Самостоятельная работа студентов
Тема № 1 «НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ»
Цель: закрепление теоретических вопросов о научном стиле
речи, отработка навыков лингвостилистического анализа текста.
Задание 1. Используя список конструкций для реферативного изложения, написать
рецензию на статью, ряд статей, монографию и др. (по выбору).
В статье (статьях, монографии и т. д.) под
заглавием "...", помещенной (-ых) в журнале (-ах)
"...",№... за ... год, излагаются взгляды (проблемы, вопросы) ...
Предлагаемая вниманию читателей статья (книга,
монография) представляет собой детальное (общее) изложение вопросов ...
Рассматриваемая статья посвящена теме (проблеме,
вопросу)...
В статье рассматриваются вопросы, имеющие важное
значение для ...
Актуальность рассматриваемой проблемы, по словам
автора, определяется тем, что ...
Тема статьи (вопросы, рассматриваемые в статье)
представляют большой интерес ...
Основная тема статьи отвечает задачам ...
Выбор темы статьи (исследования) закономерен, не
случаен ...
В начале статьи автор дает обоснование
актуальности темы (проблемы, вопроса, идеи) ...
Дается характеристика целей и задач исследования
(статьи).
Рассматриваемая статья состоит из двух (трех)
частей ...
Автор дает определение (сравнительную
характеристику, обзор, анализ) ...
Затем автор останавливается на таких проблемах,
как (касается следующих проблем, ставится вопрос о том, что ...)
Автор подробно останавливается на истории
возникновения (зарождения, появления, становления) ...
Автор подробно (кратко) описывает
(классифицирует, характеризует) факты ...
Автор доказывает справедливость (опровергает
что-либо).
Автор приводит доказательства справедливости
своей точки зрения.
Далее в статье приводится ряд примеров,
доказываемых (иллюстрирующих) правильность, справедливость ...
В статье дается обобщение ..., приводятся хорошо
аргументированные доказательства ...
В заключение автор говорит о том, что ...
Изложенные (рассмотренные) в статье вопросы
(проблемы) представляют интерес не только для ..., но и для ...
Надо заметить (подчеркнуть), что ...
Несомненный интерес представляют выводы автора о
том, что ...
Наиболее важными из выводов автора
представляются следующие ...
Задание 2. Проанализируйте предложенные тексты как принадлежащие к научному стилю речи.
Цель задания – научиться выявлять специфические особенности текстов научного стиля речи.
В процессе анализа пользуйтесь планом:
1. Сфера применения (где может быть использован
данный текст?).
2. Задачи речи (зачем текст составлен?).
3. Стилевые черты.
4. Языковые средства (книжная и нейтральная
лексика; терминология; морфология слов; характеристика предложений).
5. Жанр текста.
Задание 3. Составьте тексты научного стиля речи по теме «Социальные проблемы городов Верхнекамья» в жанрах объяснения-толкования, ответа-анализа, ответа-обобщения, ответа-группировки.
Оценивается
выступление в жанре объяснения-толкования: умение строить рассуждение от
частного к общему.
Оценивает выступление в жанре ответа-анализа:
умение строить рассуждение от общего к частному.
Оценивается выступление в жанре ответа-обобщения:
умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие
языковые средства для решения этих задач.
Оценивается выступление в жанре
ответа-группировки: умение выделять признаки предмета и сделать
вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства.
2.4. Научный стиль речи
Упражнение 16. Проанализируйте
предложенные тексты как принадлежащие к научному стилю речи. В процессе анализа
пользуйтесь планом:
1. Сфера применения (где может быть
использован данный текст?).
2. Задачи речи (зачем текст составлен?).
3. Стилевые черты.
4. Языковые средства (книжная и нейтральная
лексика; терминология; морфология слов; характеристика предложений).
5. Жанр текста.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает обсуждение в группах. Цель
задания – научиться выявлять специфические особенности текстов научного стиля
речи.
Методика работы:
Студенты делятся на три подгруппы. Первая
анализирует текст № 1, вторая – текст № 2 (в течение 10-15 минут); после чего
представители групп знакомят с результатами своего анализа. Третья группа –
эксперты. Их задача – оценить полноту и правильность ответов групп,
соответствие плану, доказательность и логичность высказываний.
Текст 1.
ПОЛИМЕРЫ (от поли... и греч. meros - доля,
часть), вещества, молекулы которых (макромолекулы) состоят из большого числа
повторяющихся звеньев; молекулярная масса полимеров может изменяться от
нескольких тысяч до многих миллионов.
По происхождению полимеры делят на природные, или
биополимеры (напр., белки, нуклеиновые кислоты, натуральный каучук), и
синтетические (напр., полиэтилен, полиамиды, эпоксидные смолы), получаемые
методами полимеризации и поликонденсации.
По форме молекул различают линейные,
разветвленные и сетчатые полимеры, по природе - органические, элементоорганические,
неорганические полимеры. Для линейных и разветвленных полимеров характерен
комплекс специфических свойств, напр. способность образовывать анизотропные
волокна и пленки, а также существовать в высокоэластичном состоянии.
Полимеры - основа пластмасс, химических волокон,
резины, лакокрасочных материалов, клеев, ионитов. Из биополимеров построены
клетки всех живых организмов. Термин «полимеры» введен Й.Я. Берцелиусом в
1833.
Задание предполагает индивидуальную работу. Цель
задания –научиться выявлять тропы в отрывках художественных произведений,
делать вывод о специфике их использования.
Текст 2.
Научный стиль представляет собой информационное
пространство функционирования научных речевых жанров. Основная функция речевых
жанров научного стиля - информативная (сообщения).
Общее содержание функции научного стиля можно
определить как объяснение, которое включает в себя закрепление процесса
познания и хранения знания (эпистимическая функция), получение нового знания
(когнитивная функция), передача специальной информации (коммуникативная
функция).
Основные качества научного стиля подчеркнутая
логичность, смысловая точность (однозначность выражения мысли), информативная
насыщенность, объективность изложения, скрытая эмоциональность,
обобщенно-отвлеченный характер изложения, использование отвлеченной лексики.
Многочисленная терминология представляет именно
этот лексический пласт. Отвлечённость и обобщённость лексического уровня ведёт
за собой аналогическую черту морфологического уровня.
Упражнение 17. Заполните
таблицу, отразив в ней специфические языковые средства, характерные для
научного стиля речи.
Задачи речи |
Языковые средства |
1. Определение предмета. |
|
2. Введение термина. |
|
3. Принадлежность предмета к классу. |
|
4. Классификация предметов. |
|
5. Строение предметов. |
|
6. Количественный состав предметов. |
|
7. Возникновение предмета, явления. |
|
Методические рекомендации для
преподавателя:
Задание предполагает минигрупповую работу. Цель
задания – научиться владеть минимумом моделей предложений, характерных для
определенной ситуации учебно-научной сферы.
Методика работы:
Заполняя таблицу, учащиеся выполняют работу
попарно. Они подбирают характерные для ситуации письменного или устного общения
в научном стиле речи соответствующие языковые конструкции. После выполнения
задания преподаватель подсчитывает количество языковых моделей и проверяет их
на соответствие предлагаемой ситуации. Каждая модель оценивается в 1 балл.
Побеждает та минигруппа, которая набирает наибольшее количество баллов.
Упражнение 18. Составьте тексты
научного стиля речи по теме «Учебно-научная речь» в жанрах
объяснения-толкования, ответа-анализа, ответа-обобщения, ответа-группировки.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает групповую работу. Цель
задания – научиться строить рассуждения, подбирая соответствующие языковые
средства, характерные для определенного жанра учебно-научного подстиля.
Методика работы:
Студенты делятся на 4 подгруппы, каждой из
которых дается задание составить текст по предложенной теме и в определенном
жанре. Отдельно назначаются 4 эксперта, которые будут анализировать ответы
участников. На выполнение задания отводится 10-12 минут. После обсуждения в
подгруппах один из их представителей озвучивает текст.
Первый эксперт оценивает выступление в жанре
объяснения-толкования, умение строить рассуждение от частного к общему.
Второй эксперт оценивает выступление в жанре ответа-анализа,
умение строить рассуждение от общего к частному.
Третий эксперт оценивает выступление в жанре
ответа-обобщения, умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать
соответствующие языковые средства для решения этих задач.
Четвертый эксперт оценивает выступление в жанре
ответа-группировки, умение выделять признаки предмета и сделать
вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства.
Упражнение 19. Составьте отзыв о
любом научном источнике, используемом вами в процессе подготовки к учебным
занятиям (статья, учебник, учебное пособие и пр.). При составлении
придерживайтесь следующего плана:
1. Общая характеристика анализируемого источника (актуальность,
значимость).
2. Аргументированное рассуждение об особенностях и достоинствах источника
(тема, проблемы, затронутые вопросы; рубрикация и т.д.).
3. Рекомендации для чтения (кому можно рекомендовать для чтения).
В качестве примера познакомьтесь с отзывом о
дипломной работе на тему «Этнокультурное воспитание дошкольников как фактор их
духовно-нравственного развития»:
«В современной России стремительно формируется
поликультурное общество, актуализирующее проблему готовности представителей
различных культур к взаимодействию. Это определяет требования к образовательным
учреждениям, осуществляющим воспитание подрастающих поколений. Этнокультурное
воспитание дошкольников – актуальная на сегодняшний день проблема,
обусловленная стремительным развитием поликультурного общества, диктующего
новые требования к способному жить в новых социокультурных условиях
подрастающему поколению.
Выпускная квалификационная работа посвящена
проблеме рассмотрения особенностей этнокультурного воспитания личности
дошкольника с точки зрения формирования его духовно-нравственных основ.
Важность в этом смысле технологий этнокультурного
образования очевидна. Этнокультурное воспитание дошкольников способно
сформировать личность духовно богатую, нравственную, ориентированную, с одной
стороны, на общечеловеческие ценности, с другой, - на ценности национальной
культуры.
Автор логично подразделяет свою работу на 2
главы, обращая внимание на следующие аспекты изучения данной проблемы:
теоретическое обоснование этнокультурного воспитания дошкольников; технологии
этнокультурного воспитания дошкольников в образовательных учреждениях различных
типов в аспекте духовно-нравственного развития личности ребенка.
Так, в Главе 1 автор работы определяет одно из
центральных понятий – этнокультурное воспитание, дает ему теоретическое
обоснование, рассматривает теоретические подходы к нему, определяет его
специфику.
В Главе 2 автор анализирует разновидности
технологий этнокультурного воспитания дошкольников с позиций их влияния на
становление личности подрастающего человека.
Особенно ценным здесь является практический
подход автора к решению проблемы. Им разработан проект программы кружка
народного декоративно-прикладного искусства по плетению из соломки,
ориентированный на детей дошкольного возраста. Следует отметить, что программа
построена методически грамотно, содержит все необходимые для такого рода жанра
структурные части, будет способствовать формированию духовно-нравственных основ
личности ребенка. Практическая реализация части данной программы в период
учебной практики студента доказывает ее жизненность и целесообразность.
Думается, что данная дипломная работа отличается
глубиной анализа представленного в ней материала, оригинальностью и
самостоятельностью трактовок, интересными находками. Она имеет безусловный
выход в практику деятельности учреждений основного и дополнительного
образования.
Данная дипломная работа рекомендуется к защите».
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает индивидуальную творческую
работу. Цель задания – научиться составлять текст научно-информативного
подстиля.
Методика работы:
Студенты получают предварительное задание – найти
любой источник информации научного стиля речи, познакомиться с его
содержательными особенностями. На учебном занятии каждый представитель группы
составляет отзыв и знакомит группу с его содержанием. После чего происходит
коллективное обсуждение услышанного текста, его корректировка.
Упражнение 20. Составьте тезисы
научной статьи (объемом 1 страница), учитывая, что тезисы – краткий, логически
выстроенный текст, в котором отражены основные положения, идеи и результаты
работы. Тему для тезисов студенты формулируют самостоятельно с учетом специфики
направления подготовки и собственных научных интересов.
Текст должен содержать в себе представленные ниже
компоненты:
1. Постановка целей и задач работы.
2. Гипотеза.
3. Основные утверждения и положения работы.
4. Итоги, выводы и дальнейшие направления работы.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает индивидуальную творческую
работу. Цель задания – научиться строить текст в собственно-научном стиле речи,
используя соответствующие средства языка.
Методика работы:
Студенты получают предварительное задание –
сформулировать тему тезисов и подобрать для ее раскрытия несколько источников,
в которых содержится материал, ее частично освещаемый. Его необходимо
проанализировать и подготовить фрагменты для ссылок. В процессе занятия
студенты в соответствии с темой формулируют основные положения научной статьи,
коротко их аргументируют и устно защищают. При этом происходит коллективное
обсуждение тезисов и их оценка (в соответствии с предложенным планом построения
такого текста).
Упражнение 21. Прочитайте текст.
Проанализируйте его с точки зрения соответствия языковых средств научному стилю
речи. Внесите необходимые исправления.
Вообще говоря, слова «политическое управление»
много времени плохо воспринимались нашими и зарубежными политологами. Наверно,
потому что они думали, что политическое управление – это одно и то же, что и
влияние на сознание своего народа при тоталитарном режиме. Хорошо, что теперь
все стало иначе. Сейчас политическое управление изучают в вузе, студенты пишут
курсовые и дипломные работы, защищаются диссертации.
Чтобы все поняли, что такое политическое
управление, я расскажу о нем, в чем его особенности.
Итак, политическое управление очень близко к
политике. Оно нужно, чтобы добиться каких-то целей в обществе через организацию
работы тех людей, которые управляют нами.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает разбор речевой ситуации (case-study)
и работу в парах. Цель задания – научиться редактировать текст, выстраивать
рассуждение в соответствии с языковыми нормами научного стиля речи.
Методика работы: Группа разбивается
на пары, которые сообща редактируют текст, переписывают его в исправленном
виде. После исправлений полученные тексты анализируются и оцениваются
преподавателем. Оценка производится по следующим показателям:
1. При наличии в отредактированном тексте 0-1 ошибки выставляется оценка
«5».
2. При наличии в отредактированном тексте 2-3-х ошибок выставляется оценка
«4».
3. При наличии в отредактированном тексте 4-х ошибок выставляется оценка
«3».
4. При наличии в отредактированном тексте более 4-х ошибок выставляется
оценка «2».
Упражнение 22. Выберите из числа
предложенных и расставьте в тексте вводные слова и обороты, организующие
научный текст. Определите функции этих слов и оборотов в выстраивании
рассуждения.
Слова и обороты: вместе с тем,
можно констатировать, можно сделать вывод о том, необходимо отметить, однако,
очевидно, подводя итог, следует отметить, таким образом, тем не менее.
Отрывок 1.
..., что значительная часть российской молодежи оказалась
способна к быстрому восприятию ценностей демократии и рыночной экономики. ...,
велика доля социально неблагополучных молодых людей. [...]
Отрывок 2.
..., что молодежь имеет мощный инновационный
потенциал. ..., инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и
влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и
деструктивную. [...]
Отрывок 3.
..., что поддержка деятельности молодежных и
детских общественных объединений является одним из ключевых направлений
региональной государственной политики в Орловской области. [...]
Отрывок 4.
..., проанализировав ход реализации
государственной молодежной политики в Орловской области, ..., что основные
планы, задачи, принципы ГМП достаточно четко определены, по ним ведется работ в
строгом соответствии с существующими законодательными и нормативно-правовыми
актами.
Отрывок 5.
... рассмотрению вопроса о законодательной
проработке вопросов ГМП, ..., что период 90-х - начала 2000-х годов является
временем концептуального оформления основ государственной молодежной политики в
РФ. ..., существует настоятельная необходимость законченного правового
оформления государственной молодежной политики.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает разбор речевых ситуаций (case-study)
и взаимопроверку. Цель задания – научиться логично выстраивать высказывания,
используя для этого необходимые средства связи.
Методика работы:
Студенты работают индивидуально. В процессе
работы они заполняют нижеприведенную таблицу. После заполнения осуществляется
взаимопроверка и ее анализ преподавателем.
№ отрывка |
Слова и обороты |
Функция средств связи |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
Упражнение 23. Из данных
предложений составьте все возможные типы сложных предложений, охарактеризуйте
их смысловые особенности.
1. Власти финансируют создание промышленных
парков и технопарков. Они представляют собой участки земли с возведенными на
них производственными зданиями со всем инфраструктурным обеспечением. Сюда
включаются и транспортные пути. 2. В содержании обучения особое место должно
занимать овладение современными управленческими технологиями. Требуется
применение активных методов обучения. 3. В современных условиях одной из
важнейших задач, стоящих перед общественными движениями и организациями на
этапе реформирования и демократизации общества, выступает
общественно-политический контроль за деятельностью властных структур. В них
избраны представители общественности. 4. При этом окончательное решение
относительно дальнейшей участи предприятия в социально-ориентированной рыночной
экономике должно быть эффективным, с точки зрения общества. Независимо от
способа разрешения финансовых трудностей, переживаемых предприятием
(продолжение деятельности или ликвидация). 5. Здесь понимается следующее:
предприятие должно продолжать свою деятельность. При этом непременно его
стоимость при продолжении деятельности превышает ликвидационную стоимость и
наоборот.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает разбор речевых ситуаций (case-study).
Цель задания – научиться логично выстраивать высказывания, используя для этого
необходимые средства связи.
Методика работы:
Работа проводится индивидуально. Студенты
подбирают к каждому варианту задания как можно больше средств связи
(сочинительных и подчинительных союзов). После выполнения задания проводится
его обсуждение. При этом возможно назначение 1-2-х экспертов, которые
анализируют каждый предложенный вариант и средства связи между предложениями.
Эксперты поочередно осуществляют разбор и оценку работ всех студентов группы.
Упражнение 24.
Прочитайте отрывки из авторефератов диссертаций
по экономике, юриспруденции, политологии, социологии. Отредактируйте, если это
необходимо, их язык и стиль.
1. Артёменко Д.А. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Автореф. дис. канд. экон.
наук. Ростов-на-Дону, 1999.
Новизна и актуальность проблем обеспечения
безопасности банковской деятельности привлекают внимание ученых, среди которых
выделяются исследования В.Г. Алексеева, P.M. Гасанова, П.С. Гончарова...
Вместе с тем, проведенное исследование и
обобщение имеющейся информации показывает, что монографии, статьи и другие
материалы посвящены главным образом организационным, техническим и правовым
аспектам безопасности, в то время как имеющие большое значение для
безопасности, устойчивости и надежности банков проблемы прибыльности,
ликвидности, возвратности кредитов, снижения банковских рисков, гарантирования
депозитов в такого рода работах не раскрывается, тогда как, по нашему мнению,
при изучении вопросов банковской безопасности данные проблемы являются
теоретически неразработанными, но практически значимыми для российских банков.
Поставленная цель исследования обуславливает
необходимость решения следующих задач:
- разработать и сформировать региональные системы
гарантирования средств клиентов коммерческих банков России (на примере
Ростовской области)...
Концепция диссертационной работы состоит в
научной позиции, согласно которой финансовая безопасность представляет основу
эффективной, устойчивой банковской деятельности. Для ее обеспечения необходим
соответствующий механизм, постоянно нуждающийся в "настройке" путем
определения финансовых регуляторов, способствующих банковской активности,
совершенствования контрольной среды банка и защитных функций технологий
финансового менеджмента в банковской системе.
2. Ермичева Е.В. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ // Автореф. дис. канд. юрид. наук. М.,
2003.
Объектом данного исследования
является анализ международного сотрудничества (как двустороннего, так и
многостороннего) в области СМИ.
Проведенное исследование позволяет сформулировать
и вынести на защиту следующие положения:
- выявление общих тенденций развития норм
международного права в области средств массовой информации (в том числе -
правовое регулирование аудиовизуальных СМИ и Интернета);
- анализ национальных законодательств и
международного права в области средств массовой информации...
Во введении обосновывается
необходимость изучения проблем правового сотрудничества в сфере средств
массовой информации и выработки международно-правовых актов в связи с
актуальностью темы, определены: основная тема диссертационного исследования,
предмет и цель, научная новизна, а также практическая значимость работы. Кроме
того, здесь указаны результаты апробации исследования, что составляли теоретическую
и практическую основу исследования.
Заключение содержит выводы и итоги
анализа законодательства в области сотрудничества государств в сфере
международной информационной деятельности. Российское информационное право не
может быть оторвано от международного права. В работе предлагаются конкретные
практические рекомендации по дальнейшей разработке действующего
законодательства РФ о СМИ, а также по созданию механизмов его соблюдения и
согласования с нормами международного права.
3. Конопелько И.В. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ
КОНСОЛИДАЦИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА // Автореф. дис.
канд. полит. наук. Ставрополь, 2004.
Современная Россия только ищет пути достижения
общественного согласия, находится в самом начале стадии демократической
консолидации. В этих условиях важно по возможности объективно разобраться со
сложившейся ситуацией, исследовать механизмы демократической консолидации
российского общества, уточнить особенности современной стадии развития
процесса, рассмотреть место и роль государства, политической элиты в процессе
демократизации России.
Для достижения поставленной в диссертации цели,
решения задач исследования большую роль сыграло обращение к ряду авторов,
разрабатывающих близкие к теме исследования проблемы.
Исследования переходных процессов через призму
теорий глобализации и модернизации осуществлено в работах А.Н. Даниловым, М.Г.
Делягиным, А.А. Дегтяревым, М.В. Ильиным. В.И. Пантиным, А.И. Соловьевым.
Теоретико-методологической основой диссертации
являются принципы и подходы к исследованию демократизации общества,
содержащееся в работах западных политологов Ф. Шмиттера, Х. Линца и А. Степана,
Г. Карозерса, Т. Парсонса...
Рассмотрение ряда вопросов, дающих возможность
целостного анализа демократической консолидации в современном политическом
процессе, потребовало обращения к системному подходу.
Теоретическая значимость работы раскрывается в
приращении нового знания о месте и роли переходных состояний в структуре
современного политического процесса, в определении консолидации демократии как
стадии процесса демократизации, во введении в научный оборот проблематики
демократического транзита в связи с исследованиями демократической
консолидации; в уточнении ряда научных понятий в аспекте демократической
консолидации.
4. Смолькин А.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА
ОТНОШЕНИЯ К СТАРОСТИ // Автореф. дис. канд. социол. наук. Саратов, 2004.
Актуальность темы исследования обусловлена
прочтением социологических диагнозов современности. Помимо глобализации,
индивидуализации, экологических катастроф, выделим и такую инварианту -
постарение населения, которая актуализирует проблему отношения к пожилым людям
в современном обществе.
Ситуация мировоззренческой неопределенности,
усиленная переживанием людьми потери своего статуса, создает предпосылки
возникновения межпоколенческих конфликтов.
5. Рупасов Н.Ю. ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ КАК
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА // Автореф.дис. канд. социол. наук. Екатеринбург,
2004.
Нельзя не выделить и недостаток социологической
информации, необходимой для эффективного управления этими процессами.
В соответствии с разработанной логикой
теоретического исследования в диссертации последовательно рассматриваются
социокультурные, управленческие и содержательные особенности реализации
названных функций российских региональных университетов в процессе активного
освоения ими современных информационных технологий.
В связи с этим было выдвинуто предположение о
наличии предшествующего самостоятельной работе в Сети опыта общения с более
компетентными партнерами и усвоения новых образцов деятельности через
коммуникацию.
На основе изучения данных интервью сделан вывод о
том, что наиболее значимым для университетской среды является противоречие
стремлений части участников получить посредством различных технологий
действительно качественное и полноценное образование, наряду с попытками другой
части сделать обучение в вузе формальным, оставив за ним функцию получения
дипломов как основную.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание в форме дидактической игры с
использованием метода case-study. Цель задания – научиться
редактировать связные тексты, выстраивать их в соответствии с языковыми нормами
научного стиля речи.
Методика работы:
Дидактическая игра предусматривает распределение
ролей: редакция (5 редакций; 2-3 человека в каждой), главный редактор (5
человек).
Каждая редакция получает задание отредактировать
один из предложенных текстов (10-15 минут). После редакции исправленный текст
передается главному редактору, который соглашается с таким вариантом или
производит дополнительные правки.
После двукратной правки текст передается
преподавателю на оценку. Оценивается наличие/отсутствие речевых и неречевых
ошибок. При отсутствии ошибок подгруппе выставляется оценка «отлично», при
наличии 1-2 ошибок – «хорошо», 3 ошибок – «удовлетворительно». Более 3-х ошибок
считается, что студенты с работой не справились.
Упражнение 25. Напишите сообщение для
выступления на студенческой конференции на тему «Язык науки» (тема может быть
уточнена и сужена). Подготовьте к нему презентацию.
Методические рекомендации для преподавателя:
Задание предполагает индивидуальную творческую
работу. Цель задания – научиться строить рассуждения, подбирая соответствующие
языковые средства, характерные для научно-популярного подстиля.
Методика работы:
Студенты получают предварительное задание –
собрать материал по теме конференции, уточнить и сформулировать тему
выступления, систематизировать материал, составить план выступления и в
соответствии с ним написать текст. Создать презентацию, отражающую основные
идеи сообщения.
Студенческая конференция предполагает рассмотрение
в рамках темы вопросов, связанных с функционированием языка в различных
отраслях научного знания, спецификой использования языковых средств в разных
поджанрах научного стиля.
При подготовке к конференции выбирается ее
оргкомитет: ведущий, техник (отвечающий за просмотр презентаций), рецензенты
(их роль – прокомментировать и оценить уровень выступлений),
участники-докладчики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.