Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс
Оценка 4.6

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык
9 кл
11.12.2017
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс
Данный материал представляет собой конспект урока по развитию речи в 9 классе при подготовке к написанию сжатого изложения художественного текста. Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ОГЭ в 9 классе. Здесь представлены цели и задачи в рамках требований ФГОС: дидактический материал, этапы урока , алгоритм действий при работе с текстом, перечень вопросов к учащимся. Приемы работы( беседа ,дискуссия, чтение про себя,параллельное прослушивание направлены на восприятие текста:тема, стиль,идея, микротемы, проблема текста). Проводится анализ структуры текста, составление плана, устный пересказ. Используется инновационные технологии:ассоциативный ряд, интеллектуальная -карта, лексический конструктор, РАФТ, составление синквейна .Используется групповая, индивидуальная и коллективная работа при отработке способов компрессии текста, формированию практических навыков алгоритма написания изложения.
урок написания сжатого.doc
Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс учителя русского языка и литературы Зариновой Л.И. ГБОУ Школа 2055 Пояснительная записка Данная методическая разработка урока развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения. Развитие связной речи – сложный и многогранный раздел обучения русскому языку. Личностный успех в современном мире невозможен без умения выражать свои мысли и в устной, и в письменной форме. Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. Таким образом, обучение написанию изложения – одна из актуальных проблем современного образования, и навык написания изложения необходим каждому культурному человеку для речевого и интеллектуального развития Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки; уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями. Большое внимание на данном уроке уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ОГЭ в 9 классе Данный урок разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и совершенствует их учебно-языковые и коммуникативные умения, а также создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку. Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Цель: сформировать практические навыки в применении основных приёмов сжатия текста Задачи урока: 1.Образовательные а) учить верно определять тему и основную мысль исходного текста; б) формировать умение выделять макро - и микротемы; В) учить овладевать навыками компрессии текста. 2.Развивающие: а) развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии; б) работать над развитием речи учащихся, развивая умение выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе; в) развивать навыки построения высказывания с учетом отношения автора к проблеме; г) развивать творческие и познавательные способности учащихся. 3.Воспитательные: а) воспитывать уважение и любовь к русскому слову; б) воспитывать нравственные представления учащихся; в) способствовать развитию коммуникативных УУД. Планируемые образовательные результаты: Предметные: Умение пользоваться разными способами сжатия текста и на основе этого строить стройный сжатый текст, выдерживая стилевое и синтаксическое единство и речевые нормы. Метапредметные: -формирование ценностного отношения к русскому слову; -воспитание интереса к предмету через развитие речи и составление собственного высказывания. Личностные: -формирование нравственных ценностей; -умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их. Формы работы: • фронтальная, • групповая, • индивидуальная Методы обучения: • репродуктивный, • частично-поисковый Тип урока: урок развития связной устной и письменной речи. Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ. Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология. Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, мульмедийная презентация, раздаточный материал для работы с текстом, памятки «Приёмы сжатия текста». Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная. Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий. Краткость – сестра таланта А.П.Чехов Ход урока I. Организационный (мотивационный) момент. Учитель: -Сегодня мы проведем не совсем обычный урок развития речи. Вы будете и экспертами, и исследователями, и экспериментаторами А работать вы будете по рабочим листам, которые есть у каждого на парте. Все задания прописаны в них, и там же нужно записать результат вашей деятельности. (Фрагменты листов с заданиями, с которыми работают ученики, дублируются на экране) Задание 1 (на определение проблемных вопросов по теме урока): соедините эти слова в высказывание. Оно и будет названием нашего урока. Запишите в рабочий лист. Как правильно сжимать текст? Какие приёмы сжатия текста использовать? На доске я написала 3 слова кратко ясно прекрасно II. Целеполагание. Задание 2 (определение цели урока): подберите к каждому из записанных на доске слов синонимы. Сделайте вывод, опираясь на значение синонимов, о цели урока На доске я написала 3 слова кратко ясно прекрасно сжато понятно выразительно Лаконично точно эмоционально Значит, наше изложение надо написать лаконично, точно и эмоционально. Чему мы должны научиться? Обратим внимание на эпиграф « Краткость – сестра таланта» -писал А.П.Чехов. Чему же мы должны научиться?. Определите цель Учащиеся. ( Цель урока — научиться писать сжатое изложение, повторить приемы сжатия текста) Учитель - Итак, цель нашего урока— формирование практических навыков в применении основных приемов сжатия текста; подготовка к написанию сжатого изложения Научиться кратко и ясно излагать свои мысли, применяя различные приемы сжатия текста. Фрагмент рабочего листа ученика Этап 1.Определ ение проблемн ых вопросов по теме Учебная деятельность Проблемные вопросы_ Зад. 1. ( на определение проблемных вопросов по ___________________________ теме урока ). Запишите полученные вопросы в _______________________\ колонку «Результат» Кратко Результаты ___________________________ ______ Ясно_____________________ _________ Прекрасно______________ ___________ Цель урока: ___________________________ ___________________________ ______________ Зад. 2. Подберите к словам кратко, ясно, прекрасно синонимы. Сделайте вывод, опираясь на значение синонимов, о цели урока. Зад.3 Какие приёмы использовали при сжатии предложений Задание 4. Соотнесите определения с терминами Текст- Тема текста – Основная мысль Микротема урока и целей урока. Проверка индивидуа льной домашней работы. Актуализа ция знаний - Действительно, мы должны уметь сжимать текст, чтобы хорошо написать сжатое изложение на экзамене и получить хорошие отметки. Французский биолог, математик, писатель 18 века Жан-Луи Бюффон сказал::«Хорошо писать- это иметь ум, душу и вкус». Мыслить и чувствовать - это те действия, которые пригодятся нам на уроке. А работать мы будем с предложениями и текстом, тема которых очень близка каждому Чтение стихотворения «Мамины глаза» на фоне музыки Т.Гвердцители. человеку. Мамины глаза Екатерина Подгорнова В маминых глазах, родных, прекрасных, Столько доброты, тепла и света! И на шквал вопросов самых разных В маминых глазах найдешь ответы… В час, когда обида твою душу Губит, отравляя горьким ядом, Скажет мама: «Никого не слушай! Сядь-ка, посиди со мною рядом…» И, обняв рукой за плечи нежно, Как обычно, даст тебе понять – Ты – ее малютка. Как и прежде. Будь тебе хоть пять, хоть тридцать пять. «Ты ведь меня любишь?» - спросишь маму, Взглядом или, крикнув со всей мочи. Мамины глаза молчать не станут, Ласково ответят: «Очень-очень!» 2. Индивидуальной работа. Разминка Задание: Передайте полученный прозаический текст сжато. Результаты Этап Индивидуальна я работа Учебная деятельность Задание: Передайте полученный текст сжато С первых дней прихода в этот мир нас встречают мамины глаза, согревают мамины руки, оберегает от невзгод мамино сердце. Оно вмещает в себе наши радости и горечи. 2. В стихотворениях о маме всегда с добротой и нежностью описывается её ласковый смех, нежное сердце и самые прекрасные в мире глаза, о которых не раз проливали слёзы бессонными ночами, когда мы болели или не вовремя возвращались домой. 3.Порой мне хочется сказать : « Мама! Прости меня за невнимание к тебе, прости за обидные слова, которые я говорила, прости за мой характер, прости, что редко говорю- Люблю тебя. Этап Учебная деятельность Результаты Индивидуал ьная работа Сжатый текст: С первых дней нашей жизни нас встречают мамины глаза, её руки согревают нас , оберегает от невзгод любящее мамино сердце. Стихотворения, посвящённые мамам , пишутся от всего сердца. В них описываются все достоинства мамы, её тепло, нежность и забота о нас. Мне хочется попросить прощение у мамы за все обиды и невнимание, за то, что редко признавалась маме в любви. Задание: Передайте полученный текст сжато С первых дней прихода в этот мир нас встречают мамины глаза, согревают мамины руки, оберегает от невзгод мамино сердце. Оно вмещает в себе наши радости и горечи. 2. В стихотворениях о маме всегда с добротой и нежностью описывается её ласковый смех, нежное сердце и самые прекрасные в мире глаза, о которых не раз проливали слёзы бессонными ночами, когда мы болели или не вовремя возвращались домой. 3Порой мне хочется сказать : « Мама! Прости меня за невнимание к тебе, прости за обидные слова, которые я говорила, прости за мой характер, прости, что редко говорю- Люблю тебя. Учитель: Легко ли было сжато передавать текст? Учитель: -При кажущейся простоте проделанной работы вы должны знать, что сжатию текста надо специально учиться. Ведь на экзамене вы должны будете употребить тот или иной приём компрессии и получить за это нужные вам баллы. Поэтому познакомьтесь со вторым критерием оценивания сжатого изложения. Критерии оценивания сжатого изложения ИК2 Сжатие исходного текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия Баллы 3 текста, использовав их на протяжении всего текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста 2 1 0 4.Актуализация знаний. Задание 1: Ответьте на вопрос, какие три основных приёма сжатия текста вы знаете? К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся: 1. Исключение: - исключение повторов; -исключение одного или нескольких. из синонимов; -исключение уточняющих и поясняющих конструкций; -исключение фрагмента предложения; - исключение одного или нескольких предложений. 2. Обобщение: - замена однородных членов обобщающим наименованием; - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. 3. Упрощение: - слияние нескольких предложений в одно; - замена предложения или его части указательным местоимением; - замена сложноподчинённого предложения простым; - замена фрагмента предложения синонимичным выражением. Учитель: - Проверим, как вы усвоили эти приёмы сжатия Задание 2. Определите приёмы сжатия предложений, которые у Вас получились после сжатия текста, используйте ваши таблицы для подготовки к ОГЭ. 1 С первых дней нашей жизни нас встречают мамины глаза, её руки согревают нас , оберегает от невзгод любящее мамино сердце. 2, Стихотворения, посвящённые мамам, пишутся от всего сердца. В них описываются все достоинства мамы, её тепло, нежность и забота о нас. 3. Мне хочется попросить прощение у мамы за все обиды и невнимание, за то, что редко признавалась маме в любви.. 1. Упрощение: замена фрагмента предложения синонимичным выражением, слияние нескольких предложений в одно. Обобщение: замена однородных членов обобщающим наименованием 2.Упрощение: замена сложноподчинённого предложения простым; Обобщение :замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Исключение одного или нескольких. из синонимов. 3,Исключение прямой речи, замена косвенной. Упрощение: замена фрагмента предложения синонимичным выражением. - Эти умения пригодятся вам в работе с текстом Задание 3. Соотнесите определения с терминами Текст - Несколько самостоятельных предложений из текста, связанных одной мыслью Тема текста- Отношение автора к предмету и содержанию речи, то, что он доказывает, в чем желает убедить читателей Основная мысль текста - Это то, о чем говорится в тексте Микротема- Это группа последовательно расположенных предложений, связанных общей темой и основной мыслью и характеризующихся смысловой завершенность 4.Работа над сжатием исходного текста. А) Содержательная обработка исходного текста: умение извлекать главную информацию из текста (предметное и обобщенное умение). Б) Языковая обработка исходного текста: умение лаконично передавать извлеченную информацию в письменной речи (предметное умение с текстом. Задание. Прослушайте отрывок из рассказа А.Алексина», Прости меня ,мама!» вместе Оно рождается — особое слово. 1.Первое чтение текста с Слово «мама» нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов Всего 165 слов 2. Беседа по вопросам ) - Этап определения темы текста: О чем текст? Как определить тему? Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста 3- Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста, настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции). . Определите основную мысль текста. Запишите в рабочий лист. ( Основная мысль – нужно любить, ценить и беречь своих матерей при жизни) 4- Этап определения структуры текста: Определите стиль и тип текста. Запишите в маршрутный лист. ( публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения 5- Этап абзацного членения текста: Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз - столько в тексте абзацев. () Абзац – показатель микротемы, Определите количество абзацев (микротем) в тексте. Запишите в рабочий лист :3 абзаца , 3 микротемы. Внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения . Что такое микротема? Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью - абзац. Определите микротему каждого абзаца. 6. Определение микротем исходного текста (работа в группах) Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова Слово «мама» рождается вместе с нами и сопровождает нас всю жизнь. В языке любого народа оно звучит нежно и ласково. и в понимание. находим матери Место нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов 2. Место матери в нашей жизни особое, мы всегда находим у неё понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. Слово «мама» равнозначно слову «жизнь». 3. Создано много произведений о маме, но мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать ей добрые слова. Нужно дарить мамам радость каждый день и час. Благодарные дети – лучший подарок. 7. Составление плана изложения. 1. Слово «мама» сопровождает нас всю жизнь. 2. Место матери в нашей жизни особое, мы всегда находим у неё понимание 3. Благодарные дети – лучший подарок 1. 2. 3. 4. Мамы давно уже нет... А я всё ещё мысленно говорю: “Прости меня, Мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. “В муках мы мать вспоминаем”. Вовремя, при жизни их, должны мы сказать всё доброе и сделать для мама...”. них всё доброе. Задание 8. Произведите сжатие своего абзаца , используя разные приемы компрессии: сначала вычеркните информацию, которую можно исключить, потом найдите фрагменты, которые можно упростить, затем, если возможно, используйте прием обобщения. Задание 9. Посчитайте количество слов в сжатых абзацах 7. Самостоятельная работа групп Текст Что применили? Что получилось? Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково. 44 слова Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь». 66 слов создали Сколько художников, композиторов, поэтов замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» — провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети — лучший подарок для них. 55 слов Замена однородных членов предложения обобщающим словом. ряда предложений одним выражением. Замена Удаление повторов. Замена предложений одним выражением. ряда Слово «мама» особое. Оно сопровождает нас всю жизнь: от колыбели до старости. Это слово есть в любом языке мира, и звучит оно ласково. 23 слова Место матери в нашей жизни исключительное. Мы разделяем с ней радость и горе. Материнская любовь вдохновляет нас на подвиг. Человек верит, что мама всегда придёт на помощь. 27 слов .Замена предложения. Удаление уточняющего члена предложения. Объединение структуры СП. Замена прямой речи косвенной. Некрасов писал, что в муках мы вспоминаем мать.” Мы обращаемся к ней, когда нам трудно, И трудности отступают, потому что рядом мама. Но так было только тогда, когда она была жива... (25 слов) Задание 8. Произведите сжатие своего абзаца , используя разные приемы компрессии: сначала вычеркните информацию, которую можно исключить, потом найдите фрагменты, которые можно упростить, затем, если возможно, используйте прием обобщения. Задание 9. Посчитайте количество слов в сжатых абзацах 9. Итоги работы над исходным текстом Таким образом, мы сумели передать основное содержание исходного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы; правильно применить не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение); сохранить смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Учитель: -Пусть ещё раз прозвучит признание А.Алексина в любви к матери, только теперь в вашем сжатом переложении (чтение всего текста). Учитель: -Удалось ли нам сохранить все ключевые слова? Сохранили ли мы основную мысль замечательного текста А.Алексина? - Получилось ли у нас кратко, ясно и…удачно? Учитель: - Наверное, сегодня на уроке, работая с приёмами сжатия, каждый задумался о своей маме, бабушке. Задание10: Напишите синквейн на слово «мама» (дети работают на фоне песни «Прости меня, МАМА!) Учитель: В заключение урока, мне хочется пожелать Вам и всем присутствующим: «Пусть светлый ангел-хранитель, мама, как можно дольше охраняет вас и всегда будет верным другом в вашей жизни. На 2 уроке редактирование текста сжатого ТЕКСТА ИЗЛОЖЕНИЯ Домашнее задание: Написать сочинение - рассуждение. Дать свою интерпретацию слов из последнего абзаца текста изложения : «Как жаль ,что я вовремя не сказал матери добрых слов, не сделал добрых дел... Прости меня, мама!», подтвердите своё размышление аргументами из текста. ПРИЛОЖЕНИЕ: . Памятка « Как работать над сжатым изложением» 1. Прочитать текст, определить его тему и идею. 2. Выделить в тексте важные (существенные) мысли (микротемы). 3. Составить план, озаглавив каждую микротему. 4. В каждой части текста отметить главное. 5. Отметить то, что можно объединить. 6. Изложить сжато каждую часть. Подобрать обобщающие слова и 7. Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей 8. Обдумать средства связи между частями. 9. Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому предложения. отказаться? оно адресовано. ПАМЯТКА« Как проверить написанное» 1. прочитай его 3 раза. 2. Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: - Передано ли основное содержание исходного текста? - Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? ­

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс

Урок развития речи по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения". 9-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2017