Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Оценка 4.8
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
7 кл
13.05.2019
Программа составлена на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования. Программа переработана, дополнена и адаптирована учителем Н.А. Яковлевой в соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В основу авторской программы внеурочной деятельности художественно- эстетического направления положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ФАКУЛЬ СЕМЗАБ.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УРЛУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено»
Руководитель УВЦ:
Шелопугина Н.С.
/_________/
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МОУ Урлукская СОШ
Фёдорова И.В./__________/
«Утверждаю»
Директор МОУ Урлукская
СОШ
Семёнова О.В. /____________/
Протокол № ___ от
«__»_____________20___г.
«__»____________20___г.
Приказ № ___ от
«__»_______________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
_______________________________________________
(тип программы: ориентированные на достижение результатов определённого уровня
по конкретным видам внеурочной деятельности)
______________________факультатив
________________________
_
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
______
_ « Традиции и обряды семейских и казаков Забайкалья
» ________________
(наименование)
___________________1 год____________________________
(срок реализации программы)
1213 лет
_______________________
______________Яковлева Нина Александровна
_ ________________
(возраст обучающихся)
(Ф.И.О. учителя, составителя)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от
«__»____________20___ г. 2018 2019 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы по внеурочной
деятельности Федерального компонента государственного образовательного
стандарта второго поколения начального и основного общего образования.
Программа переработана, дополнена и адаптирована учителем Н.А. Яковлевой в
соответствии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В основу
авторской программы внеурочной деятельности художественно эстетического
направления положены идеи и положения Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и Концепция духовно
нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества
всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как
единство разнообразия культур. Без опоры на духовнонравственные ценности своей
Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему
происхождению, является важным моментом в его духовнонравственном развитии и
воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России.
Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того,
сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное
творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и
будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения.
Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда
сопрягается с понятием «совесть». Цель программы: приобщение детей к народному творчеству; привитие любви к
народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа;
развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Задачи программы:
Знакомство учащихся с праздниками, традициями и ремёслами семейских и
казаков края, со старинным русским бытом и новым русским бытом (со
времён Петра I) ;
Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному
творчеству, обычаям, традициям, к народным играм семейских и казаков
Забайкалья;
Воспитание толерантности, чувства патриотизма и гражданственности;
Развитие познавательных интересов, внутренней мотивации и художественного
вкуса;
Формирование чувства национального достоинства.
Ценностные ориентиры курса.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к
духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать
которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании
молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая
память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности,
развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков
невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно. Лучшие качества
национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к
Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам
творения народных умельцев.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто
была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность
молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие
в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен
комплексный, системный подход к решению задач нравственноэстетического,
патриотического воспитания.
Курс «Традиции и обряды семейских и казаков Забайкальского края» раскрывает
перед школьниками яркий спектр народной культуры, рождает эмоциональные
реакции, чувство удивления и восторга красотой русского народного искусства в
разных его проявлениях. Дети принимают участие в подготовке и проведении
народных календарных праздников, знакомятся с основными религиозными
праздниками и обрядами семйских и казачества, изучают разнообразные ремесла
русского народа в Забайкалье.
Организация данной деятельности направлена на:
1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий,
обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение,
обобщение, сопоставление и др.).
3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных
процессов.
4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок
событий.
5. Формирование интереса к народному творчеству.
6. Воспитание патриотизма и гражданственности.
7. Развитие эстетического вкуса.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю).
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
К концу срока обучения учащиеся должны:
Иметь четкие представления о быте русского народа (семейских и
казаков) в различные времена, уметь сравнивать, выделять отличительные черты
жизни, быта семейских и казаков в Забайкальском крае, Красночикойском районе;
игры семейских и казаков;
Знать народные праздники, промыслы, песни, загадки, пословицы, танцы,
Осознавать необходимость духовно нравственного развития человека.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
факультатива
В результате освоения программы факультатива «Традиции семейских и казаков
Забайкалья» формируются следующие личностные результаты, соответствующие
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования:
1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурноисторической,
социальной и духовной жизни своей страны.
2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
народов России. 4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок
событий, происходящих в окружающем мире.
Особенности содержания факультатива
Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников
подчиняется следующим принципам:
1. Личностноориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка;
создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
2. Природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств
обучения психологическим возможностям и особенностям детей школьного
возраста);
3. Педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого
возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий,
наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации
ребёнка);
4. Культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы
народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной
и внеучебной деятельности ребёнка). 3. Содержание программы
1. Одежда. Традиционный костюм, обувь семейских и казаков Одежда. 11ч
Традиционный костюм, обувь семейских и казаков. Жилище. Русская изба и казачьи
хоромы. Палаты. Терем. Традиционная семейская и казачья кухня. Пища. Продукты
питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
Учёба. Школа.
2. Жилище. Семейская изба и казачь хаты. Палаты. Терем 10ч.
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки, быт. Усадьба. Казачьи «особняки». Быт
богатой семьи. Гулянья и праздники. Литературномузыкальные вечера.
3. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.5ч.
Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Что такое блины? Пироги.
4. Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды..5ч
Зимушказима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на
Руси и в Забайкалье. Веснавеснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
5. Учёба. Школа 3ч
Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, презентаций, творческие
конкурсы, праздники, экскурсии, участие в проведении национальнокультурных
праздников, встречи с представителями творческих профессий.
2. Учебно – тематический план
№ п/п
Тема занятия
Колво
часов
Универсальные учебные
действия
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр
Развитие познавательного
интереса и мотивации;
познакомить с особенностями
крестьянской одежды;
сравнить одежду бояр и
традиционную крестьянскую
одежду;
ознакомить с элементами
старинного русского костюма,
его функциональным
характером.
1
2
3
4
5
6
7
Знакомство с общим
содержанием курса
Функциональный характер
одежды в старину.
Рубашка, сарафан у женщин.
Роль орнаментаоберега
(вышивка).
Солнце, дерево, конь, вода –
источники жизни, символы добра
и счастья.
1
1
1
1
1
Особое значение пояса (кушака). 1
Головные уборы девушек,
женщин. Украшения.
1 8
9
10
11
Мужская одежда у крестьян.
Крестьянская обувь
Одежда и обувь у бояр
Одежда боярынь и барышень
1
1
1
1
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
1213 Русская изба. Хозяйственный
двор, постройки.
Элементы избы.
Продемонстрировать устройство
крестьянской избы (печь, полати,
лавки, клеть, сени, крестьянский
двор и хозяйственные
постройки);
Показать особенности боярских
хором, сравнить с крестьянской
избой.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Оценить достоинства
традиционной русской кухни;
1
Хлеб – главный продукт питания,
«дар Божий»
Познакомить с рецептами
приготовления простейших
русских блюд и напитков.
Пословицы и поговорки о хлебе 1
Мясные и постные кушанья. Щи,
похлёбки.
Что такое блины? Пироги.
Взвары, варенья, соленья, мёд.
1
1
1
2
1
2
1
1
1
Особая роль печки. Курная изба. 1
Освещение в крестьянских избах. 1
1718 Крестьянская утварь, мебель,
сделанная своими руками.
Красный угол
Иконы
Боярский терем и боярские
палаты
14
15
16
19
20
21
22
23
24
25
26 Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.
Разучить несколько наиболее
известных игр (горелки, жмурки,
прятки, лапта)
Быт крестьянской семьи
Быт городской семьи
Зимние забавы
Летние забавы
Именины
1
1
1
1
1
Учёба. Школа.
27
28
29
30
31
32
Письменные принадлежности,
чернила. Береста и бумага.
33 Школы при церквях и
монастырях.
34
Учебные предметы и учебные
книги.
Сравнить учебу детей в старину
с современной школой;
Букварь – «Азбуковник» и
современные учебные книги.
1
1
1
5. Отчёты факультатива планируются или в виде открытых занятий, или как
выставок рисунков, выступлений на праздниках, отчётах школы. В течение года
должны пройти викторины, выставки, конкурсы.
Вместе с тем планируется
работа ребят в проектах по оформлению школы, классов, лагеря дневного
пребывания, занятия детей на воздухе, на открытой площадке в майские праздники, в
дни зимних каникул дети принимают участие в массовых играх на льду, катания на
санках, лыжах с горки.
В мероприятия воспитательного характера входят подготовка и помощь в
оформление зала к отчётным концертам. Самостоятельная работа по созданию
эскизов, набросков.
6. Методические рекомендации. С первых занятий очень важно заинтересовать детей, вызвать у них желание
заниматься. Для этого следует тщательно продумать методические приемы, которые
помогут решить поставленные задачи.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают
непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Частичнопоисковый метод направлен на развитие познавательной активности и
самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение
которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение
воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления,
переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все
полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением,
формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
7.Описание материальнотехнического обеспечения программы.
№ Наименование
Колво
1
1
2
3
4
Агапова И.А.
Волгоград ,«Учитель», 2008 – 269с.
«Фольклорные праздники в школе».
Свистунов И.И. «Таёжный Чикой»: сборник стихов – Красный
1
Чикой, 2008. – 169с.
Свистунов И.И. Чикойский монастырь. – Чита: Экспресс –
издательство, 205с, ил.
1
Свистунов И.И. жемчужина Чикоя. – Чита: Экспресс – 1 издательство, 328с.
5
6
Свистунов И.И. Командир эскадрона. – Чита: Экспресс –
издательство, 2012 392с..
1
Забылин М. Русский народ. Полная иллюстрированная
1
энциклопедия. Праздники, обряды, обычаи. – М.: издательство
Эксмо, 2005. – 256с.
Интернетресурсы.
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Программа факультативного курса "Традиции и обряды семейских Забайкалья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.