Опорный конспект к заданию7 ЕГЭ по русскому языку
Оценка 5

Опорный конспект к заданию7 ЕГЭ по русскому языку

Оценка 5
Подготовка к тестированию
docx
русский язык
11 кл
14.10.2024
Опорный конспект к заданию7 ЕГЭ по русскому языку
Задание 7 в ЕГЭ по русскому языку проверяет знание грамматических норм. В нём нужно определить, в каком из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова, и записать верное слово. Задание проверяет следующие темы: • формы существительных (именительный и родительный падежи множественного числа, а также род некоторых существительных); • степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень); склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам; • склонение местоимений по падежам; • формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени); • формы образования причастий; • формы образования деепричастий
Задания 7-ОК.docx

Задания 7

Распознавание грамматических ошибок.

Грамматические ошибки  – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т. е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

1)существительных

Формы ед. и мн. числа существительных

                Существительные, не имеющие форм Е.ч в родительном падеже

Полное окончание

Нулевое окончание

заморозков, лохмотьев, консервов

Нападок, потемок, розг, сплетен

будней, дровней, яслей, граблей, выкрутасов

сумерек, макарон, дрязг

Существительные в Р.П  МН.Ч

Полное окончание

Нулевое окончание

Абрикосов

кореньев

очков

ампер

дел

погон

Ананасов

кеглей

платьев

англичан

домен

полотенец

Апельсинов

килограммов

помидоров

армян

дынь

простынь

Бананов

консервов

пригоршней

аршин

зеркалец

рентген

Баклажанов

комментариев

подмастерьев

барж

кадет

сапог

бедуинов

копытцев

рекрутов

басен

корытец

свадеб

верховьев

кружевцев

рельсов

башкир

кочерег

серёг

георгинов

лохмотьев

саклей

башен

купален

солдат

гектаров

мандаринов

саперов

бахил

кухонь

сплетен

гольфов

минеров

сарматов

болгар

манжет

тонн

граммов

монголов

свечей

блюдец

вишен

турок

гранатов

нервов

таджиков

ботинок

мест

туфель

дебатов

низовьев

томатов

брызг

микрон

улан

долей

носков

туркменов

бутс

нянь

усадеб

доньев

огурцов

устьев

валенок

оглобель

цапель

калмыков

офицеров

хлопьев

вафель

одеялец

чулок

каратов

 

 

ватт

оладий

шаровар

 

 

 

вольт

партизан

шорт

 

 

 

галош

петель

щупалец

 

 

 

глаз

печений

эполет

 

 

 

грузин

платьиц

яблок

 

 

 

гусар

плеч

яблонь

 

Окончания существительных И.П.МН.Ч.

-А(-Я)

-Ы(-И)

 

адреса

острова

авторы

месяцы

 

борта

отпуска

аптекари

обыски

 

века

паспорта

бухгалтеры

очереди

 

веера

повара

векторы

офицеры

 

векселя

погреба

ветры

плееры

 

вороха

профессора

возрасты

полисы

 

директора

сорта

выборы

порты

 

доктора

стога

выговоры

почерки

 

инспектора

сторожа

гербы

прожекторы

 

купола

тенора

джемперы

редакторы

 

катера

трактора

договоры

свитеры

 

колокола

тормоза

инженеры

склады

 

корма

тополя

инструкторы

слесари

 

кузова

фельдшера

компьютеры

снайперы

 

кучера

штабеля

конструкторы

токари

 

мастера

штемпеля

контейнеры

торты

 

округа

якоря

кремы

тренеры

 

ордера

ястреба

лекторы

шофёры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Род несклоняемых существительных

род

определение

пример

исключения

М.Р

Существительные, обозначающие лиц мужского пола

мсье, денди, крупье, кюре, маэстро, портье, рефери.

-

существительные, обозначающие животных, птиц и  др. одушевленные предметы

шимпанзе, эму, пони, кенгуру, зебу, какаду, фламинго 

1.путассу (рыба), иваси (сельдь), цеце (муха), колибри (птичка)-ж.р. 2.существительные, обозначающие самку животных,   относятся к Ж.Р. N: шимпанзе кормила

С.Р

существительные, обозначающие неодушевленные  предметы.

депо, какао, кафе, кашне, кино; такси, интервью, рагу 

М.Р.:сирокко, торнадо(ветер); 

сулугуни, бри (сыр); кофе (напиток); евро   (денежный знак).

Ж.Р.: кольраби, брокколи (капуста); салями (колбаса), авеню (улица) – ж.р.

Ж.Р

    Существительные, обозначающие лиц женского пола

мадам, мисс, миссис, леди, пани, фрау, фрекен, фру

 

   Род несклоняемых собственных географических названий зависит  от рода нарицательных существительных, обозначающих эти же  географические объекты  

Дели (город) – м. р.,   Конго (страна) – ж.р.,   Онтарио (озеро) – ср. р.    

 

 

Род сложносокращенных существительных

         Род сложносокращённых слов обычно совпадает с родом опорного  
слова в расшифрованном названии:  
                                                         -НИИ (научно-исследовательский институт) м. р.,  
                                                         -СУ (строительное управление) – с. р.,  
                                                       - ООН (Организация Объединённых Наций) – ж. р.  

НО! Некоторые сложносокращённые слова, оканчивающиеся на твёрдую  
согласную, являются существительными мужского рода, если они 
образованы из начальных звуков:   вуз, МИД,
Загс 

Склонение существительных на –мя

У существительных на –мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) в Р., Д., Т., П.падежах   ед.ч и  во всех падежах  мн. ч. к корню прибавляется суффикс –ен- (-ён-)N:нет времЕНи, нет семЕНи, нет имЕНи   (нельзя: нет время!)

 

2)прилагательных

Степени сравнения прилагательных

Степень ср/ форма

Сравнительная

Превосходная

Простая форма

основа начальной формы прилагательного + суффиксы -ее (-ей), -е,-ше   красивее, выше

основа начальной формы прилагательного+суффиксы –айш, -ейш

красивейший, высочайший

Составная форма

слова более, менее+прилагательное

более красивый, более высокий

слова самый, наиболее, наименее+ прилаг.

самый красивый, самый высокий

Помните!

При образовании степени сравнения можно использовать либо слово «более», «самый», либо суффиксы «-е», «-ее», «-ейш», «-айш».

Красивый – более красивый или красивее; самый красивый или красивейший

Нельзя: более красивее  самый красивейший

Нельзя употреблять полную форму прилаг  в роли сказуемого с завис.словом

Нельзя: мой ребенок больной ангиной НАДО: мой ребенок болен ангиной

Формы сравнительной степени: бойче, звонче, ловче, слаще, хлёстче

3) числительных

1.В сочетании типа  «два и более»+ сущ. управляет числительное   N:два и более недочета

2.Склонение

И.В

сорок

девяносто

сто

полтора

полтораста

РД.Т.П.

сорока

девяноста

ста

полутора

полутораста

 В составных порядковых числительных склоняются все компоненты, входящие в их состав

И

Пятьсот восемьдесят семь

Р.

Пятисот восьмидесяти семи

Д

Пятистам восьмидесяти семи

В

Пятьсот восемьдесят семь

Т

Пятьюстами восьмьюдесятью семью

П

О пятистах восьмидесяти семи

 

 

составные количественные числительные

 составные порядковые числительные

изменяется каждое слово

изменяется только последнее слово

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)

Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)

Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)

В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)

Т.п. двумя тысячами четырнадцатью

П.п. (о) двух тысячах четырнадцати

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)

Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)

Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)

В.п. две тысячи четырнадцатый (год)

Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)

П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)

 

Запомни! двести, триста, четыреста

Собирательные числительные

ü  Не сочетаются со словами, обозн. взрослых животных и с Ж.Р

                                              N: двое братьев, семеро козлят

ü  ОБА –М.Р.,С.Р                    .N:обоих друзей 

ü   ОБЕ –Ж.Р.                            N:обеих подруг

 

 

4) местоимение

1.Предлог  ПО  употребляется с местоимениями 1,2лица в форме П.п.

N: скучаю по вас, тоскую по нас

2. Нет местоимения «ИХНИЙ»

5)глагол

1. Образование личных форм:

У глаголов  победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.

Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.

Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Образование возвратных форм:

ü  после гласных - сь

           N:встретились, хотелось, поздоровалась ,

 извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

 

3. Образование форм повелительного наклонения:

 Правильно: ПОЛОЖИ, КЛАДИ, ПОЕЗЖАЙ, ЛЯГ, ЛЯГТЕ, ПОМАШИ, РАЗЪЕЗЖАЙТЕСЬ, МОК, СОХ,ХОТЯТ, ТЕЧЕТ

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте                                Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите                       Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите                  Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

 

Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

 

6. Предлоги

 1.предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР.             Д.п

                                        N:согласно расписанию

 2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.      N:у них, от него

          3. Запомни!

 

Е

И

По приезде

По выполнении

По возвращении

По отъезде

По окончании

По завершении

По приходе

По заключении

По прибытии

 

 

 

 

 

 

7. Деепричастие

НЕЛЬЗЯ образовать дееприч. от слов  ШИТЬ, ЖДАТЬ, ЖЕЧЬ, СТЕРЕЧЬ, ПИСАТЬ, МОКНУТЬ, СОХНУТЬ

ЗАПОМНИТЕ!

Оплатить (ЧТО?) проезд.

Упрекать (В ЧЁМ?) в безразличии.

Заплатить (ЗА ЧТО?) за проезд.

Удивляться (ЧЕМУ?) мужеству.

Указывать (НА ЧТО?) на недостатки.

Установить (ЧТО?) причины.

Признаваться (В ЧЁМ?) в ошибках.

Заведующий (ЧЕМ?) детским садом.

Уделять внимание (ЧЕМУ?) воспитанию.

Управляющий (ЧЕМ?) фирмой.

Скучать (ПО КОМ?) по вас.

Отзыв (О ЧЁМ?) о книге.

Поражаться (ЧЕМУ?) терпению.

Рецензия (НА ЧТО?) на статью.

Отчитываться (В ЧЁМ?) в проделанной работе.

Уделять внимание (ЧЕМУ?) изучению истории.

 


 

Задания 7 Распознавание грамматических ошибок

Задания 7 Распознавание грамматических ошибок

Род несклоняемых существительных род определение пример исключения

Род несклоняемых существительных род определение пример исключения

Нельзя: мой ребенок больной ангиной

Нельзя: мой ребенок больной ангиной

Образование возвратных форм: ü после гласных - сь

Образование возвратных форм: ü после гласных - сь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2024