Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задание 26.
Оценка 4.9

Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задание 26.

Оценка 4.9
Лабораторные работы
ppt
русский язык
10 кл—11 кл
15.05.2023
Консультация по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Задание 26.
Консультация по подготовке к ЕГЭ Практикум задания 26.ppt

Консультация по подготовке к ЕГЭ русскому языку

Консультация по подготовке к ЕГЭ русскому языку

Консультация по подготовке к ЕГЭ русскому языку.
Разбор задания 26
ЕГЭ 2023

Задание 26 Анализ средств выразительности

Задание 26 Анализ средств выразительности

Задание 26
Анализ средств выразительности.
Задание 26 нацелено на определение средств выразительности, использованных в рецензии путём установления соответствия между пропусками, обозначенными буками в тексте рецензии, и цифрами с определениями.

При выполнении задания 26 следует помнить, что Вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии.

А

Б

В

Г

И. А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма , как (А)______(предложения 8, 9)

И. А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма , как (А)______(предложения 8, 9)

« И. А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____       (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками»,   «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».    

Список терминов:
устаревшие слова 
термины 
метафора 
эпитеты 
риторический вопрос 
противопоставление 
ряды однородных членов 
восклицательное предложение 
парцелляция 

А

Б

В

Г

О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно

О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно

«О русском языке Б.П. Екимов рассказывает очень образно, красочно. Эмоциональный тон его рассуждений задают троп – (А)__________ (например, в предложении 6), а также приём – (Б)__________ («не старая плесень, а живая речь» в предложении 12). Говоря об изменениях в родном языке, автор пытается как можно точнее передать их суть, в чём ему помогает лексическое средство – (В)__________ («перемен, потрясений» в предложении 3, «огранит, отшлифует» в предложении 7). Однако судьба русского языка не вызывает у автора беспокойства, именно поэтому он использует такой приём, как (Г)__________ («конечно же» в предложениях 14, 17, 19)».
Список терминов:
1) цитирование
2) восклицательные предложения
3) лек­си­че­ский по­втор
4) противопоставление
5) анафора
6) развёрнутая ме­та­фо­ра
7) пар­цел­ля­ция
8) разговорные слова
9) контекстные синонимы

Алгоритм выполнения задания 1.

Алгоритм выполнения задания 1.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте задание и перечень средств языковой выразительности
2. Отметьте, какие из этих средств являются тропами, какие лексические средства, какие синтаксические средства и приёмы.
3. Внимательно прочитайте текст рецензии. Анализируйте последовательно предложения, заданные к буквам, обознаающие художественное средство.
4. Проверьте все слова на наличие характерных признаков выразительности средства.
6. Запишите номер опознаннго художественного средства в соответствии с порядком букв задания.




Языковые средства Тропы (Использование слов и выражений в переносном значении)

Языковые средства Тропы (Использование слов и выражений в переносном значении)

Языковые средства

Тропы
(Использование
слов и выражений
в переносном значении)
Метафора
Метонимия Гипербола (приём)
Олицетворение (приём)
Эпитет
Литота
Аллегория
Ирония (приём)
Сравнение
Перифраз (перифраза)
Синекдоха


Лексические средства
Омонимы
Синонимы
Антонимы
Диалектизмы
Жаргонизмы
Профессионализмы
Просторечные слова
Разговорная лексика
Книжные слова
Эмоционально-экспрессивная лексика
Фразеологизмы
Термины
Общественно-
полит.лексика

Синтаксические средства (фигуры, приёмы)
Анафора (приём)
Эпифора (приём)
Синтаксический параллелизм
Оксюморон (приём)
Градация (приём)
Риторический вопрос/восклицание
Парцелляция (приём)
Инверсия (приём)
Цитирование (приём)
Ряд однородных членов
Вопросно-ответная форма изложения (форма речи)
Противопоставление (пр)
Инверсия (приём)
Непол., назыв предл-ия
Лексический повтор (пр)
Контекстные синонимы,
антонимы


Тропы: Эпитет (красочное определение)–На берегу пустынных волн

Тропы: Эпитет (красочное определение)–На берегу пустынных волн

Тропы:

Эпитет (красочное определение)–На берегу пустынных волн  Стоял он дум великих полн;
Метафора (слова в переносном значении) – мертвая тишина;
Развернутая метафора (метафора, выраженная в целом предложении) – Земля космическое тело, а мы в нем космонавты, совершающие очень длительный полет;
Олицетворение (прип-е неодуш-м предметам свойств живых существ)–отговорила роща золотая;
Сравнение (выражаются через союзы как, словно, будто (сравн. оборот/сравн. придаточное); сравн. степень прилаг./наречия, сущ.в тв.п.; с помощью слов похож, напоминает и т.д.) – пруд как зеркало;
Метонимия (употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними)- я три тарелки съел;
Синекдоха (употребление части вместо целого или целого вместо части) - швед, русский колет, рубит, режет;
Перифраз (оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты) - унылая пора, очей очарованье (Осень).;
Аллегория (иносказательное изображение )-хитрость показывается в образе лисы;
Гипербола (преувеличение размера силы, значения ) - пот катился градом;
Литота (преуменьшение размера, силы, значения ) – в двух шагах, секундочку;
Ирония (скрытая насмешка ) - Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков;

Лексические средства (группы) Синонимы (контекстные)- смелый - храбрый;

Лексические средства (группы) Синонимы (контекстные)- смелый - храбрый;

Лексические средства (группы)

Синонимы (контекстные)- смелый - храбрый;
Антонимы (контекстные)–они никогда не говорили друг другу на ты, а всегда на вы;
Паронимы (близкие по звуч-ю, но не совпадающие по знач-ю) – величественный - великий;
Архаизмы (устаревшие слова)- выя – шея, ланиты-щёки;
Историзмы (слова, служившие названием исчезнувших предметов) – боярин, кофтан;
Диалектизмы(слова, распространенные на опред-ой территории)– гутарить-говорить;
Профессионализмы (слова, принадлежащие к профессии)- скальпель, шприц;
Жаргонизмы (слова, употребляемые определенной социальной или возрастной средой) – телевизор - телек, домашнее задание - домашка;
Термины (специальные понятия в науке, в технике) – рифма, косинус;
Неологизмы (новые слова)- портал, сайт, дилер;
Окказионализмы (индивидуально-авторское слово) –я свирел в свою свирель;
Фразеологизмы (устойчивые сочетания слов)- на краю света - далеко;
Стилистически-окрашенная лексика (книжная (гипотеза-предположение), научная (реферат, энциклопедия), разговорная (работяга), просторечная (башка), эмоционально-оценочная лексика (мамочка, голубчик, оболтус))…

Синтаксические средства (фигуры речи, приёмы)

Синтаксические средства (фигуры речи, приёмы)

Синтаксические средства (фигуры речи, приёмы)

Инверсия (приём)(особый, неправильный порядок слов) - белеет парус одинокой ;
Градация (приём) (расположение синонимов в порядке возрастания или убывания ) - светились, горели, сияли огромные голубые глаза;
Анафора(пр.)(единоначатие) - Я тот, чей взор надежду губит;  Я тот, кого никто не любит;  Эпифора (приём) (единоконец)- Лес не тот! Куст не тот! Дрозд не тот! (М. Цветаева)
Аллитерация (повторение согласных, придающее особую звуковую выразительность) - Грохочет эхо по горам, как гром, гремящий по громам.
Оксюморон (приём) (сочетание противоположных по смыслу понятий ) - Мертвые души.
Парцелляция (пр.) (членение предложения) - Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда.
Цитирование(пр.)(прямое исп-ие текста из какого – н. ист.)-Сократ вывел формулу «ума» и «глупости», до сих пор непревзойденную: «Я знаю, что ничего не знаю, а другие не знают даже этого».
Противопоставление (пр)/ антитеза - Мне грустно потому, что весело тебе.
Лексический повтор (пр) - Казалось в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали облака.
Синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение соседних предложений) –
В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут.
Ряд однородных членов - По вечерам дедушка смотрел телевизор, или читал, или уходил к соседу.
Вопросно-ответная форма изл. (форма речи) - Что плохого в насмешливом взгляде?! А все плохо!
Непол., назыв предл-ия, умолчание;
риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение; 
 многосоюзие, бессоюзие;
 синтаксические конструкции (однородный ряд, вводные слова, предложения, вставные конструкции; сравнительные обороты, обособленные члены, уточняющие …).

Подсказки Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет

Подсказки Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет

Подсказки

Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет.
При парцелляции и параллелизме,  номера предложений в задании пишут через «-» (тире).
Однородные члены - через «,» (запятую).
Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково

А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково

А: (8) От предыдущих поколений человечеству досталось по наследству убеждение, будто люди от рождения равны и вследствие этого с ними надо обходиться одинаково. (9) Однако сущность справедливости состоит как раз в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
Б: (13) Как наивно, как просто, как мелко!
В: (14) На самом деле люди не равны ни телом, ни душою, ни духом. (15) Они родятся существами различного пола, с различным здоровьем и силой, с совершенно различными предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями, они принадлежат к различному духовному уровню, и с ними (в силу справедливости!) надо обходиться различно. (23) Она старается уловить в человеке его сущность и своеобразие и соответственно этому обходиться с ним.
Г: (6) Так проблема искажается страстями и окутывается предрассудками. (7) Целые поколения застревают в этих предрассудках, и замечаешь порой, как само слово «справедливость» вызывает язвительную улыбку.

« И. А. Ильин строит свои размышления о справедливости на основе такого приёма, как (А)______(предложения 8, 9). Использование таких синтаксических средств, как (Б)______(предложение 13) и (В)_____       (например, предложения 14, 15, 23) придаёт этим размышлениям эмоциональность. Философичность текста удачно подчёркивается таким тропом, как (Г)_____( «проблема …окутывается предрассудками»,   «поколения застревают в этих предрассудках» в предложениях 6 и 7)».

Список терминов:
1. устаревшие слова  -    Л
2. термины  -   Л
3. метафора  -  Т
4. эпитеты  -  Т
5. риторический вопрос  - С
6. противопоставление  - П
7. ряды однородных членов  - С
8. восклицательное предложение  - С
9. парцелляция  -  П

А

Б

В

Г

6

8

7

3

Однако

!

ни телом, ни душою, ни духом

предрасположенностями, дарами, инстинктами и желаниями

А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о

А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о

А: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
Б: (17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней.
В: (2) «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы  научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что достиг цели».
 (8) « Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, - говорил Пушкин. – (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
Г: (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.

« Автор статьи, высказывая свою точку зрения, использует такое синтаксическое средство выразительности, как (А)_____(предложение 22). Желая быть убедительным, Григорий Бакланов использует такие приёмы, как (Б)_____ ( «В разные годы разные книги и разные писатели» в предложении 17) и (В)_____   (предложения 2-3, 8-9). Такой троп, как (Г)____ (предложение 22), образно определяет нравственный стержень литературного творчества».

Список терминов:
1. ряды однородных членов
2. литота
3. лексический повтор
4. эпитеты
5. цитирование
6. диалектизм
7. развёрнутая метафора
8. риторический вопрос
9. восклицательные предложения

А

Б

В

Г

1

3

5

7

А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров

А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров

А: (1) Он нёс меня на себе восемь километров. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе. (31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках.
Б: (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня…
В: (32) Но я до сих пор не знаю, спас он меня или предал.
Г: (33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце мое до сих пор кровоточит.

« Герой М.Худякова вспоминает случай, который заставил его задуматься о многом. Такие приёмы, как (А)_______( «нёс меня на себе восемь километров», «восемь километров…нёс меня» в предложениях 1,13, 31; «помню» в предложении 5) и (Б)_______(предложения  3-4) в сочетании с сравнительными оборотами задают тревожно – напряжённый тон всему тексту. Противоречивость поступка Серёжки Леонтьева подчёркивает такое лексическое средство, как (В)_________      ( «спас» - «предал» в предложении 32), а такой троп, как (Г)___________  ( «сердце кровоточит» в предложении 33), передаёт потрясение героя.

Список терминов:
1. контекстные антонимы
2. метафора
3. риторический вопрос
4. парцелляция
5. литота
6. диалектизм
7. ряд однородных членов
8. эпитет
9. лексический повтор

А

Б

В

Г

9

4

1

2

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2023