Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.
Оценка 5

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Оценка 5
Домашнее обучение +5
docx
русский язык
10 кл
16.05.2017
Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.
Учащиеся анализируют формулировку темы урока, формулируют цели, работают со словарной статьёй: ЭКОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. 2. Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо местности. Забота об экологии. Э.Сибири. Э. культуры. Э.языка.Учащиеся анализируют формулировку темы урока, формулируют цели, работают со словарной статьёй: ЭКОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Наука, изучающая взаимоотношения человека, животных, растений и микроорганизмов между собой и с окружающей средой. 2. Окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо местности. Забота об экологии. Э.Сибири. Э. культуры. Э.языка.
Тема.docx
Тема: урок русского языка в 10 классе.  Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка. Цели:  1. 2. организовать   деятельность   учащихся   по   изучению   и   первичному закреплению   материала   о   процессах,   происходящих   в   современном русском языке; создать   содержательные   и   организационные   условия   для   развития   у учащихся   умений   анализировать   и   классифицировать   познавательный объект; помочь осознать практическую значимость учебного материала; создать условия для развития у школьников монологической речи. 3. 4. Оборудование:  компьютер,   проектор   и   экран,   раздаточный   материал   – тексты для индивидуальной работы. Ход урока: I Оргмомент II Подготовка к работе на основном этапе, совместное целеполагание Учащиеся   анализируют   формулировку   темы   урока,   формулируют   цели, работают   со   словарной   статьёй:   ЭКОЛОГИЯ,   ­и,   ж.   1.   Наука,   изучающая взаимоотношения  человека, животных, растений и микроорганизмов между собой   и   с   окружающей   средой.   2.   Окружающая   человека   среда;   условия существования   животных   и   растений   в   какой­либо   местности.   Забота   об экологии. Э.Сибири. Э. культуры. Э.языка. В каком значении это слово употребляется в теме нашего урока? III Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний  Учащиеся получают для работы текстА.Просвирнова. (см. Приложение 1) и задание изучить текст, сформулировать проблему, прокомментировать её, а также определить  позицию автора (К1, К2, К3). Подобные   виды   деятельности   готовят   детей   к   будущему   ЕГЭ   по русскому   языку.   Поскольку   учащиеся   пока   не   имеют     прочных   навыков выполнения     такой   работы,   то   учитель   предлагает   клише­вступления   (см. Приложение 2), памятку для комментария проблемы (см. Приложение 3),  а также «сетку» для сочинения­рассуждения, которой они будут пользоваться при выполнении задания Части 2 ЕГЭ по русскому языку (см. Приложение 4). IV Этап проверки домашнего задания Учащиеся   получили   индивидуальные   задания   подготовить   материал, иллюстрирующий   процессы   «загрязнения»   языка   на   современном   этапе   в различных   общественных   сферах   –   в   области   спорта,   торговли   и   моды, политики, профессий.  V Этап подведения итогов урока  Учащимся   предлагается   создать   краткий   очерк   по   теме   урока.   Примеры вопросов:   «Как   ты   относишься   к   «импортным   сорнякам?»,   «Что   означает выражение «экология языка»? VI Этап информации о домашнем задании. Приложение 1 Зачем нам импортные «сорняки»? (1)Недавно группа дикторов радио и телевидения получила призы за чистоту русского языка (жаль, что хотя бы поощрительный приз не достался Л. Якубовичу, который постоянно поправляет нередко перенасыщенную не нужными канцеляризмами и заимствованиями речь игроков в «Поле чудес». (2)Весьма отрадный факт на фоне распространения разнообразных видов жаргона и ничем не обоснованного злоупотребления иностранными словами. (3) Еще в начале прошлого века А. Грибоедов устами Чацкого посетовал на «смешенье языков: французского с нижегородским». (4)«Война и мир» Л. Толстого начинается с пространного диалога на французском, и весьма жалко выглядел лепет Анатоля Куракина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по-русски. (5)Можно припомнить, что даже Отечественная война 1812 г. не изменила в корне раболепного отношения к языку Вольтера и Дидро, хотя собственно представители Франции уже не были в такой чести; (Николай I, рассматривая дело о дуэли М. Лермонтова с сыном посла де Барантом, заявил, что в ситуации, когда речь идет о французе, три четверти вины с российского офицера снимается, и ограничился переводом поэта в другой полк). (6)В то же время Пушкин, хоть и писал в соответствии с тогдашними канонами любовные письма по-французски, в «Руслане и Людмиле» принципиально использовал только три слова, начинающиеся на букву «ф» (т.к. все подобные являются заимствованными), а известный в прошлом веке литератор Шишков «испортил» альбом одной барышни, вычеркнув там все русские имена, написанные на французский лад. (7)Мода на французскую речь ушла в прошлое вместе с дореволюционной эпохой, и теперь чрезвычайно широко распространены заимствования преимущественно из английского языка. (8)Довелось услышать диалог по «Вашему радио», где молодые люди свои уличные клички гордо именовали «стритнейм». (9)А группа «Сплин» в одной из песен провозглашает и вовсе глобальную задачу: «Из двух великих культур хочу я сделать одну. Давай, lover, давай скорее открывай свой англо-русский словарь!» (10)Открыть словари и выучить иностранный язык — занятие, безусловно, чрезвычайно полезное (чтобы не оказаться в такой же нелепой ситуации, как грибоедовская Наталья Дмитриевна, с гордостью хваставшаяся «тюрлюлю атласным», не подозревая, что на парижском диалекте это словечко обозначало не только накидку, но и общедоступную девицу, так что в тамошнем великосветском обществе не употреблялось). (11)А вот искусственно смешивать разные языки совершенно ни к чему. (12)Разумеется, мы уже не живем за «железным занавесом», так что процесс заимствования неизбежен, и он происходил всегда и будет идти постоянно. (13)Некоторые слова пришли к нам так давно и так органично вписались в язык, что кажутся исконно русскими, но по сути не являясь таковыми (например, «князь» восходит к древненорвежскому «ко- nung»). (14)В свое время и из русского языка перешли во многие иностранные: «спутник», «перестройка» и даже «обломовизм» (по фамилии персонажа романа Гончарова названа одна из «ленивых» физиологических функций моллюсков). (15)Импорт иностранных слов, видимо, имеет смысл или при отсутствии аналогов в собственном языке (лазер, квант, электрон и т.д.) или из соображений краткости (к примеру, спортивному комментатору гораздо быстрее сказать «офсайд», чем «положение вне игры»), (16)Известный писатель В. Солоухин в свое время возмущался, когда некая женщина бесконечно называла лес «зеленым массивом». (17)Он же поведал, как опротивела ему какая-то повесть, целиком построенная на жаргоне (словно хлеб, выпеченный не с добавлением тмина, а полностью из тмина). (18)Примерно такое же ощущение возникает, когда телевидение, радио, многие газеты на каждом шагу величают избирателей электоратом, председателя Госдумы спикером, подростков тинейджерами, выходные дни уикендом и т.д. (19)Выглядит все это довольно нарочито, и хочется надеяться, что мода без всякого чувства меры использовать импортные «сорняки» рано или поздно сойдет на нет. (По А. Просвирнову)       Приложение 2  К1: формулировка проблемы      1. В виде вопроса с последующим выходом на проблему (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор текста и который требует решения). Как   найти   пути   взаимопонимания   между   людьми   разных   возрастных поколений и мировоззренческих позиций? Этой проблеме посвящён данный текст.  2. В виде назывных предложений с последующим выходом на проблему Вера, верность, уверенность в себе и своих поступках, способность верить другим… Как часто мы говорим об этом. Что же такое вера?... Над такой проблемой размышляет в своей статье ... Пример возможного начала сочинения­рассуждения: Что   такое   война?   Как   военные   действия   и   связанные   с   ними человеческие   трагедии   влияют   на   душевное   состояние   людей,   на   их способность чувствовать, сострадать? Как долго люди хранят память о прошедших трагических событиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте   писатель   Л.   Андреев.   Однако   наиболее   детально   автор рассматривает проблему отношения человека к войне.   К2: комментарий проблемы, поставленной автором 1              Какой может быть проблема?        Приложение 3 Сложная Трудная Важная Злободневная Острая Назревшая Философская Политическая Социальная Национальная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Международная 2             1 2 3 4 5 6 7 8 9  Что можно сделать» с проблемой? Коснуться (чего?) Уделить внимание (чему?) Думать (над чем?) Поставить  Выдвинуть Рассмотреть Изложить Обсудить Разрешить 3             1 2 3 4  Что может «делать» сама проблема? Возникать Вставать Представлять интерес Заслуживать внимания ждать решения Приложение 4 (Вступление). Формулировка проблемы __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (Комментарий  проблемы) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ (Отражение позиции автора) __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.

Урок русского языка в 10 классе. Активные процессы в современном русском языке. Проблемы экологии языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2017