Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Оценка 5
Презентации учебные
pptx
русская литература
10 кл
12.02.2017
Данная презентация позволяет формировать навыки анализа художественного текста с выявлением мотивов поведения героя; содействовать обретению учащимися через литературное произведение нравственных знаний о памяти, долге, совести, благодарности, формированию нравственных ориентиров;Предназначена для уроков литературы и для уроков внеклассного чтения при подготовке к ЕГЭ- написанию части С(сочинения - рассуждения).Данная презентация позволяет формировать навыки анализа художественного текста с выявлением мотивов поведения героя; содействовать обретению учащимися через литературное произведение нравственных знаний о памяти, долге, совести, благодарности, формированию нравственных ориентиров;Предназначена для уроков литературы и для уроков внеклассного чтения при подготовке к ЕГЭ- написанию части С(сочинения - рассуждения).
Простите нас.ppt. (2).pptx
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
« Не смейте забывать
учителей»
«Простите нас»
Урок –размышление
по рассказу Ю.Бондарева
Автор учитель русского языка и
литературы Маджалисской СОШ Исмаилова
У.М.
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Наставникам,
хранившим юность
нашу,
Всем честию, и
мертвым и живым,
К устам подъяв
признательную чашу,
Не помня зла, за благо
воздадим.
• (А.Пушкин)
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Цели:
• формировать навыки анализа
художественного текста с выявлением
мотивов поведения героя;
• содействовать обретению учащимися
через литературное произведение
нравственных знаний о памяти, долге,
совести, благодарности,
• формированию нравственных
ориентиров;
Цели:
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Родился 15 марта 1924 года в
городе Орске Оренбургской
области. В 1931 году
семьяпереехала в Москву.
Жили в Замоскворечье. Юрий
учился в 516й средней школе.
Уроки, увлечение футболом,
коньками, голубями обычная
мальчишеская жизнь с ее
радостями и огорчениями. В
ряде его интересов большое
место занимали и книги.
Этому во многом
способствовала мать,
приобщившая сына к русской
классике.
•
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
•
В 1941 году Бондарев участвовал в
сооружении оборонительных
укреплений под Смоленском. Потом
была эвакуация, где Юрий окончил 10
й класс. Летом 1942 года его
направили на учебу в Бердичевское
пехотное училище в городе
Актюбинске. В октябре того же года
курсанты были переброшены под
Сталинград. Бондарев был зачислен
командиром минометного расчета
308го полка 98й стрелковой дивизии.
В бою он был контужен, получил
обморожение и легкое ранение в
спину. После лечения в госпитале
служил командиром орудия в составе
23й КиевскоЖитомирской дивизии.
Участвовал в форсировании Днепра и
штурме Киева. В боях за Житомир
был ранен и снова попал в полевой
госпиталь.
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Именно на фронте в
сознание Ю. Бондарева
вошли кристально чистые
заповеди любви к Родине,
порядочности, верности.
Ведь в бою все обнажено и
очевидно что добро, а что
зло. И каждый оказывается
перед выбором. Бондарев
сделал свой выбор один раз и
навсегда. Он выбрал берег
человеческой порядочности.
И там же, на войне,
писатель понял главное:
"человек рождается для
любви, а не для ненависти"
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Наряду с творчеством Ю.
В. Бондарев вел и активную
общественную
деятельность. С 1959 по
1963 год он являлся членом
редколлегии, редактором
"Литературной газеты". В
ноябре 1971 года был
избран первым
заместителем
председателя правления
Союза писателей РСФСР, а с
1990 по 1994 год являлся
председателем Союза
писателей России.
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
•
• Память... В ней могут оказаться
стертыми имена, события, встречи
с людьми. Но наступают моменты,
когда вдруг голос памяти властно
позовет человека, захлестнет, как
волна, поднимет уснувшие чувства. И
тогда уже никуда не убежать, никуда не
деться от голоса потревоженной
памяти.
• Так случилось и с героем рассказа Ю.
Бондарева Павлом Георгиевичем
Сафоновым.
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Передайте впечатления Сафонова от встречи с
городом.
• Почему он почувствовал себя экскурсантом?
• Назовите три встречи героя с близкими людьми.
• Какие чувства испытал П.Г. после этого визита и
почему?
• Какие чувства пришли к нему «Посещение матери
Веры».
• ? Почему почувствовал себя «будто ограбленным»?
• Почему Верина мать посмотрела ему прямо в зрачки
долгим тягучим взглядом?
• Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И
вдруг как спасение, как нежданная радость он
увидел аллею, а в ее тени школу, где учился. Он
вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули
воспоминания.
•
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
•
• Кто такой Сафонов, чем он занимается?
• Какую характеристику Сафонову дает
автор? Что узнаем о его внутреннем мире,
душевном складе?
• Проследим по тексту, с каким
настроением идет Сафонов в город? Что
помогает понять это настроение?
• И вот он попадает в город. Конечно, город
изменился, как изменился и сам герой.
Итак, у героя два города: город детства и
тот город, который встретил его через
много лет.
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
умный
образованны
прославившийс
й
я
Павел. Какой он?
уверенный
вспыльчивы
й
успешный
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
приезд
встреч
а
воспоминани
я
раскаяни
е
расставани
е
Для
Павла
?
Для
Марии
Петровны
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
•
Кто такой Сафонов?
• Откуда он возвращался?
•Как случилось, что Сафонов оказался в родном городе
• Какие чувства испытал Сафонов, оказавшись в родном городе?
• А как раскрывает автор чувства Сафонова при встрече с Марией Петровной?
• Подумайте, ребята, как бы вёл себя Сафонов в Москве, на заводе? И как он ведёт себя
здесь с Марией Петровной?
• А что хотела узнать Мария Петровна.? Что её интересует больше всего?
• А какой учительницей была Мария Петровна? Какой её показывает автор?
• Как вы называете таких учителей?
• Какие слова вы бы нашли, чтобы ответить на поздравительную телеграмму Марии
Петровны?
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Мария Петровна
• Старенькая
худенькая женщина
с болезненно
бледным лицом,
ставшая с годами
ещё более тонкой и
хрупкой. Одинокая,
живёт только
школой, учениками.
Своей семьи, своих
детей нет.
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Павел Георгиевич
преуспевающий, в
меру
самодовольный и
самоуспокоенный
человек
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Воспоминания
Вера
Витька
Снегирев
Первая
любовь
Преданность
друга
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
ПОВЕДЕНИЕ САФОНОВА
В Москве:
уверенность;
напористость;
громко
разговаривает;
работает
конструктором;
может вспылить;
Павел Георгиевич
С Марией
Петровной:
робеет;
смущается, как
ученик;
не пожал руку;
просит
разрешения
закурить;
становится
С Марией Петровной:робеет;смущается, как ученик;не пожал руку;просит разрешениязакурить;становится Пашей
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
•
Как отнеслась учительница к визиту
Сафонова?
Какие чувства испытывает Павел,
оставшись один в комнате учителя?
• Почему на настойчивые вопросы о
том, пишут ли ей бывшие ученики,
навещают ли ее, М.П. отвечает
уклончиво и все время переводит
разговор на другое?
Что говорит об этом Сафонов?
• Какие чувства владеют П.Г. в этот
момент?
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
прозрение
Простите
чувство
вины
раскаяние.
стыд
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Павел Сафонов
• Известный
конструктор
• Успешный
• Уставший от
известности
• Самоуспокоенный
• благополучный
• Испытывает
чувство стыда
• Осознает вину перед
близкими
• Чувствует
мучительное
раскаяние
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
«внешние события»
1.Встреча с городом детства
2.В домике Витьки Снегирёва,
друга детства
3.Посещение матери Веры,
любимой девушки
4.У старенькой учительницы
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
«внутренние события»
1.«…почувствовал себя экскурсантом
в этом городе»
2.«едкое чувство горечи и какогото
обмана»
3.«тоскливо, одиноко, досадно… будто
ограбленный»
4.«стыд, ненависть к себе…
непроходящее чувство вины
Почему?
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
ПРОСТИТЕ НАС
Что мы видим за этими
словами?
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• СТРАННО:
• ПОЧЕМУ МЫ ТАК ЖЕ,
• КАК И ПЕРЕД
• РОДИТЕЛЯМИ,
ВСЯКИЙ РАЗ ЧУВСТВУЕМ СВОЮ ВИНУ
• ПЕРЕД
УЧИТЕЛЯМИ. И НЕ ЗА ТО ВОВСЕ, ЧТО
БЫЛО В
• ШКОЛЕ, НЕТ,
А ЗА ТО, ЧТО СТАЛОСЬ С НАМИ ПОСЛЕ.
•
В.РАСПУТИН
• СТРАННО: •ПОЧЕМУ МЫ ТАК ЖЕ,• КАК И ПЕРЕД • РОДИТЕЛЯМИ, ВСЯКИЙ РАЗ ЧУВСТВУЕМ СВОЮ ВИНУ• ПЕРЕД УЧИТЕЛЯМИ. И НЕ ЗА ТО ВОВСЕ, ЧТО БЫЛО В• ШКОЛЕ, НЕТ, А ЗА ТО, ЧТО СТАЛОСЬ С НАМИ ПОСЛЕ.• В.РАСПУТИН
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
•
• Говоря вас ,кого имеет в виду
Сафонов?
Как вы понимаете слово
«покаяние»?
Когда человек просит прощение?
Что он при этом чувствует?
Кто испытывает стыд, вину в
рассказе?
. У кого просит прощение Павел
Георгиевич?
Охарактеризуйте образ Марии
Петровны
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Сколько в человеке ПАМЯТИ,
• столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.
• В. Распутин
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Приехав в родной город, Сафонов
встречается с самим собой. Старенькая
учительница и теперь преподала ему урок
совести, чуткости, и он начинает видеть
свою жизнь в истинном свете и переживает
чувство мучительного стыда перед
учительницей, которой они все, бывшие
ученики, так многим обязаны. Встреча с
учительницей обнажила в нем равнодушие к
людям близким и к тем, кто воспитал его,
вложил в него частицу своего сердечного
тепла. Он осознал безнравственность
забвения человека человеком и
сформулировал свое прозрение в двух
словах телеграммы: «Простите нас!».
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
• Не растеряйте на своём жизненном
пути добрые, чистые светлые
чувства, порождённые родителями и
учителями. Помните: нельзя забывать
мать, Родину и учителей
• А слова «Будь с каждым днём – о будь!
– всё виноватей!» пусть тоже будут
добрым напутствием на всю
последующую жизнь. Пусть они
тревожат ваши сердца, будят вашу
совесть, взывают к памяти и
благодарности.
Урок- размышление " Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю,Бондарева " Простите нас"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.