Выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Там же, в Москве, родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (1835-1881), ставший позднее основателем Московской консерватории. Первые уроки фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень музыкальна, а в 1837-1842 годах с мальчиком, подающим большие надежды, безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которого Рубинштейн называл своим вторым отцом.
РУБИНШТЕЙН Антон Григорьевич (18291894)
Выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и
музыкальнообщественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября
1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Происходил из
небогатой еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его
переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Там же, в
Москве, родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (18351881),
ставший позднее основателем Московской консерватории. Первые уроки
фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень
музыкальна, а в 18371842 годах с мальчиком, подающим большие надежды,
безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которогоРубинштейн называл своим вторым отцом. Тринадцати лет Антон
Рубинштейн закончил свои уроки музыки и больше на фортепиано уже не
учился ни у кого. Десятилетним мальчиком он дал свой первый концерт в
Москве, а в 18401843 годах с триумфом концертировал в европейских
городах. Уже в эти годы были изданы его первые музыкальные сочинения.
В 1844 году мать Рубинштейна, взяв с собой Антона и младшего сына
Николая, поехала в Берлин с целью дать детям серьезное музыкальное
образование. Там оба брата стали заниматься теорией музыки у З.Дена. До
1848 года Антон Рубинштейн жил за границей (Берлин, Вена), встречался с
Ф.Мендельсоном и впоследствии с Ф.Листом, оказавшими влияние на
формирование его творческой личности. В 1848 году он возвратился в
Россию и благодаря покровительству великой княгини Елены
Павловны поселился в Петербурге, выступал как пианист и дирижёр
(главным
произведениями).
собственными
образом
с
В 1850 году А.Г. Рубинштейн написал свою первую оперу "Куликовскаябитва" ("Дмитрий Донской"), в 1851 году 2ю симфонию ("Океан"). В 1854
1858 годах он вновь жил за границей, концертировал в странах Западной
Европы, завоевав славу одного из величайших пианистов современности. С
этого времени началась его широкая концертная деятельность. За рубежом
были окончены и исполнены оратория "Потерянный рай" (1856), вокальный
цикл
(1854).
"Персидские
песни"
По возвращении в Россию (1858) Рубинштейн занялся музыкально
общественной деятельностью. В 1858 году по его инициативе и под его
руководством была организована Певчая академия, а в 1859 году Русское
музыкальное общество. Рубинштейн вошёл в состав дирекции, участвовал в
качестве дирижёра и пианиста во всех концертах общества, возглавил
открытые обществом в 1862 году в Петербурге первые в России
Музыкальные классы (в 1873 году получившие название Консерватории). В
18621867 годах Рубинштейн был профессором и первым директором
Консерватории. Эта работа осложнялась столкновениями с придворными
кругами, а также острой борьбой с А.Н. Серовым, В.В. Стасовым и членами"Могучей кучки" по вопросу о роли национального начала и значения
профессионального музыкального образования в развитии русского
искусства.
музыкального
В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейнапианиста, но
интенсивной оставалась композиторская деятельность: он написал оперу
"Фераморс" (1862), 4й концерт для фортепиано с оркестром (1864). В 1867
году А.Г. Рубинштейн ушёл из консерватории и Русского музыкального
общества. В конце 1860х годов он на некоторое время сблизился с
композиторами "Новой русской музыкальной школы". Возобновилась его
интенсивная пианистическая деятельность. Среди произведений этих лет
лучшая опера "Демон" (1871, была запрещена театральной цензурой, затем
поставлена с большим успехом в 1875 году в Петербурге и в 1879 году в
Москве).
В начале 1870х годов Рубинштейн совершил концертную поездку по многим
городам Европы, везде имея оглушительный успех. Был художественнымруководителем и главным дирижёром Общества друзей музыки в Вене (1871
1872), а затем вместе со скрипачом Г. Венявским успешно выступал в США
(18721873).
Вернувшись в Россию, Рубинштейн поселился на своей даче в Петергофе,
отдавшись композиции. В сезоне 18821883 года он был приглашен
дирижировать симфоническими концертами Русского музыкального
общества, но кульминацией его концертной деятельности были грандиозные
по масштабам Исторические концерты (18851886) в крупнейших городах
Европы, в которых он дал картину эволюции фортепианной музыки от её
истоков до произведений современных русских композиторов.
В 1887 году возобновилась активная музыкальнообщественная деятельность
Рубинштейна. Он вновь возглавил Петербургскую консерваторию, вёл класс
фортепиано, прочел (дважды) курс лекцийконцертов по истории
фортепианной музыки, вызвавший огромный интерес у русских музыкантов,
дирижировал концертами Русского музыкального общества, выступил спроектом организации в стране всеобщего музыкального воспитания,
настаивал на открытии государственных консерваторий, добился нового
помещения для Петербургской консерватории. В 1889 году в Санкт
Петербурге был торжественно отпразднован полувековой юбилей
артистической деятельности А.Г. Рубинштейна, а император Александр III по
ходатайству петергофских жителей присвоил композитору звание Почетного
Петергофа.
гражданина
Вторичный уход из консерватории (1891) был вызван травлей, которой
подверглась деятельность Рубинштейна со стороны реакционной прессы, и
главным образом осознанием невозможности осуществления широких
музыкальнопросветительских планов в условиях царской России. Последние
годы жизни (18911894) А.Г. Рубинштейн провёл преимущественно в
Дрездене; изредка выезжал в другие города на благотворительные концерты,
занимался литературной, педагогической и композиторской работой.
Создатель русской пианистической школы А.Г. Рубинштейн умер 8 (20)ноября 1894 года на своей даче в Старом Петергофе (ныне Петродворец),
лишь несколько дней не дожив до своего 65летия. Похоронили музыканта в
Петербурге, на Никольском кладбище АлександроНевской лавры, однако в
1938 году прах его был перенесен в Некрополь мастеров искусств
(Тихвинское кладбище). На новом постаменте (арх. В.Э. Митник, 1938)
установили старый, еще прижизненный, бюст композитора (ск. Б.Реймер,
1889). Могила А.Г. Рубинштейна находится на Композиторской дорожке,
Мусоргского.
напротив
могил Бородина и
Как виртуозпианист, он не имел соперников. Число его сочинений достигло
119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных произведений и
романсов. В 2005 году был торжественно открыт памятник А.Г. Рубинштейну
в Петергофе, где композитор проживал многие годы.АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ РУБИНШТЕЙН
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН (18291894) – выдающийся пианист и
композитор с мировой известностью. Занимался у прославленных педагогов:
А. Виллуана (фортепиано) и З. Дена (теория композиции). Впервые выступил
в публичном концерте как пианист в десятилетнем возрасте (1839).
Концертировал в России и в Европе, приобрел известность блестящего
виртуоза наравне с Листом. Вошел в историю русской музыкальной культуры
как создатель первого в России высшего музыкального учебного заведения –
Петербургской консерватории.
Рубинштейн был назначен первым
артистическим директором РМО в 1862 – 1867 годы. Повторно вернулся на
этот пост в 1887 – 1891 годы.
В 18851886 годы прославился как исполнитель уникального цикла
исторических концертов, отразивших историю фортепианной музыки за два
века.А. Г. Рубинштейн.
"Россия".Симфони
ческое
произведение для
оркестра. (На
открытие
выставки
в
Москве). 1882. Тит
ульный лист и
страница
партитуры
Автор четырнадцати опер («Демон» и др.),
ораторий,
сочинений
(«Персидские песни», романс «Ночь» и др.), пять
фортепианных концертов, фортепианные миниатюры.
вокальных
симфоний,
Научная музыкальная библиотека Санкт
Петербургской консерватории хранит в своих фондах
значительное количество материалов, связанных с
именем А. Г.Рубинштейна. Это ноты и книги из его
личной библиотеки, подаренной Консерватории в 1891
году, автографы его музыкальных произведений,
переписка, материалы его родственников, фотографии и
другие документы.
Рукописи и печатные издания с автографами
хранятся в настоящее время в Отделе рукописей
библиотеки. Интересны издания с дарственными
надписями: К. СенСанса, Ч. Франка, Э. Лало, С.Танеева и т. д. Из нотных автографов самого Рубинштейна отметим до сих
пор не изданную рукопись «Увертюры к открытию здания Консерватории в
Петербурге» (1894). В библиотеке хранится свыше четырехсот писем А. Г.
Рубинштейна к двенадцати адресатам и письма к нему от двадцати трех
корреспондентов.
Ценные экспонаты, связанные с жизнью и деятельностью композитора
(скульптурные и живописные изображения, фотографии, личные вещи)
хранятся также в Музее истории Консерватории.Письмо А. Г. Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 4 июля 1862 г. из Копенгагена.
О приглашении преподавателей
В. А. Кологривов (18271875)
музыкальный деятель,
виолончелистлюбитель, один из
основателей РМО,
первый инспектор консерватории.
Портрет работы К. Е. Маковского
«Полный несокрушимой энергии человек инициативы, … он
[Кологривов] предался делу учреждения и организации Музыкального
общества со всем пылом души. Он был человек почина, Я называю так людей,
которые могут двинуть какоето дело».Письмо А. Г.
Рубинштейна
В. А. Кологривову
от 12 ноября 1861
г.
из Санкт
Петербурга.
Об утверждении
Устава
консерватории
Дом Демидова
первое здание, в
А. Рубинштейн
В предоставленных Августейшей Покровительницей
– Великой княгиней Еленой Павловной помещениях
Михайловского дворца проходили занятия музыкальных
классов РМО: желающие могли посещать классы теории
музыки, пения, хорового искусства, фортепиано,
скрипки, виолончели. Рубинштейн с удовлетворением
отмечал, что «ученики и ученицы всех положений,
средств и возрастов заполнили эти классы». Оставался
один шаг до создания высшего музыкального
учреждения – Консерватории. (Он был сделан в
сентябре 1861 года).
8/20 сентября 1862 года во флигеле дома Григория
Демидова на углу Мойки и Демидова переулкаторжественно открылась первая русская Консерватория. Программную речь
произнес Антон Рубинштейн.
«Дирекция Русского музыкального общества будет постоянно озабочена
успешным ходом распорядительной части, касающейся до консерватории, а
гг. профессоры и преподаватели, известные своими заслугами, а многие
многие даже приобретшие знаменитость всей Европе будут стараться из
учеников образовать учителей; главная же ответственность, главный долг
лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их
родителям, да, главная ответственность в оправдании столь большого
доверия правительства к этому предприятию лежит на
учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы
не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему
совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе.
Как истинными художниками,только тогда они будут в состоянии
приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь ихобразователям,
Покровительницы и заботы Дирекции…
оправдать доверие Правительства,
благосклонность
Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем
стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно
должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к
музыкальному искусству,
будемте смиренными и неутомимыми
служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает
человека… Итак, с соизволения Правительства и Покровительницы и с
согласия Дирекции я имею честь объявить консерваторию Русского
музыкалього общества открытой.»
Из речи А. Рубинштейна
на открытии Консерватории 8 сентября 1862А. Г. Рубинштейн. Скульптурный
портрет работы Р. Баха
"Фауст". А. Г. Рубинштейна.
Музыкальнохарактеристическая
картина для оркестра. Нотный
автограф из альбома Г. А.
Демидова, Инспектора
Консерватории, коллекционераОбложка
Каталога
сочинений А. Г.
Рубинштейна,
изданного Б.
Зенфом,
издателем А. Г.
Рубинштейна,
к 50летию его
творческой
деятельности, с
дарственной
Огромно
композиторское
наследие
Рубинштейна. Оно включает оперы – светские и
духовные, симфонии и симфонические увертюры,
картины, поэмы, фортепианные концерты и
романсы, инструментальные пьесы и ансамбли.
«А. Г. Рубинштейн полагал, что сочинение
музыки – основное и наиболее важное дело его
жизни. История рассудила поиному, поставив на
первые места его исполнительское искусство и
организаторскую деятельность».надписью Б.
Зенфа П. Л.
Петерсону и
записью
библиотекаря
Консерватории:
"Дар
П.Л.Петерсона.
24 мая 1892 "
Калерия
Христофоровна
«Связи Рубинштейна с Германией были по
особому тесными. Мать Рубинштейна Калерия
Христофоровна была уроженкой Прусской
Силезии, и немецкий язык в семье был
употребим наряду с русским. Обширная
переписка Рубинштейна с горячо любимой
матерью – на немецком языке … БольшойРубинштейн, мать
А.Г.Рубинштейна.
Слепок с руки
Фото
А.Г. Рубинштейна,
выполненный
М. А. Чижовым
А.Г.Рубинштейн.
Увертюра к открытию
здания Консерватории.
1894 г.
Титульный лист.
Автограф
отрадой для Рубинштейна было общение с
Мендельсоном и Мейербером».
«Для русской публики благодаря
Рубинштейнупианисту изменился мир. Полагаю,
это не преувеличение. Игра Рубинштейна была
таким огромным переживанием,
таким
потрясающим впечатлением для тысяч
современников, что их восприятие жизни, их
эмоциональная память навсегда вобрали в себя
рубинштейновский флюид».
событием
стала
Важнейшим
в
истории
Консерватории
договоренность
Рубинштейна с властями о передаче здания
бывшего Большого Театра в собственность
Консерватории. «1го января 1889 г. А.Г.Рубинштейн получил … радостную весть – телеграмму, сообщавшую, что
Государь Император [Александр III] по ходатайству Великой Княгини
[Елены Павловны], пожаловал для СПб Консерватории здание Большого
Театра».
До открытия нового здания Консерватории, построенного под
руководством архитектора В. Николя, Рубинштейн не дожил, но успел
написать Увертюру, которая была исполнена на торжествах.
Запись А.Г. Рубинштейна: "Не в
жизни искусство, а в искусстве
Торжественное открытие
памятника
жизнь". Автограф
А.Г. Рубинштейну в фойе Большогозала Консерватории 14 ноября 1904
г. Фотография
АНТОН РУБИНШТЕЙН.
Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН – российский композитор XIX века –
эпохи романтизма, пианиствиртуоз, дирижёр, музыкальный педагог.Его произведения занимают почётное место среди классических образцов
русского музыкального искусства. Как пианист он также стоит в ряду
величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён.
Стал первым композитором, в творчестве которого сочинения для
фортепиано заняли одно из ведущих мест.Основоположник профессионального музыкального образования в России.
Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская
консерватория. Среди его учеников – Пётр Ильич Чайковский. Старший брат
пианиста Николая Рубинштейна.
Николай и Антон Рубинштейн.Неиссякаемая энергия и трудолюбие позволяли Рубинштейну успешно
совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и
музыкальнопросветительскую деятельность.
Антон Григорьевич Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне
Выхватинец Подольской губернии. Он происходил из небогатой еврейской
купеческой семьи. Игре на фортепиано начал обучаться под руководством
матери, а затем – в 7 лет стал учеником пианиста А.И.Виллуана. Впервые на
публике он выступил в 10 лет в Москве.
Свою музыкальную карьеру Рубинштейн начал как многие вундеркиндысередины XIX века, совершив со своим учителем концертное турне по
крупным городам Европы в 184043 годах. В Париже он познакомился с
Фредериком Шопеном и Ференцем Листом. В Лондоне был тепло принят
королевой Викторией. В эти же годы были изданы его первые сочинения.
С 1844 года 15летний начинающий композитор жил и работал за границей,
где занимался по теории музыки у З.Дена, общался с Ф.Мендельсоном и
Ф.Листом, которые оказали весьма заметное влияние на формирование
творческой личности композитора.