Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"
Оценка 4.7

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Оценка 4.7
Работа в классе
doc
русский язык
8 кл—9 кл
31.01.2017
Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"
Урок развития речи разработан для обучающихся 8-9 классов по программе М.Разумовской. Данный урок построен на интересном материале, который объединен общей темой "Исповедь". Весь подбор заданий помогает повторить стили и типы речи, проверить умение строить речевые ситуации. При этом учащиеся смогут задуматься над прочитанным.Урок развития речи для обучающихся 8-9 классов.
урок развития речи в 8-9 классах.doc
Развитие речи.  Анализ текста Цель: повторить ранее изученный материал в 5­8 классах о стилях речи и типах речи;           строить речевую ситуацию 1.Индивидуальная работа по карточкам  «Корректор»   А)  Исповедь  ( морфологический разбор)  ( проверка: часть речи ­ прилагательное, начальная форма ­ исповедь, нарицательное, неодушевленное, женский род, единственное число, именительный   падеж,   1 склонение, синтаксическая роль – подлежащее). Б) Исповедь  (фонетический разбор) (проверка: И – (И) ­ гласный, безударный; С – (С) – согласный, глухой, твердый; П ­ ( П) ­  гласный, глухой, твердый; О – (А) – согласный, ударный; В – (В*) – согласный , мягкий, звонкий; Е – (И) – гласный, безударный; Д – (Т*) – согласный, мягкий, глухой; Ь –  _________________________________ 8 букв, 7 звуков, 2 слога) В)   Чтобы   подготовиться   к   исповеди,   необходимо   примириться   со   своим братом, или обидчиком. (синтаксический разбор) ( повествовательное, восклицательное, сложное, сложносочиненное,  главное предложение ­ необходимо примириться со своим братом, или обидчиком,     придаточное ­ чтобы подготовиться к исповеди, главное предложение односоставное, распространенное, осложнено однородными  членами;  придаточное – односоставное, нераспространенное,не осложнено. 2. Стилистическая разминка. Задание: Определите стилевую принадлежность текста. 1)Я   уже   засыпал,   перебирая   воображением   все   грехи,   от   которых   очистился,   как   вдруг вспомнил один стыдный грех, который утаил на исповеди. Слова молитвы перед исповедью вспомнились мне и, не переставая, звучали у меня в ушах. Все мое спокойствие мгновенно исчезло. « А ежели утаите, большой грех будете иметь…», ­ слышалось мне беспрестанно, и я видел себя таким страшным грешником, что не было для меня достойного наказания.  ( Л.Н.Толстой «Детство», гл. 6). 2)Тихонько царапаюсь в папину дверь, она открывается.       ­ Папочка, можно?      Не поднимая головы, он протягивает мне свободную руку:       ­ Что­то случилось?       ­ Да.       ­ Говори, я слушаю.      Прижимаюсь головой к его груди и начинаю… Стили речи Разговорный Книжные: научный Официально­ деловой Публицисти­ ческий Художествен ный Речевая ситуация где? Неофициальная обстановка Официальная обстановка Речевая ситуация   с кем?                 1­1        1­ много Речевая   зачем? Общение (поговорить) Сообщение (объяснить) Официальная обстановка Официальная обстановка     ­    1­ много 1­ много 1­ много Сообщение (проинструктировать) Воздействие (убедить) Воздействие на  воображение чувства (изобразить)   и (Л.Запарина «Непридуманные рассказы», гл. «Детское горе») 3) Исповедь – это сознание своих грехов, для чего нужно припомнить свои грехи и познать степень их тяжести; сокрушение, или печаль о совершенных грехах; решимость избежать греха, бороться с ним; свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах с верою в милосердие Божие и надеждою на полное очищение исповеданных грехов. (Краткий устав жизни православного христианина, гл. «Покаяние») 4)Чтобы подготовиться к исповеди, необходимо примириться со своим братом, или обидчиком. Если не простим им от души согрешения, то Господь « не простит  вам согрешений ваших».  ­ Постройте речевую ситуацию к текстам (индивидуально или пригласить друга) 2. Обобщение изученного материала в 5­8 классах.  Проверьте свои знания по таблице    ситуация Стилевые черты Непринужденность, расплывчатость Отвлеченность, точность, логичность Официальность, точность Призывность, эмоциональность Конкретность, образность, эмоциональность 3.Анализ таблицы. Учитель: ­ В каких колонках самая важная информация? (в двух последних) ­ Что можно еще добавить? (языковые средства, лексические и синтаксические) Учитель: ­ Карандашом допишите, каковы синтаксические особенности каждого стиля. (Например: научный – БСП; разговорный – употребление обращения…) 4.Стилистический практикум с заданиями: ­Сопоставление   текстов   на   одну   тему,   но   написанных   разными   стилями.   По   таблице охарактеризуйте стиль речи. Определите тип речи. 1)Великое дело покаяние! Оно грешному мытарю и разбойнику дало оправдание, а без него и «праведный» фарисей осужден. (Лук. 18) ­ Охарактеризуйте предложения. 2)  Перед исповедью и после исповеди кающийся творит земной поклон,  затем целует Крест и Евангелие,   которые   изображают   собой   невидимо   присутствующего   Господа,   приемлющего покаяние и прощающего грехи через священника. (Краткий устав жизни православного христианина, гл. «Покаяние») ­ Если бы вы писали сочинение на тему «Моя подготовка к исповеди», каким стилем речи вы воспользуетесь – художественным или публицистическим?  3) ­ Ты когда­нибудь был на исповеди?     ­  Конечно, был!     ­ Это страшно?     ­ Нет, но нужно хорошо подумать о своих делах, поступках, даже мыслях… ­Сколько человек участвует в диалоге? 5. Групповая работа с текстами    Задание: составьте рассказ о стилистической принадлежности текста. Текст 1.     Все четыре ступени покаяния указаны Господом Иисусом Христом в притче о блудном сыне, который, во­первых, пришел в себя (в сознание), познал свое бедственное состояние, во­вторых, пришел  в   сокрушение,   в­третьих,   ощутил   решимость   изменить   свое   бедственное   состояние, проявил действием и, в­четвертых, грех свой исповедал  отцу своему.  Текст 2.          Шаги духовника вывели меня из этой задумчивости. ­ Здравствуйте, ­ сказал он, поправляя рукой свои седые волосы. – Что вам угодно?                     Я попросил  его благословить  меня  и с особенным удовольствием поцеловал его желтоватую небольшую руку.           Когда я объяснил ему свою просьбу, он ничего не сказал мне, подошел к иконам и начал исповедь.           Когда исповедь кончилась и я, преодолев стыд, сказал все, что было у меня на душе, он положил мне на голову руки и своим звучным, тихим голосом произнес: «Да будет, сын мой, над тобою благословение Отца Небесного, да сохранит он в тебе навсегда веру, кротость и смирение. Аминь».  ( Л.Н.Толстой «Детство», гл. 7). Текст 3.       Исповедь. Так называется видимая, обрядовая часть таинства покаяния, состоящая в том, что   христианин   пред   своим   духовником,   как   уполномоченным   свидетелем   Сына   Божия, единого имеющего власть отпускать грехи, с сердечным сокрушением и решимостью впредь исправиться, рассказывает свои согрешения и содеянные неправды. (Полный церковно­славянский словарь.) 6. Проверка получившихся рассказов­ текстов. Можно провести мини­тест: А) Третий лишний: исповедь, покаяние, рассказ. Б) ошибка: ­ 1 текст – разговорного стиля ­ 2 текст – делового стиля ­ 3 текст – публицистического стиля В) выразительные средства во 2 тексте:   ­ есть фразеологический оборот Г) типы речи: 1­ рассуждение; 2­ описание; 3­ повествование. 7. Рефлексия.  «Смысловая пирамида» на существительное ИСПОВЕДЬ 8.  Домашнее   задание.   Подготовить   сообщение   об   орфограммах   и   пунктуационных   знаках препинания, которые встретились в текстах    А)    Исповедь  –   часть   речи   ­   прилагательное,   начальная   форма   ­   исповедь, нарицательное, неодушевленное, женский род, единственное число, именительный  падеж, 1 склонение, синтаксическая роль – подлежащее. Б) Исповедь – (фонетический разбор) И – (И) ­ гласный, безударный; С – (С) – согласный, глухой, твердый; П ­ ( П) ­  гласный, глухой, твердый; О – (А) – согласный, ударный; В – (В*) – согласный , мягкий, звонкий; Е – (И) – гласный, безударный; Д – (Т*) – согласный, мягкий, глухой; Ь –  _________________________________ 8 букв, 7 звуков, 2 слога В)   Чтобы   подготовиться   к   исповеди,   необходимо   примириться   со   своим братом, или обидчиком. ( повествовательное,  восклицательное,  сложное,  сложносочиненное,  главное предложение ­ необходимо примириться со своим братом, или обидчиком,     придаточное ­ чтобы подготовиться к исповеди, главное предложение односоставное,  распространенное, осложнено однородными членами;  придаточное – односоставное, нераспространенное, не осложнено. 1)Я   уже   засыпал,   перебирая   воображением   все   грехи,   от   которых   очистился,   как   вдруг вспомнил один стыдный грех, который утаил на исповеди. Слова молитвы перед исповедью вспомнились мне и, не переставая, звучали у меня в ушах. Все мое спокойствие мгновенно исчезло. « А ежели утаите, большой грех будете иметь…», ­ слышалось мне беспрестанно, и я видел себя таким страшным грешником, что не было для меня достойного наказания.  ( Л.Н.Толстой «Детство», гл. 6). 2)Тихонько царапаюсь в папину дверь, она открывается.       ­ Папочка, можно?      Не поднимая головы, он протягивает мне свободную руку:       ­ Что­то случилось?       ­ Да.       ­ Говори, я слушаю.      Прижимаюсь головой к его груди и начинаю… (Л.Запарина «Непридуманные рассказы», гл. «Детское горе») 3).   Исповедь – это сознание своих грехов, для чего нужно припомнить свои грехи и познать степень их тяжести; сокрушение, или печаль о совершенных грехах; решимость избежать греха, бороться с ним; свободное признание отцу духовному во всех содеянных грехах с верою в милосердие Божие и надеждою на полное очищение исповеданных грехов. (Краткий устав жизни православного христианина, гл. «Покаяние») 4)Чтобы подготовиться к исповеди, необходимо примириться со своим братом, или обидчиком. Если не простим им от души согрешения, то Господь « не простит  вам согрешений ваших».    ситуация Стилевые черты Непринужденность, расплывчатость Отвлеченность, точность, логичность Официальность, точность Призывность, эмоциональность Стили речи Разговорный Книжные: научный Официально­ деловой Публицисти­ ческий Речевая ситуация где? Неофициальная обстановка Официальная обстановка Официальная обстановка Официальная обстановка Речевая ситуация   с кем?                 1­1        1­ много Речевая   зачем? Общение (поговорить) Сообщение (объяснить)    1­ много 1­ много Сообщение (проинструктировать) Воздействие (убедить) Художествен ный     ­ 1­ много Речевая ситуация где? Неофициальная обстановка Официальная обстановка Речевая ситуация   с кем?                 1­1        1­ много Официальная обстановка Официальная обстановка     ­    1­ много 1­ много 1­ много   Воздействие на  воображение чувства (изобразить) Речевая   зачем? ситуация и Общение (поговорить) Сообщение (объяснить) Сообщение (проинструктировать) Воздействие (убедить) Воздействие на  воображение чувства (изобразить)   и Конкретность, образность, эмоциональность Стилевые черты Непринужденность, расплывчатость Отвлеченность, точность, логичность Официальность, точность Призывность, эмоциональность Конкретность, образность, эмоциональность ситуация Стилевые черты Стили речи Разговорный Книжные: научный Официально­ деловой Публицисти­ ческий Художествен ный Стили речи Разговорный Книжные: научный Официально­ деловой Публицисти­ ческий Художествен ный Речевая ситуация где? Неофициальная обстановка Официальная обстановка Речевая ситуация   с кем?                 1­1        1­ много Речевая   зачем? Общение (поговорить) Сообщение (объяснить) Официальная обстановка Официальная обстановка     ­    1­ много 1­ много 1­ много Сообщение (проинструктировать) Воздействие (убедить) Воздействие на  воображение чувства (изобразить)   и Непринужденность, расплывчатость Отвлеченность, точность, логичность Официальность, точность Призывность, эмоциональность Конкретность, образность, эмоциональность 1)Великое дело покаяние! Оно грешному мытарю и разбойнику дало оправдание, а без него и «праведный» фарисей осужден. (Лук. 18) ­ Охарактеризуйте предложения. 2)  Перед исповедью и после исповеди кающийся творит земной поклон,  затем целует Крест и Евангелие,   которые   изображают   собой   невидимо   присутствующего   Господа,   приемлющего покаяние и прощающего грехи через священника. (Краткий устав жизни православного христианина, гл. «Покаяние») ­ Если бы вы писали сочинение на тему «Моя подготовка к исповеди», каким стилем речи вы воспользуетесь – художественным или публицистическим?  3) ­ Ты когда­нибудь был на исповеди? ­  Конечно, был!     ­ Это страшно?     ­ Нет, но нужно хорошо подумать о своих делах, поступках, даже мыслях… ­Сколько человек участвует в диалоге?

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"

Урок развития речи в 8-9 классах на тему "Анализ текста"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017