Закрепление знаний по теме " Знаки препинания в предложениях с прямой речью". На уроке использованы карточки, физминутка, слайды, где нужно расставить знаки препинания в предложениях, а также прослеживается связь с литературным чтением - из любого произведения найти предложения простые, сложные, соединенные союзами и, а , но и предложения с прямой речью.На уроке использованы карточки, физминутка, слайды, где нужно расставить знаки препинания в предложениях, а также прослеживается связь с литературным чтением - из любого произведения найти предложения простые, сложные, соединенные союзами и, а , но и предложения с прямой речью.
МБОУ СОШ № 3 г. Ардон
Планконспект урока по русскому языку
с применением ИКТ в 4 классе «Б»
Тема урока:
«Знаки препинания в предложении с прямой речью»
Закрепление.
Урок разработала:
учитель начальных классов
Скрипченко Н.Ф.2018 г.
Пояснительная записка
Урок русского языка в 4 классе (программа «Школа 2100 ») по теме «Знаки
препинания в предложении с прямой речью» закрепление, рассчитан на проведение с
использованием средств ИКТ.
Оборудование:
карточки
проектор
экран
презентация Power Point
Тема: «Знаки препинания в предложении с прямой речью» закрепление.
Тип урока : закрепление знаний.
Цель:
закрепить знания о правописании знаков при прямой речи
развить умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда
прямая речь стоит после слов автора;
закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью, когда
прямая речь стоит после слов автора;
воспитывать культуру учебной деятельности.
Задачи.
1. Закрепить навыки учащихся в постановке знаков препинания в предложениях, когда
прямая речь стоит перед словами автора;
2. Развивать орфографическую зоркость и речь; формировать каллиграфический навык;
развивать внимание и мышление, умение слушать учителя и своего товарища;
расширять кругозор детей.
3. Выработать умение работать с учебником.
4. Организовать учебный процесс в соответствии с принципами здоровьесберегающего
образованияОборудование: образец написания буквы, иллюстративный материал для проведения
словарной работы, карточка с написанием нового словарного слова, таблицы со
схемами предложений с прямой речью,.
Организационный момент.
ХОД УРОКА
1. Чистописание, словарная работа
Запишите слова, поставьте в этих словах ударение и отметьте орфограммы.
Ребята записывают словарные слова. Идет обсуждение правильности написания
слов.
а) Крупное промышленное (или промысловое) предприятие.
(Завод.)
б) Утренняя еда, еда до завтрака. (Завтрак.)
в) Травянистое растение семейства розоцветных, с белыми цветами, дающие
душистые плоды розоватокрасного цвета.
(Земляника.)
г) Горящая куча дров, хвороста, сучьев. (Костер.)
д ) Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или ином виде
транспорта. ( Пассажир.)
е) Комната для занятий в школе. ( Класс.)
2. Запишите сложное предложение с однороднами членами. Выполните
синтаксический разбор (на вырезанных руках)
Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, даже пригнешься к
земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься к земле. (повеств.,невоскл.,
сложное, из 2х частей)
[ ======= ]1, и [ ======, ======, ====, =====]2.
(Повеств., невоскл., сложн., сост. Из 2х ч., распростр., с однородн. Чл. Пр. во 2
части)
Запиши слова, соответствующие схеме:
(маленький, ветерок)
3. Постановка проблемы. Прочитайте текст.Говорит подруге Натка:
Не люблю я беспорядка.
Если в доме насорю,
Сразу маме говорю.
О чём это стихотворение? Считаете ли вы девочку трудолюбивой?
С кем разговаривает Ната? ( С подругой.)
Где слова Наты? Что это такое?
Что называется прямой речью?
Чужая речь, которая передаётся другим лицом без изменений, называется
прямой речью.
Какие знаки препинания вы знаете, которые ставятся в предложении с прямой
речью?
Сегодня мы с вами научимся правильно, записывать такие предложения, то есть
выделять прямую речь на письме. Закрепим полученные знания на прошлых уроках.
4. Работа по карточкам
Работа с текстом. Работа в группах
У вас на партах лежат карточки с текстом, в котором вы должны найти и
исправить ошибки, работая дружно, помните законы урока.
А в тетрадь запишите 3 любых предложения с прямой речью из этого текста.
Посоревнуйтесь, кто напишет в тетрадь предложения красиво и без ошибок!
1в. – заночевать; 2в. – побежал слова разберите по составу (дополнительно).
Взаимопроверка.
Проверьте предложения в парах друг у друга, исправьте ошибки аккуратно
простым карандашом, поставьте оценку тоже карандашом.
5. Физ.минутка
Если прямая речь стоит перед словами автора, приседают.
Если слова автора стоят на первом месте,хлопают в ладоши над головой.
«Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше» писал Максим Горький
(Сели)
Учительница прочитала загадку: “Сидит девица в темнице, а коса на улице”.
(ХЛОП)
Врач дал мне рекомендацию: “Морковь полезна для зрения ( ХЛОП)
“Хочешь, я угощу тебя морковью?” спросил брат Настю. ( СЕЛИ)
“Мама, приготовь чтонибудь из моркови!” попросила утром Саша. ( СЕЛИ)
Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”. (ХЛОП )А, старая знакомая, здравствуй!” ласково проговорила Лиса. ( СЕЛИ)
“Ведь вы весной вернетесь?” спрашивала Серая Шейка. (СЕЛИ)
6. Самостоятельная работа по учебнику стр96 упр.4
7. Работа по слайдам: Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой
речью.
8. Подведение итогов урока. Обобщение.
Давайте обобщим, что же мы вспомнили и закрепили о предложениях с прямой
речью.
o Две части (слова автора, прямая речь).
o Прямая речь пишется с большой буквы, где бы ни стояла.
o Заключается в кавычки.
o После слов автора – двоеточие.
o Если слова автора стоят после прямой речи, то перед словами автора
ставиться тире.
9. Домашнее задание: «секрет» учителя
(Слайд 14): выпишите предложения с прямой речью из художественных книг. Сколько
выпишем? Давайте договоримся…(45)
Вариант 1
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
схемы предложений.
Сила моя в том, что я корнями в
родную землю врос ответил дуб.
Пора возвращаться домой сказал
папа.
Девочка бормотала виновато Я не
нарочно.
Теперь придётся здесь заночевать
вздохнул попутчик.
Телёнок увидел ежа и говорит Я
тебя съем.
Вариант 2
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
схемы предложений.
Ёж меня за язык укусил заревел
телёнок и побежал к корове
жаловаться.
Готовьте лодку приказал командир.
Это сова кричит возразил Олег.
Кукушка подумала Вот отличное
гнездо для моего гнезда.
Тимофей пообещал Я всё сделаю.Вариант 1
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
схемы предложений.
Сила моя в том, что я корнями в
родную землю врос ответил дуб.
Пора возвращаться домой сказал
папа.
Девочка бормотала виновато Я не
нарочно.
Теперь придётся здесь заночевать
вздохнул попутчик.
Телёнок увидел ежа и говорит Я
тебя съем.
Вариант 2
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
схемы предложений.
Ёж меня за язык укусил заревел
телёнок и побежал к корове
жаловаться.
Готовьте лодку приказал командир.
Это сова кричит возразил Олег.
Кукушка подумала Вот отличное
гнездо для моего гнезда.
Тимофей пообещал Я всё сделаю.
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
Вариант 1
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
Вариант 2схемы предложений.
Сила моя в том, что я корнями в
родную землю врос ответил дуб.
Пора возвращаться домой сказал
папа.
Девочка бормотала виновато Я не
нарочно.
Теперь придётся здесь заночевать
вздохнул попутчик.
Телёнок увидел ежа и говорит Я
тебя съем.
Вариант 1
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
схемы предложений.
Сила моя в том, что я корнями в
родную землю врос ответил дуб.
Пора возвращаться домой сказал
папа.
Девочка бормотала виновато Я не
нарочно.
Теперь придётся здесь заночевать
вздохнул попутчик.
Телёнок увидел ежа и говорит Я
тебя съем.
схемы предложений.
Ёж меня за язык укусил заревел
телёнок и побежал к корове
жаловаться.
Готовьте лодку приказал командир.
Это сова кричит возразил Олег.
Кукушка подумала Вот отличное
гнездо для моего гнезда.
Тимофей пообещал Я всё сделаю.
Вариант 2
Ф.И.
_______________________________________
Расставьте знаки препинания
при прямой речи, составьте
схемы предложений.
Ёж меня за язык укусил заревел
телёнок и побежал к корове
жаловаться.
Готовьте лодку приказал командир.
Это сова кричит возразил Олег.
Кукушка подумала Вот отличное
гнездо для моего гнезда.
Тимофей пообещал Я всё сделаю.