Русский язык
ВПР
8 класс
Справочные материалы.
Автор-составитель: Анисимова Г.А., учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №8 г. Куса.
Предисловие.
Успешность выполнения ВПР по русскому языку, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько ученик подготовлены к этой работе. В процессе обучения большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать, то есть ясное представление о том, как лучше всего реализовать желаемое или необходимое.
Методические рекомендации предназначены для учащихся 8 классов и их родителей.
В данной брошюре вы найдете необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме. Надеюсь, что он поможет восьмиклассникам в самоподготовке к ВПР по русскому языку.
Задание №2
Различные виды разбора
2.1.МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
Порядок морфемного разбора (разбора слова по составу):
Помни, что некоторых морфем в слове может и не быть.
Нет
окончаний у неизменяемых слов:
-наречий (высоко)
-слов категории состояния (знобит)
-деепричастий (зная)
-неизменяемых существительных (кино)
-неизменяемых прилагательных (беж)
Примечание:
У притяжательных прилагательных конечные -ов (-ев), -ин (-ын), -ий являются суффиксами, а не окончаниями (лисий).
У прилагательных в простой степени сравнения конечные -ее- (-ей-), -е являются суффиксами, а не окончаниями (красивее)
— глаголов в неопределенной форме (не будет считаться ошибкой, если конечные -ть и -ти инфинитива назовете окончанием)
2.2.МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
1) существительное
Схема разбора |
пример |
1. Начальная форма (именит. падеж ед. числа). 2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение, 3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число. III.Синтаксическая роль. |
ПЕСНЮ– I.сущ., обозначает предмет; II. н.ф.- песня, нариц., неодуш., ж.р., 1-го скл., в в.п., в ед.ч., III.слышать (что?)песню.
|
2) прилагательное
Схема разбора |
пример |
1. Начальная форма (им. падеж ед. числа, м.р.). 2. Постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное. 3. Непостоянные признаки: у качественных: а) степень сравнения, простая или составная, б) краткая или полная форма; у всех прилагательных: а) род, б) число, в)падеж. III Синтаксическая роль. |
РАЗНООБРАЗНЕЙШИХ (средств)– I. прилаг., обозначает признак предмета; II. н.ф.- разнообразный, качеств., в превосх. степени, простая, в полн. форме, мн.ч., р. п. III средств (каких?) разнообразнейших. |
3) числительное
Схема разбора |
пример |
2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, разряд (для количественных). 3. Непостоянные признаки: а) род (если есть), б) число (если есть), в) падеж. III Синтаксическая роль |
(В) тысяча девятьсот шестьдесят седьмом(году) I– числит., обозначает порядок предметов; II.н.ф.-тысяча девятьсот шестьдесят седьмой, составное, порядковое, в п.п.; III.учился (когда?)в тысяча девятьсот шестьдесят седьмом году |
4) местоимение
Схема разбора |
пример |
а) разряд, б) лицо (у личных местоимений).
а) род (если имеется), б) число (если имеется), в) падеж. III Синтаксическая роль |
(На) тебя– I.мест., указ. на предмет; II.н.ф.-ты; личное, 2-го лица; в в.п. ед.ч.; III. указал (на кого?) на тебя. |
5) глагол
Схема разбора |
пример |
а) вид, б) спряжение, в) переходность.
а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть). III Синтаксическая роль |
Совершается – глагол, I. действие; II.н.ф. – совершаться; несов. вида, неперех., 1 спр.; в изъяв. накл., в ед.ч., в 3-м лице; III. преступление (что делается?) совершается. |
5) причастие
Схема разбора |
пример |
а) действительное или страдательное; б) время(наст., прошед., будущее); в) вид (сов., несов).
а) полная или краткая форма; б) род; в) число; г) падеж. III Синтаксическая роль |
I. (Не) занятые – причастие, признак предмета по действию; II.нач. форма – занятый, пост. - страдательное, прош. вр., сов. вида; непост.- в.п., мн.ч.. III. дети (какие?) занятые
|
6) деепричастие
Схема разбора |
пример |
I. Часть речи, общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Неизменяемость 2.Вид. III. Синтаксическая роль |
Задыхаясь –дееприч. I. Полз (как?) задыхаясь II.неизм.форма, несов.вид III. полз (как? что делая?) задыхаясь |
7) наречие
Схема разбора |
пример |
I. Часть речи, общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Разряд по значению 2.Степень сравнения (если есть). 3.Неизменяемое слово III. Синтаксическая роль |
Тихо –нареч. I. Ложился (как?) тихо, признак действия II. определит., неизм. слово III. ложатся (как) тихо |
9) предлог
Схема разбора |
пример |
I. Часть речи, общее значение. II. Морфологические признаки: 1. Простой или составной 2. Производный или непроизводный 3. Неизменяемое слово |
Над землёю вставал туман. над – предлог. I. Вставал над землёю II. прост., непроизводный , неизмен.
|
10) союз
Схема разбора |
пример |
I. Часть речи, общее значение. II. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной в) неизменяемость |
литература и история И – союз. I. Вставал над землёю II. Морф. признаки: сочин., прост., неизмен. |
2.4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
1)Подчеркнуть все слова как члены предложения
Способы выражения подлежащего
Имя сущ., прилаг. (в роли сущ.), местоим. в И.п. |
Снег идет. Кто-то постучал. Бородатый оглянулся. |
Причастие в роли сущ. в И.п. |
Танцующие были неподражаемы. Сидящий поднял голову. |
Неопределенная форма глагола. |
Любить – значит прощать. Учиться – дело нужное. |
Наречие |
Твои завтра мне надоели. |
Междометие |
По лесу разносилось «ау». |
Числительное |
Десять не делится на три без остатка. Четверо пробежали мимо меня. |
Фразеологизм |
Семь пятниц на неделе у ленивого. У него золотые руки. |
Словосочетания |
Брат с сестрой вернулись порознь. Прошло три года. У меня много работы. Несколько человек отошли в сторону. |
Союзным словом |
Я отложил подальше приключенческий роман, который мешал мне сосредоточиться на подготовке к контрольной работе. |
СКАЗУЕМОЕ
Простое глагольное |
Составное глагольное (СГС) |
Составное именное (СИС) |
|
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА + Н.Ф. ГЛАГОЛА
|
ГЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ (сущ., прилаг., числит. и др., кроме глагола) |
выражено 1) спрягаемой формой глагола N: Вокруг зеленеет лес. 2) инфинитивом N: Курить – здоровью вредить. 3)фразеологизмом: Он читает книгу. N: Он нам постоянно палки в колёса вставляет |
1.Глаголы со значением: 1)начала (начать, начинать, стать) N: Я начал спускаться. 2)конца (перестать, переставать, кончать, кончить) N: Он перестал повторять. 3)продолжительности (продолжать) N: Учитель продолжал настаивать. 4)желательности ( хотеть, захотеть, желать, пожелать, собираться) 5)возможности действия (мочь, смочь, уметь, суметь) |
Глаголы-связки: глагол БЫТЬ N: Я буду врачом. глаголы делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться, жить, сидеть. N:Она стала грустной. N:Здесь звуки взрывов казались громче.
|
Краткие прилагательные должен, рад, готов, обязан, способен, намерен N: Я намерен бороться. |
|
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Второстепенными наз. члены предложения, которые поясняют главные члены предложения: В русском языке три вида второстепенных членов — определение, дополнение и обстоятельство.
Д О П О Л Н Е Н И Е - второстепенный член предложения с предметным значением. |
|
Отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается теми же частями речи, что и подлежащее (чаще сущ. или местоим. в косвенных падежах)Кого?- Чего? Кому?- Чему? Кого?- Что? Кем? - Чем? О ком? О чем? |
|
1. Прямое
2. Косвенное |
1. Относится к переходному глаголу, выражено сущ. или мест. в В.П. без предлога (увидеть друга, купить молоко), реже - в Р.п. при отрицании (не купить молока) 2. Все остальные дополнения (мечтать о подвиге) |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е- второстепенный член предложения, обознач. признак лица или предмета |
|
Отвечает на вопросы Какой? Какая? Какие? Который? Чей? Чья? Чье? Чьи? |
|
1. Согласованное
|
Согласованные определения уподобляются определяемому слову в формах числа, падежа, а в единственном числе — и рода, т. е. связываются с ним согласованием. Согласованные определения выражаются: 1) прилагательным: Я надену белую рубашку. 2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их):Дай мне твою руку. 3) порядковым числительным: Принеси пятый том. 4) причастием: На столе лежит нераспечатанное письмо. 5) существительным; согласование в падеже и числе (если существительное-приложение изменяется по числам):Чижа захлопнула злодейка западня . |
3. 4. Несогласованное |
Несогласованные определения связаны с определяемым словом управлением или примыканием и выражаются: 1) существ. в косвенном п. с предлогом или без предлога: На ней была юбка в клетку. 2) существительным в И. п:Я побывал на озере Байкал. 2) притяжательным местоимением его, ее, их: Это его дом. 3) неизменяемыми прилагательным: Вес нетто этой коробки — пять килограммов. 4) наречием: Нам подали яйца всмятку .. 5) глаголом в форме инфинитива: У него было большое желание учиться. 6) фразеологизм: Ни рыба ни мясо, он тем не менее был мне чем-то симпатичен. |
Обстоятельство
Обстоятельство - это второстеп. член предложения, обознач. признак действия или другого признака.
Обстоятельства могут быть выражены:
· наречием: Голубые глаза глядят ровно, спокойно...
· существительным в косвенном падеже: По праздникам спали часов до десяти...
· деепричастием или деепричастным оборотом: Встав с постели, Аркадий раскрыл окно...;
· инфинитивом (только обстоятельство цели): А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он;
· неделимым словосочетанием или устойчивыми сочетаниями слов: На другой день утром рано приехал Казбич; Но скоро были мы судьбою на долгий срок разведены.
Разряды по значению:
разряды |
обозначают |
зависят |
вопросы |
пример |
образа действия |
качественную характеристику действия или способ его осуществления |
от глагола |
как? каким образом? |
я вылез и пошёл пешком; работали хорошо |
степени. |
степень проявления признака |
от прилаг, наречий, глаголов |
как? в какой степени? насколько? |
увеличился вдвое были злы до неистовства |
места. |
место действия или направление движения |
глагол |
где? куда? откуда? |
до Киева доведёт |
времени |
обозначают время и продолжительность описываемых явлений и событий |
глагол |
когда? с каких пор? до каких пор? как долго? |
Возвратясь домой, я сел вдаль уедет |
причины |
обозначают причину события |
глагол |
почему? по какой причине? |
почему-то, от жары, из-за дождя, благодаря поддержке, в силу обстоятельств |
цели. |
обозначают цель действия |
глагол |
зачем? с какой целью? |
пошёл за помощью; поднял воротник, загораживаясь от ветра; ради удовольствия, пришёл проститься |
условия
|
обозначают условия |
глагол |
при каком условии? |
Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком |
уступки |
обозначают явления, препятствующие или не соответствующие действиям или состояниям |
глагол |
несмотря на что? вопреки чему? |
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро |
2) Подписать части речи всех слов, значения гл. и второстепенных членов предложения
3) Дать характеристику предложения.
Синтаксический разбор предложения в русском языке осуществляется по схеме ответов на следующие вопросы:
1) Каково данное предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное или вопросительное).
2) Какова эмоциональная окраска предложения? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более)
Если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное?
(Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один
главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное? (Имеются ли однородные члены, вводное слово, обращение, ПО, ДО?)
7) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и
осложнение, если таковое присутствует.
Если предложение
сложное
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно способ связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное: сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?
7)
Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей
сложного предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив связь между частями
|
Задание №3
Слитное-раздельное написание НЕ с раличными частями речи.
слитно |
раздельно |
1)Со словами любой части речи, если слово без НЕ не употребляется. |
1) С личными местоим, числит.,глаголами, дееприч.,кр. прич., нареч не на О-Е |
2) С сущ., прилаг.,нареч., причаст, если можно заменить синонимом без НЕ |
2) с сущ, прилаг., нареч. на О-Е, прич., если есть противопоставление с союзом А |
3) с причастием, если нет зависимого слова |
3) с причастием, если есть зависимое слово |
4) с прилаг, нареч на О-Е , если есть слова совсем, очень, весьма, совершенно, крайне, чрезвычайно, вполне, почти, отчасти N: крайне неприятный |
4) с прилаг, нареч на О-Е , если есть слова далеко, вовсе, отнюдь, ничуть, нисколько, ничем.N: далеко не приятный разговор, ничем не обоснованный вывод |
5) с местоимен, если нет предлога Некого |
5) с местоимен, если есть предлог Не У кого |
6) с причастиями есть зависимое слово со значением степени (СОВЕРШЕННО, АБСОЛЮТНО, ПОЧТИ): совершенно невыученное правило |
6) с относит и качеств прилаг N: не каменный, не синий |
|
7)с нареч., если они выступают в роли сказуемого в безличном предлож |
8) с кр.прил, которые не имеют полной формы : не должен, не рад, не готов, не обязан, не нужен, не надо, не страшно, не склонен, не жаль, не мудрено и т.п. |
|
Если действие ниже нормы, то пишется приставка недо- (недосолил кашу).
|
Если действие не доведено до конца, то пишутся частица не и приставка до- (не_допить сок). |
РАЗДЕЛЬНО!!!!
существительное |
А
|
|
прилагательное |
2) есть слова далеко, вовсе, отнюдь, нисколько, никогда |
|
наречие |
||
причастие |
2)зависимые слова 3) кр.форма |
ЗАПОМНИ!
Не один (=много) – ни один (=никто)
Не раз (= много раз) – ни разу (=никогда)
Немало(=много) – нимало (=нисколько)
Не кто иной, как.. – не что иное, как
Во что бы то ни стало – где бы то ни было – как бы то ни было
Куда ни шло, нездоровиться, не похож.
Задание №4
Н и НН в различных частях речи
I. Существительное Правописание Н и НН не регулируется правилом.
ЗАПОМНИ! Приданое, бесприданница, гостиница, труженик, мошенник, юность, юннат, путаник, вареники
II. Прилагательное (признак предмета от существительного)
Правописание Н и НН зависит от суффикса
Н |
НН |
Полные прилагательные |
|
-АН- ;- ЯН-; -ИН- Исключения: стеклЯННый оловЯННый деревЯННый |
-ОНН-; -ЕНН- Исключение: ветрЕНый НО! безветрЕННый |
|
Н + Н N:машиННый Исключение: свиНой, багряНый, рьяНый, юНый |
Краткие прилагательные |
|
Н в полных прилагательных = Н в кратких N: тумаННый - тумаННо |
III.Н и НН в наречиях
Н в наречиях = Н в исходном слове
N: ветреный – ветреНо
YI Причастие (признак действия от глагола)
Правописание Н и НН зависит от опознавательных признаков
Н |
НН |
1 НЕТ приставки |
1.Есть приставка (кроме НЕ) N:СвязаННый свитер |
2.НЕТ зависимого слова |
2.Есть зависимое слово N:вязаННый МАМОЙ свитер |
3.НЕ на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ |
3. слово на -ОВАННЫЙ/-ЁВАННЫЙ N:маринОВАННый Искл.: кованый, жёваный НО! подковаННый, изжеваННый |
4. НЕ от бесприставочного глагола сов.вида
|
4.образованно от бесприставочного глагола сов.вида(купленный, пленённый, брошенный, лишённый, данный, решённый, обещанный, рождённый, обиженный, сказанный, явленный, обязанный, пущенный, хваченный) N:решёННая задача Искл: раненый НО! изранеННый, ранеННый в ногу
|
5. Краткое причастие N: капуста мариноваНа |
|
! НЕ ПУТАЙ! Девочка воспитаНа(воспитали – кр.причастие) родителями .
Девочка воспитаННа (ей присуще воспитанность –прил.)
ЗАПОМНИ!
-Н- юный, зелёный, синий, румяный, пряный, посажёный отец, незваный гость, названый брат, непрошеный, прощёное воскресенье, приданое, смышлёный, кованый, жёваный, читаный-перечитаный, глаженый-переглаженый, хоженый-перехоженый.
-НН- виденный, деланный, желанный, жеманный, нежданный, медленный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, нетленный, недрёманноё око, отчаянный, обещанный, пеклеванный, священный, ставленник, считанный, чеканный, чванный, штукатуренный
Задание №5
Орфоэпические нормы (ударение)
А |
Августовский, агронОмия, агЕнт, алфавИт, анАтом,аэропОрты |
Б |
бАнты, бОроду, болтлИва, брать - бралА, брАться- бралАсь , болтлИва, баловАть, балОванный, балУясь блокИровать,бензопровОд,бомбондировАть, бухгАлтеров. |
В |
валовОй, вЕрба, вероисповЕдание, вернА, взялА, взЯться -взялАсь, включЁн- включЁнный- включИм- включИт –включИшь, влилАсь, водопровОд, ворвАться -ворвалАсь, воспринЯть - воспринялА, воссоздАть- воссоздалА, вручИть -вручИт, вОвремя |
Г |
газирОванный, газопровОд, гЕрбовый,граждАнство,группировАть, гналА- гнАться –гналАсь |
Д |
давнИшний, дефИс, дешевИзна, диалОг, диспансЕр,договОр, добелА, добралА- добрАться- добралАсь, довезЁнный, дОверху, договорЁнность, докраснА, докумЕнт, досУг, дождАться - дождалАсь, дозвонИться -дозвонИтся- дозвонЯтся, дозИровать, донЕльзя, дОнизу, дОсуха, доЯр |
Е |
еретИк, |
Ж |
жалюзИ, ждать - ждалА, жИться -жилОсь |
З |
забронИровать, завИдно, зАгнутый, зАгодя, задОлго, знАмение, знАчимость- знАчимый, закУпорив- закУпорить, занЯть- зАнял- занялА- зАняли- зАняло- занятА- зАнятый,заперЕть – заперлА- запертА- зАпертый-заперЕться- заперлАсь, зАсветло, заселЁнный - заселенА, зАтемно,звать - звалА, звонИть –звонИшь – звонИт - звонИм, знАчимость-знАчимый, зимОвщик |
И |
избалОванный, Издавна, Иксы, импЕрский, инстИнкт, информИровать,исповЕданье, исчЕрпать, исключИт, Исстари |
К |
каталОг, квартАл, киломЕтр, киоскЁр, контролЁр ,клАсть – клАла, клЕить, кОнусов -кОнусов , коклЮш, кормЯщий, корЫсть, крАлась, крАны, , красИвее- красИвейший- красИвее, кремЕнь, кренИтся, кровоточАщий- кровоточИть, кУхонный, костюмирОванны. |
Л |
лЕкторы- лЕкторов, ловкА, лгать - лгалА, лить –лилА- лИться - лилАсь, ловкА,лыжнЯ |
М |
мальчикОвый, мЕстностей , мИзЕрный, мозаИчный, молЯщий, монолОг, мусоропровОд |
Н |
навЕрх, наврАть - навралА, наделИть – наделИт- наделЁнный, надОлго-ненадОлго, надорвАться -надорвалАсь, нажИвший- нажитА- нажИлся, назвАться - назвалАсь, накренИт-накренИться - накренИтся, налИть - налилА –налитА- налИвший, намЕрение, нанЯвшийся, нарвалА, нарОст, насорИт, начАть – нАчал- началА-нАчали –начАв-начАвшись- начАвший- нАчатый- нАчатые, нЕдруг, недУг, некролОг, нЕнависть, ненадОлго, нефтепровОд, низведЁнный -низведЁн, новостЕй-нОвости, нОготь- нОгтя, нормировАть- нормировАние-нормирОванный, |
О |
обеспЕчение, обзвонИть -обзвонИт, облегчИть - облегчИт-облегчЕние, облИться- облилАсь,обнЯться -обнялАсь, обогнАть - обогналА, ободрАть -ободралА, ободрИть-ободрИться - ободрИшься-ободрЁнный- ободрЁн- ободренА, обострИть- обострЁнный, одолжИть - одолжИт, озлОбить, оклЕить, окружИт, опломбировАть-опломбирОванный, опОшлят, определЁн, оптОвый, освЕдомиться-освЕдомишься, отбЫть -отбылА, отдАть – отдалА-отдАв, отключЁнный, откУпорить - откУпорил,отозвАть –отозвалА- отозвАться - отозвалАсь Отрочество, отОтрок. |
П |
пАмятуя,партЕр, пАсквиль, партЕр, перелилА, повторИт -повторЁнный, поделЁнный, подрОсток, поднЯв, позвАть -позвалА, позвонИть - позвонИшь –позвонИт- перезвонИт, платО, полилА, положИть -положИл, пОнял- понЯть - понялА- понЯв – понЯвший, портфЕль, пОручни, послАла, пОчестей, прозорлИва, прожОрлива, плодоносИть, предвосхИтить, премировАть, прибЫть – прибЫв -прИбыл -прибылА -прИбыло, придАное, призЫв, прИнял – прИняли – прИнятый – принЯть, принУдить, примировАние, приручЁнный, прожИвший, прозорлИва, процЕнт |
Р |
рвалА, рассредотОение,редАкторы, ремЕнь, |
С |
свЁкла, сверлИть- сверлИшь, сирОты, слИвовый, снялА, снятА, сОгнутый, создалА, созданА, созЫв, сорвалА, сорИт, срЕдства, столЯр смазлИва, суетлИва, сверлИт, срЕдство, стАтуя, |
Т |
тАинство,таксОметр, тамОжня,танцОвщик- танцОвщица татуИрОванный-татуИровать, творОг- творогА(У), тЕфтели, тОрты-тОртов, тОтчас, третИровать,трубопровОд. |
У |
убрАть — убралА- убрАнство, убыстрИть, углубИть,укрепИт, уволочИть-уволочЁнный, угледобЫча, углубИть, укрепИть — укрепИт, увЕдомить- увЕдомленный, узакОненный, украИнец, укУпорить, упрО-чение, умалИть, умилосЕрдить,устыдИть- устыжЁнный,усугубИть-усугубИться,ущемИть- ущемлЁнный. |
Ф |
факсИмиле, филосОфия – филОсоф, флюрогрАфия,формировАть,фенОмен,фИльтровый |
Х |
ханжА- хАнжеский, хвОя, хлЕбец – хлебопекАрня, ходАтай- ходАтайство, хореОграф- хореогрАфия, хронОметр- хронометрАж. |
Ц |
цепОчка, чЕрпать,цемЕнт,цЕнзор, цЕнтнер, церковноприхОдский. |
Ч |
чЕлюстей, чЕрпать - черпАльный – черпАльщик, чИстить- чистИлище-чИстильщик,чудИще-чудОвище. |
Ш |
шАрфы,щавЕль, шофЁр |
Щ |
щемИть — щемИт, щЁлкать,щепОть, |
Э |
экспЕрт,электропрОвод, электропривОд,Эллипс,эпатАж,эпидЕмия,эпилЕпсия, этнОграф |
Ю |
юрОдивый- юрОдство, Юфтевый. |
Я |
явИть,ягнИться, Ягодица, ядрОвый, языкОвая(колбаса), языковАя (система) |
Задание №6
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
1.Ошибки в построении предложений с однородными членами
Вид ошибки |
пример |
Сказуемое употр.в Ед,ч. при однор. подлеж, соединен. разделит союзом |
Не то туман, не то дым окутывал рощу
|
Нарушение управления падежными формами |
Студенты проходят практику в институтах, учреждениях и заводах НАДО: Студенты проходят практику в институтах, учреждениях и на заводах |
Международная общественность понимает(что?) и озабочена(чем?) проблемами экономики НАДО: Международная общественность понимает проблемы экономики и озабочена ими |
|
Смешение двойных союзов или неправильное употребление однородных при них: как…, так и; не только.., но и..; не столько…, сколько; не так…,как ; хотя и…,но; если не…, то; не то что(бы)…,а (но) ; настолько…, насколько…; хотя и …, но…; столько же…, сколько…; если не…, то… |
1)Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику НАДО: Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику 2) )Созданы благоприятные условия для опубликования не только научных работ, но и для внедрения их в практику |
Сочетание в качестве однородных членов определения (распростран. /ПО/ и нераспространенного) и придаточного определительного |
Девушка, сидевшая у окна и которая пела, запомнилась всем НАДО: Девушка, которая сидела у окна и пела, запомнилась всем |
2.Ошибка в построении предложения с косвенной речью
Вид ошибки |
пример |
Прямая речь – от 1 лица; косвенная – от 3 лица
|
Чичиков говорил, что я давненько не брал в руки шашек НАДО: Чичиков говорил, что он давненько не брал в руки шашек . или Чичиков говорил: « Я давненько не брал в руки шашек» |
3. Ошибка в построении сложного предложения
Вид ошибки |
пример |
Лишнее указательное местоимение в главном предложении
|
Экологи неоднократно отмечали О ТОМ, что проблема охраны лесов особенно важна НАДО: Экологи неоднократно отмечали, что проблема охраны лесов особенно важна |
Придаточное слишком удалено от определяемого слова |
Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись НАДО: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты |
Нарушение границ предложения. Выделение придаточного предлож.как самостоятельного |
Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. НАДО: Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он был невысокого роста |
4. Ошибка в употреблении имени числительного
Вид ошибки |
пример |
Неоправданное употребление числительного, оканчивающегося на 2,3,4 с сущ., имеющим только формы мн.ч. |
Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать двое суток НАДО: Для выполнения поставленной цели нам дали двадцать два дня |
В сочетании типа «два и более»+ сущ. управляет числительное |
Два и более недочета |
5. Неправильное употребление падежной формы сущ. с предлогом
правило |
пример |
Предлог ПО употребляется с местоимениями 1,2лица в форме П.п. |
Скучаю по вас, тоскую по нас
|
предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР. употр.с Д.п |
Согласно расписанию
|
Употребление предлога ПО в значении «после» |
И по выполнении по возвращении , по прибытии по окончании по заключении, по завершении Е по отъезде по приходе по приезде |
6. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
правило |
пример |
Если при приложении есть существительное, приложение употребляется в И.п., если существительного нет – приложение становится сущ. и согласуется с глаголом |
В романе «Война и мир» Толстой поднимает проблему истиной и ложной красоты. В «Войне и мире» Толстой поднимает проблему истиной и ложной красоты |
7. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
ошибка |
пример |
Смешение ед. и мн. числа глагола в главном и придаточном предложении |
Все, кто работал на заводе, отдыхал на базе НАДО: Все, кто работал на заводе, отдыхали на базе |
При числительных 2,3,4 сказуемое ставится во МН.Ч |
Четыре ученика вошли в класс |
Сказуемое сочетается с 1 словом сложного сущ. |
Платье-костюм куплено Костюм-платье куплен |
При сочетании нарицательного и собств. сущ. глагол сочетается с ближайшим |
Пришел врач Петрова Врач Петрова пришла |
Род сложносокращенных сущ. Определяется по главному слову |
МГУ(университет –м.р) объявил набор |
Род несклоняемых собственных сущ.-геогаф. названий определяется по родам нариц. сущ, которые они обозначают |
Сочи (город –м.р.) принял гостей
|
8.Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Ошибка/правило |
пример |
Нарушение согласования ПО с определяемым словом
|
N: Состоялось совещание по вопросам, касающихся экономии материалов НАДО: Состоялось совещание по вопросам (какИМ?), касающИМся экономии материалов |
Нарушение порядка слов в предложении с ПО
|
N: Это произведение В.Быкова я прочел летом, посвященное войне. НАДО: Это произведение В.Быкова, посвященное войне, я прочел летом |
ПО разорван определяемым словом |
N: Это посвященное произведение войне я прочел летом НАДО: Это произведение, посвященное войне, я прочел летом |
9.Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Ошибка/правило |
пример |
ДО НЕ МОЖЕТ УПОТРЕБЛЯТЬСЯ: |
|
Действия и доб.действия совершаются разными лицами |
Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа
|
В безличных предложениях без инфинитива |
Подходя к озеру, мне стало плохо
|
В страдательных конструкциях |
Поднявшись вверх по реке, баржа будет выгружена |
Нарушение видовой соотнесенности глагола и деепричастия |
Встречаясь с гроссмейстером, шахматист одержал победу |
10. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Ошибка/правило |
пример |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
Задание №7-8
Основная мысль текста; микротемы
Основная мысль текста передает отношение автора к изображаемому, его оценку.
Для определения основной мысли текста сделай следующее:
1.Внимательно прочти текст
2. Задай вопрос: О чем это произведение? Что желал высказать автор по данной теме? К чему призывает читателя?
3.Найди в тексте ответ ответ на эти вопросы и будет основной мыслью текста
на этот вопрос или сформулируй его, опираясь на содержание текста.
Задание №9
Средства языковой выразительности.
Выразительные средства лексики и фразеологии |
||
Метафора |
Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений. |
В саду горит костёр рябины красной |
Олицетворение |
Разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками, свойствами человека или какого-либо другого живого существа |
В
смертельном обмороке бледная река Н. Заболоцкий |
Оксюморон |
Соединение противоположных по смыслу и даже взаимоисключающих понятий с целью получить новый неожиданный смысловой эффект, новое значение. |
живой труп |
Сравнение |
Прямое сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного другим |
Ветер за стенами дома бесился, как старый озябший голый дьявол. А. Куприн |
Метонимия |
Замена одного слова другим, смежным по значению |
Он не то на серебре, на золоте едал. |
Эпитет |
Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо |
И малиновое
солнце |
Гипербола |
Намеренное преувеличение |
В сто сорок солнц закат пылал. |
Литота |
Намеренное преуменьшение |
В больших рукавицах…а сам с ноготок! |
Перифраза |
Замена одного слова описательным выражением, передающим тот же смысл |
Унылая
пора! очей очарованье! |
Синоним |
Слова, пишущиеся и звучащие по-разному, а по значению совпадают или очень близки |
Он не шёл, а влачился, не поднимая ног от земли. |
Антоним |
Слова, противоположные по своему лекс. значению |
горько - сладко |
Омоним |
Слова, имеющие одинаковое написание или произношение, но разные по лексическому значению |
Ты
доканала!/Теперь такая тоска, |
Эмоционально-оценочная и экспрессивная лексика |
Слова, в лексическое значение которых входят устойчивая эмоциональная окраска или оценка |
С
Россией кончено… На последях |
Стилистически ограниченная лексика |
Включает сниженную лексику (разговорные и просторечные слова), а также книжную |
Отечество, морда. |
Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы, поговорки |
Ф.
– устойчивые меткие выражения, обладающие целостным значением. |
Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё; ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. |
Задание №10
Лексическое значение слова.
Лекси́ческое значе́ние — соотношение звуковой оболочки слова с соответствующими предметами или явлениями объективной действительности.
Обычно в лексическое значение включается не весь набор признаков предмета, а только те ключевые признаки, позволяющие определить обозначаемый предмет (явление, действие...), отделить его от ряда однородных предметов.
К примеру, лексическое значение слова Тигр – «самая крупная из больших кошек с короткой рыжей (темными поперечными полосами) шерстью, обитающая в Индии и некоторых районах Азии».
Задание №11
Словосочетание.
Словосочетание – сочетание слов связанных по смыслу (с помощью вопроса) и грамматически (с помощью окончания и предлога)
Помни! Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
Типы подчинения в словосочетании.
1.Согласование – изменяются оба слова ; ?- какой?, чей?
Зависимое слово выражено:
Прилагательным |
веселый человек |
Причастием |
думающий ученик |
Числительным |
второй класс |
Местоимением |
мои мысли |
2.Управление – изменяется главное слово; ?-падежей
Зависимое слово выражено:
Существительным |
любить маму |
Местоимением |
любить её |
3.Примыкание
? – где, как, когда ит.д., что делать?
Зависимое слово выражено неизменяемой частью речи:
Н.ф. глагола |
любил читать |
Наречием |
читал хорошо |
Деепричастием |
жил любя |
Прил. или наречия в сравнительной степени |
быть умнее мчаться быстрее |
Неизменяемые прилагательные |
цвета беж рукав реглан |
Задание №12
Грамматическая основа
Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.
см.задание 2.4
Задание №13
Тип односоставных предложений.
Форма выражения главного члена |
Примеры |
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ |
|
1.1. Определённо-личные предложения |
|
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм пр. вр.или усл. наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица). |
Люблю грозу в начале мая. |
1.2. Неопределённо-личные предложения |
|
Глагол-сказуемое в форме множественного числа 3 лица (в пр. вр. и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе). |
Стучат в дверь. |
1.3. Обобщённо-личные предложения |
|
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме –
определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два
основных типа значения: |
Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме
определённо-личное). |
1.4. Безличное предложение |
|
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода). |
а) Светает; Светало; Мне везет; |
2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием. |
а) На улице холодно; |
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием. |
а) Мне жаль расставаться с тобой; |
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода. |
Закрыто. |
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). |
Нет денег. |
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). |
На небе нет ни облачка. |
2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ |
|
Назывные (номинативные) предложения |
|
Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому). |
Ночь. |
Задание №14
Вводные слова
Вводные слова –это слова, при помощи которых пишущий (говорящий) выражает свое отношение к высказыванию
Вводные слова
Не являются членами предложения (нельзя поставить вопрос)
Взаимозавеняемы (кажется =видимо =наверно)
Если опустить – смысл предложения не изменится
Вводные слова и их значения
Значение |
Вводное слово |
Примеры |
Уверенность |
конечно, разумеется, без сомнения, бесспорно, безусловно, естественно, несомненно |
Зима, конечно, будет снежная. Мы, безусловно, вас встретим. |
Неуверенность |
кажется, вероятно, наверное, возможно, очевидно, может быть, надо полагать, пожалуй, скорее всего, надеюсь, видать, по-видимому… |
Зима, кажется, будет снежной. Мы, возможно, вас встретим. |
Различные чувства |
к счастью, к сожалению, к удивлению, на беду, на радость нам, странное дело, нечего греха таить, чего доброго, как нарочно, на удивление, к ужасу, … |
Зима, к счастью, будет снежная. Мы, к сожалению, вас не сможем встретить. |
Порядок явлений (мыслей) и связь между ними |
во-первых, во-вторых, наконец, значит, впрочем, например, следовательно, стало быть, итак, таким образом, однако, в общем, короче говоря, так сказать |
Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги. |
Призывы к вниманию |
пожалуйста, поймите, послушайте, согласитесь, помилуйте, согласитесь,не правда ли, позвольте, позвольте, представьте себе, считайте, видишь (ли), знаете, простите, |
Ведь вы, согласитесь, с моим мнением. |
Источник сообщения |
известно, по моему мнению, мол, помнится, по-твоему, дескать, по (…) мнению …, дескать, говорят, с точки зрения…, по словам |
По сообщениям синоптиков, зима будет снежная. |
Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли. |
другими словами, говоря образно, мягко говоря, прямо скажем, как говорится … |
Как говорят поэты, началась осень жизни. |
Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания |
по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря |
Надо признаться, выполнил ты работу отлично. |
Отличия вводных слов от членов предложения
Вводные слова |
Члены предложения |
1. Кажется, шепчут колосья друг другу |
1. Мир кажется мне книгой бесконечной |
2. Вы, верно, едете в Ставрополь? |
2. Задача решена верно |
3. Бесспорно, огурец и с дом величиной диковинка |
3. Ваше право на отпуск бесспорно |
4. Правда, с годами мои стихи делались менее нарядными |
4. Правда в огне не горит и в воде не тонет |
5. Он, точно, немного странен |
5. Он проводил поезда точно по расписанию |
6. Дождь, казалось, зарядил надолго |
6. Море на сотни миль вокруг казалось пустынным |
НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ВВОДНЫМИ И НЕ ВЫДЕЛЯЮТСЯ ЗАПЯТЫМИ
Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, наверняка, небось, неужели, по предложению, по постановлению, по предложению, по – прежнему, приблизительно, примерно, притом, по решению, почти, поэтому, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы
Задание №15-16
Простое осложненное предложение.
Алгоритм нахождения в тексте причастий и деепричастий
Чтобы выявить в тексте причастие или деепричастие, проделайте следующие шаги:
1.Задайте к указанному слову смысловой вопрос:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЕ? ЧТО СДЕЛАВШИЕ? - вопросы причастия;
ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? - вопросы деепричастия.
2.Найдите в слове суффикс и убедитесь в том, что это суффикс причастия или деепричастия:
-УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш- - суффиксы действительных причастий;
-ЕМ-, -ОМ-, -ИМ-, -ЕНН-, -НН-, -Т- - суффиксы страдательных причастий;
-А-, -Я-, -В-, (-ВШИ-, -ШИ- - очень редко) - суффиксы деепричастий.
3. Определите, от какой части речи образовано данное слово:
если слово образовано от глагола и отвечает морфологическим характеристикам, перечисленным выше, то это причастие или деепричастие;
если слово образовано от имени существительного, то ни причастием, ни деепричастием оно быть не может, так как и причастие, и деепричастие образуются только от глагола
I.Определения
ОБОСОБЛЯЮТСЯ
Если определение (ПО, распростр. или одиночными прилагательными) стоит после определяемого слова |
Деревья, покрытые снегом, белели вдали |
Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря |
|
Ночь, облачная и туманная, окутала землю |
|
Относится к личным местоимениям |
А он, мятежный, просит бури.. |
Измученный работой, он крепко спал |
|
Определение, ПО стоит перед сущ. и имеет добавочное обстоятельственное значение |
Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады |
Нервный, спортсмен не смог победить соперника |
II.Приложения
Приложение – несогласованное определение, выраженное существительным
1.Относятся к личному местоимению |
Ему ли, карлику, тягаться с исполином |
2. Приложение с КАК, имеющее добавочное обстоятельственное значение |
Вы, как инициатор, должны играть главную роль |
3.После определяемого сущ. |
Могучий лев, гроза лесов, лишился силы |
4.Если приложение стоит в конце предложения, то чаще ставится ТИРЕ |
Рядом помещалась каморка – хранилище каталогов |
НО! Приложение с союзом КАК не обособляется, если:
КАК = В КАЧЕСТВЕ
N:Как учебный предмет русский язык является средством воспитания детей
КАК входит в состав именной части сказуемого
N: Николай Иванович работал как рисовальщик и живописец
III.Обстоятельства- дополнения
обособляются |
Не обособляются |
1. ДО – всегда N: Пройдя несколько шагов, он свернул налево |
1.ДО, входящие в состав фразеологизмов N:бежал сломя голову |
2. Одиночные дееприч., если они указывают на время, условие, причину N: Проснувшись, он начал ходить по комнате |
2. деепричастия =наречию (сидя, молча, стоя, лежа, шутя, припеваючи) N: Он молча положил передо мной книгу |
3.Обороты-дополнения со словами КРОМЕ, ВМЕСТО, СВЕРХ, ПОМИМО, ВКЛЮЧАЯ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, НАРЯДУ С.., НАСМОТРЯ НА.. N:Несмотря на жару, вода в реке была холодной. В бору, кроме белки, жили ещё пятнистые олени |
3. Перед словом «КОТОРЫЙ» в определительном придаточном N:Перед ним лежала книга, читая которую он вспоминал свое детство |
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ. Употребление в ДО союза И
· ДО относятся к разным сказуемым N: Она улыбалась, глядя на меня, и , отвечая ей улыбкой, я протянул цветы
· ДО однородные (относятся к 1 сказуемому) N: Гуляя по лесу и вдыхая весенний воздух, я чувствовал себя счастливым
· ДО относится к одному из однородных сказуемых N: Я вскочил в повозку и, схватив поводья, погнал лошадь
Задание №17
Однородные члены предложения.
, ставится |
, не ставится |
Нет союза между однородными членами N:Я люблю произведения Пушкина, Лермонтова |
Одиночный союз между однородными членами И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО. [О и О].[О да О].[О или О]. N:Я живу и надеюсь |
Между однородными членами, соединёнными повторяющимся союзами, запятая ставится перед вторым и третьим союзами , используемыми при перечислении, но не перед первым, если перед первым союзом ещё не начат однородный ряд: [и О, и О, и О].N: Горный поток и шумел, и пенился, и бился о скалы |
Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или ожиданного поступка). N: Пойду посмотрю расписание занятий. Взял да и сделал наоборот. |
Запятая ставится и перед первым повторяющимся союзами, если однородный ряд был уже начат перед первым союзом:N: Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы [О, и О, и О]. |
В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами N:Проснулся ни свет и заря
|
Между однородными членами, соединенными противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ОДНАКО, ЗАТО, всегда ставится запятая. [О, да О ]. N:Поворчал он, да не посмел ослушаться |
Два однородных члена с союзом И образуют тесно связанную по смыслу группу, соединенную союзом И с третьим однородным членом N:Вода давно сбывала в Тереке и быстро сбегала и сохла по канавам (сбегала и сохла образуют парную группу, имеющую общий второстепен. член – по канавам ) |
Между парами однородных членов, соединенных попарно N:Он увлекался историей и литературой, живописью и музыкой[О и О, О и О]. |
|
Перед второй частью двойного союза: как…, так и; не только.., но и..; не столько…, сколько; не так…,как ; хотя и…,но; если не…, то; не то что(бы)…,а (но) ; настолько…, насколько…;хотя и …, но…; столько же…, сколько…; если не…, то… N: Он знал не только английский язык, но и немецкий [не только О , но и О]. |
|
Если часть однородных членов связана бессоюзной связью, а другая –союзной N:Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну[О,О, О, и О, и О, и О]. |
|
Помни! Однородные члены предложения это такие члены предложения, которые:
отвечают на |
1 |
вопрос |
зависят от |
слова |
|
являются |
частью речи |
|
членом предложения |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.