Лабораторная работа по русскому языку, 9 класс. "место придаточного в сложноподчиненном предложении".

  • Лабораторные работы
  • docx
  • 12.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Лабораторная работа по русскому языку для учащихся 9 класса составлена в соответствии с ФГОС ООО. Тема: Место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении. Цель работы: определить место придаточного в сложноподчиненном предложении. Предметные результаты: • знать, что такое сложноподчиненное предложение, • уметь расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении, • определять место придаточного предложения в сложноподчиненном, • уметь делать выводы. Лабораторная работа состоит из 3 сложноподчиненных предложений, в которых не расставлены знаки препинания. Учащиеся должны самостоятельно расставить знаки препинания, определить место придаточного предложения в сложноподчиненном, сформулировать тему лабораторной работы, описать и сделать выводы, а также даны карточки с уровнями сложности по выбору ученика, а также есть описание хода работы для учителя.
Иконка файла материала лр9 кл.docx

Лабораторная работа по русскому языку (9 класс)

Тема: … придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.

Дано: сложноподчиненные предложения.

1.               Широкая равнина пересекалась небольшой речкой берега которой были покрыты низкорослым кустарником.

2.                 В окно которое оставалось открытым на ночь вливалась из сада свежесть раннего утра.

3.               Когда жёлтое солнце поднялось над деревьями небо совсем расчистилось.

Цель: определить место придаточного в сложноподчиненном предложении.

Ход работы:

1.     Запишите данные предложения в тетрадь и расставьте знаки препинания.

2.     Найдите в сложноподчиненном предложении главное и придаточное.

3.     Определите место придаточного в сложноподчиненном предложении.

4.     Поменяйте место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении. Что вы заметили?

5.     Прочитайте свою работу, сделайте вывод, где может стоять придаточное в сложноподчиненном предложении?

6.     Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь.

Вывод:

Карточки на выбор учащегося по уровням сложности.

Карточка № 1(первый уровень сложности)

Задание: Спишите предложения, расставьте знаки препинания, определите место придаточного в СПП.

1.В хате что уцелела от огня за небольшим столом сидят командир и комиссар полка. 2. В памяти мальчика вставало всё то что он пережил в городе за эти дни. 3. Алексей питался молодой сосновой корой которую на отдыхе сдирал кинжалом почками берез и лип да ещё зеленым мягким мхом. 4. Когда мы поднялись на вершину хребта утренняя мгла рассеялась и открылся великолепный вид во все стороны.

 

Карточка № 2 (второй уровень сложности)             

Задание: Закончите сложноподчиненные предложения.

1.     Мы живем в такой век, когда …

2.     В полдень прошёл сильный дождь, после которого …

3.     Каждый молодой человек должен отлично помнить, что …

4.     Где …, там и урожай.

5.     Порывы ветра так сильны, что …

Карточка № 3 (третий уровень сложности)

Задание: Замените распространенные определения придаточными предложениями.

1.Выпавший ночью снег покрыл пушистым серебристым ковром тихую улицу. 2. Горы любят не только сильных, но и дружных людей, умеющих работать сообща, коллективно. 3. Вся страна знала о подвигах целинников, поднявших к жизни миллионы гектаров пустовавших земель.

Начертите схему к первому предложению.

 

Лабораторная работа по русскому языку (9 класс)

Тема: Место  придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.

1.                 Широкая равнина пересекалась небольшой речкой, берега которой были покрыты низкорослым кустарником.

2.                 В окно, которое оставалось открытым на ночь, вливалась из сада свежесть раннего утра.

3.                  Когда жёлтое солнце поднялось над деревьями, небо совсем расчистилось.

Описание работы:

В первом предложении главное – широкая равнина пересекалась небольшой речкой, придаточное – берега которой были покрыты низкорослым кустарником. Придаточное стоит после главного и отделяется запятой.

Широкая равнина, берега которой были покрыты низкорослым кустарником, пересекались небольшой речкой. Определительное придаточное стоит в середине главного и выделяется запятыми.

Во втором предложении главное – в окно вливалась из сада свежесть раннего утра, придаточное, которое оставалось открытым на ночь, стоит в середине главного и  выделяется запятыми.

В окно вливалась свежесть раннего утра, которое оставалось на ночь открытым. Определительное придаточное стоит после главного и отделяется  запятой.

В окно вливалась из сада свежесть раннего утра, которое оставалось на ночь открытое. Придаточное стоит после главного предложения и отделяется  запятой.

        В третьем предложении придаточное времени -  когда жёлтое солнце поднялось над деревьями, главное - небо совсем расчистилось. Придаточное стоит перед главным и отделяется  запятой.

Небо совсем расчистилось, когда желтое солнце поднялось над деревьями. Придаточное времени стоит после главного и отделяется запятой.

Небо, когда желтое солнце поднялось над деревьями, совсем расчистилось. Придаточное стоит в середине главного и выделяется запятыми.

Вывод: В сложноподчиненных предложениях придаточное можно менять местами. Если придаточное  стоит перед главным или после главного предложения, то оно отделяется запятой. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми.

Карточка № 1(первый уровень сложности)

Задание: Спишите предложения, расставь знаки препинания, определите место придаточного в СПП.

1.В хате, что уцелела от огня, за небольшим столом сидят командир и комиссар полка. (в середине главного) 2. В памяти мальчика вставало всё то, что он пережил в городе за эти дни. ( после главного) 3. Алексей питался молодой сосновой корой, которую на отдыхе сдирал кинжалом, почками берез и лип да ещё зеленым мягким мхом. (в середине главного) 4. Когда мы поднялись на вершину хребта, утренняя мгла рассеялась и открылся великолепный вид во все стороны. (перед главным)

Карточка № 2 (второй уровень сложности)               

Задание: Закончите сложноподчиненные предложения.

1.     Мы живем в такой век, когда за человека могут сделать все машины.

2.     В полдень прошёл сильный дождь, после которого по асфальту побежали ручьи.

3.     Каждый молодой человек должен отлично помнить, что Родину нужно защищать

4.     Где хороший уход, там и урожай.

5.     Порывы ветра так сильны, что сорвали листья с деревьев.

Карточка № 3 (третий уровень сложности)

Задание: Замените распространенные определения придаточными предложениями.

1. Снег, который выпал ночью, покрыл пушистым серебристым ковром тихую улицу. 2. Горы любят не только сильных, но и дружных людей, которые умеют работать сообща, коллективно. 3. Вся страна знала о подвигах целинников, которые подняли к жизни миллионы гектаров пустовавших земель.

Начертите схему к первому предложению.

[снег…], (который союзное слово…), [покрыл…]