Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Оценка 4.8

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
7 кл
13.05.2019
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа составлена на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования. Программа переработана, дополнена и адаптирована учителем Н.А. Яковлевой в соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно- эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ФАКУЛЬ СЕМЗАБ.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УРЛУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Рассмотрено» Руководитель УВЦ:  Шелопугина Н.С.  /_________/ «Согласовано» Заместитель директора по  УВР МОУ Урлукская СОШ  Фёдорова И.В./__________/ «Утверждаю» Директор МОУ Урлукская  СОШ   Семёнова О.В. /____________/ Протокол № ___   от  «__»_____________20___г.  «__»____________20___г. Приказ № ___ от  «__»_______________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ _______________________________________________ (тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня по конкретным видам внеурочной деятельности) ______________________факультатив    ________________________    _ (кружок, факультатив, научное объединение и пр.)   ______  _   «   Традиции и обряды семейских и казаков Забайкалья    »  ________________ (наименование)          ___________________1 год____________________________ (срок реализации программы)                        12­13 лет     _______________________                                                                                                          ______________Яковлева Нина Александровна    _  ________________ (возраст обучающихся) (Ф.И.О. учителя, составителя) Рассмотрено на заседании  педагогического совета протокол № ____от  «__»____________20___ г. 2018 ­ 2019  учебный год 1. Пояснительная записка Программа   составлена   на   основе   Примерной   программы   по   внеурочной деятельности   Федерального   компонента   государственного   образовательного стандарта   второго   поколения   начального   и   основного   общего   образования. Программа   переработана,   дополнена   и   адаптирована   учителем   Н.А.   Яковлевой   в соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В основу авторской   программы   внеурочной   деятельности   художественно­   эстетического направления   положены   идеи   и   положения   Федерального   государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепция духовно­ нравственного развития и воспитания личности гражданина России.       Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё   более  стремятся   к  универсализации,  но   универсализм   реализуется   только  как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно­нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание   этнокультурных   традиций,   к   которым   человек   принадлежит   по   своему происхождению, является важным моментом в его духовно­нравственном развитии и воспитании.        Носителями   культурных   ценностей   и   традиций   являются   народы   России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество.   Уходящее   корнями   в   древность,   именно   оно   связывает   прошлое   и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть». Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к народным   традициям;   расширение   их   представлений   о   культуре   русского   народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.   Задачи программы:  Знакомство  учащихся  с праздниками,  традициями  и  ремёслами  семейских  и казаков края, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со времён Петра I) ;     Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм семейских и казаков Забайкалья;   Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;   Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного вкуса;  Формирование чувства национального достоинства.  Ценностные ориентиры курса.        В   современных   условиях   необычайно   возросла   необходимость   обращения   к духовному   наследию   нашего   народа,   тем   богатствам   народной   культуры,   изучать которые   –   первостепенная   задача   в   нравственном   и   патриотическом   воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память   поколений,   запечатлена   душа   народа.   Воспитание   полноценной   личности, развитие   нравственного   потенциала,   эстетического   вкуса   детей   и   подростков невозможно,   если   мы   будем   говорить   об   этом   абстрактно.   Лучшие   качества национального   характера:   уважение   к   своей   истории   и   традициям,   любовь   к Отечеству   в   целом   и   к   малой   родине   в   частности,   целомудрие,   скромность, врождённое   чувство   прекрасного,   стремление   к   гармонии   –   всё   это   являют   нам творения народных умельцев.      Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была   красивым,   звучным   словосочетанием,   а   определяла   внутреннюю   сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в   яркой,   образной   форме   патриотические   темы,   идеи?   Здесь,   очевидно,   нужен комплексный,   системный   подход   к   решению   задач   нравственно­эстетического, патриотического воспитания.      Курс «Традиции и обряды семейских и  казаков Забайкальского края» раскрывает перед     школьниками   яркий   спектр   народной   культуры,   рождает   эмоциональные реакции, чувство   удивления и восторга   красотой  русского  народного искусства  в разных   его   проявлениях.   Дети   принимают   участие   в   подготовке   и   проведении народных   календарных   праздников,   знакомятся   с   основными   религиозными праздниками   и   обрядами   семйских   и   казачества,   изучают   разнообразные   ремесла русского народа в Забайкалье. Организация данной деятельности направлена на: 1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней. 2. Целесообразное   использование   мыслительных   операций   (анализ,   сравнение, обобщение, сопоставление и др.). 3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов. 4. Воспитание   нравственных   ценностей,   толерантности,   правильных   оценок событий. 5. Формирование интереса к народному творчеству. 6. Воспитание патриотизма и гражданственности. 7. Развитие эстетического вкуса.  Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).   4. Предполагаемые результаты реализации программы. К концу срока обучения учащиеся должны: Иметь   четкие   представления   о   быте   русского   народа   (семейских   и  казаков)   в   различные   времена,   уметь   сравнивать,   выделять   отличительные   черты жизни, быта семейских и казаков в Забайкальском крае, Красночикойском районе;  игры семейских и казаков; Знать  народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы,   Осознавать необходимость духовно­ нравственного развития человека. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива       В результате освоения программы факультатива «Традиции семейских и казаков Забайкалья»   формируются   следующие   личностные   результаты,   соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: 1. Принятие   и   освоение   традиций,   ценностей,   форм   культурно­исторической, социальной и духовной жизни своей страны. 2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма. 3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России. 4. Формирование   нравственных   ценностей,   толерантности,   правильных   оценок событий, происходящих в окружающем мире. Особенности содержания факультатива  Содержание   данной   программы   внеклассной   деятельности   школьников       подчиняется следующим принципам: 1. Личностно­ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника); 2. Природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения   психологическим   возможностям   и   особенностям   детей   школьного возраста); 3. Педоцентризм   (отбор   содержания   обучения,   адекватного   психолого­ возрастным   особенностям   детей,   знаний,   умений,   универсальных   действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка); 4. Культуросообразность   (познание   лучших   объектов   культуры   их   сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка). 3. Содержание программы 1. Одежда. Традиционный костюм, обувь семейских и казаков Одежда. 11ч Традиционный костюм, обувь семейских и казаков. Жилище. Русская изба и казачьи хоромы. Палаты. Терем. Традиционная семейская и казачья кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа. 2. Жилище. Семейская изба и казачь хаты. Палаты. Терем 10ч. Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки, быт. Усадьба. Казачьи «особняки». Быт богатой  семьи. Гулянья и праздники. Литературно­музыкальные вечера. 3. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.5ч. Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе. Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Что такое блины? Пироги. 4. Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды..5ч Зимушка­зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси   и   в   Забайкалье.   Весна­веснянка.   Масленица.   Великий   пост.   Пасха.   Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. 5. Учёба. Школа 3ч Формы   занятий: беседы,   игры,   просмотр   кинофильмов,   презентаций,   творческие конкурсы,   праздники,   экскурсии,   участие   в   проведении   национально­культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий. 2. Учебно – тематический план  № п/п Тема занятия Кол­во часов Универсальные учебные действия Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр Развитие познавательного  интереса и мотивации; познакомить с особенностями  крестьянской одежды; сравнить одежду бояр и  традиционную крестьянскую  одежду; ознакомить с элементами  старинного русского костюма,  его функциональным  характером. 1 2 3 4 5 6 7 Знакомство с общим  содержанием курса Функциональный характер  одежды в старину. Рубашка, сарафан у женщин. Роль орнамента­оберега  (вышивка). Солнце, дерево, конь, вода –  источники жизни, символы добра  и счастья. 1 1 1 1 1 Особое значение пояса (кушака). 1 Головные уборы девушек,  женщин. Украшения. 1 8 9 10 11 Мужская одежда у крестьян. Крестьянская обувь Одежда и обувь у бояр Одежда боярынь и барышень 1 1 1 1 Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. 12­13 Русская изба. Хозяйственный  двор, постройки. Элементы избы. Продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные  постройки); Показать особенности боярских  хором, сравнить с крестьянской  избой. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Оценить достоинства  традиционной русской кухни; 1 Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий» Познакомить с рецептами  приготовления простейших  русских блюд и напитков. Пословицы и поговорки о хлебе 1 Мясные и постные кушанья. Щи,  похлёбки. Что такое блины? Пироги. Взвары, варенья, соленья, мёд. 1 1 1 2 1 2 1 1 1 Особая роль печки. Курная изба. 1 Освещение в крестьянских избах. 1 17­18 Крестьянская утварь, мебель,  сделанная своими руками. Красный угол Иконы Боярский терем и боярские  палаты 14 15 16 19 20 21 22 23 24 25 26 Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды. Разучить несколько наиболее  известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) Быт крестьянской семьи Быт городской семьи Зимние забавы Летние забавы Именины 1 1 1 1 1 Учёба. Школа. 27 28 29 30 31 32 Письменные принадлежности,  чернила. Береста и бумага. 33 Школы при церквях и  монастырях. 34 Учебные предметы и учебные  книги. Сравнить учебу детей в старину  с современной школой; Букварь – «Азбуковник» и  современные учебные книги. 1 1 1 5.   Отчёты   факультатива  планируются   или   в   виде   открытых   занятий,   или   как выставок   рисунков,   выступлений   на   праздниках,   отчётах   школы.   В  течение     года должны пройти викторины, выставки, конкурсы. Вместе   с   тем   планируется работа   ребят   в   проектах   по   оформлению   школы,   классов,   лагеря   дневного пребывания, занятия детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники, в дни  зимних каникул дети принимают участие в массовых играх на льду, катания на санках, лыжах с горки. В мероприятия воспитательного характера  входят подготовка и помощь в  оформление зала к отчётным концертам. Самостоятельная работа по созданию  эскизов, набросков. 6. Методические рекомендации. С   первых   занятий   очень   важно   заинтересовать   детей,   вызвать   у   них   желание заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые помогут решить поставленные задачи.   На   занятиях   используются   игры   и   игровые   приемы,   которые   создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.  Частично­поисковый   метод   направлен   на   развитие   познавательной   активности   и самостоятельности.   Он   заключается   в   выполнении   небольших   заданий,   решение которых   требует   самостоятельной   активности   (работа   со   схемами,   привлечение воображения и памяти). Метод   проблемного   изложения   направлен   на  активизацию   творческого   мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений. Большое   внимание   уделяется   творческим   работам.   Это   позволяет   соединить   все полученные   знания   и   умения   с   собственной   фантазией   и   образным   мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. 7.Описание материально­технического обеспечения программы. № Наименование Кол­во 1 1 2 3 4 Агапова   И.А. Волгоград ,«Учитель», 2008 – 269с.   «Фольклорные   праздники   в   школе». Свистунов  И.И. «Таёжный  Чикой»:  сборник  стихов –  Красный 1 Чикой, 2008. – 169с. Свистунов   И.И.   Чикойский   монастырь.   –   Чита:   Экспресс   – издательство, 205с, ил. 1 Свистунов   И.И.   жемчужина   Чикоя.   –   Чита:   Экспресс   – 1 издательство, 328с. 5 6 Свистунов   И.И.   Командир   эскадрона.   –   Чита:   Экспресс   – издательство, 2012­ 392с.. 1 Забылин   М.   Русский   народ.   Полная   иллюстрированная 1 энциклопедия.   Праздники,   обряды,  обычаи.   –  М.:   издательство Эксмо, 2005. – 256с. Интернет­ресурсы.

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"

Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2019