Урок русского языка

  • Работа в классе
  • doc
  • 18.07.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка по учебно – методическому комплекту «Гармония», 3 класс. Урок-открытие. Тема: Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных? Цель: • формировать умение обосновывать написание безударных окончаний имён прилагательных. Задачи: Образовательные: • совершенствовать знания об имени прилагательном Развивающие: • развивать речь учащихся, активизировать словесно – логическое мышления; • развивать устойчивость внимания, орфографическую зоркость, каллиграфический навык письма; Воспитывающие: • воспитание любви к русскому языку; • товарищества, взаимопомощи.
Иконка файла материала Урок русского языка по учебно.doc
Урок  русского  языка  по  учебно – методическому  комплекту  «Гармония», 3   класс. Урок­открытие. Тема:  Как  не  ошибаться  в  безударных  окончаниях  имён               прилагательных? Цель:  формировать  умение  обосновывать  написание  безударных  окончаний    имён   прилагательных. Задачи: Образовательные:  совершенствовать  знания  об  имени  прилагательном Развивающие:   развивать  речь  учащихся, активизировать  словесно – логическое  мышления;  развивать устойчивость  внимания, орфографическую  зоркость,  каллиграфический  навык  письма; Воспитывающие:    воспитание любви  к  русскому  языку;  товарищества,  взаимопомощи.   Оборудование:   плакат   со  стихотворением  А. С. Пушкина;   таблица «Признаки имени   прилагательного»;   учебник  «К  тайнам  нашего  языка» /под ред.  М. С. Соловейчик, Н. С.   Кузьменко/   С. И. Ожегов  «Словарь  русского  языка»;  карточки  ­  задания  для  самостоятельной  работы.                                               Ход  урока. I. Организационный   момент.                 Прозвенел  звонок.                 Начинается  урок.                 Проверь  дружок,                 Готов  ли  ты  начать  урок?                 Всё  ль  на  месте,  всё  ль  в  порядке:                  Книжка,  ручки  и  тетрадки? Тихо  сели  девочки,  тихо  сели  мальчики. II.Целевая  установка. ­Ребята!  Сегодня  наш  урок  будет  необычным.   ­Давайте  улыбнёмся,  друг  другу  и  настроимся  на  работу./  головки   положили  на  парты,  глаза  закрыли/ Сядьте  удобно,  итак Я  в  школе  на  уроке Я  радуюсь  этому Внимание  моё  растёт Память  моя  крепкаГолова  мыслит  ясно Я  готов  к  работе Я     работаю! III.Введение  в  тему  урока.    ­Откройте  глазки,  посмотрите  на меня  и  послушайте  стихи  А. С. Пушкина На  доске:   О,  сколько  нам  открытий  чудных          Готовит  просвещенья  дух,                     И  опыт – сын  ошибок  трудных,                     И  гений ­  парадоксов  друг. ­Как  вы  думаете,  почему  мы  начали  урок  с  этих  строк? Д.­/Нам  предстоит  сделать  открытия.  Мы  узнаем  что – то  новое./ ­Да вам  предстоит  сегодня  сделать  несколько  открытий.  Вы  будете    учёными,  которые  исследуют  и  объясняют  настоящее,  связывают  настоящее  с   прошлым,  делают  открытия  и  познают  новое. ­ Исследуйте  данное  предложение. Значение,  каких  слов  вам  непонятно. ­Обратимся  к  толковому  словарю  стр.245              ­Тогда  на  помощь  нам  приходит  «Словарь русского  языка»  С. И. Ожегова   выясним  значения  этих  слов. Просвещенье – распространение  знаний, образования Парадокс ­  мнение,  которое  противоречит  общепринятому. Гений ­  человек,  обладающий  талантом,  высокой  творческой  способностью. Итак,  на  уроке  нам  предстоит  узнать  много  нового,  сделать  открытия. Откроем  тетради. Тетрадь  наклоном  положу,             Ручку  правильно  держу.             Сяду  прямо,  не  согнусь,             За  работу  я  возьмусь. Запишем  дату  сегодняшнего  урока. IV. Повторение  знаний  об  имени  прилагательном.     а) ­ А  теперь,  друзья  внимание  у  меня  к  вам  первое  задание. О  чём  идёт  речь  в  этом  стихотворении? Со  мною  ваша  речь  красива  и  точна Когда  же  нет  меня ­  она,  увы,  бедна. Людей,  зверей,  мир  чувств,  понятий,  вещь  любую Соцветьем  дивных  слов  легко  определю  я! ­Что  же  это  за  дивное  слово? /  Это  имя  прилагательное/    б)  Повторение  признаков  имени  прилагательного. ­Откроем  признаки  этого  дивного  соцветия.                                           Часть  речи Второстепенный                                           Согласуется                 член                                                с  именемкакое?                                                             существительным  какая?                какой?                    Имя  прилагательное  какие?                                признак                              род                            предмета                           число                                                                       падеж ­В  какой  морфеме  слова  находиться  грамматическое  значение? /в  окончании/ V. Чистописание  с  грамматическим  заданием. ­Для  вас  новое  испытание ­  минутка  чистописания  с  грамматическим   заданием. Помним  о  том,  что  писать  нужно  каллиграфически, правильно  соединяя  буквы. Я  продиктую  словосочетания, а вы  назовите  окончания  имён  прилагательных. Золотое  сердце Стальной  характер Живая  беседа Родные  края ­Какую  особенность данных окончаний  вы  заметили? /окончания  ударные,  т. е.  находятся  в  сильной  позиции/ ­  Мы  знаем  о  том,  что у  имён  прилагательных в  одном  и  том  же  роде  в   окончаниях  бывают  различия,  от  чего  это  зависит? /На  твёрдый  или  мягкий  звук  оканчивается  основа/ ­Запишем  остальные  родовые  окончания  имён  прилагательных VI.Грамматическая  разминка. ­Прочитай  слова: аллея       алая     алела       Алла ­лексическое  значение  слов  одинаковое? ­найдите в  словах  орфограммы ­запишите ­проанализируем  данные  слова звукобуквенный  анализ  слов /звуков  больше,  чем  букв  в  слове  « алая» звуков  меньше,  чем  букв – Алла по  количеству  слогов,  слово  Алла  лишнее,т. к.  имеет  2  слога по  ударению  делятся  на  две  группы разбор  слов  по  составу ­  что  вы  можете  сказать  о  составе  слов /Окончание  есть  во  всех  словах,  это  слова  ж. р., ед. ч./ Основа  слова  состоит  из /корня,  в  слове  алела,    есть  2  суффикса/ анализируем  как  части  речи VII.Словарная  работа.Что  такое  «аллея»,  а  какие    дороги вы  ещё  знаете Дорога Тротуар – пешеходная дорожка,  не  забывайте  об  этом,  не  нарушайте  правила   дорожного  движения! Шоссе – дорога  с  твёрдым  покрытием            ­Поставьте  данные  слова  в  форму  Д. п., П.п., Т. п.             ­Какое  слово  «особое»?             ­Как  доказывали  безударные  окончания  имён  существительных? VIII. Раскрытие  темы  урока.   1)      ­А  теперь  внимание  для  вас новое  испытание. Наш  третьеклассник  Антон  на  доске  написал  такое: Плывёт  лодка  по  реке  серое,  большое, А  на  лодке  плывут  весёлые  друзья, И  везут  они  с  собой  забавная  игра ­Наш  Антон  отошёл,  ещё  раз  он  всё  прочёл,  но  ошибок  не  нашёл. ­Чего  же  не  знал  Антон? /Он  не  знал,  что  такое  согласование/ ­Что  такое  согласование? /Это  связь  между  существительным  и  прилагательным  в  роде,  числе,  падеже/ ­А  ещё  чего  не  знал  Антон? /Окончаний  имён  прилагательных/ 2)  Главный  вопрос  урока. На  доске:  Как  не  ошибаться  в  безударных  окончаниях  имён  прилагательных? ­Мы  уже  не  раз  обсуждали  этот  вопрос.  Ответьте  на  него. /Надо  поставить  вопрос/ ­Совершенно  верно  не  хочешь  остаться  с  носом  проверяй  окончанье   вопросом! 3)  Составление  алгоритма  действия. ­Давайте,  исправим  ошибки  Антона.  Как  будем  действовать? ­Надо  найти  имя  существительное,  от  которого  зависит  имя  прилагательное ­Поставить  от  существительного  вопрос,  в  той  форме,  которой  она  требует ­По  ударному  окончанию  в  вопросе  узнаем  букву  в  окончании  прилагательного. Лодка (какая?)  серая,  большая  ( ж. р., ед. ч., И. п.) Друзья (какие?) весёлые ( мн. ч, И.п.) Игру ( какую?)  забавную ( ж. р., ед. ч., И. п.) 4) Проверим  себя  по  учебнику  стр. 265 – памятка IX. Физкультминутка.   X. Работа  по  учебнику. ­Ребята, есть  ли  в  природе  праздники? Вот  и  сегодня  праздник­  первый  день   зимы 1) стр. 100  №  241, познакомьтесь  с  отрывком  из  размышления В.  Пескова,  о   каких  праздниках  идёт  речь? ­Спиши  отрывок   и  реши  орфографические  задачи. ­ Укажи  признаки  имён  прилагательных.­Какие  орфограммы  встретились?             ­ В  чём  особенность  слова  «ледоход»?             ­Ответьте  на  вопрос  Антона. /В  речи  имя  прилагательное связано  с  именем  существительным,  т. е. согласуется   с  ним  в  роде,  числе,  падеже./ 2) тетрадь – задачник  стр.  59  №  242­ устно ­  прочитайте  строки ­относится  ли  к  именам  прилагательным  подчёркнутое  слово,  докажите 3) №243,стр.  60 ­Выпиши  словосочетания с  именем  прилагательным. ­Доказывай  правильность  окончаний  XI.Закрепление. Групповая  работа. Для  вас  друзья  у  меня  сюрприз.  Откройте  последнюю  страницу  тетради,  там   находиться  задания. Выполните  его. 1  группа. Продолжи  ряд  синонимов. Смелый­ 2 группа. Придумай  словосочетания сущ. + прил. Рояль Шампунь Фамилия Тюль 3 группа. Запиши  слова, подчеркни  имена  прилагательные         синий,  синеть,  синева,  синенький,  синеватый,  синь 4 группа. Запиши  антонимы    шумный    лёгкий   поздний   грустный 5 группа. Составь  словосочетания  сущ + прил.    Варенье                  запах    Заяц                         вкус   Малина                    цвет   Огурец                     величина ­Проверка  работ. XII. Подведение  итогов.  Оценка  знаний  учащихся. Какие  открытия  вы  для  себя  сделали?      Что  нового  узнали  Блиц ­  опрос. Ответим  на  главный  вопрос  урока. На  какие  вопросы  отвечает  имя  прилагательное? Как  изменяется? От  чего  завит  род,  число,  падеж? Каким  членом  предложения является? Какова  роль  прилагательного  в  речи­ВОТ  И  ЗВУЧИТ  ДОЛГОЖДАННЫЙ  ЗВОНОК  И  ЗАКОНЧЕН  НАШ  УРОК! БОЛЬШОЕ  ВСЕМ  СПАСИБО!