Урок развития речи по русскому языку на тему "Рассуждение"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 15.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема «Рассуждение» Цели урока: 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую тему, морально-этическую тему, 2) научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни. I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204). Рекомендации учителю: в § 36 предложены в основном рассуждения-доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема. В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развернутого ответа «Чем же мне дорог родной край?» В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение «Слово делом крепи», которое нужно раскрыть, развернуть, доказать (или опровергнуть). Такого типа формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься над темой сочинения и ответить на следующие вопросы: — Правда ли, что слово нужно подкреплять делом? — Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно? Главное в работе над рассуждениями — так организовать урок, чтобы ребята искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших. Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения. Если, например, в процессе подготовки к сочинению «Слово делом крепи» вспоминаются и комментируются соответствующие пословицы о словах и делах, приводятся примеры людей, у которых слово не расходится с делом и т. п., а затем школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих работах то, о чем говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно думают об обязательности и ответственности человека за свои слова. Более важно обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения. В задании к сочинению-рассуждению (упр. 207) в учебнике включены подсказывающие вопросы: 1. Часто вы принимаете какие-то решения? 2. Всегда ли вы держите свое слово? Рассуждение на тему «Чем же мне дорог родной край?» (упр. 209), сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развернутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.). Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение мне, подчеркнуть его, выделить голосом. Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во-первых, во-вторых, итак? да, уместно, но необязательно. А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать, чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным. Учащиеся знакомятся с тем, что начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса. Например, обсудим вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?»: У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нем...» После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так: Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озерами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поется: «У природы нет плохой погоды...» да, необыкновенное сочетание леса, озер, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту. Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например: Я заканчиваю свое сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот—все прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной! В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения, выводы, покажет, какими примерами из жизни и литературы оперировали авторы сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены. II. Домашнее задание: упр. 212.Тема «Рассуждение» Цели урока: 1) познакомить учащихся с рассуждениями дедуктивного типа, рассуждениями-размышлениями и речевыми жанрами, в основе которых лежит рассуждение как тип текста (характеристика, сравнительная характеристика), рассуждениями на лингвистическую тему, морально-этическую тему, 2) научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни. I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204). Рекомендации учителю: в § 36 предложены в основном рассуждения-доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема. В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развернутого ответа «Чем же мне дорог родной край?» В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение «Слово делом крепи», которое нужно раскрыть, развернуть, доказать (или опровергнуть). Такого типа формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься над темой сочинения и ответить на следующие вопросы: — Правда ли, что слово нужно подкреплять делом? — Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно? Главное в работе над рассуждениями — так организовать урок, чтобы ребята искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших. Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения. Если, например, в процессе подготовки к сочинению «Слово делом крепи» вспоминаются и комментируются соответствующие пословицы о словах и делах, приводятся примеры людей, у которых слово не расходится с делом и т. п., а затем школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих работах то, о чем говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно думают об обязательности и ответственности человека за свои слова. Более важно обратить внимание восьмиклассников на то, как может быть построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения. В задании к сочинению-рассуждению (упр. 207) в учебнике включены подсказывающие вопросы: 1. Часто вы принимаете какие-то решения? 2. Всегда ли вы держите свое слово? Рассуждение на тему «Чем же мне дорог родной край?» (упр. 209), сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развернутого личностного ответа, в котором будут употребляться личные местоимения и глаголы в форме 1-го лица единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует... и т. д.). Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение мне, подчеркнуть его, выделить голосом. Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во-первых, во-вторых, итак? да, уместно, но необязательно. А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать, чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным. Учащиеся знакомятся с тем, что начинать рассуждения можно с вступления, которое подготовит введение тезиса. Например, обсудим вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?»: У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нем...» После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так: Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озерами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поется: «У природы нет плохой погоды...» да, необыкновенное сочетание леса, озер, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту. Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например: Я заканчиваю свое сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот—все прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной! В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения, выводы, покажет, какими примерами из жизни и литературы оперировали авторы сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены. II. Домашнее задание: упр. 212.
Иконка файла материала Тема рассуждение.docx
Тема «Рассуждение»  Цели   урока:  1)   познакомить   учащихся   с   рассуждениями   дедуктивного   типа, рассуждениями­размышлениями   и   речевыми   жанрами,   в   основе   которых   лежит рассуждение   как   тип   текста   (характеристика,   сравнительная   характеристика), рассуждениями   на   лингвистическую   тему,   морально­этическую   тему,   2)   научить использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни. I. Проверка домашнего задания (упр. 200, 204). Рекомендации   учителю:   в   §   36   предложены   в   основном   рассуждения­ доказательства, в которых либо защищается, либо опровергается выдвинутый тезис. В них большую роль играют аргументы, их информативность. Сложность рассуждения зависит также от той формы, в какой преподносится тема. В упр. 209 содержится прямой вопрос, требующий развернутого ответа «Чем же мне дорог родной край?» В упр. 207 предлагается тема, где содержится суждение «Слово делом крепи», которое   нужно   раскрыть,   развернуть,   доказать   (или   опровергнуть).   Такого   типа формулировки затрудняют учащихся. Учитель предлагает восьмиклассникам задуматься над темой сочинения и ответить на следующие вопросы: — Правда ли, что слово нужно подкреплять делом? — Во всех ли случаях это утверждение верно, истинно? Главное   в   работе   над   рассуждениями   —   так   организовать   урок,   чтобы   ребята искали ответ на поставленный вопрос сами. Пусть посмотрят книги, расспросят старших. Меньше всего следует разрабатывать содержание предстоящего сочинения. Если,   например,   в   процессе   подготовки   к   сочинению   «Слово   делом   крепи» вспоминаются   и   комментируются   соответствующие   пословицы   о   словах   и   делах, приводятся   примеры   людей,   у   которых   слово   не   расходится   с   делом   и   т.   п.,   а   затем школьники пишут сочинения, то в этом случае они, как правило, пересказывают в своих работах то, о чем говорилось на уроке. И учитель может не узнать, что они действительно думают об обязательности и ответственности человека за свои слова. Более   важно   обратить   внимание   восьмиклассников   на   то,   как   может   быть построено сочинение, какие аргументы следует привлекать, какие разные положения могут доказываться, как неодинаково можно подойти к решению вопроса, заложенного в теме сочинения. В   задании   к   сочинению­рассуждению   (упр.   207)   в   учебнике   включены подсказывающие вопросы: 1. Часто вы принимаете какие­то решения? 2. Всегда ли вы держите свое слово? Рассуждение   на   тему   «Чем   же   мне   дорог   родной   край?»   (упр.   209), сформулированное в виде конкретного вопроса, требует развернутого личностного ответа, в   котором   будут   употребляться   личные   местоимения   и   глаголы   в   форме   1­го   лица единственного числа (я люблю..., мне нравится..., мне дорог..., меня радует...  и т. д.). Поэтому при анализе темы нужно обратить внимание на местоимение  мне, подчеркнуть его, выделить голосом. Уместно ли в этом сочинении употребление при аргументировании слов типа во­ первых, во­вторых, итак? да, уместно, но необязательно. А вот в каком порядке лучше расположить аргументы, надо непременно подумать, чтобы читателю было ясно, какой аргумент автор считает главным, особенно важным. Учащиеся   знакомятся   с   тем,   что   начинать   рассуждения   можно   с   вступления, которое подготовит введение тезиса.Например, обсудим вступление к сочинению «Чем же мне дорог родной край?»: У каждого человека есть свой родной край. У мамы — село, где она родилась. Я спросила маму: «А чем тебе так дорог твой родной край? Ты так часто говоришь о нем...» После ответа мамы автор сочинения напишет примерно так: Родной край для меня, как и для мамы, — это место, где я родилась и живу сейчас. Наш край необыкновенный. Он славится своими озерами, лесами, горами, а главное — людьми. Это, наверное, о нашем крае поется: «У природы нет плохой погоды...» да, необыкновенное сочетание леса, озер, гор обеспечивает хорошую погоду, и никакой дождь не «смывает» красоту. Вступление подсказывает и заключительную часть рассуждения. Например: Я заканчиваю свое сочинение словами известной песни, но немного изменив их: в нашем родном крае нет ни плохой погоды, ни плохой природы. Наоборот—все прекрасно, удивительно, восхитительно. Я люблю свой край родной! В процессе анализа сочинений учитель выделит оригинальные мысли, суждения, выводы,   покажет,   какими   примерами   из   жизни   и   литературы   оперировали   авторы сочинений, насколько их аргументы были убедительны и при этом лаконично изложены. II. Домашнее задание: упр. 212.

Посмотрите также