Урок развития речи по русскому языку на тему "Рассуждение"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
15.02.2018
Тема «Рассуждение»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую тему, морально-этическую тему, 2) научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни.
I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204).
Рекомендации учителю: в § 36 предложены в основном рассуждения-доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема.
В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развернутого ответа «Чем же мне дорог родной край?»
В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение «Слово делом крепи», которое нужно раскрыть, развернуть, доказать (или опровергнуть). Такого типа формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься над темой сочинения и ответить на следующие вопросы:
— Правда ли, что слово нужно подкреплять делом?
— Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно?
Главное в работе над рассуждениями — так организовать урок, чтобы ребята искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших. Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения.
Если, например, в процессе подготовки к сочинению «Слово делом крепи» вспоминаются и комментируются соответствующие пословицы о словах и делах, приводятся примеры людей, у которых слово не расходится с делом и т. п., а затем школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих работах то, о чем говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно думают об обязательности и ответственности человека за свои слова.
Более важно обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения.
В задании к сочинению-рассуждению (упр. 207) в учебнике включены подсказывающие вопросы:
1. Часто вы принимаете какие-то решения?
2. Всегда ли вы держите свое слово?
Рассуждение на тему «Чем же мне дорог родной край?» (упр. 209), сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развернутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.). Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение мне, подчеркнуть его, выделить голосом.
Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во-первых, во-вторых, итак? да, уместно, но необязательно.
А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать, чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным.
Учащиеся знакомятся с тем, что начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса.
Например, обсудим вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?»:
У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нем...»
После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так:
Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озерами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поется: «У природы нет плохой погоды...» да, необыкновенное сочетание леса, озер, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту.
Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например:
Я заканчиваю свое сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот—все прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной!
В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения, выводы, покажет, какими примерами из жизни и литературы оперировали авторы сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены.
II. Домашнее задание: упр. 212.Тема «Рассуждение»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую тему, морально-этическую тему, 2) научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни.
I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204).
Рекомендации учителю: в § 36 предложены в основном рассуждения-доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема.
В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развернутого ответа «Чем же мне дорог родной край?»
В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение «Слово делом крепи», которое нужно раскрыть, развернуть, доказать (или опровергнуть). Такого типа формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься над темой сочинения и ответить на следующие вопросы:
— Правда ли, что слово нужно подкреплять делом?
— Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно?
Главное в работе над рассуждениями — так организовать урок, чтобы ребята искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших. Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения.
Если, например, в процессе подготовки к сочинению «Слово делом крепи» вспоминаются и комментируются соответствующие пословицы о словах и делах, приводятся примеры людей, у которых слово не расходится с делом и т. п., а затем школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих работах то, о чем говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно думают об обязательности и ответственности человека за свои слова.
Более важно обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения.
В задании к сочинению-рассуждению (упр. 207) в учебнике включены подсказывающие вопросы:
1. Часто вы принимаете какие-то решения?
2. Всегда ли вы держите свое слово?
Рассуждение на тему «Чем же мне дорог родной край?» (упр. 209), сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развернутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.). Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение мне, подчеркнуть его, выделить голосом.
Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во-первых, во-вторых, итак? да, уместно, но необязательно.
А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать, чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным.
Учащиеся знакомятся с тем, что начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса.
Например, обсудим вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?»:
У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нем...»
После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так:
Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озерами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поется: «У природы нет плохой погоды...» да, необыкновенное сочетание леса, озер, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту.
Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например:
Я заканчиваю свое сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот—все прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной!
В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения, выводы, покажет, какими примерами из жизни и литературы оперировали авторы сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены.
II. Домашнее задание: упр. 212.
Тема рассуждение.docx
Тема «Рассуждение»
Цели урока: 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа,
рассуждениямиразмышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит
рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика),
рассуждениями на лингвистическую тему, моральноэтическую тему, 2) научить
использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни.
I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204).
Рекомендации учителю: в § 36 предложены в основном рассуждения
доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них
большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит
также от той формы, в какой преподносится тема.
В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развернутого ответа «Чем же
мне дорог родной край?»
В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение «Слово делом крепи»,
которое нужно раскрыть, развернуть, доказать (или опровергнуть). Такого типа
формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься
над темой сочинения и ответить на следующие вопросы:
— Правда ли, что слово нужно подкреплять делом?
— Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно?
Главное в работе над рассуждениями — так организовать урок, чтобы ребята
искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших.
Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения.
Если, например, в процессе подготовки к сочинению «Слово делом крепи»
вспоминаются и комментируются соответствующие пословицы о словах и делах,
приводятся примеры людей, у которых слово не расходится с делом и т. п., а затем
школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих
работах то, о чем говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно
думают об обязательности и ответственности человека за свои слова.
Более важно обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть
построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут
доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме
сочинения.
В задании к сочинениюрассуждению (упр. 207) в учебнике включены
подсказывающие вопросы:
1. Часто вы принимаете какието решения?
2. Всегда ли вы держите свое слово?
Рассуждение на тему «Чем же мне дорог родной край?» (упр. 209),
сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развернутого личностного ответа,
в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1го лица
единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.).
Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение мне, подчеркнуть
его, выделить голосом.
Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во
первых, вовторых, итак? да, уместно, но необязательно.
А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать,
чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным.
Учащиеся знакомятся с тем, что начинать рассуждения можно с вступления,
которое подготовит введение тезиса. Например, обсудим вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?»:
У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила
маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нем...»
После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так:
Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш
край необыкновенный. Он славится своими озерами, лесами, горами, а главное — людьми. Это,
наверное, о нашем крае поется: «У природы нет плохой погоды...» да, необыкновенное сочетание
леса, озер, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту.
Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например:
Я заканчиваю свое сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем
родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот—все прекрасно, удивительно,
восхитительно. Я люблю свой край родной!
В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения,
выводы, покажет, какими примерами из жизни и литературы оперировали авторы
сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены.
II. Домашнее задание: упр. 212.
Урок развития речи по русскому языку на тему "Рассуждение"
Урок развития речи по русскому языку на тему "Рассуждение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.