Урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
4 кл
18.07.2018
Урок русского языка в 4 классе
Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
(учебник Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, изд. «Учебная литература», 2012)
Цель:
- формирование умений находить орфограммы –ться и -тся у глаголов;
- выработать алгоритм проверки написания глаголов с –ться и -тся;
- учить развернутому грамматическому анализу форм глагола;
- развивать универсальные логические действия анализа, синтеза, подведение явления под понятие.
- формирование коммуникативных умений;
урок Рус. яз 4 кл.doc
Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
Урок русского языка в 4 классе
(учебник Н.В.Нечаева, С.Г.Яковлева, изд. «Учебная литература»,
2012)
Цель:
- формирование умений находить орфограммы –ться и -тся у
глаголов;
- выработать алгоритм проверки написания глаголов с –ться и
-тся;
- учить развернутому грамматическому анализу форм
глагола;
- развивать универсальные логические действия анализа,
синтеза, подведение явления под понятие.
- формирование коммуникативных умений;
1. Погружение в тему:
А) Мозговой штурм (записать в
тетради окончания фраз)
- слово, обозначает действие предметов,
это не существительное, а …
глагол
- глагол – это не член предложения, а … Часть речи
- глагол имеет категорию не склонения,
спряжения
а …
- в прошедшем времени в единственном
числе глагол изменяется не по лицам, а
…
- глагол имеет постоянный признак не
числа, а …
Б) Фронтальная беседа.
- какая тема урока?
- что мы уже знаем о глаголе?
По родам
вида
Продолжаем изучать
глагол
- это самостоятельная
часть речи, отвечающая на
вопросы …
Начальная форма –
неопределенная форма на
–ть, -чь, -ти
- имеет признаки времени,
вида.
- изменяется по лицам,
числам, т.е. спрягается.
- в прошедшем времени в единст. числе изменяется
по родам.
глаголы с возвратным
значением, имеют -ся
Настоящее, будущее
время, неопред. форма.
- на конце все
читаются [-ца]
- глаголы на -тся, -ться
В) самостоятельная работа:
(на доске глаголы: учится,
лечиться, умывается,
соберется, укроются,
расписываться, не спится).
- чем интересны предложенные
на доске глаголы?
- распределите их в три группы;
- по какому признаку
распределили?
- прочитайте орфоэпически эти
слова. Что заметили?
- на какие же слова наша
задача обратить внимание?
- какая у нас сегодня главная
тема урока?
- ваши предположения: когда
пишется сочетание -ться? А
когда -тся?
II. Работа по учебнику. (стр. 30-32)
1.Прочитайте тему урока в учебнике.
Давайте проверим наши предложения.
Из упр. 308 выберите глагол на –ться и
- тся.
Обозначим их грамматические
признаки.
Мышцы (что делают?)
напрягаются
Хватит (что делать?)
хмуриться.
Итак, ваш вывод ……
2.Продолжим наблюдение над
глаголом в упр.309
3.Чтение правил на стр. 32
- настоящее время,
множ. число, 3
лицо
-Глагол в
неопр.форме
III. Закрепление полученных знаний. 1. Запись предложений:
«Медведица пробирается к речке».
- есть ли в предложении слова, которые читаются одинаково?
- одинаково ли написали? Почему?
Подчеркните основу предложения. Поставьте подлежащее во
множественное число и запишите новое предложение. Что
изменилось?
Значит, -ет, -ют – какая часть слова? (личное окончание
глагола).
А теперь запишите предложение: «Медведица стала
медленно пробираться к речке». Изменилась ли запись
глагола? Почему?
2. Выработка алгоритма написания: -ться, -тся;
- что определим сначала,
если слышим в конце
слова -ца?
- а если глагол?
1.Часть речи,
если существительное, сразу
пишу -ца.
2.Определяю: можно ли рядом
поставить местоимение 3 лица:
он, они. Если да, пишу без «Ь»-
это личное окончание.
3.Проверяю вопросом
-Запишем памятку:
Различай:
…тся …ться
(неопределенная форма)
(3 лицо)
по вопросу:
что делает (-ют)? что делать
(сделать)?
3.Письмо с комментированием, доказываем выбор
правописания:
Моя сестра Элинка просто умница. Она старается всегда
помогать маме.
Допишите одно предложение, подходящее по смыслу, чтоб в
нем был глагол в неопределенной форме.
3. Логические упражнения:
- определите: пишется или нет Ь в глаголе
«Бабушке тяжело нести корзинку» ? (тяжело что делать? нести, значит надо писать ь? - Нет,
суффикс -ти, а не ть!)
- послушайте песенку Водяного из мультфильма «Летучий
корабль». Какое слово повторяется несколько раз?
(Води[ца]). Как можно написать? (водица, если сущ.,
водится –он, если 3лицо, водиться – если неопр.форма.)
А теперь в словах Ю.Энтина попробуем доказать
правописание:
1 ряд из 2 строки;
2 ряд из 3 строки;
3 ряд из последней строки
Я - Водяной, я - Водяной!
Никто не водится со мной.
Ну что со мной водиться?
Внутри меня – водица,
Выписать слова и сделать звуко-буквенный разбор.
4. Домашнее задание. Составить небольшой рассказ с
сочетаниями -ца, -ться, -тся; повторить правило.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
Урок русского языка в 4 классе Тема: Правописание глаголов на -ться и -тся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.