Лабораторная работа по русскому языку (9 класс)
Тема: … придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.
Дано: сложноподчиненные предложения.
1. Широкая равнина пересекалась небольшой речкой берега которой были покрыты низкорослым кустарником.
2. В окно которое оставалось открытым на ночь вливалась из сада свежесть раннего утра.
3. Когда жёлтое солнце поднялось над деревьями небо совсем расчистилось.
Цель: определить место придаточного в сложноподчиненном предложении.
Ход работы:
1. Запишите данные предложения в тетрадь и расставьте знаки препинания.
2. Найдите в сложноподчиненном предложении главное и придаточное.
3. Определите место придаточного в сложноподчиненном предложении.
4. Поменяйте место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении. Что вы заметили?
5. Прочитайте свою работу, сделайте вывод, где может стоять придаточное в сложноподчиненном предложении?
6. Сформулируйте тему урока и запишите её в тетрадь.
Вывод:
Карточки на выбор учащегося по уровням сложности.
Карточка № 1(первый уровень сложности)
Задание: Спишите предложения, расставьте знаки препинания, определите место придаточного в СПП.
1.В хате что уцелела от огня за небольшим столом сидят командир и комиссар полка. 2. В памяти мальчика вставало всё то что он пережил в городе за эти дни. 3. Алексей питался молодой сосновой корой которую на отдыхе сдирал кинжалом почками берез и лип да ещё зеленым мягким мхом. 4. Когда мы поднялись на вершину хребта утренняя мгла рассеялась и открылся великолепный вид во все стороны.
Карточка № 2 (второй уровень сложности)
Задание: Закончите сложноподчиненные предложения.
1. Мы живем в такой век, когда …
2. В полдень прошёл сильный дождь, после которого …
3. Каждый молодой человек должен отлично помнить, что …
4. Где …, там и урожай.
5. Порывы ветра так сильны, что …
Карточка № 3 (третий уровень сложности)
Задание: Замените распространенные определения придаточными предложениями.
1.Выпавший ночью снег покрыл пушистым серебристым ковром тихую улицу. 2. Горы любят не только сильных, но и дружных людей, умеющих работать сообща, коллективно. 3. Вся страна знала о подвигах целинников, поднявших к жизни миллионы гектаров пустовавших земель.
Начертите схему к первому предложению.
Лабораторная работа по русскому языку (9 класс)
Тема:
Место придаточного предложения в сложноподчиненном предложении.
1.
Широкая равнина
пересекалась небольшой речкой, берега которой были покрыты низкорослым
кустарником.
2.
В
окно, которое оставалось открытым на ночь, вливалась из сада свежесть
раннего утра.
3.
Когда жёлтое солнце
поднялось над деревьями, небо совсем расчистилось.
Описание работы:
В первом предложении главное – широкая равнина пересекалась небольшой речкой, придаточное – берега которой были покрыты низкорослым кустарником. Придаточное стоит после главного и отделяется запятой.
Широкая равнина, берега которой были покрыты низкорослым кустарником, пересекались небольшой речкой. Определительное придаточное стоит в середине главного и выделяется запятыми.
Во втором предложении главное – в окно вливалась из сада свежесть раннего утра, придаточное, которое оставалось открытым на ночь, стоит в середине главного и выделяется запятыми.
В окно вливалась свежесть раннего утра, которое оставалось на ночь открытым. Определительное придаточное стоит после главного и отделяется запятой.
В окно вливалась из сада свежесть раннего утра, которое оставалось на ночь открытое. Придаточное стоит после главного предложения и отделяется запятой.
В третьем предложении придаточное времени - когда жёлтое солнце поднялось над деревьями, главное - небо совсем расчистилось. Придаточное стоит перед главным и отделяется запятой.
Небо совсем расчистилось, когда желтое солнце поднялось над деревьями. Придаточное времени стоит после главного и отделяется запятой.
Небо, когда желтое солнце поднялось над деревьями, совсем расчистилось. Придаточное стоит в середине главного и выделяется запятыми.
Вывод: В сложноподчиненных предложениях придаточное можно менять местами. Если придаточное стоит перед главным или после главного предложения, то оно отделяется запятой. Если придаточное стоит в середине главного, то оно выделяется запятыми.
Карточка № 1(первый уровень сложности)
Задание: Спишите предложения, расставь знаки препинания, определите место придаточного в СПП.
1.В хате, что уцелела от огня, за небольшим столом сидят командир и комиссар полка. (в середине главного) 2. В памяти мальчика вставало всё то, что он пережил в городе за эти дни. ( после главного) 3. Алексей питался молодой сосновой корой, которую на отдыхе сдирал кинжалом, почками берез и лип да ещё зеленым мягким мхом. (в середине главного) 4. Когда мы поднялись на вершину хребта, утренняя мгла рассеялась и открылся великолепный вид во все стороны. (перед главным)
Карточка № 2 (второй уровень сложности)
Задание: Закончите сложноподчиненные предложения.
1. Мы живем в такой век, когда за человека могут сделать все машины.
2. В полдень прошёл сильный дождь, после которого по асфальту побежали ручьи.
3. Каждый молодой человек должен отлично помнить, что Родину нужно защищать
4. Где хороший уход, там и урожай.
5. Порывы ветра так сильны, что сорвали листья с деревьев.
Карточка № 3 (третий уровень сложности)
Задание: Замените распространенные определения придаточными предложениями.
1. Снег, который выпал ночью, покрыл пушистым серебристым ковром тихую улицу. 2. Горы любят не только сильных, но и дружных людей, которые умеют работать сообща, коллективно. 3. Вся страна знала о подвигах целинников, которые подняли к жизни миллионы гектаров пустовавших земель.
Начертите схему к первому предложению.
[снег…], (который союзное слово…), [покрыл…]
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.