Лабораторная работа по теме "Глагол" на уроках русского языка
Оценка 4.7

Лабораторная работа по теме "Глагол" на уроках русского языка

Оценка 4.7
Лабораторные работы
docx
русский язык
7 кл
25.12.2022
Лабораторная работа по теме "Глагол" на уроках русского языка
Лабораторная работа закрепляет знания по глаголу
Лабораторная работа Глагол.docx

Лабораторная работа № 7

Тема: «Глагол. Лексико-грамматические разряды глагола».

d9418f4aeb965495f7cac553a12095f6.jpg1. Выбрать и записать определение дефиниции «Глагол»:

Глагол – это часть речи, а) обозначающая действие или состояние как процесс (семантический признак);

б) выражающая это значение при помощи категорий вида, залога, времени, лица, наклонения (морфологический признак);

в) выполняющая в предложении в основном функцию сказуемого (синтаксический признак). Понятие процесса в определении глагола включает в себя разнообразные значения: конкретное действие (строить, рисовать), движение и перемещение в пространстве (ходить, летать), физическое и душевное состояние (спать, тосковать), деятельность органов чувств (видеть, слышать), изменение состояния (слабеть, краснеть) и т. д. Словарь лингвистических терминов.

 

Глагол -а; м.

 1. Высох. Слово, речь. * Глаголомжги сердца людей (Пушкин).

 2.Грани. Часть речи,обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, числам, лицам (внастоящем времени) в родам (в прошедшем времени). Г. совершенного вида. Неправильные глаголы.Вспомогательный г. < Глагольный, ая, ое (2 зн.).Гое окончание. Г. вид. Гая рифма (лит.; рифма,образуемая глаголами). Глагольность, и; ж. Наличие признаков глагола у какогол. слова. Приобрести, обнаружить е. Большой толковый словарь

 

ГЛАГОЛ, -а, м. 1. В грамматике: часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст. вр.), рода (в прош. вр.) и образующая формы причастия и деепричастия. Глаголы совершенного и несовершенного вида. 2. Речь, слово (стар.). Пророческий г. || прил. глагольный, -ая, -ое (к 1 знач.). Словарь Ожегова С.

Rent-Rise-on-a-Periodic-Tenancy.jpg

2. Просмотрите  схему-характеристику глагола, приведите примеры для всех категорий глагола (К):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Определите значение видов глагола в предложениях:

1. Обычно я делаю зарядку.

2. Я родился в 2005 году.

3. Уже решил задачу.

4. Он сразу дал ответ на вопрос.

5. Ежедневно я чищу зубы и умываюсь

yes.png.jpg

4.  Заполните таблицу, указывая категории глаголов.

 

глаголы

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

 

вид

Переход-ность

Возврат-ность

Спря-жение

лицо

род

число

Накло-нение

1

Растет

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Смотрю

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Отъехали

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Причесыва-ешься

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Сверкнул

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Купались

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Думаешь

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Увидел бы

 

 

 

 

 

 

 

 

9

Дышу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Укажите наклонение, время и возвратность у глаголов из стихотворения Зинаиды Гиппиус:

У каждого свои  волшебные слова.

Они как будто ничего не значат,

Но встретятся, скользнут, мелькнут едва –

И сердце засмеется и заплачет.

 

poiskovik.jpg6.Выпишите из текста глаголы, дайте им характеристику.

Степной виртуоз

Меня неудержимо влекли веселый нрав и чудесное искусство Мухамедкали. Как он играл!

Особенно нежно и задушевно звучала его домбра ночной порой. Вспоминаю безлунную ночь, когда в глубоком сне давно уже притих аул. В этот час из небольшой кибитки музыканта доносится мелодия знакомой песни и захватывает душу. Если в такую ночь вы проберетесь в кибитку Мухамедкали, он совсем не заметит вас, не оторвется от своей мечты, не окликнет вошедшего, а будет продолжать игру, извлекая из струн трогательные и волшебные звуки.

Я сам пережил немало таких ночей и под обаянием домбры Мухамедкали предавался прекрасным мечтам. Неповторимы  ночи! (По С. Муканову)

 

 

7. Найдите  синонимы   глагола  защищать. (по Розенталю  Э. Русский язык С.152)

 

     1.   Долг   наш     —   защищать       крепость      до   последнего нашего       издыхания        (П.).   2.  Русский       народ    встал    насмерть,      обороняя       свободу,     жизнь      и  великое      будущее отечества       нашего     (А.  Н.   Т.).  3.   Я  всегда   должен      быть при     вас ,  чтобы     оберегать     вас   (Остр.).    4.   Когда   барак закрыли ,       докторша        предложила         Матрене       Ивановне устроить       ее   при    школе      и  оградить      от   мужа     (М.   Г.). 5.   Искусство   успело   уже   отстоять   свою   самостоятельность   (Черн.).     6.   Чтоб  концы   своих   владений   охранять от    нападений ,       должен      был    он   содержать       многочисленную   рать   (П.).

 

8. В   каждой паре глаголов,  расположенных   по  алфавиту,    укажите      синоним,      в  котором     признак     выражен  сильнее.

 

 Беспокоить         —    тревожить ,      обеднеть      —    обнищать , обидеть   —      оскорбить ,   изумить   —   удивить ,   просить   — умолять .

 

9. Расположите слова по возрастающей   степени   при­

    знака.

 

    Растворить,   раскрыть ,   распахнуть .

 

  10 .   Вместо     точек   вставьте    в  нужной      форме    слова    из  приводимого ниже синонимического ряда.

 

     1.1.  Земля   .. .   вокруг     своей    оси    и  вокруг     Солнца . 2.  Инженер        клал    руку    на   машину ,      и  колесо     то  останавливалось,          то  начинало   .. .    с  огромной       скоростью . 3.  Быстро   .. .     ручка     швейной         машины .        4 .  Оркестр  опять  заиграл ,  и   веселые  пары   стали   .. .   в   вальсе .

 

I        С л о в а    д л я   в с т а в о к :  вертеться,       вращаться,

I    кружиться, крутиться.

 

    II.  1 . По   окончании   школы   ученики   смогут   .. .   полученные          знания       к    делу .     2 .  Было     единогласно решено   .. .   предложенный   проект   реорганизации   фабрики .   3 .  В   рассматриваемой   фразе   можно  .. .   оба   слова,  выступающие как синонимы .

 

        С л о в а     д л я    в с т а в о к :   использовать,        применить,   употребить.

 

11.Подберите антонимы  к   приводимым ниже словам.

    Составьте с теми и другими предложения.

 

     1.  Ругать ,   войти ,   молчать ,   начинать ,   ослабить ,   отпереть,       повысить ,       подбежать ,       покупать ,      помнить , разрушить ,   спросить .

    2.  Жить ,      заболеть,      ненавидеть ,       радоваться ,       смеяться .

3.jpg

 

12. Охарактеризуйте глагол и их свойства, используя модель интеллект-карты.

 

hello_html_65372408.png

 

 

 

 

13. Вставьте   пропущенные   буквы.   Объясните   написания.

 

    Бре..щий           полет;      двоякодыш..щие              животные ; знамена,        колыш..щиеся           на   ветру;    брезж..щий         рассвет;   кол..щий   предмет;  бор..щийся   со  стихией   парус ; машина ,         мел..щая         кофе ;      мельница ,        маш..щая  крыльями ;   собаки ,    гон..щиеся       за   зайцем ;     леч..щий  врач;     недорого      сто..щие      книги ;    пыш..щее        здоровьем  лицо ;   по независ..щим          обстоятельствам ;        стел..щийся  над    рекой     туман ;    тащ..щиеся        по   дороге    усталые      люди.                                                      

 

14. Вставьте   пропущенные   буквы.   Объясните   написания.

 

    Выкач..нная   из   бака  нефть ,   выкач..нная   из   подвала     бочка ,    выслуш..нные           замечания ,        высуш..нные грибы,       замеш..нный           в  преступлении          человек ,      за­

меша..нное        тесто,    занавеш..нное         окно ,    застро..нный  участок ,       крепко   насто..нный         чай ,     намасл..нный блин,  навеш..нное   белье,   навеш..нная   дверь ,   перевеш..нный        товар ,    подвеш..нные         флажки ,      подстрел..нная     утка ,    расстрел..нные          патроны ,      пристрел..нное  ружье ,   пристрел..нный            волк ;   посеребр..нные   ложки , увеш..нная          орденами       грудь ,    удосто..нный         награды  ветеран.

 

 

15. Составьте свою интеллект карту, опираясь на вопросы

slide_13.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Скачано с www.znanio.ru

Лабораторная работа № 7 Тема: «Глагол

Лабораторная работа № 7 Тема: «Глагол

Расположите слова по возрастающей степени при­ знака

Расположите слова по возрастающей степени при­ знака
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2022