Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других" создание условий для формирования у школьников правильных представлений о волонтерском движении, о его разных формах в разные времена, о его значении в жизни социума. В ходе игры у обучающихся будут сформированы следующие навыки и умения и ценности: уважение к общечеловеческим нравственным ценностям, умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Урок-ролевая игра Жизнь на благо других.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Братерская Юлия Валерьевна
учитель английского языка, методист
Сценарий
занятияролевой игры на тему
«Жизнь на благо других»
Цели урокаролевой игры: создание условий для формирования у школьников правильных
представлений о волонтерском движении, о его разных формах в разные времена, о его значении
в жизни социума.
Задачи:
1. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
2. Учить задумываться о своем месте в жизни;
3. Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их чувства, мотивы
поведения.
4. Способствовать созданию условий для развития у учащихся мотивации к совершению
добрых и гуманных поступков;
Возраст учащихся: 1416 лет.
Оборудование: мультимедийный проектор; музыкальный центр; толковые словари; 8
двухцветных фломастеров; 4 листа ватмана.
Ход занятия
Желание служить общему благу должно непременно
быть потребностью души, условием личного счастья.
Чехов А. П.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Наша жизнь полна неожиданностей и иногда мы оказываемся в такой ситуации, когда
требуется помощь других людей, притом эта помощь должна быть бескорыстной, от всей души.
Ребята, как вы думаете, а обычные люди, такие как мы с вами, могут творить чудеса?
(да,нет)
Вот сегодняшнее занятие и даст ответ на этот вопрос.
Вы готовы? Тогда отправляемся в плавание по необыкновенному морю (гудок парохода)
А море это человеческая жизнь, в которой бывают и бури, и спокойствие. Вот на
горизонте появляются корабли – это люди в житейском море. (появляется корабли с белыми
парусами). А морские волны, раскачивающие корабль, – это эмоции и качества человека. Посмотрите, какого цвета паруса? (светлые)
Как вы думаете, какое настроение у этого человека? (Радость, восторг…)
Но вот показался корабль с чёрными парусами. Какой человек управляет этим кораблём?
(злость, гнев, ненависть, жестокость)
Вам знакомы такие эмоции? (да)
Как вы думаете, легко такому кораблю, т.е. человеку плыть по жизни? (нет, тяжело жить
такому человеку, он разрушает себя)
Приятно ли общаться с таким человеком? (Нет)
Обратите внимание на цвет парусов, вот и душа у человека чернеет от таких чувств. А давайте
очистим душу этого человека от негативных, отрицательных качеств и подберём
противоположные по смыслу слова:
Злостьдоброта
Гнев радость
Ненависть сочувствие
Жестокость – милосердие
(Паруса становятся белыми)
А с таким человеком вам захочется дружить? (да)
Вот и свершилось маленькое чудо – вы сделали радостным и светлым чейто жизненный путь.
Но настоящее большое чудо ещё впереди!
Сейчас мы очень быстро подобрали противоположные качества, так сказать сменили гнев на
милость, а в реальной жизни это легко сделать? (нет, не всегда)
Поэтому мы должны жить так, чтобы было хорошо и радостно и нам и окружающим нас людям.
Это и есть тема нашего занятия – «Жизнь на благо других».
Помогать всегда приятно. Казалось бы, в чем радость делать добро незнакомым людям? На
этот вопрос можно дать много разных ответов. Один из них такой: когда мы творим добро, мы
сами меняемся и становимся лучше. Согласны ли вы с этим утверждением? А как вы понимаете
слово «благо»? Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но возможно есть
среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен. Постараемся выяснить, что же
подразумевается под этими терминами. В словаре О.Даля говорится, что благотворительность
это благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и направленные на
общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим людям.
ключевое слово:
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ
два составляющих его слова:
БЛАГО
ТВОРИТЬ
А кого можно назвать благотворителем? Благотворитель – это тот, кто занимается
благотворительностью. А теперь мы познакомимся с терминами «альтруист», «меценат» и
«волонтер». И снова нашим помощниками будут словари.
Перед вами три карточки с терминами «альтруист», «меценат» и «волонтер» и три определения.
Ваша задача к каждому термину подобрать соответствующее определение. Проверить свой
ответ, используя словарь.
АЛЬТРУИСТ
МЕЦЕНАТ
ВОЛОНТЕР
это человек, отличающийся альтруизмом; альтруизм это готовность
бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими
интересами
это богатый покровитель наук и искусств, вообще тот, кто
человек, который добровольно, т.е. по своей доброй воле решил посвятить
покровительствует какомуто делу, начинанию
часть своей жизни другим людям, помогая им справиться с жизненными
трудностями Продолжим наш разговор о благотворительности в России. В нашей стране и раньше и сейчас
благотворительность была всегда в почете, она существовала в форме индивидуальных
пожертвований, в форме организованной благотворительной деятельности частных лиц и
организаций. Давайте поближе познакомимся с термином волонтерская деятельность, а
услышим мы это из первых уст, от волонтера нашей школы, Третюк Людмилы, которая не
первый год занимаются волонтерским движением.
Ученик – волонтер:
ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и
самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия,
которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на
денежное вознаграждение. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других,
может называться волонтером
Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют
понятие «общественная деятельность»:
ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это любая полезная деятельность во благо общества; деятельность добровольцев направлена
в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим
возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные
бедствия, социальные катаклизмы)
Для того чтобы более ясно представить добровольчество в России, необходимо обратиться к
более глубокой истории нашей страны. Здесь также нет четкой терминологии, но налицо
добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, чему в
российской истории есть множество примеров.
Традиции милосердия складывались на Руси столетиями,
составляя основы
благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным,
дряхлым, хворым, неимущим». Общественная благотворительность зародилась еще в
домонгольский период. Особое место в ее развитии сыграла церковь.
В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом
отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой
за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был
настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.
Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве
благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения
заложили фундамент российской системы социального призрения. Екатерина Великая первой
ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е. направленной на мас
штабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек
носительниц идей просвещения.
Но нельзя говорить о том, что благотворительность, добровольчество были уделом только
людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной
поддержки ближнего, простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для
погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.
В 1911 г. была создана Всероссийская лига для борьбы с туберкулезом. Дело, огромное по
своим задачам, могло вестись успешно лишь при сочувствии всего общества и его материальной
поддержке. И лига эту поддержку получила. Во многих городах, в том числе и Нижнем
Новгороде, открылись отделения лиги, работавшие самостоятельно.
В августе того же года в городе прошел первый День белого цветка, главной целью которого
было распространение информации о болезни и сбор средств в пользу больных. Врачи читали
лекции о туберкулезе, добровольные помощники раздавали информационные листки. Члены
оргбюро занимались устройством всех мероприятий — церемониального шествия по городу,
ярмарки, молебна на площади перед Городской думой. Они же договорились с военным
начальством о бесплатном выступлении духового оркестра, с судовладельцами — о бесплатном
проезде продавщиц цветка, с театрами и кинематографами — об отчислениях в пользу лиги. За
два года принятые лигой меры оказались настолько действенными и своевременными, что необ
ходимость в дальнейшей мобилизации средств населения отпала.
В советское время по сути волонтёрской деятельностью могли считаться проводимые
субботники. Изначально задуманную идею Пионерских рядов в современном понятии, также
можно отчасти назвать волонтерской. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990х
годов. Появились НКО — некоммерческие организации (организации, главной целью которых не
является прибыль), которые занялись благотворительностью, просветительской деятельностью и
созданием условий для добровольцев. Благодаря волонтёрским программам, добровольцы могут
заниматься волонтёрской деятельностью не только в своей стране, но и за рубежом в
специальных волонтёрских лагерях. Изза многих социальных стереотипов волонтёрская
деятельность в России плохо « приживается» и не пользуется одобрением большинства
населения. Последние исследования показали, что процент населения, занимающегося
добровольчеством, ничтожно низок, в то время, как во многих странах Европы, Азии и Америки
волонтёрство является обычным явлением.
А теперь давайте поговорим:
Кто может стать волонтером?
?
Что могут волонтеры?
?
+
+
.
посвятить
им может быть человек умелый и ответственный,
готовый
умения
добровольному
стать
волонтером, в любой сфере общественной жизни,
где есть необходимость
труду; каждый может
время
свое
и
цели;
общественной
они работают в тех сферах деятельности, которые
не оплачиваются, но остаются важными для
достижения
например,
посещение больных
в больницах, доставка
продуктов старикам, которые уже не в силах
выходить из дома, работа с детьми в школе или
привлечение
историческому
внимания
памятнику и
т. д. любая работа может
выполняться волонтерами; волонтер – человек,
заботящийся об окружающих.
к (в это время на экране проектора появляются фотографии, организации и видео
волонтерской и общественно – полезной деятельности
в которой участвуют
волонтеры)
ВОЛОНТЕРСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОРОДА СУРГУТА
Волонтёрский труд не оплачивается. Волонтёры — не только альтруисты, они работают ради
приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто
волонтерская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность
проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах
деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Учитель: А теперь мы предлагаем вам сыграть в ролевую игру «Зоопарк».
Ролевая игра «Зоопарк»
Цель: дать участникам возможность почувствовать себя в качестве добровольцев,
оплачиваемого персонала, который работает вместе с добровольцами, заказчиков проектов с
привлечением добровольцев и клиентов, которые получают услуги добровольцев.
Количество участников: от 12 до 24 человек.
Материальное обеспечение: не менее 8 двухцветных фломастеров, 4 листа ватмана.
Ход игры:
1.Участники разбиваются ведущим на четыре равные группы.
2.Ведущий прочитывает Ситуацию.
3.Представители от групп путем жребия определяют роль, которая предназначена для группы.
Это группы:
1 группа
ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
2 группа
3 группа
СОТРУДНИКИ ЗООПАРКА
МОЛОДЕЖЬ
4 группа
МЕДВЕЖАТА
Участники должны войти в свои роли. Для этого можно попросить их, например:
работникам администрации определиться со своими должностями;
подросткам придумать себе имена;
а сотрудникам зоопарка должности;
медвежатам клички.
5. Каждой группе дается одинаковая ситуация: Ситуация: В одном из крупных микрорайонов города наблюдается вспышка молодежного
вандализма. Расписанные стены, сломанные телефоны и многое другое. Один из комитетов
проводит заседание по данному вопросу. Его решение: привлечь подростков к общественно
полезной деятельности на добровольческой основе. В качестве объекта работы добровольцев
выбран зоопарк. Сформировано несколько групп добровольцев из числа подростков. Директор
зоопарка предложил для опеки одной из групп добровольцев семью медвежат.
6. Каждая группа выполняет индивидуально общее задание в течение 1015 минут:
«Определить: а) опасения данной группы от реализации данного проекта.
б) что данная группа хотела бы получить от реализации данного проекта.
Полученные данные записать на листе ватмана для презентации».
7. Представитель от группы демонстрирует результат работы. Группа дополняет.
Представители других групп задают вопросы.
8. После презентаций всех групп ведущий игры и другие участники комментируют результаты
работы групп.
9. Участники в своих группах выполняют следующие задания в течение 1520 минут:
«Сформулировать правила работы для:
а) Организаторов проектов с привлечением добровольцев группа «Городская администрация»,
б) Оплачиваемого персонала с добровольцами – группа «Сотрудники зоопарка»,
в) Добровольцев в организации – группа «Молодежь»,
г) По работе добровольцев с клиентами – группа «Медвежата».
10. Один человек от группы представляет результат работы. Группа и представители других
групп обсуждают и дополняют выработанные правила.
11. После презентаций всех групп ведущий игры и другие участники комментируют результаты
игры в целом.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Итак, ребята вы почувствовали, что значит быть волонтером, что значит получать
бескорыстную помощь и возможно ктото из вас задумается о вступлении в волонтерское
движение. Ведь рядом с нами тысячи людей, нуждающихся в помощи.
Самое простое – закрыть глаза и не замечать, сказать: "Каждый сам за себя". Или сослаться на
то, что помогать им – прерогатива государства: оно, а не мы с вами, должно работать над тем,
чтобы старики не умирали от голода и одиночества, чтобы многодетные семьи были в радость,
детей не бросали, а тем, кому всё же не повезло, немедленно находили приемных родителей.
Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде
ближнего, если милосердие это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё
время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие – это и есть мы, что они
такие же... Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено.
Вместе мы сможем больше!
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даль О. Толковый словарь. М, Научное издательство, 2006г.
2. Загладина Х. Т. Развитие волонтёрства как эффективного ресурса успешной социализации
детей и молодёжи в современной России // Внешкольник. 95летие.
3. Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Программа курса по развитию добровольческого движения
«Дорогою добра», 59 классы, М.: Русское слово, 2018.
4. Волонтёрское (добровольческое) движение в общеобразовательной организации:
методическое пособие / авт.сост.Т. Н. Арсеньева, Х. Т. Загладина, В. Е. Менников. Тверь:
Полиграфическая компания «Печатня», 2016.
5. Тартышная Т.А. 50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога / Изд.
2е. – Ростов н/Д : Феникс, 2008 Электронные ресурсы
1. http://www.otkazniki.ru/ Волонтеры в помощь детямсиротам
2. http://mama66.ru/child/songs/106 Песня о доброте
3. http://voluntary.ru/ Николай Слабжанин «Как эффективно работать с добровольцами»
4. РДШ — Российское движение школьников: http://рдш.рф/
Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других"
Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других"
Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других"
Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других"
Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других"
Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других"
Урок-ролевая игра "Жизнь на благо других"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.