Задания 7
Распознавание грамматических ошибок.
Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.
1)существительных
Формы ед. и мн. числа существительных
Существительные, не имеющие форм Е.ч в родительном падеже |
||||||
Полное окончание |
Нулевое окончание |
|||||
заморозков, лохмотьев, консервов |
Нападок, потемок, розг, сплетен |
|||||
будней, дровней, яслей, граблей, выкрутасов |
сумерек, макарон, дрязг |
|||||
Существительные в Р.П МН.Ч |
||||||
Полное окончание |
Нулевое окончание |
|||||
Абрикосов |
кореньев |
очков |
ампер |
дел |
погон |
|
Ананасов |
кеглей |
платьев |
англичан |
домен |
полотенец |
|
Апельсинов |
килограммов |
помидоров |
армян |
дынь |
простынь |
|
Бананов |
консервов |
пригоршней |
аршин |
зеркалец |
рентген |
|
Баклажанов |
комментариев |
подмастерьев |
барж |
кадет |
сапог |
|
бедуинов |
копытцев |
рекрутов |
басен |
корытец |
свадеб |
|
верховьев |
кружевцев |
рельсов |
башкир |
кочерег |
серёг |
|
георгинов |
лохмотьев |
саклей |
башен |
купален |
солдат |
|
гектаров |
мандаринов |
саперов |
бахил |
кухонь |
сплетен |
|
гольфов |
минеров |
сарматов |
болгар |
манжет |
тонн |
|
граммов |
монголов |
свечей |
блюдец |
вишен |
турок |
|
гранатов |
нервов |
таджиков |
ботинок |
мест |
туфель |
|
дебатов |
низовьев |
томатов |
брызг |
микрон |
улан |
|
долей |
носков |
туркменов |
бутс |
нянь |
усадеб |
|
доньев |
огурцов |
устьев |
валенок |
оглобель |
цапель |
|
калмыков |
офицеров |
хлопьев |
вафель |
одеялец |
чулок |
|
каратов |
|
|
ватт |
оладий |
шаровар |
|
|
|
|
вольт |
партизан |
шорт |
|
|
|
|
галош |
петель |
щупалец |
|
|
|
|
глаз |
печений |
эполет |
|
|
|
|
грузин |
платьиц |
яблок |
|
|
|
|
гусар |
плеч |
яблонь |
|
Окончания существительных И.П.МН.Ч. |
||||
-А(-Я) |
-Ы(-И) |
|
||
адреса |
острова |
авторы |
месяцы |
|
борта |
отпуска |
аптекари |
обыски |
|
века |
паспорта |
бухгалтеры |
очереди |
|
веера |
повара |
векторы |
офицеры |
|
векселя |
погреба |
ветры |
плееры |
|
вороха |
профессора |
возрасты |
полисы |
|
директора |
сорта |
выборы |
порты |
|
доктора |
стога |
выговоры |
почерки |
|
инспектора |
сторожа |
гербы |
прожекторы |
|
купола |
тенора |
джемперы |
редакторы |
|
катера |
трактора |
договоры |
свитеры |
|
колокола |
тормоза |
инженеры |
склады |
|
корма |
тополя |
инструкторы |
слесари |
|
кузова |
фельдшера |
компьютеры |
снайперы |
|
кучера |
штабеля |
конструкторы |
токари |
|
мастера |
штемпеля |
контейнеры |
торты |
|
округа |
якоря |
кремы |
тренеры |
|
ордера |
ястреба |
лекторы |
шофёры |
|
Род несклоняемых существительных
род |
определение |
пример |
исключения |
М.Р |
Существительные, обозначающие лиц мужского пола |
мсье, денди, крупье, кюре, маэстро, портье, рефери. |
- |
существительные, обозначающие животных, птиц и др. одушевленные предметы |
шимпанзе, эму, пони, кенгуру, зебу, какаду, фламинго |
1.путассу (рыба), иваси (сельдь), цеце (муха), колибри (птичка)-ж.р. 2.существительные, обозначающие самку животных, относятся к Ж.Р. N: шимпанзе кормила |
|
С.Р |
существительные, обозначающие неодушевленные предметы. |
депо, какао, кафе, кашне, кино; такси, интервью, рагу |
М.Р.:сирокко, торнадо(ветер); сулугуни, бри (сыр); кофе (напиток); евро (денежный знак). Ж.Р.: кольраби, брокколи (капуста); салями (колбаса), авеню (улица) – ж.р. |
Ж.Р |
Существительные, обозначающие лиц женского пола |
мадам, мисс, миссис, леди, пани, фрау, фрекен, фру |
|
Род несклоняемых собственных географических названий зависит от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же географические объекты |
Дели (город) – м. р., Конго (страна) – ж.р., Онтарио (озеро) – ср. р. |
|
Род сложносокращенных существительных
Род сложносокращённых слов обычно
совпадает с родом опорного
слова в расшифрованном названии:
-НИИ (научно-исследовательский институт) м.
р.,
-СУ (строительное управление) – с. р.,
- ООН (Организация Объединённых Наций) – ж. р.
НО! Некоторые сложносокращённые слова,
оканчивающиеся на
твёрдую
согласную, являются
существительными мужского рода, если они
образованы из начальных звуков: вуз, МИД, Загс
Склонение существительных на –мя
У существительных на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) в Р., Д., Т., П.падежах ед.ч и во всех падежах мн. ч. к корню прибавляется суффикс –ен- (-ён-)N:нет времЕНи, нет семЕНи, нет имЕНи (нельзя: нет время!)
2)прилагательных
Степени сравнения прилагательных
Степень ср/ форма |
Сравнительная |
Превосходная |
Простая форма |
основа начальной формы прилагательного + суффиксы -ее (-ей), -е,-ше красивее, выше |
основа начальной формы прилагательного+суффиксы –айш, -ейш красивейший, высочайший |
Составная форма |
слова более, менее+прилагательное более красивый, более высокий |
слова самый, наиболее, наименее+ прилаг. самый красивый, самый высокий |
Помните!
При образовании степени сравнения можно использовать либо слово «более», «самый», либо суффиксы «-е», «-ее», «-ейш», «-айш».
Красивый – более красивый или красивее; самый красивый или красивейший
Нельзя: более красивее самый красивейший
Нельзя употреблять полную форму прилаг в роли сказуемого с завис.словом
Нельзя: мой ребенок больной ангиной НАДО: мой ребенок болен ангиной
Формы сравнительной степени: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче
3) числительных
1.В сочетании типа «два и более»+ сущ. управляет числительное N:два и более недочета
2.Склонение
И.В |
сорок |
девяносто |
сто |
полтора |
полтораста |
РД.Т.П. |
сорока |
девяноста |
ста |
полутора |
полутораста |
В составных порядковых числительных склоняются все компоненты, входящие в их состав
И |
Пятьсот восемьдесят семь |
Р. |
Пятисот восьмидесяти семи |
Д |
Пятистам восьмидесяти семи |
В |
Пятьсот восемьдесят семь |
Т |
Пятьюстами восьмьюдесятью семью |
П |
О пятистах восьмидесяти семи |
составные количественные числительные |
составные порядковые числительные |
изменяется каждое слово |
изменяется только последнее слово |
И.п. две тысячи четырнадцать (рублей) Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей) Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям) В.п. две тысячи четырнадцать (рублей) Т.п. двумя тысячами четырнадцатью П.п. (о) двух тысячах четырнадцати |
И.п. две тысячи четырнадцатый (год) Р.п. две тысячи четырнадцатого (года) Д.п. две тысячи четырнадцатому (году) В.п. две тысячи четырнадцатый (год) Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом) П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году) |
Запомни! двести, триста, четыреста
Собирательные числительные
ü Не сочетаются со словами, обозн. взрослых животных и с Ж.Р
N: двое братьев, семеро козлят
ü ОБА –М.Р.,С.Р .N:обоих друзей
ü ОБЕ –Ж.Р. N:обеих подруг
4) местоимение
1.Предлог ПО употребляется с местоимениями 1,2лица в форме П.п.
N: скучаю по вас, тоскую по нас
2. Нет местоимения «ИХНИЙ»
5)глагол
1. Образование личных форм:
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
2. Образование возвратных форм:
ü после гласных - сь
N:встретились, хотелось, поздоровалась ,
извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
3. Образование форм повелительного наклонения:
Правильно: ПОЛОЖИ, КЛАДИ, ПОЕЗЖАЙ, ЛЯГ, ЛЯГТЕ, ПОМАШИ, РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ, МОК, СОХ,ХОТЯТ, ТЕЧЕТ
Лечь — (ты) ляг, (вы)
лягте Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите Положить — (ты) положи,
(вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите Лазать —(ты) лазай, (вы)
лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите
4. Образование форм прошедшего времени:
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.
6. Предлоги
1.предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР. Д.п
N:согласно расписанию
2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н. N:у них, от него
3. Запомни!
Е |
И |
|
По приезде |
По выполнении |
По возвращении |
По отъезде |
По окончании |
По завершении |
По приходе |
По заключении |
По прибытии |
7. Деепричастие
НЕЛЬЗЯ образовать дееприч. от слов ШИТЬ, ЖДАТЬ, ЖЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, ПИСАТЬ, МОКНУТЬ, СОХНУТЬ
ЗАПОМНИТЕ!
Оплатить (ЧТО?) проезд. |
Упрекать (В ЧЁМ?) в безразличии. |
Заплатить (ЗА ЧТО?) за проезд. |
Удивляться (ЧЕМУ?) мужеству. |
Указывать (НА ЧТО?) на недостатки. |
Установить (ЧТО?) причины. |
Признаваться (В ЧЁМ?) в ошибках. |
Заведующий (ЧЕМ?) детским садом. |
Уделять внимание (ЧЕМУ?) воспитанию. |
Управляющий (ЧЕМ?) фирмой. |
Скучать (ПО КОМ?) по вас. |
Отзыв (О ЧЁМ?) о книге. |
Поражаться (ЧЕМУ?) терпению. |
Рецензия (НА ЧТО?) на статью. |
Отчитываться (В ЧЁМ?) в проделанной работе. |
Уделять внимание (ЧЕМУ?) изучению истории. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.