Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.11.2018
Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"
конспект урока.doc
Урок в 5 классе «Повторение и обобщение по теме «Морфемика» Цели:  Образовательная:  обобщить   знания   обучающихся   по   изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем. Развивающая:  развивать   умения   систематизировать   материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка   у   ребенка;   отрабатывать   орфографическую   и   пунктуационную грамотность. Воспитательная:  воспитывать   потребность   в   овладении   грамотным письмом, развитии речи; внимание, самодисциплину; умение работать в паре, группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность,   способную   к   творческой   деятельности;   повысить   мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартной формы урока. Оборудование:  ­   мультимедийное   оборудование   (компьютер, проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 4) сигнальные карточки. Форма урока: урок­путешествие Тип урока: повторительно­обобщающий урок Если знаешь части слова, то напишешь их толково. Ход урока. Организационный момент. Целеполагание. НАЧАЛО ­ Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы начнём урок, проверьте, всё ли у вас к нему приготовлено, улыбнитесь друг другу, чтобы у вас весь урок было   хорошее   настроение,   нарисуйте   мимикой   мне   смайлики­настроения. Садитесь. ­   Ребята,   мы   завершили   изучение   большого   раздела     «Морфемика. Орфография. Культура речи». Однако двигаться дальше по пути изучения русского   языка   мы   не   сможем,   пока   не   выясним,   насколько   хорошо   вы усвоили материал по этой теме, чему научились практически. Как вы думаете какая тема нашего урока? (ответы ребят: «Повторение темы Морфемика») ­Правильно, а урок наш будет необычный,  урок­путешествие.  ­   А   теперь   возьмите     ручки,   запишите   в   тетрадях   число,   классная работа и тему урока «Повторение по теме «Морфемика» ­Ребята,  попробуйте  поставить  перед   собой  цели, над  выполнением которых  мы будем работать на сегодняшнем уроке. ­   Что   же   именно   мы   должны   повторить?   –   Ответы   (Части   слов, орфограммы в разных частях слова) ­Итак, мы поставили перед собой цель, а чтобы её выполнить, нужно работать на уроке очень организованно, вы должны помнить о дисциплине и об ответственном отношении к учёбе.  ­Прочитайте эпиграф к уроку:  «Если знаешь части слова, то напишешь их толково» ­ Согласны ли вы с этими словами? – Ответ. (Согласны, потому что…) ­Все на свете из чего­нибудь состоит: лес – из деревьев, дома – из кирпичей   или   бревен,   а   предложения   –   из   слов.   Слова   сделаны   из   своего «строительного материала» ­ «кирпичиков» ­ морфем. И наша цель на уроке – подробно   исследовать   те   самые   «кирпичики»   ­   морфемы,   из   которых построено слово. ­Скажите, пожалуйста, что изучается в морфемике? – Ответ. ­Что такое морфема и какие морфемы вам известны? – Ответы. Опрос по правилам (корень, суффикс, приставка, окончание, основа) И следующее задание­ это морфемный разбор. Даю 3 минуты, работа по вариантам. 1в. Уловка, чёрненький, отморозили, заморский, поджарить 2в. Снежок, беленький, высадила, пригородный, пересолить. Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли выполнен   разбор,   опираясь   на   образец,   который   у   вас   есть   на   карточке. Посмотрите, сколько слов вы разобрали без ошибок, и поставьте соседу по парте оценку. ­Вы   проверили   друг   у   друга.   Можем   отправляться   в   небольшое путешествие. На остановках нас ожидают новые испытания. А вот и первая остановка ­ «Столица Корень» (Читает подготовленная ученица) Корень слова – главная, значимая часть, Родственные связи Корню дарит власть. Выясни умело линию родства –                 МЕЛИХОВА МАША Однокоренные подбери слова. Являются ли данные слова однокоренными? Докажите. Родник, Родина, родит, народ, родня, родинка, родитель, родной (учащиеся отвечают) ­А   вот   как   об   этом   размышлял   лесник   из   произведения К.Паустовского   «Золотая   роза»:   «Родник   родит   реку,   а   река   льется­течет через … всю Родину, кормит народ…И все эти слова как бы родня между собой».   Лесник   правильно   подсказал:   у   всех   этих   слов   есть   общий объединяющий смысл, общая часть – корень – род­ ­Мы можем продолжить наше путешествие. А вот и вторая остановка ­ «Приставочная гора» У Корня в недругах, представь­ка, Есть дама гордая – Приставка. А злит она его одним:                                 ЕРОХИН САША Стоит лишь только перед ним ­Выпишите слова с приставкой ПО­ Подорожник, подушка, подозрение, подоить, подоконник, подержать (учащиеся   записывают   в   тетрадь   слова   ПОДОИТЬ   и   ПОДЕРЖАТЬ, ПОДОРОЖНИК, называют выписанные слова учителю и объясняют почему не записали остальные) ­Вы справились с заданием, мы можем продолжить путешествие.  Следующая остановка – «Суффиксальное поле» За корнем суффикс обогрел местечко, Не словом угодил, а лишь словечком. Река большая превратилась в речку,          ФУРМАНОВА АЛЕНА Лес – в лесника, а печь – всего лишь в печку.  Вот беда: на пути к « Суффиксальному полю разрушился овраг, по одну   сторону   оврага   остались   суффиксы,   а   по   другую   –   слова.   Чтобы восстановить мостик, надо суффиксы присоединить к словам, с которыми они могут сочетаться, и сказать, какое значение вносит суффикс в слово. (дети отвечают устно, 3­4 слова записывают в тетрадь) ­И с этим заданием вы справились, молодцы! Путешествие свое мы можем продолжить и последняя станция­«ПЕРЕУЛОК ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ» Та часть слова, что изменяется, Окончанием называется. Остальную же часть слова                         ФУРМАНОВА АНЯ Именуем мы основой. Выпишите слова с одинаковым окончанием  домов,  коров,  столов, голов. Давайте  проверим. (Объясняют, что 2 слова имеют нулевое окончание) Учитель: ­Вы справились со всеми заданиями!  Жители страны приготовили для вас   много   интересных   мероприятий.   Только   самый   сильный,   выдержанный спортсмен сможет выполнить их. Я надеюсь, что вы хорошие «спортсмены», и на «морфемной» дистанции у вас не будет преград.  ­ Тогда выходим на старт! Желаю всем успехов Выборочный диктант. (Работаем по рядам) С падежным окончанием С нулевым окончанием   (2 ряд) (1 ряд) Без окончания (неизменяемые слова)   (3 ряд) Осенний,   шиповник,   травы,   день,   сырой,   вдруг,   холодок,   шипы, туманный, неожиданно, канавы, расцвёл, цветок, сегодня, шиповника. (После записипроверяем) Ребята,   вашему   зрительному   вниманию   предоставляется   тест   с заданиями.(Приложение 1,2) ­А теперь сделаем минутную  разминку (делаем разминку) Мы растем, растем, подрастаем, выросли! Какая орфограмма встретилась в этих словах? (Ответы) Учителя страны «Морфемика» приготовили вам цифровой диктант. А оцените вы его сами. (Приложение 3) Самые   маленькие   жители   страны   приготовили   вам   игру,   она называется «ПОКАЖИ ДВИЖЕНИЕМ И МИМИКОЙ. Ё или О» Шорох,   жёлудь,   жёлтый,   чёлка,   шов,   щётка,   решётка,   мажорный, черный, чопорный, шелковый. Итогом   нашего   урока   будет   решение   небольшого   теста   по «Морфемике», на выполнение которого я даю вам 5 минут Молодцы, вы преодолели все трудности. Подумайте, выполнили ли мы поставленные   в   начале   урока   цели.   Что   же   мы   успели   повторить   на сегодняшнем уроке? А теперь подведём итоги.  ОЦЕНКИ!!!!! .Рефлексия:  ­ Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? (Ответы) – Что было самым трудным? (Ответы) 6. Домашнее задание.  Упражнение №455. подготовьтесь к контрольному диктанту, п.70­87. Отличники   и   хорошисты   ­написать   синквейн   о   любой   изученной орфограмме. (Как создается синквейн, дети уже знают)

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"

Урок русского языка в 5 класс "Повторение и обобщение по теме "Морфемика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2018