Морфологические средства выразительности речи в текстах А.С.Пушкина
Оценка 5

Морфологические средства выразительности речи в текстах А.С.Пушкина

Оценка 5
Лабораторные работы
doc
русская литература +1
9 кл
03.03.2018
Морфологические средства выразительности речи  в текстах  А.С.Пушкина
Разработка занятия по программе курса внеурочной деятельности "Русская словесность"(" И творчество, и чудотворство") представляет собой лабораторно-творческое исследование роли частей речи в поэтических текстах Александра Сергеевича Пушкина. Морфологический аспект работы с художественным текстом интересен и с точки зрения интеграции языка и литературы, и с точки зрения развития языкового чутья читателей.
2. Морфологические средства выразительности.doc
Занятие факультативного курса «Русская словесность» Тема: « Морфологические средства выразительности речи  в текстах  А.С.Пушкина». Цели:   провести  лабораторно­исследовательские  наблюдения  над  текстами Пушкина,     с   целью   найти   яркие   примеры   использования   изобразительно­ выразительных возможностей морфологии, воспитывать «вкус» лабораторной работы с  художественным текстом, развивать способности   комбинаторного мышления, анализа и синтеза.    Итоги   I. предварительно по микрогруппам.   лабораторных   исследований   учащихся,   полученных ХОД ЗАНЯТИЯ:   Итоги   (Ребятам   предлагались   пушкинские   тексты,   где   было   примерно   500 знаменательных слов. Нужно было подчитать количество слов  каждой части речи в тексте, поскольку морфология в сознании детей ассоциируется прежде всего   с   системой   частей   речи.     лабораторных   исследований обсуждаются,   выявляются   закономерности,   результаты   сравниваются   с выводами ученых. ­Ученые считают, что у Пушкина на 500 знаменательных слов 110 глаголов. Б.Н.Головин   опровергает   гипотезу   об   особой   глагольности   речевого   стиля Пушкина,  выяснив, что  соотношения «существительных   и  прилагательных» оказываются   равными   у   Пушкина   и   Лермонтова,   при   этом   39 существительных  из 100 у Лермонтова получают признаки прилагательных, у Пушкина лишь 25 из 100 ­  мышление Пушкина предметнее) II. Имя существительное.   в 1.   Обратим   внимание   на   употребление     у   Пушкина   творительного   падежа сравнения:    «И точно: конь передо мною.  Скребет копытом, весь огонь,     Дугою шея, хвост трубою». (Учащимся   предлагается   зачитать   домашние   подборки   цитат,   где   пушкинских текстах  есть подобные примеры).   Вывод:  такое  сравнение  образнее, ближе  к фольклорному  сопоставлению, конструкции   без   сравнительных   союзов   представляют   более   динамичную картину. 2.   Источником   образного   олицетворения   часто   является   использование неодушевленных существительных в значении одушевленных. Пушкин часто применяет этот троп в развёрнутом виде в стихах о поэте и поэзии. Учащиеся, анализировавшие   пушкинские   стихи   на   данную   тему,   представляют выбранные цитаты. а) Обращение к музе: ­ Усядься, муза: ручки в рукава;    Под лавку ножки! Не вертись, резвушка! б) Обращение к произведениям: 1 ­ Иди же к невским берегам,   Новорожденное творенье,   И заслужи мне славы дань:   Кривые толки, шум и брань! в) Олицетворение отвлеченных существительных. ­ Когда жестокая хандра   За ним гналася в шумном свете,   Поймала, за ворот взяла   И в темный угол заперла. Вывод:  пушкинские   олицетворения   позволяют   представить   творчество   в мифопоэтических   образах, а пороки, мешающие  творить, изображены    как тёмные силы.    III. Имя прилагательное. Учащимся   известно   о   прилагательном   как   об   источнике   особой   образной экспрессии в описаниях. 1) Ребятам   предлагается в анализируемых текстах выделить все эпитеты и подразделить их на народные (постоянные) и авторские. 2) Рассмотреть особенности пушкинских прилагательных в тексте и сравнить свои мысли с выводами ученого А.И.Федорова, считавшего, что определения у Пушкина указывают на качества предмета, отражающие его сущность. ­   Проанализируем   сцену   бурана   из   повести   «Капитанская   дочка». (Выразительное чтение наизусть подготовленным учеником). Прилагательное «узкая»   (   «кибитка   ехала   по  узкой  дороге»)   предсказывает     дальнейшее развитие событий: ближайшее (кони съедут с дороги и путники заблудятся в степи) и более глубокое  (на «узкой дороге» столкнутся Гринев и Пугачев).   Вывод:   от   употребления   определений   проза   Пушкина   приобретает доказательный, документальный характер: «лубочные крылья», «бревенчатый бор», «отдаленный  холмик», «походные лафеты» и т.д. ­   А   теперь   следующая   группа   озвучивает   примеры,   где   видны   образные   и семантические возможности прилагательных. («Краснощекое здоровье», « веков завистливая даль», «бескрылое желанье», в пустыне  чахлой   и   скупой»,   жизни  мышья  беготня»,   «ветреная  судьба, «широкошумные дубровы»   и т.п.) 3). Краткие прилагательные называют переменный, изменяющийся во времени признак. ­   Определите,   какова   смысловая   и   стилистическая   роль   кратких прилагательных в данных отрывках: а)  «Ты богат, я очень беден …  Ты румян, как маков цвет, я как смерть, и тощ и бледен.» б)  «Как   взор   его   был  быстр  и  нежен,  стыдлив   и  дерзок,  а  порой   блистал послушною слезой.» в)  «Швабрин был очень неглуп.  Разговор его был остер и занимателен.» 2 Вывод:   краткие   прилагательные   сжимают   пружину   описаний,   делают характеристики   безапелляционно   точными   и   содействуют   приёму контраста. IV. Глагол. ­   Прочитайте   выбранные   следующей   группой   Назовите  глаголы и объясните их роль в описании:   строки   А.Пушкина.    я на бреге, а) Туча по небу идёт,      Бочка по морю плывет        (небо  —>    море   ­ плавное  отражённое движение) б) В свете есть иное диво:     Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой,    Хлынет на берег пустой.     Разольется в шумном беге,    И очутятс     В чешуе, как жар горя,     Тридцать три богатыря … ( Диво  ­ само живое своенравное море) в) Сын на ножки поднялся,      В дно головкой уперся,      Понатужился немножко:      « Как бы здесь на двор окошко      Нам проделать?» ­ молвил он,      Вышиб ( Нет прилагательных, строки сильны, энергичны, похожи на считалку) г)  Ретив и смирен верный конь, Почуя роковой огонь,  . Глазами косо водит Дрожит        И мчится   в прахе боевом,      Гордясь могущим седоком ( Стремительность движения коня, достойного своего седока) д)  Как рано мог он лицемерить  ,      Таить надежду, ревновать,      Разуверять, заставить верить,      Казаться мрачным, изнывать ( Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, что характерно для  мироощущения скучающего Онегина.) Учащимся предлагается сравнить свои выводы с мнением С.Я. Маршака о  предельной лаконичности пушкинских текстов.   дно и вышел вон.   …          V. Имя числительное. 3 В центре внимания  следующей группы учащихся  ­  повесть «Пиковая дама».  Учащиеся зачитывают фразы, где есть числительные, отмечая не только их   информативную функцию, но и экспрессивную.   Вывод: все движется вокруг магической пружины «три карты»,сказочная  троекратность,  символичность.    ?»  !  – «Ты скромен, друг сердечный!  VI. Местоимение. Группе ребят предлагалось отметить особую роль личных мест в стихах   о  любви и дружестве. а)  Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,      Вся обомлела, запылала      И в мыслях молвила: вот он   !  ( Татьяна, говоря с Онегиным, прибегает к местоимению третьего лица,  чтобы подчеркнуть не зависящее от обоих предначертание  судьбы0 б)  «Печален ты, признайся, что с тобой      ­ Люблю, мой друг – «Но кто ж тебя пленила?»      ­ Она …      ­ … «Кому ж ты жертвуешь душой?»      ­ Ах! Ей       Но почему ж ты столько огорчен?      И кто виной? Супруг, отец, конечно …»      ­ Не то, мой друг! – «Но что ж?»      ­   Я    ей не он   .  ( Стихотворение называется «Она», подчёркивая пушкинское Софийное  почитание священного женского начала. Вывод героя звучит и как строгая  самооценка, и как благословление с бескорыстными  пушкинским нотками:  «Как дай вам бог любимой быть другим») в)  Пустое вы сердечным ты      Она, обмолвись, заменила,      И все счастливые мечты      В душе влюбленной возбудила      Пред ней задумчиво стою      Свести, очей с нее нет силы:      И говорю ей: «Как вы милы!»     И мыслю: «Как тебя люблю!»  ( Это стихотворение так и называется  ­  «Ты и вы», эти местоимения  становятся смысловой антитезой, между ними пропасть  от светских  условностей до родства душ. Вспомним, как путается в этих местоимениях  влюблённая Татьяна Ларина: «… Я к вам пишу.   … То воля неба: Я твоя …»)   VII. Служебные части речи.  В пушкинских текстах всякое слово значимо и экспрессивно. 4 Последняя группа  рассматривала   функции союза «но» в пушкинских  текстах: а) … Злое на меня уныние находит      Хоть плюнуть да бежать …      Но как же любо мне      Осеннею порою, в вечерней тишине … б)   Но не хочу, о других, умирать;      Я жить хочу, что мыслить и страдать … (  Вывод: «но» – выразитель жизнеутверждающего пафоса)    VIII. Работа по карточкам. Ребята получают карточки с пушкинскими текстами и выполняют   морф  оологический анализ, устанавливают количественное соотношение частей  речи, роль частей речи, тип речи  и  особенности стилистики пушкинского  «златочеканного» слога. 5

Морфологические средства выразительности речи в текстах А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи  в текстах  А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи в текстах А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи  в текстах  А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи в текстах А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи  в текстах  А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи в текстах А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи  в текстах  А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи в текстах А.С.Пушкина

Морфологические средства выразительности речи  в текстах  А.С.Пушкина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018