Система подготовки к ВПР по русскому языку в 8 классе
Оценка 4.9

Система подготовки к ВПР по русскому языку в 8 классе

Оценка 4.9
Подготовка к тестированию
docx
русский язык
8 кл
14.10.2024
Система подготовки к ВПР по русскому языку в 8 классе
В сборнике дан теоретический материал к каждому из 17 заданий ВПР по русскому языку в 8 классе. Материал представлен в виде опроных схем и таблиц. Ученик самостоятельно может подготовиться к ВПР, внимательно читая сборник.
справочник по подготовке ВПР в 8 классе.docx

Русский язык

 

 

 

 

ВПР

8 класс

Справочные материалы.

 

 

 

 

 

Автор-составитель:  Анисимова Г.А., учитель русского языка и литературы     высшей  категории МБОУ СОШ №8 г. Куса.

 

 

Предисловие.

      Успешность выполнения ВПР  по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ученик подготовлены к этой работе. В процессе обучения  большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать, то есть ясное представление о том, как лучше всего реализовать желаемое или необходимое.

     Методические рекомендации предназначены для учащихся 8 классов и их родителей. 

 В данной брошюре  вы найдете необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме. Надеюсь, что он поможет восьмиклассникам в самоподготовке к ВПР по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

Различные виды разбора


2.1.МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

 

 

Порядок морфемного разбора (разбора слова по составу):

  1. Определи, к какой части речи относится слово
  2. Найди окончание и обведи его рамочкой  
  3. Выдели часть слова без окончания - ̢_______̡. Это основа слова
  4. Найди корень и выдели дугой         
  5. Найди приставку и обозначь ее значком      
  6. Найди суффикс и отметь его значком    

 

Помни, что некоторых морфем в слове может и не быть.

Нет  окончаний  у  неизменяемых слов:
-наречий (высоко)
-слов категории состояния (знобит)
-деепричастий (зная)
-неизменяемых существительных  (кино)
-неизменяемых прилагательных (беж)
Примечание:

У притяжательных прилагательных конечные  -ов (-ев), -ин (-ын), -ий являются суффиксами, а не окончаниями (лисий).

У прилагательных в простой степени сравнения конечные  -ее- (-ей-), -е являются суффиксами, а не окончаниями (красивее)

— глаголов в неопределенной форме (не будет считаться ошибкой, если конечные -ть и -ти инфинитива назовете окончанием)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

1) существительное

Схема разбора

пример

  1. Часть речи, общее значение.
  2. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (именит. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки:

а) собственное или нарицательное,

б) одушевленное или неодушевленное,

в) род,

г) склонение,

3. Непостоянные признаки:

а) падеж,

б) число.

III.Синтаксическая роль.

ПЕСНЮ– I.сущ., обозначает предмет;

II. н.ф.- песня, нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл., в в.п., в ед.ч.,

III.слышать (что?)песню.

 

 

 

     

2) прилагательное

Схема разбора

пример

  1. I. Часть речи, общее значение.
  2. Морфологические признаки:

1. Начальная форма (им. падеж ед. числа, м.р.).

2. Постоянные признаки:

качественное, относитель­ное, притяжательное.

3. Непостоянные признаки:

у качественных:

а) степень сравнения, простая или составная,

б) краткая или полная форма;

у всех прилагательных:

а) род, б) число, в)падеж.

III Синтаксическая роль.

РАЗНООБРАЗНЕЙШИХ (средств)–

I. прилаг., обозначает признак предмета;

II. н.ф.- разнообразный, качеств., в превосх. степени, простая, в полн. форме, мн.ч., р. п.

III средств (каких?) разнообразнейших.

3) числительное

Схема разбора

пример

  1. Часть речи, общее значение.
  2. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (им. падеж)

2. Постоянные признаки:

а) простое или составное,

б) количественное или порядковое, разряд (для количественных).

3. Непостоянные признаки:

а) род (если есть),

б) число (если есть),

в) падеж.

III Синтаксическая роль

(В) тысяча девятьсот шестьдесят седьмом(году)

I– числит., обозначает порядок предметов;

 II.н.ф.-тысяча девятьсот шестьдесят седьмой, составное, порядковое, в п.п.; 

III.учился (когда?)в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году

 

 

 

 

 

 

4) местоимение

Схема разбора

пример

  1. Часть речи, общее значение.
  2. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (им. падеж ед.ч.).
  2. Постоянные признаки:

а) разряд,

б) лицо (у личных местоимений).

  1. Непостоянные признаки:

а) род (если имеется),

б) число (если имеется),

в) падеж.

III Синтаксическая роль

(На) тебя– I.мест., указ. на предмет;

II.н.ф.-ты; личное, 2-го лица; в в.п. ед.ч.;

III. указал (на кого?) на тебя.

5) глагол

Схема разбора

пример

  1. Часть речи
  2. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма (неопределённая форма).
  1. Постоянные признаки:

а) вид,  б) спряжение,  в) переходность.

  1. Непостоянные признаки:

а) наклонение,  б) число, в) время (если есть),

г) лицо (если есть),  д) род (если есть).

III Синтаксическая роль

Совершается – глагол,

I. действие;

II.н.ф. – совершаться; несов. вида, неперех., 1 спр.; в изъяв. накл., в ед.ч., в 3-м лице;

III. преступление (что делается?) совершается.

5) причастие

Схема разбора

пример

  1. Часть речи, общее значение.
  2. Морфологические признаки:
  1. Начальная форма – именител. падеж ед.ч., м.р.
  2. Постоянные признаки:

а) действительное или страдательное;

б) время(наст., прошед., будущее);

в) вид (сов., несов).

  1. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма;

б) род;  в) число;  г) падеж.

III Синтаксическая роль

I. (Не) занятые – причастие, признак предмета по действию;

II.нач. форма – занятый,

пост. - страдательное,  прош. вр.,  сов. вида; непост.- в.п.,  мн.ч..

III. дети (какие?) занятые

 

6) деепричастие

Схема разбора

пример

        I.            Часть речи, общее значение.

      II.            Морфологические признаки:

1. Неизменяемость  2.Вид.

III. Синтаксическая роль

Задыхаясь –дееприч.

I. Полз (как?) задыхаясь

II.неизм.форма, несов.вид

III. полз (как? что делая?) задыхаясь

 

 

 

 

7) наречие

 

 

Схема разбора

пример

        I.            Часть речи, общее значение.

      II.            Морфологические признаки:

1. Разряд по значению

2.Степень сравнения (если есть).

3.Неизменяемое слово

III. Синтаксическая роль

Тихо –нареч.

I. Ложился (как?) тихо, признак действия

II. определит., неизм. слово

III. ложатся (как) тихо

9) предлог

Схема разбора

пример

        I.            Часть речи, общее значение.

      II.            Морфологические признаки:

1. Простой или составной

2. Производный или непроизводный

3. Неизменяемое слово

Над землёю вставал туман.

над – предлог.

I. Вставал над землёю

II. прост., непроизводный , неизмен.

 

10) союз

Схема разбора

пример

        I.            Часть речи, общее значение.

      II.            Морфологические признаки:

а) сочинительный или подчинительный;

б) простой или составной

в) неизменяемость

литература  и  история

И  – союз.

I. Вставал над землёю

II. Морф. признаки: сочин., прост.,  неизмен.

 

2.4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

1)Подчеркнуть все слова как члены предложения

Способы выражения подлежащего

Имя сущ., прилаг. (в роли сущ.), местоим. в И.п.

Снег идет.  Кто-то постучал.  Бородатый оглянулся.

Причастие в роли сущ. в И.п.

Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову.

Неопределенная форма глагола.

Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное.

Наречие

Твои завтра мне надоели.

Междометие

По лесу разносилось «ау».

Числительное    

Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня.

Фразеологизм

Семь пятниц на неделе у ленивого.  У него золотые руки.

Словосочетания

Брат с сестрой вернулись порознь. Прошло три года. 

У  меня много работы.   Несколько человек отошли в сторону.

Союзным словом

Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе.

СКАЗУЕМОЕ

 

Простое глагольное              

Составное глагольное (СГС)  

 Составное именное (СИС)

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА  +   Н.Ф. ГЛАГОЛА

 

ГЛ-СВЯЗКА  +   ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (сущ., прилаг., числит. и др., кроме глагола)

выражено

1) спрягаемой формой глагола

 NВокруг зеленеет лес.

2) инфинитивом 

NКурить – здоровью вредить.

3)фразеологизмом: Он читает книгу.

NОн нам постоянно палки в колёса вставляет

1.Глаголы со значением:

1)начала (начать, начинать, стать)                NЯ начал спускаться.

2)конца (перестать, переставать, кончать, кончить)     

       N:  Он перестал повторять.

3)продолжительности (продолжать)            N: Учитель продолжал настаивать.

4)желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться)

5)возможности действия (мочь, смочь, уметь, суметь)  

Глаголы-связки:

глагол БЫТЬ                                   N:   Я буду врачом.

глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть.                         

 N:Она стала грустной.     

N:Здесь звуки взрывов казались громче.

        

Краткие прилагательные

должен, рад, готов, обязан, способен, намерен    NЯ намерен бороться.

 

 

        

 

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Второстепенными наз. члены предложения, которые поясняют главные члены предложения: В русском языке три вида второстепенных членов — определение, дополнение и обстоятельство.

Д О П О Л Н Е Н И Е - второстепенный член предложения с предметным значением.

Отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее (чаще сущ. или местоим. в косвенных падежах)Кого?- Чего? Кому?- Чему? Кого?- Что? Кем? - Чем?  О ком? О чем?

1.    Прямое

 

2.    Косвенное

1.    Относится к переходному глаголу, выражено сущ. или мест. в В.П. без предлога (увидеть друга, купить молоко), реже - в Р.п. при отрицании (не купить молока)

2.    Все остальные дополнения (мечтать о подвиге)

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е- второстепенный член предложения, обознач. признак лица или предмета

Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Который? Чей? Чья? Чье? Чьи?

1.       Согласованное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласованные определения уподобляются определяемому слову в формах числа, падежа, а в единственном числе — и рода, т. е. связываются с ним согласованием. Согласованные определения выражаются:

1) прилагательным: Я надену белую рубашку.

2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их):Дай мне твою руку.

3) порядковым числительным: Принеси пятый том.

4) причастием: На столе лежит нераспечатанное письмо.

5) существительным; согласование в падеже и числе (если существительное-приложение изменяется по числам):Чижа захлопнула злодейка западня .

3.        

4.       Несогласованное

Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются:

1) существ. в косвенном п. с предлогом или без предлога: На ней была юбка в клетку.

2) существительным в И. п:Я побывал на озере Байкал.

2) притяжательным местоимением его, ее, их: Это его дом.

3) неизменяемыми прилагательным: Вес нетто этой коробки — пять килограммов.

4) наречием: Нам подали яйца всмятку ..

5) глаголом в форме инфинитива: У него было большое желание учиться.

6) фразеологизм: Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен. 

Обстоятельство

Обстоятельство - это второстеп. член предложения, обознач. признак действия или другого признака.

 Обстоятельства могут быть выражены:

·         наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно...

·         существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти...

·         деепричастием или деепричастным оборотом: Встав с постели, Аркадий раскрыл окно...;

·         инфинитивом (только обстоятельство цели): А   уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он;

·         неделимым словосочетанием или устойчивыми сочетаниями слов: На другой день утром рано приехал Казбич; Но скоро были мы судьбою на долгий срок разведены.

Разряды по значению:

разряды

обозначают

зависят

вопросы

пример

образа   действия

качественную характеристику действия или способ его осуществления

от глагола 

как? каким образом? 

я вылез и пошёл пешком; работали хорошо

степени.

степень проявления признака

 от прилаг, наречий, глаголов

как? в какой степени? насколько? 

увеличился вдвое

 были злы до неистовства

места. 

место действия или направление движения 

глагол

где? куда? откуда? 

 до Киева доведёт

времени

обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий 

глагол

когда? с каких пор?

до каких пор? как долго? 

Возвратясь домой, я сел вдаль уедет

причины

обозначают причину события 

глагол

почему? по какой причине? 

почему-то, от жары, из-за дождя,

благодаря поддержке,

 в силу обстоятельств 

цели. 

обозначают цель действия

глагол

зачем? с какой целью? 

пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься

условия

 

обозначают условия

глагол

при каком условии? 

Не зная истории культуры, невозможно   быть   культурным   человеком

уступки

обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям

глагол

несмотря на что? вопреки чему? 

Вопреки предсказанию моего спутника, погода про­яснилась и обещала нам тихое утро

 

 

 

2) Подписать части речи  всех слов, значения гл. и второстепенных членов предложения

3) Дать характеристику предложения.

Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы: 

1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).

2) Какова эмоциональная окраска предложения? (Восклицательное или невосклицательное).

3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более)

 

Если предложение простое:
 
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).

5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).

6) Осложненное предложение или неосложненное? (Имеются ли однородные члены, вводное слово,  обращение, ПО, ДО?)

7) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.

Если предложение сложное 

4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?

5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?

6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?

7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив связь между частями

В букете были розы и лилии.

(Повест, невоскл., простое, двусоставное, распространенное, полное осложнено однородными подлежащимии О].

 

В букете были розы и лилии, но она больше любила тюльпаны.

(Повеств., невоскл., сложн., ССП., сост. из 2-х частей: 1 –прост., двусост., распр., осложн. однор. подл. 2-е- прост,  двусост., распростр.)и О], но [    ].

 

 
Образец разбора простого предложения

 

Задание №3

Слитное-раздельное написание НЕ с раличными частями речи.

слитно

раздельно

1)Со словами любой части речи, если слово без НЕ не  употребляется.

1) С личными местоим, числит.,глаголами, дееприч.,кр. прич., нареч не на О-Е

2) С сущ., прилаг.,нареч., причаст, если можно заменить синонимом без НЕ

2) с сущ, прилаг., нареч. на О-Е, прич., если есть противопоставление с союзом А

3) с причастием, если  нет зависимого слова

3) с причастием, если есть зависимое слово

4) с прилаг, нареч на О-Е , если есть слова совсем, очень, весьма,  совершенно,  крайне, чрезвычайно,  вполне, почти, отчасти    N: крайне неприятный

4) с прилаг, нареч на О-Е , если есть слова  далеко, вовсе, отнюдь, ничуть,  нисколько, ничем.N: далеко  не  приятный разговор,    ничем  не   обоснованный вывод

5) с местоимен, если нет предлога  Некого

5) с местоимен, если есть предлог Не У кого

6) с причастиями есть зависимое слово со значением степени (СОВЕРШЕННО, АБСОЛЮТНО, ПОЧТИ): совершенно невыученное правило

6) с относит и качеств прилаг

N: не каменный, не синий

 

7)с нареч., если они выступают в роли сказуемого в безличном предлож

8) с кр.прил, которые не имеют полной формы : не должен, не рад, не готов, не обязан, не нужен, не надо, не страшно, не склонен, не жаль, не мудрено и т.п.

Если действие ниже нормы, то пишется приставка недо- (недосолил кашу).

 

Если действие не доведено до конца, то пишутся частица не и приставка до- (не_допить сок).


РАЗДЕЛЬНО!!!!

существительное

А

 

 

прилагательное

2) есть слова  далеко, вовсе, отнюдь, нисколько, никогда

наречие

причастие

2)зависимые слова

3) кр.форма

ЗАПОМНИ!


Не один (=много) – ни один (=никто)

Не раз (= много раз) – ни разу (=никогда)

Немало(=много) – нимало (=нисколько)

Не кто иной, как.. – не что иное, как

Во что бы то ни стало – где бы то ни было – как бы то ни было

Куда ни шло, нездоровиться, не похож.


 


 

 

 

 

 

 

Задание №4

Н и НН в различных частях речи

I. Существительное    Правописание Н и НН не регулируется правилом.

ЗАПОМНИ! Приданое, бесприданница, гостиница, труженик, мошенник, юность, юннат, путаник, вареники

II.   Прилагательное (признак предмета             от существительного)

Правописание Н и НН зависит от суффикса

Н

НН

Полные прилагательные

-АН- ;- ЯН-; -ИН-

Исключения:

стеклЯННый

оловЯННый

деревЯННый

-ОНН-; -ЕНН-

Исключение: ветрЕНый

НО! безветрЕННый

 

Н + Н N:машиННый

Исключение: свиНой, багряНый, рьяНый, юНый

Краткие прилагательные

Н в полных прилагательных = Н в кратких

N: тумаННый - тумаННо

 

III.Н и НН в наречиях

Н в наречиях  = Н в исходном слове

N: ветреный – ветреНо

 

YI Причастие (признак действия           от глагола)

Правописание Н и НН зависит от опознавательных признаков

Н

НН

1 НЕТ приставки

1.Есть приставка (кроме НЕ)

N:СвязаННый свитер

2.НЕТ зависимого слова

2.Есть зависимое слово

N:вязаННый  МАМОЙ свитер

3.НЕ на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ

3. слово на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ

N:маринОВАННый 

Искл.: кованый, жёваный

НО! подковаННый, изжеваННый

4. НЕ от бесприставочного глагола сов.вида

 

4.образованно от бесприставочного глагола сов.вида(купленный, пленённый, брошенный, лишённый, данный, решённый, обещанный, рождённый, обиженный, сказанный, явленный, обязанный, пущенный, хваченный)

N:решёННая задача

Искл: раненый

НО! изранеННый, ранеННый в ногу 

 

5. Краткое причастие

N: капуста мариноваНа

 

! НЕ ПУТАЙ!   Девочка воспитаНа(воспитали – кр.причастие) родителями .

                              Девочка воспитаННа (ей присуще воспитанность –прил.)

ЗАПОМНИ!

-Н-  юный, зелёный, синий, румяный, пряный, посажёный отец, незваный гость, названый брат, непрошеный, прощёное воскресенье, приданое, смышлёный, кованый, жёваный,  читаный-перечитаный, глаженый-переглаженый, хоженый-перехоженый.

-НН- виденный, деланный, желанный, жеманный, нежданный, медленный, негаданный, невиданный,  неслыханный, нечаянный, нетленный, недрёманноё око, отчаянный, обещанный, пеклеванный, священный, ставленник, считанный, чеканный, чванный, штукатуренный

 

 

 

 

Задание №5

Орфоэпические нормы (ударение)

 

А

Августовский, агронОмия, агЕнт, алфавИт, анАтом,аэропОрты

Б

бАнты, бОроду,  болтлИва, брать - бралА, брАться- бралАсь , болтлИва, баловАть, балОванный, балУясь блокИровать,бензопровОд,бомбондировАть, бухгАлтеров.

В

валовОй, вЕрба, вероисповЕдание, вернА, взялА, взЯться -взялАсь, включЁн- включЁнный- включИм-

включИт –включИшь, влилАсь, водопровОд, ворвАться -ворвалАсь, воспринЯть - воспринялА, воссоздАть- воссоздалА, вручИть -вручИт,  вОвремя

Г

газирОванный, газопровОд, гЕрбовый,граждАнство,группировАть, гналА- гнАться –гналАсь

Д

давнИшний, дефИс, дешевИзна, диалОг, диспансЕр,договОр,  добелА, добралА- добрАться- добралАсь, довезЁнный,  дОверху, договорЁнность, докраснА, докумЕнт, досУг, дождАться - дождалАсь, дозвонИться -дозвонИтся- дозвонЯтся, дозИровать, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, доЯр  

Е

еретИк,

Ж

жалюзИ, ждать - ждалА, жИться -жилОсь

З

забронИровать, завИдно, зАгнутый, зАгодя, задОлго, знАмение, знАчимость- знАчимый, закУпорив-

закУпорить, занЯть- зАнял- занялА- зАняли- зАняло- занятА- зАнятый,заперЕть – заперлА- запертА- зАпертый-заперЕться- заперлАсь, зАсветло, заселЁнный - заселенА,  зАтемно,звать - звалА, звонИть –звонИшь – звонИт - звонИм, знАчимость-знАчимый, зимОвщик

И

избалОванный, Издавна, Иксы, импЕрский, инстИнкт, информИровать,исповЕданье, исчЕрпать, исключИт, Исстари

К

каталОг, квартАл, киломЕтр, киоскЁр, контролЁр ,клАсть – клАла, клЕить, кОнусов -кОнусов , коклЮш, кормЯщий, корЫсть, крАлась, крАны, , красИвее- красИвейший- красИвее,  кремЕнь, кренИтся, кровоточАщий- кровоточИть, кУхонный, костюмирОванны.

Л

лЕкторы- лЕкторов, ловкА, лгать - лгалА, лить –лилА- лИться - лилАсь, ловкА,лыжнЯ

М

мальчикОвый, мЕстностей , мИзЕрный, мозаИчный, молЯщий, монолОг, мусоропровОд

Н

навЕрх, наврАть - навралА, наделИть – наделИт- наделЁнный, надОлго-ненадОлго, надорвАться -надорвалАсь, нажИвший- нажитА- нажИлся, назвАться - назвалАсь, накренИт-накренИться - накренИтся, налИть - налилА –налитА- налИвший, намЕрение, нанЯвшийся, нарвалА, нарОст, насорИт, начАть – нАчал- началА-нАчали –начАв-начАвшись- начАвший- нАчатый- нАчатые, нЕдруг, недУг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, нефтепровОд, низведЁнный -низведЁн, новостЕй-нОвости, нОготь- нОгтя, нормировАть- нормировАние-нормирОванный,

О

обеспЕчение, обзвонИть -обзвонИт, облегчИть - облегчИт-облегчЕние, облИться- облилАсь,обнЯться -обнялАсь, обогнАть - обогналА, ободрАть -ободралА, ободрИть-ободрИться - ободрИшься-ободрЁнный-  ободрЁн- ободренА, обострИть- обострЁнный, одолжИть - одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИт, опломбировАть-опломбирОванный, опОшлят, определЁн, оптОвый, освЕдомиться-освЕдомишься,  отбЫть -отбылА,  отдАть – отдалА-отдАв, отключЁнный, откУпорить - откУпорил,отозвАть –отозвалА- отозвАться - отозвалАсь Отрочество, отОтрок.

П

пАмятуя,партЕр, пАсквиль, партЕр, перелилА, повторИт -повторЁнный, поделЁнный, подрОсток, поднЯв, позвАть  -позвалА, позвонИть - позвонИшь –позвонИт- перезвонИт, платО, полилА, положИть -положИл, пОнял- понЯть - понялА- понЯв – понЯвший, портфЕль, пОручни, послАла, пОчестей, прозорлИва, прожОрлива, плодоносИть, предвосхИтить, премировАть, прибЫть – прибЫв -прИбыл -прибылА -прИбыло,   придАное, призЫв, прИнял – прИняли – прИнятый – принЯть, принУдить, примировАние, приручЁнный, прожИвший,  прозорлИва, процЕнт

Р

 рвалА, рассредотОение,редАкторы, ремЕнь,

С

свЁкла, сверлИть- сверлИшь, сирОты, слИвовый, снялА, снятА,  сОгнутый, создалА, созданА, созЫв, сорвалА, сорИт, срЕдства, столЯр смазлИва, суетлИва,    сверлИт,     срЕдство, стАтуя,

Т

тАинство,таксОметр, тамОжня,танцОвщик- танцОвщица татуИрОванный-татуИровать, творОг- творогА(У), тЕфтели, тОрты-тОртов, тОтчас, третИровать,трубопровОд.

У

убрАть — убралА- убрАнство, убыстрИть, углубИть,укрепИт, уволочИть-уволочЁнный, угледобЫча, углубИть, укрепИть — укрепИт, увЕдомить- увЕдомленный, узакОненный, украИнец, укУпорить, упрО-чение, умалИть, умилосЕрдить,устыдИть- устыжЁнный,усугубИть-усугубИться,ущемИть- ущемлЁнный.

Ф

факсИмиле, филосОфия – филОсоф, флюрогрАфия,формировАть,фенОмен,фИльтровый

Х

ханжА- хАнжеский, хвОя, хлЕбец – хлебопекАрня, ходАтай- ходАтайство, хореОграф- хореогрАфия, хронОметр- хронометрАж.

Ц

цепОчка, чЕрпать,цемЕнт,цЕнзор,  цЕнтнер, церковноприхОдский.

Ч

чЕлюстей, чЕрпать - черпАльный – черпАльщик, чИстить- чистИлище-чИстильщик,чудИще-чудОвище.

Ш

шАрфы,щавЕль, шофЁр

Щ

щемИть — щемИт, щЁлкать,щепОть,

Э

экспЕрт,электропрОвод, электропривОд,Эллипс,эпатАж,эпидЕмия,эпилЕпсия, этнОграф

Ю

юрОдивый- юрОдство, Юфтевый.

Я

явИть,ягнИться, Ягодица, ядрОвый, языкОвая(колбаса), языковАя (система)

 

 

 

 

 

 

Задание №6

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки  – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

1.Ошибки в построении предложений с однородными членами

Вид ошибки

пример

Сказуемое употр.в Ед,ч. при однор. подлеж, соединен. разделит союзом

Не то туман, не то дым окутывал рощу

 

Нарушение управления падежными формами

Студенты проходят практику в институтах, учреждениях и заводах  НАДО: Студенты проходят практику в институтах, учреждениях и  на заводах

Международная общественность понимает(что?) и озабочена(чем?) проблемами экономики  НАДО: Международная общественность понимает проблемы  экономики и озабочена ими

Смешение двойных союзов или  неправильное употребление однородных при них: как…, так и; не только.., но и..;

не столько…, сколько;

 не так…,как ;

 хотя и…,но;

если не…, то;

не то что(бы)…,а (но) ; настолько…, насколько…;

хотя и …, но…;

столько же…, сколько…;

если не…, то…

1)Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а    также для внедрения их в практику

НАДО: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику

2) )Созданы благоприятные условия для опубликования не только научных работ, но и  для внедрения их в практику

Сочетание в качестве однородных членов определения (распростран. /ПО/ и нераспространенного) и придаточного определительного

Девушка, сидевшая у окна и которая пела, запомнилась всем

НАДО: Девушка, которая сидела  у окна и  пела, запомнилась всем

 

2.Ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

Вид ошибки

пример

Прямая речь – от 1 лица; косвенная – от 3 лица

 

Чичиков говорил, что я давненько не брал в руки шашек НАДО: Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек . или Чичиков говорил: « Я давненько не брал в руки шашек»

 

3. Ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го пред­ло­же­ния

Вид ошибки

пример

Лишнее указательное местоимение в главном предложении

   

 Экологи неоднократно отмечали О ТОМ, что проблема охраны лесов особенно важна НАДО: Экологи неоднократно отмечали, что проблема охраны лесов особенно важна

Придаточное слишком удалено от определяемого слова

Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись

НАДО: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты

Нарушение границ предложения. Выделение придаточного предлож.как самостоятельного

Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. НАДО: Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он был невысокого роста

 

4. Ошиб­ка в упо­треб­ле­нии имени чис­ли­тель­но­го

Вид ошибки

пример

Неоправданное употребление числительного, оканчивающегося на 2,3,4 с сущ., имеющим только формы мн.ч.

Для вы­пол­не­ния по­став­лен­ной цели нам дали два­дца­ть двое суток

НАДО: Для вы­пол­не­ния по­став­лен­ной цели нам дали два­дца­ть два дня

В сочетании типа  «два и более»+ сущ. управляет числительное

Два и более недочета

5. Неправильное употребление падежной формы сущ. с предлогом

правило

пример

Предлог  ПО употребляется с местоимениями 1,2лица в форме П.п.

Скучаю по вас, тоскую по нас

 

 предлоги  БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР. употр.с  Д.п

  Согласно расписанию

 

Употребление предлога ПО в значении «после»

И по выполнении  по возвращении , по прибытии      

по окончании по заключении, по завершении                                               

Е по отъезде по приходе   по приезде                                                                              

 

 6. Нарушение в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

правило

пример

Если при приложении есть существительное, приложение употребляется в И.п., если существительного нет – приложение становится сущ. и согласуется с глаголом

В романе «Война и мир»  Толстой поднимает проблему истиной и ложной красоты.

 В «Войне и мире» Толстой поднимает проблему истиной и ложной красоты

 

7. На­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

ошибка

пример

Смешение ед. и мн. числа глагола в главном и придаточном предложении

Все, кто работал на заводе, отдыхал на базе НАДО:  Все, кто работал на заводе, отдыхали на базе

При числительных 2,3,4 сказуемое ставится во МН.Ч

Четыре ученика вошли в класс

Сказуемое сочетается с 1 словом сложного сущ.

Платье-костюм куплено  Костюм-платье куплен

При сочетании нарицательного и собств. сущ. глагол сочетается с ближайшим

Пришел врач Петрова

Врач Петрова пришла

Род сложносокращенных сущ. Определяется по главному слову

МГУ(университет –м.р) объявил набор

Род  несклоняемых  собственных сущ.-геогаф. названий определяется по родам нариц. сущ, которые они обозначают

Сочи (город –м.р.) принял гостей

 

 8.На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том.

Ошибка/правило

пример

Нарушение согласования ПО с определяемым словом

    

N: Состоялось совещание по вопросам, касающихся экономии материалов      НАДО: Состоялось совещание по вопросам (какИМ?), касающИМся экономии материалов   

  Нарушение порядка слов в предложении с ПО

 

N: Это произведение В.Быкова я прочел летом, посвященное войне. НАДО: Это произведение В.Быкова, посвященное войне, я прочел летом

ПО разорван определяемым словом

N: Это посвященное   произведение  войне я прочел летом   НАДО: Это произведение, посвященное войне, я прочел летом

 9.На­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с деепри­част­ным обо­ро­том

Ошибка/правило

пример

ДО  НЕ МОЖЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ:

Действия и доб.действия совершаются разными лицами

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа

 

В безличных предложениях без инфинитива

Подходя к озеру, мне стало плохо

 

В страдательных конструкциях

Поднявшись вверх по реке, баржа будет выгружена

Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия

Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу

 

10. На­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм

 Ошибка/правило

пример

Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

 

 

 

 

 

Задание №7-8

Основная мысль текста; микротемы

 

Основная мысль текста передает отношение автора к изображаемому, его оценку.

Для определения основной мысли текста сделай следующее:

1.Внимательно прочти текст

2. Задай вопрос: О чем это произведение? Что желал высказать автор по данной теме? К чему призывает читателя?

3.Найди в тексте ответ ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста

 

на этот вопрос или сформулируй его, опираясь на содержание текста.

 

 

Задание №9

Средства языковой выразительности.

 

Выразительные средства лексики и фразеологии

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений.

В саду горит костёр рябины красной

Олицетворение

Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа

В смертельном обмороке бледная река
Чуть шевелит засохшими устами.

Н. Заболоцкий

Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих  понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение.

живой труп

Сравнение

Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим

Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол.

А. Куприн

Метонимия

Замена одного слова другим, смежным по значению

Он не то на серебре, на золоте едал.

Эпитет

Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…

Гипербола

Намеренное преувеличение

В сто сорок солнц закат пылал.

Литота

Намеренное преуменьшение

В больших рукавицах…а сам с ноготок!

Перифраза

Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Синоним

Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки

Он не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли.

Антоним

Слова, противоположные по своему лекс. значению

горько - сладко

Омоним

Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению

Ты доканала!/Теперь такая тоска,
Что только б добежать до канала

Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика

Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка

С Россией кончено… На последях
Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях…

Стилистически ограниченная лексика

Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную

Отечество, морда.

Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки

Ф. – устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением.
Кр. сл. – вошедшие в речь выражения, представляющие собой краткие цитаты из лит. произведений, а также известные изречения.

Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы.

 

 

Задание №10

Лексическое значение слова.

 

Лекси́ческое значе́ние — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности. 

 Обычно в лексическое значение включается не весь набор признаков предмета, а только те ключевые признаки, позволяющие определить обозначаемый предмет (явление, действие...), отделить его от ряда однородных предметов.

К примеру, лексическое значение слова Тигр – «самая крупная из больших кошек с короткой рыжей (темными поперечными полосами) шерстью, обитающая в Индии и некоторых районах Азии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №11

Словосочетание.

 

Словосочетание – сочетание слов связанных по смыслу (с помощью вопроса) и грамматически (с помощью окончания и  предлога)

 Помни! Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!

 

Типы подчинения в словосочетании.

1.Согласование – изменяются оба слова ; ?- какой?, чей?

Зависимое слово выражено:

Прилагательным

веселый человек

Причастием

думающий ученик

Числительным

второй класс

Местоимением

мои мысли

2.Управление – изменяется главное слово; ?-падежей

Зависимое слово выражено:

Существительным

любить маму

Местоимением

любить её

3.Примыкание

     ? – где, как, когда ит.д., что делать?

Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи:

 

Н.ф. глагола

любил читать

Наречием

читал хорошо

Деепричастием

жил любя

Прил. или наречия в сравнительной степени

быть умнее

мчаться быстрее

Неизменяемые прилагательные

цвета беж

рукав реглан

 

 

Задание №12

Грамматическая основа

Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

см.задание 2.4

1.Находим подлежащее. Вопросы КТО?  или ЧТО?

2.Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? КАКОВ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №13

Тип односоставных предложений.

Форма выражения главного члена

Примеры

1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ

1.1. Определённо-личные предложения

Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм пр. вр.или усл. наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения

Глагол-сказуемое в форме множественного числа 3 лица (в пр. вр. и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения

Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:
а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;
б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме – неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься.
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь.

1.4. Безличное предложение

1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает; Светало; Мне везет;
б) Тает;
в) Мне (дат. падеж) не спится;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу.

2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием.

а) На улице холодно;
б) Мне холодно;
в) Мне грустно;

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой;
б) Мне 
надо идти.

4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто.
Складно сказано, отец Варлаам.
В комнате накурено.

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег.
Не было денег.
Не осталось денег.Не хватило денег.

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка.
На небе не было ни облачка.
У меня нет ни копейки.У меня не было ни копейки.

2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ

Назывные (номинативные) предложения

Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь.
Весна.

 

 

 

 

Задание №14

Вводные слова

Вводные слова –это слова, при помощи которых  пишущий (говорящий) выражает свое отношение к высказыванию   

Вводные слова

Не являются членами предложения (нельзя поставить вопрос)

Взаимозавеняемы (кажется =видимо =наверно)

Если опустить – смысл предложения не изменится

Вводные слова и их значения

Значение

Вводное слово

Примеры

 

Уверенность 

конечно,  разумеется, без  сомнения,  бесспорно, безусловно, естественно, несомненно

Зима, конечно, будет снежная. Мы, безусловно, вас встретим.

 

Неуверенность 

кажется,  вероятно, наверное, возможно,  очевидно, может быть,  надо полагать, пожалуй, скорее всего, надеюсь, видать, по-видимому…

Зима, кажется, будет снежной. Мы, возможно, вас встретим.

Различные чувства

к счастью,  к сожалению, к удивлению, на беду,  на радость нам, странное дело, нечего греха таить, чего доброго, как нарочно, на удивление, к ужасу, …

Зима, к счастью, будет снежная. Мы,  к сожалению,  вас не сможем встретить.

Порядок явлений

(мыслей)  и связь между ними

во-первых, во-вторых, наконец,  значит, впрочем, например, следовательно, стало быть, итак, таким  образом,  однако, в  общем,  короче говоря, так сказать

Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги.

Призывы

к вниманию 

пожалуйста, поймите, послушайте, согласитесь, помилуйте, согласитесь,не  правда ли, позвольте, позвольте, представьте себе, считайте, видишь (ли),    знаете, простите,     

Ведь вы, согласитесь, с моим мнением.

 

Источник сообщения

известно, по моему  мнению, мол, помнится, по-твоему, дескать, по (…) мнению …,  дескать, говорят,  с точки зрения…,  по словам

По сообщениям синоптиков, зима будет снежная.

Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли.

другими словами, говоря образно,

мягко говоря, прямо скажем, как говорится  …

Как  говорят  поэты, началась осень жизни. 

Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания

по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря

 

Надо признаться, выполнил ты работу отлично.

 

Отличия вводных слов от членов предложения

Вводные слова

Члены предложения

1. Кажется, шепчут колосья друг другу

1. Мир кажется мне книгой бесконечной

2. Вы, верно, едете в Ставрополь?

2. Задача решена верно

3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка

3. Ваше право на отпуск бесспорно

4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными

4. Правда в огне не горит и в воде не тонет

5. Он, точно, немного странен

5. Он проводил поезда точно по расписанию

6. Дождь, казалось, зарядил надолго

6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным

 

НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ

Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва  ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, наверняка, небось, неужели, по предложению,   по постановлению, по предложению,  по – прежнему, приблизительно, примерно, притом, по решению, почти, поэтому, просто, решительно, словно,  тем не менее, якобы

 

 

 

 

Задание №15-16

Простое осложненное предложение.

 

Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий

Чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:

1.Задайте к указанному слову смысловой вопрос:

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЕ? ЧТО СДЕЛАВШИЕ? - вопросы причастия;

ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? - вопросы деепричастия.

2.Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепри­частия:

-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий;

-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий;

-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- - очень редко) - суффиксы деепричастий.

3. Определите, от какой части речи образовано данное слово:

если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, пере­численным  выше, то это причастие или деепричастие;

если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричасти­ем оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола

 

I.Определения 

ОБОСОБЛЯЮТСЯ

Если определение (ПО, распростр. или одиночными прилагательными) стоит после определяемого слова

Деревья,  покрытые снегом, белели вдали

Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря

Ночь, облачная и туманная, окутала землю

Относится к личным местоимениям

А он, мятежный, просит бури..

Измученный работой, он крепко спал

Определение, ПО стоит перед сущ. и имеет добавочное обстоятельственное значение

Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады

Нервный, спортсмен не смог победить соперника

II.Приложения

Приложение – несогласованное определение, выраженное существительным

1.Относятся к личному местоимению

Ему ли, карлику, тягаться с исполином

2. Приложение с КАК, имеющее добавочное обстоятельственное значение

Вы, как инициатор, должны играть главную роль

3.После определяемого сущ.

Могучий лев, гроза лесов, лишился силы

4.Если приложение стоит в конце предложения, то чаще ставится ТИРЕ

Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов

НО! Приложение с союзом КАК не обособляется, если:

КАК = В КАЧЕСТВЕ

N:Как учебный предмет русский язык является средством воспитания детей

КАК входит в состав именной части сказуемого

N: Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец

 

III.Обстоятельства- дополнения

обособляются

 Не обособляются

1. ДО – всегда

N: Пройдя несколько шагов, он свернул налево

1.ДО, входящие в состав фразеологизмов

N:бежал сломя голову

2. Одиночные дееприч., если они указывают на время, условие, причину

N: Проснувшись, он начал ходить по комнате

2. деепричастия =наречию (сидя, молча, стоя, лежа, шутя, припеваючи)

N: Он молча положил передо мной книгу

3.Обороты-дополнения со  словами КРОМЕ, ВМЕСТО, СВЕРХ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, НАРЯДУ С.., НАСМОТРЯ НА..

N:Несмотря на жару, вода в реке была холодной. В бору, кроме белки, жили ещё пятнистые олени

3. Перед словом «КОТОРЫЙ» в определительном придаточном

N:Перед ним лежала книга, читая которую он вспоминал свое детство

 

 

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ. Употребление в ДО союза  И

·         ДО относятся к разным сказуемым N: Она улыбалась, глядя на меня, и , отвечая ей улыбкой, я протянул цветы

·         ДО однородные (относятся к 1 сказуемому) N: Гуляя по лесу и вдыхая весенний воздух, я чувствовал себя счастливым

·         ДО относится к одному из однородных сказуемых N: Я вскочил в повозку и, схватив поводья, погнал лошадь

 

 

 

Задание №17

Однородные члены предложения.

, ставится

, не ставится

Нет союза между однородными членами

N:Я люблю произведения Пушкина, Лермонтова

Одиночный союз между однородными членами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО.

и О].[О да О].[О или О].

N:Я живу и надеюсь

Между однородными членами, соединёнными повторяющимся союзами, за­пятая ставится перед вторым и третьим союзами , используемыми при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд:

[и О, и О, и О].N: Горный поток и  шумел, и пенился, и бился о скалы

Между двумя глаголами, употреблён­ными в одной и той же форме и высту­пающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или ожи­данного поступка).

N: Пойду посмотрю расписание

заня­тий. Взял да и сделал наоборот.

Запятая ставится и перед первым повторяющимся союзами, если однород­ный ряд был уже начат перед первым союзом:N: Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы   [О, и О, и О].

В устойчивых сочетаниях  с повторяю­щимися союзами

N:Проснулся ни свет и заря

 

Между однородными членами, соединенными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, да О ].

N:Поворчал он, да не посмел ослушаться

Два однородных члена с союзом И образуют тесно связанную по смыслу группу, соединенную  союзом  И с третьим однородным членом

N:Вода давно сбывала в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепен. член  – по канавам )

Между парами однородных членов, соединенных попарно N:Он увлекался историей и литературой, живописью и музыкой[О и О, О и О].

Перед второй частью двойного союза: как…, так и; не только.., но и..; не столько…, сколько; не так…,как ; хотя и…,но; если не…, то; не то что(бы)…,а (но) ; настолько…, насколько…;хотя и …, но…; столько же…, сколько…; если не…, то…

N: Он знал не только английский язык, но и немецкий [не только О , но и О].

 

Если часть однородных членов связана бессоюзной связью, а другая –союзной

N:Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну[О,О, О, и О, и О, и О].

 

 

Помни! Однородные члены предложения это такие члены предложения, которые:

отвечают на

1

вопрос

зависят от

слова

являются

частью речи

членом предложения

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Русский язык ВПР 8 класс

Русский язык ВПР 8 класс

Предисловие. Успешность выполнения

Предисловие. Успешность выполнения

Задание №2 Различные виды разбора 2

Задание №2 Различные виды разбора 2

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1) существительное

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР 1) существительное

Схема разбора пример

Схема разбора пример

Схема разбора пример

Схема разбора пример

N : Вокруг зеленеет лес. 2) инфинитивом

N : Вокруг зеленеет лес. 2) инфинитивом

Обстоятельство - это второстеп

Обстоятельство - это второстеп

Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует

Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует

А прилагательное2) есть слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько, никогда наречие причастие2)зависимые слова 3) кр

А прилагательное2) есть слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько, никогда наречие причастие2)зависимые слова 3) кр

Авшись- начАвший- нАчатый- нАчатые, нЕдруг, недУг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, нефтепровОд, низведЁнный -низведЁн, новостЕй-нОвости, нОготь- нОгтя, нормировАть- нормировАние-нормирОванный,

Авшись- начАвший- нАчатый- нАчатые, нЕдруг, недУг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, нефтепровОд, низведЁнный -низведЁн, новостЕй-нОвости, нОготь- нОгтя, нормировАть- нормировАние-нормирОванный,

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику

Род несклоняемых собственных сущ

Род несклоняемых собственных сущ

Оксюморон Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение

Оксюморон Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение

Задание №11 Словосочетание.

Задание №11 Словосочетание.

Задание №13 Тип односоставных предложений

Задание №13 Тип односоставных предложений

Задание №14 Вводные слова Вводные слова –это слова, при помощи которых пишущий (говорящий) выражает свое отношение к высказыванию

Задание №14 Вводные слова Вводные слова –это слова, при помощи которых пишущий (говорящий) выражает свое отношение к высказыванию

Задание №15-16 Простое осложненное предложение

Задание №15-16 Простое осложненное предложение

ДО однородные (относятся к 1 сказуемому)

ДО однородные (относятся к 1 сказуемому)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2024