расслабляясь,  они    двигают  суставы,  защищают  внутренние  органы человека, формируют фигуру человека, его осанку.  Вопрос:  Как можно увеличить свою мышечную  массу? •    употреблять специальные таблетки    (гормоны); •    больше есть мяса; •    регулярно заниматься спортом.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­   Да, ребята, каждый мечтает иметь правильную походку, красивую фигуру, а  это просто так не даётся. Нужно много приложить усилий, чтобы наша  мускулатура соответствовала мечтам. И только физические упражнения, и регулярные занятия спортом  позволяют достичь желаемого результата.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­ Приведу один факт:  «Воздушный гимнаст Валентин Дикуль  в  результате падения с высоты сломал  позвоночник. Несколько лет он пролежал в  постели парализованным.  Потом разработал  свою собственную  гимнастику, благодаря которой «накачал»  такой мощный мышечный корсет, что не  только стал ходить , но и вернулся в цирк.  Теперь уже силовым акробатом. Он  способен держать на груди грузовик. А ещё  он создал центр реабилитации  для людей,  получивших травму позвоночника. Вот  таковы возможности человеческого  организма. Только нужно правильно ими  управлять…

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Вопрос: ­  Учёные  подсчитали,  что  в  результате  работы  нашей  мускулатуры  и  внутренних  органов  выделяется  большое  количество  теплоты,  которой  можно  вскипятить  семь  вёдер  воды.  Но  нам  закипать  совсем  не  безопасно.  Значит,  нужно  охладиться. Этим занимаются потовые железы , находящиеся  в  коже  человека.  Например,  вы  заболели,  у  вас  жар.  Через  некоторое время кожа стала влажной на лбу, на верхней губе.  Бабушки и мамы, в таких случаях, говорят:   «Вспотел, значит…»: •   заболел; •  выздоровел; •  пошёл на поправку

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
-  Конечно  же,  ребята « человек пошёл на поправку»,   раз потеешь, значит  температура снижается и  болезнь начинает отступать… ­  Волосы ­ это выросты кожи. Они очень важны для нашего организма. Они  прекрасно защищают голову от холода и жары, ресницы оберегают глаза от  соринок, брови не дают попасть в глаза поту.   Как вы думаете, на сколько вырастают волосы за месяц? ВОПРОС: 1)    10 мм. 2) 12 мм.  3) 18 мм.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­  Правильный ответ ­ 12 мм.  Ребята,  чтобы  волосы  были  красивыми,  за  ними  необходимо  правильно  ухаживать: расчёсывать, мыть, стричь.  А вы знаете, как следует мыть волосы?  Мыть   их  нужно не  по расписанию,  а по необходимости.  Грязные, значит, надо  мыть.    Ещё  очень  полезен  массаж  головы.  Поэтому  не  ленитесь  расчёсывать  волосы: 100 раз  проведите по волосам утром и столько же вечером деревянной  или костяной расчёской. Чтобы не развести на голове «зоопарк»  ПОМНИТЕ: * расчёсывайте волосы   только своей  расчёской; *  не надевайте чужих шапок; * нельзя  класть голову на подголовник в  автобусах  с мягкими высокими сиденьями,   там могут остаться вши от предыдущих  пассажиров; *  в поездах не спите на голых матрасах

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Без еды человек может обходиться несколько недель,  без воды ­ несколько дней…  А сколько человек  может обходиться без дыхания…? Вопрос: •Несколько часов; • Несколько минут;   • Несколько секунд

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­  Правильно, ребята, всего несколько минут,  это зависит от физического  развития человека, от его тренированности. Чем больше жизненная  ёмкость лёгких у человека, тем дольше он сможет не дышать. Дыхание ­  это необходимый и важный физиологический процесс в  организме человека. Оно у нас  обеспечивает газообмен. Когда мы хотим  сказать, что без чего­то совершенно не можем обойтись, то говорим:  «Нужен, как воздух».  ВОПРОС: Как называется основной орган, которым мы  дышим? • Рот, нос; • Живот; • Лёгкие

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­­    Правильно,    ребята,  легкие.  Они  работают,  как  отлаженный  газовый  насос.  16 дыхательных движений человек делает в 1 минуту  в состоянии покоя.  И вам должно быть понятно, какая опасность угрожает человеку, если в  дыхательные пути попадут инородные тела.  Они попросту закупорят дыхательную трубку  и человек может погибнуть  от удушья.  Причиной  этому  может  быть  неправильное  поведение  за  столом,  когда  кусок пищи попадает в дыхательное горло.     Чтобы избежать этой беды, надо запомнить:                 •  во время еды нельзя разговаривать, смеяться, вертеться; •  во рту может быть только еда,  никаким  другим даже самым      красивым и соблазнительным предметам там  не место! Не зря гласят пословицы: • Когда я ем, я глух и нем! •  Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами!

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Вопрос  :  Как бы вы поступили, если бы стали свидетелями такой ситуации, когда на ваших  глазах человек задыхается из­за попавшего куска пищи в дыхательное горло?   Давайте проведём  практикум по оказанию помощи пострадавшему, у которого  застрял кусок пищи в глотке, и закрывает дыхательное горло. Ребята, кто мне   (Выходит  ученик, учитель рассказывает и показывает приёмы оказания ПМП  поможет? ).     ­ Освоив эти простейшие приёмы оказания первой медицинской помощи в данной  опасной ситуации,  я думаю, что вы не останетесь равнодушными в случае беды

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Ребята, как вы думаете , когда начало работать ваше сердце?  ­  Оно начало биться за 8 месяцев и 10 дней до вашего  появления на свет, когда вам было примерно 20 дней…  Для справки •По размеру сердце почти такое, как ваш   кулак.  • Сердце взрослого человека весит 250­350 граммов.  •  В  состоянии  покоя  оно  сокращается  70­72  раза  в  минуту,  а  в  сутки  примерно 100 тысяч раз.  • Во время сна  за одну минуту сердце перекачивает 4 литра крови. • А когда идёшь или что­то делаешь, то сердце перекачивает  целых  10­12  литров. •  Чем  больше    человек  занимается  физическими  упражнениями,  тем  мощнее его сердце. •  За  среднюю  продолжительность  жизни  (70  лет)  сердце  человека  перекачивает около       250 млн. литров крови.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
ВОПРОС: Как вы думаете, какое количество крови  перекачивает сердце в течение года? • 3000 тонн; • 1000 тонн; • 10000 тонн

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­­ Важным критерием здорового образа жизни  является питание. Ведь затраченную энергию  человек восстанавливает при помощи пищи,  которая  разнообразна по своему происхождению,  вкусу, запаху, составу и т.д.  Мы ощущаем запах  пищи, определяем её вкус. ВОПРОС: Что является у человека органом вкуса? •Губы; •Зубы; •Язык.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­  Пропагандист здорового образа жизни  Поль Брэгг утверждал:  «Человек  по  своему  неблагоразумию  в  еде,  питье  и  невоздержанности  умирает,  не  прожив  и  половины  той  жизни, которую мог бы прожить.  Он  употребляет  трудно  перевариваемую    пищу,  запивая  её    ядовитыми напитками, и после этого поражается, почему не  живёт до 100 лет».

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
По данным Всемирной организации здравоохранения в  среднем человек   живёт  70 лет и весит 70 кг.   Сколько пищи съедает человек за свою жизнь? ВОПРОС: • 1 тонну; • 10 тонн; • 50 тонн

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­­ Правильно! Человек съедает за жизнь  до 50 тонн пищи,  выпивает до 75 т. жидкости.  По этому поводу есть интересные факты из книги рекордов Гиннеса : • Самый тяжёлый из ныне живущих людей – Пол Мэсон из Британии, его вес  445  кг.,  объём  груди­  305  см.,  талия  ­294  см.,  шея  –  75  см.  Ему  48  лет.  Свою  жизнь проводит в кровати (вверху  в центре). • Самый величайший в мире едок Эдвард Абрахам Миллер из Окленда  при росте   171 см. набрал вес 289 кг. с талией 144 см. Он был не победим в конкурсах едоков с  1931 года. в 1963 году за один раз он съел 28 кур, каждая из которых весила более   900 грамм. • В декабре 1986 года в Бернтвуде был установлен рекорд поедания сосисок: Рег  Моррис за 1 минуту 4 секунды съел  30 сосисок. • Американец Питер Даудесуэл в 1986 году съел 91,44 метра спагетти за 12 секунд.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­Человек не только употребляет, но и выделяет вещества (сообщение ученика): За свою жизнь (70 лет) человек выделяет: • слюны ­  мужчина  26 тонн, женщина  ­ 29 тонн;     • пота ­ 18 тонн;    • мочи ­ 30­40 тонн;   • кала ­ 4 тонны;  • отстригает ногтей – 4­5 метров;  • отшелушивается кожи ­ 140 кг..                    Это интересно (сообщение ученика): • Общая длина ногтей Мелвин Бут (слева) из Мичигана 9,05  метров. •Ли Редмонт (справа), которая не стригла ногти с 1979 года и  аккуратно их подпиливала, чтобы отрастить до 8,65 метров,  потеряла свое «богатство» в аварии.  68­летняя рекордсменка  говорит, что это самое драматичное событие в ее жизни, но  также признает, что без них намного легче.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
В течение дня человек ведёт активный образ жизни,  но с наступлением ночи  мы ложимся спать… ВОПРОС: Зачем человеку нужен сон? •  Восстанавливает работоспособность организма; • Посмотреть сны; • Активный отдых человека

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­­ Правильно,  ребята,  сон восстанавливает силы, т. к. человек во время сна  отдыхает.  Ночь крепкого сна ­ это прекрасная поддержка вашего здоровья.  Сон­ это не только отдых, но и деятельность, направленная на переработку  информации, накопленной за день. Вот почему стихотворение, плохо  запоминающееся вечером, утром легко воспроизводится наизусть.  Не зря гласит пословица «Утро вечера мудренее».

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
ВОПРОС: Кто  в  нашем   организме   самый     главный   управляющий? 1. Ноги; 2.    Мозг; 3.  Желудок

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­    Да,  ребята,  МОЗГ  управляет  работой  нашего  организма и отвечает за все наши действия.  Мозг ­ это разум человеческий, в нём заключён наш  интеллект,  чем  больше  мы  получаем  информации,  тем образованнее становимся.   Образован  мозг  нервными  клетками  ­  нейронами,  которые образуют кору головного мозга, их  в ней от  12  до  18  млрд.  ,  но  задействованы  в  работе  организма, даже у самого умного человека, всего  4 % нейронов.

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Рефлексия.  ­  Ребята, что вы сегодня вспомнили, чего узнали нового и что бы     вы взяли с собой  в будущую жизнь? Или просто сделайте вывод. 1  ученик:    Разум  и  здоровье  –  это  нерасторжимое  целое,    только  в  наших  силах  разумно  управлять собой и ковать своё здоровье.  2 ученик:  Нам нужно помнить, что детство – это не ожидание взрослой жизни, это уже самая  настоящая  жизнь,  поэтому    использовать  её  необходимо  с  толком  и  не  ждать,  когда  во  взрослой жизни на нас «свалятся» здоровье, красота, сила, выносливость.  3  ученик:  Всё  это  мы  должны  создавать  своими  руками,  изо  дня  в  день  ,  и  начинать  надо  прямо  сегодня,  не  откладывая  на  потом.  Но  сначала  нужно  подумать,  с  чего  лучше  начать, чтобы не навредить себе.  Спланировать свой план  здорового образа жизни!

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­  А теперь я  предлагаю  вам  определить ступень своего физического развития и честно спросить  себя: • Соблюдаю ли я режим дня?  (да ­3, нет 1). • Делаю ли я утреннюю зарядку? (да ­3, нет ­1). • Предпочитаю ли я ходьбу,  услугам транспорта? (да ­ 3, нет ­1). • С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры? (да ­3, нет ­1). • Обливаюсь ли я холодной водой?  (да ­3, нет ­1). • Хожу ли я в спортивную секцию? (да ­3, нет ­1). • Занимаюсь ли я физическим трудом? (да ­3, нет ­1). • Покуриваю ли я? (да ­1, нет ­3). • Могу ли я 15 раз отжаться от пола? (да ­3, нет ­1). • Люблю ли я плавать? (да ­3, нет ­1).

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­­Ребята, подсчитайте ваши очки и по их сумме определите  свою ступень на лестнице физического развития:  • 10­15 очков  (низкая ступень); • 15­25 очков (средняя ступень); • 25­30 очков (высокая ступень)  А теперь сделайте каждый для себя вывод, кому нужно  срочно работать над собой, а кому совершенствоваться  дальше, не останавливаясь на достигнутом. Средневековый философ Ф. Бекон сказал:  «Ведь в каждом человеке природа всходит  либо  злаками, либо сорною травою. Пусть он  своевременно поливает первое  и истребляет  Придерживайтесь этого совета и у вас будет всё  вторую» .   ОКЕЙ!!!

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
­  Благодарю вас за участие в марафоне  знаний: • Оцените свои знания  сами, как я вам говорила в начале  занятия.  • Посчитайте, сколько лепестков имеют ваши прекрасные  цветики–многоцветики.  ­  У нас было 11 вопросов: •  У кого 9­11 лепестков – поздравляю,  у вас отличные  знания; •  У кого  5 ­ 8 лепестков –  молодцы, вы  хорошо знаете свой  организм.   Не огорчайтесь, те, у кого – меньше пяти лепестков. Ваши  цветики всё равно очень красивые. Пройдёт время,  вы  пополните свои знания, и из них  вырастут  крупные цветы.  ­  Я вам желаю полюбить себя, своё  тело и составить  свой  собственный «Кодекс здоровья».

Урок-презентация биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"

Урок-презентация   биологии в 8 классе на тему "Здоровым быть - себя любить!"
Использованная  литература: 1. Любимова З.В., Маринова К.В.  Человек и его здоровье.;   2. Теремов А.В. Биология. Общие закономерности жизни..  Интернет­ источники: 3. Анатомия человека – атлас  http://www.anatomcom.ru; 4. Вся биология  http://www.sbio.info; 5. Газета «Биология» издательского дома Первое сентября  http://bio.1september.ru; 6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school­collection.edu.ru; 7. Открытый колледж: Биология  http://college.ru/biologiya; 8. Учебные  материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»  www.km.ru/education;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017