Урок русского языка на тему "Корень слова" (5 класс)

  • Работа в классе
  • docx
  • 05.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок на тему «Корень слова» Цели урока: Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова» Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова Метапредметные задачи Развитие универсальных учебных действий обучающихся: Познавательных Общеучебных: 1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 2. Искать и выделять необходимую информацию Логических: 3. Устанавливать причинно-следственные связи; 4. Строить логические цепи рассуждений; 5. Выдвигать гипотезы Постановка и решение проблем: 6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; Личностных 1. Уметь слушать и вступать в диалог; 2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; Коммуникативных 1.Проявлять любознательность при получении знаний; 2.Проявлять интерес к изучению родного языка; 3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. Регулятивных 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"; 2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; 4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания; Предметные задачи Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепить умение распознавать однокоренные слова; обогащать речь детей. Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся. Тип урока: комбинированный урок, урок развивающего контроля. ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя: - Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый из Вас результативно и продуктивно будет работать на уроке! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты 2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока) Крыжовник, общество, Россия, единый, ненавидеть, запись – 5 минут Слово учителя - Сегодня мы будем говорить о главной части слова, значимой морфеме – корне! 3. Мозговой штурм. Составление ассоциативного кластера 3 минуты Корень 1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. "Пустить корни также перен. : прочно обосноваться где-н.; разг." 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. "Покраснеть до корней волос очень сильно" 3. переносное значение Начало, источник, основа чего-н. "К. зла» 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: величина, к-рая при возведении её в ту или иную степень даёт новое число. "Квадратный к." ВЫВОД: Корень – многозначное слово! 3минуты III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления Записать слова, выделить в них корни: 5 минут • береза, березовый - эти слова однокоренные, у них один корень и лексическое значение. • Косичка, косить – эти слова не однокоренные!!! - В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное) Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными? (лексическое значение слов) 1. Тренировочное упражнение. Работа в парах. – 3 минуты • Соль, солонка, солнце • Лес, лестница, лесник. • Больной, больница, большой. • Линейка, линия, линять • Нос, выносить, носовой • Гора, горный, гореть Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. – 1 минута Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть). 2. Работа у доски Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор Ветер разве/ивает яркие флаги.- Чтение разве/ивает грамотность. РАЗ-ВЕ-ВА-ЕТ – РАЗ-ВИ-ВА-ЕТ Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову. ДА-Ю – ДО-Ю 3. Подготовка к ВПР Выполнить морфемный разбор слов: 1 вариант - грамотность ГРАМОТ-Н-ОСТЬ-нулевое окончание 2 вариант – Корова КОРОВ-А IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии • Заполнение дерева с корнями • Спросить мнение об отметках у ребят - «Комплимент» V. Домашнее задание – 1 минута • Стр. 14, упр. 397 – письменно; • Выписать из Толкового словаря 5-6 однокоренных слов со словарной статьёй – по желанию.
Иконка файла материала урок корень.docx
Урок на тему «Корень слова» Цели урока: Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова»  Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова Метапредметные задачи Развитие универсальных учебных действий обучающихся: Познавательных Общеучебных: 1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 2. Искать и выделять необходимую информацию Логических: 3. Устанавливать причинно­следственные связи; 4. Строить логические цепи рассуждений; 5. Выдвигать гипотезы Постановка и решение проблем: 6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; Личностных 1. Уметь слушать и вступать в диалог;  2.   Уметь   с   достаточной   полнотой   и   точностью   выражать   свои   мысли   в   устной   речи,   конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; Коммуникативных 1.Проявлять любознательность при получении знаний; 2.Проявлять интерес к изучению родного языка; 3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. Регулятивных 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"; 2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; 4. Оценивать ­ осознавать качество и уровень усвоения нового знания; Предметные задачи Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепить умение распознавать однокоренные слова; обогащать речь детей.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать   познавательные   процессы:   мышление   (все   виды),   логическое,   ассоциативное,   критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся. Тип урока: комбинированный урок, урок развивающего контроля. ХОД УРОКА I. Организационный момент Слово учителя: ­ Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке русского языка, уверена, что сегодня каждый  из  Вас результативно  и  продуктивно будет работать на уроке! (Запись в  тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты 1II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова 1.«Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 прил., 3 глаг., 1 предложение) – 2 минуты 2.Словарная работа (определение темы урока и целей урока) Крыжовник, общество, Россия, единый, ненавидеть,  запись – 5 минут Слово учителя ­ Сегодня мы будем говорить о главной части слова, значимой морфеме – корне!   3. Мозговой штурм. Составление ассоциативного кластера 3 минуты                                                                       Корень 1.   Подземная   часть   растения,   служащая   для   укрепления   его   в   почве   и   всасывания   из   неё   воды   и питательных веществ. "Пустить корни также перен. : прочно обосноваться где­н.; разг." 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. "Покраснеть до корней волос очень сильно" 3. переносное значение Начало, источник, основа чего­н. "К. зла» 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: величина, к­рая при возведении её в ту или иную степень даёт новое число. "Квадратный к." ВЫВОД: Корень – многозначное слово! 3минуты III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных   задач,   построенных   на   основе   ранее   усвоенных   знаний   и   умений   –  Стадия осмысления Записать слова, выделить в них корни: 5 минут  береза, березовый  ­ эти слова однокоренные, у них один корень и лексическое значение.  Косичка, косить – эти слова не однокоренные!!! ­ В чём трудность? С чем вы столкнулись? (корни одинаковые, а лексическое значение у них разное) 2Что же необходимо знать для того, чтобы правильно определить, являются ли слова однокоренными?  (лексическое значение слов) 1. Тренировочное упражнение. Работа в парах. – 3 минуты  Соль, солонка, солнце  Лес, лестница, лесник.  Больной, больница, большой.  Линейка, линия, линять  Нос, выносить, носовой  Гора, горный, гореть Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): ­ 1 минута  Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что­нибудь в воздухе. Глаза при  этом мягко прикрыты.  – 1 минута Единственное слово русского языка, которое не имеет  корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся  в чередовании с корнем ­им­ (вын­им­ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел  как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать,  обнимать, понимать), однако впоследствии корень ­ня­ был переосмыслен как суффикс ­ну­ (как  в сунуть, дунуть).  2. Работа у  доски Записать предложения, выбрав нужную букву, и выделить корень. Устно объяснить свой выбор Ветер разве/ивает яркие флаги.­ Чтение разве/ивает грамотность. РАЗ­ВЕ­ВА­ЕТ – РАЗ­ВИ­ВА­ЕТ Я да/ою сигнал. – Я да/ою корову. ДА­Ю – ДО­Ю 3. Подготовка к ВПР Выполнить морфемный разбор слов: 1 вариант  ­ грамотность ГРАМОТ­Н­ОСТЬ­нулевое окончание 2 вариант – Корова КОРОВ­А  IV. Итог урока, выставление  оценок и их комментирование – Стадия рефлексии Заполнение дерева с корнями   Спросить мнение об отметках у ребят ­ «Комплимент» V.  Домашнее задание – 1 минута  Стр. 14, упр. 397 – письменно;  Выписать из Толкового словаря 5­6 однокоренных слов со словарной статьёй – по желанию. 3