Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Оценка 5

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
07.04.2017
Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Это первый урок по теме : "Второстепенные члены предложения". Пятиклассники знакомятся с видами второстепенных членов предложения, учатся их отличать друг от друга, развивают орфографическую и пунктуационную грамотность. На уроке предусмотрены различные формы работы : групповая, фронтальная, самостоятельная работа в конце урока.Урок русского языка в 5 классе. Тип урока - изучение нового материала. На уроке предполагается обобщение знаний о главных членах предложения и знакомство с второстепенными. В результате разных форм работы ребята делают вывод о значимости второстепенных членов предложения.
ВЧП.doc
УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  ПО  ТЕМЕ : «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ  ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Цели: 1. Познакомить   учащихся   с   признаками   второстепенных   членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении; выяснить значение второстепенных членов в речи. 2. Развивать аналитическое мышление; самостоятельность учащихся; 3. Воспитывать чувство коллективизма.                                     ХОД  УРОКА 1. Оргмомент. 2. Вступительное слово учителя (на протяжении нескольких уроков мы с  вами занимались изучением главных членов предложения, однако  предложение состоит не только из грамматической основы. Изучению  других членов предложения и будет посвящён наш сегодняшний урок. Но  сначала займёмся повторением).      3. Запись в тетрадях : число, тема.      4. Подготовка к восприятию нового материала.  ­ Перед вами слова. Составьте из них предложение, объясните орфограммы. Пл…дами, благоухает, л…ствой, (о, а)сенний, и, са(т, д) Плодами и листвой благоухает осенний сад  ­ Назовите и прокомментируйте встретившиеся орфограммы. ­ Назовите грамматическую основу предложения. ­ Чем выражены главные члены?  ­ А чем ещё могут быть выражены подлежащее и сказуемое. Приведите  примеры. 5.  Изучение новой темы  ­ какой теме посвящено предложение ? (осени)  ­ какой известный российский поэт очень любил осеннее время года и с  удовольствием писал об этом? (А.С.Пушкин)  ­ какие стихи Пушкина о осени вам известны?  ­ а сейчас Егорикова Соня прочитает нам своё любимое стихотворение  Пушкина на осеннюю тему. (чтение)  ­ мы с вами, конечно, не Пушкины, но я уверена, вы тоже обладаете немалым  словарным запасом.  ­ посмотрите на репродукции картин (см. слайд). Учащихся одной школы  попросили составить предложения по данным картинам. Однако им удалось  подобрать лишь грамматические основы. Помогите им и распространите  предложения. (записать в тетрадь получившиеся предложения) ­ запись в тетрадь лучших предложений (спросить, а кто составил по­другому).  Учитель записывает эти предложения на доске. ­ сравните свои предложения с теми, что записаны на слайде. Что вы заметили?  (созданные в классе предложения более информативны).  ­ благодаря чему это стало возможным? (второстепенным членам)  ­ сделайте вывод  о том, зачем нужны второстепенные члены.  ­ как называются предложения, в которых есть второстепенные члены?  (распространёнными)  ­ а сейчас послушаем выступления наших одноклассников (выступления уч­ся с  сообщениями по второстепенным членам) 6. Закрепление темы. ­ знакомство с опорной таблицей в учебнике. (читаем, называем второстепенный  член, вопрос, способ выражения)  ­ найдём второстепенные члены в записанных нами предложениях, используя  опорную таблицу в учебнике.  ­ Обобщение. Итак, с какими второстепенными членами мы познакомились?  Что мы о них узнали? (ответы уч­ся).  ­ Работа с текстом. Прочитайте. Докажите, что перед нами текст, определите  его тему и основную мысль, в каком предложении выражена основная мысль ?  Найдите и выпишите   (1 ряд ­   дополнения, 2 ряд – определения, 3 ряд –   обстоятельства) – 3 чел. у доски.     Хорош осиновый лес в осенние ясные дни ! В пурпурно – красный и  жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под  деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые  шляпки поздних грибов – подосиновиков. Ещё цветут кое – где запоздалые  осенние цветы.                                                            (И. Соколов – Микитов) Тема – осиновый лес осенью. Основная мысль – красота осинового леса.  ­ тему и основную мысль записать в тетрадь (смотря по времени). Подберём к  тексту заголовок (устно)                                                    Дополнения : Физкультминутка (слайд)  ­ Работа с учебником. Выполнение упражнения (1 чел. у доски по одному  предложению) 1. В Калуге есть музей космонавтики. 2. В нём хранятся интересные  экспонаты. 3. Они рассказывают о К.Э.Циолковском, С.П.Королёве, наших  космонавтах. ­ Ребята, как вы думаете, какие предложения используются в речи чаще :  распространённые или нет? (ответы уч­ся)  Учащиеся нашего класса провели небольшое социологическое исследование по  данному вопросу. Предоставляю им слово. (выступления исследовательской  группы)                                                                               ВЫСТУПЛЕНИЕ         1 ученик. В течение всей жизни мы общаемся с огромным количеством людей. Одних мы  понимаем с полуслова, других не очень, слушая речь третьих, приходится  размышлять, что именно хотел сказать человек.     2 ученик Происходит так потому, что люди используют в своей речи разные виды  предложений. Кто – то предпочитает изъясняться односложно, не задумываясь о том, какое впечатление производит на собеседника. Другие поступают иначе.     3 ученик Нам стало интересно, почему так происходит. С этой целью мы провели  небольшое социологическое исследование. Опросили три возрастные группы  людей : ровесников, старшеклассников и взрослых. Всем были заданы  одинаковые вопросы.     1 ученик 1) Вы хорошо учитесь (учились) в школе ? 2) Вы знаете, что такое второстепенные члены предложения? 3) Какие предложения используете в своей речи вы : с второстепенными членами или без них? 4) Почему?     2 ученик Результаты опроса можно увидеть на слайде. Было опрошено 23 ровесника, 27  старшеклассников, 17 взрослых. К сожалению, не все хорошо учились в школе, некоторые основательно  подзабыли курс русского языка. Однако большинство   опрошенных (22 пятиклассника, 20 старшеклассников и 16 взрослых)  используют в своей речи предложения с второстепенными членами.       3 ученик В качестве объяснения опрошенные люди называют следующее : ­ за счёт второстепенных членом речь становится понятнее;  ­ так легче выражать свои мысли;  ­ некоторые используют распространённые предложения по привычке, потому  что так их научили учителя или родители. Т.о., можно сделать вывод о том, что, несмотря на обилие в современной речи  так называемых слов – паразитов, жаргонизмов и других слов, засоряющих нашу  речь, всё­таки большая часть окружающих нас людей стремится к правильной и  красивой речи, что не может не радовать.   ­ Вывод : какова роль второстепенных членов? (Разнообразят речь, делают её  ярче,  содержат больше информации, наполняют предложения смыслом)  ­ Обобщающий тест (перед этим обобщить)                                                                                   ВАРИАНТ 1  1. Предложения, в которых есть второстепенные члены, называются________  2. Второстепенные члены – это _______________  3. Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей,  называется __________________  4. Второстепенный член, отвечающий на вопросы какой? чей? называется  ________  5.Второстепенный член, отвечающий на вопросы где, куда, откуда, зачем и т.д.,  называется ________________  6. Второстепенные члены предложения нужны , чтобы _________________  7. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены 1) дополнение, сказуемое, определение 2) определение, обстоятельство, подлежащее 3) обстоятельство, подлежащее, сказуемое 4) определение, дополнение, обстоятельство 8. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является  дополнением. 1) Мы принесли цветы в корзинах. 2) Орёл громко закричал и расправил крылья. 3) Ель рукавом мне тропинку завесила. 4) Турция – южная страна. 9. Укажите предложение, в котором выделенное слово является  обстоятельством 1) Багряная луна висит над домом. 2) Лунная ночь ещё больше побелела от мороза. 3) Море глухо роптало и билось о берег. 4) В камышах стояла выпь на одной ноге. 10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением. 1) С утра шёл сильный снег. 2) Звёзды усеяли ночное небо. 3) Тиха украинская ночь. 4) В роще берёзы одна другой красивее.                              ВАРИАНТ 2 1. Подлежащее и сказуемое – это ____________________ 2. Второстепенные члены предложения – это ________________ 3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает   признак   предмета,   отвечает   на   вопрос  КАКОЙ?  и   выражен прилагательным, то это _____________________ 4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это ____________________________ 5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос  КОГО?  и выражен существительным, то это ______________________________ 6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются … _________________________________________________________________________ 7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются … ____________________________________________          8. В каком предложении есть определение ? 1) Ветер раскачивает деревья. 2) Темнота заползает под кусты. 3) Между  деревьев мелькнул огонёк. 4) Светлый луч солнца пробежал по стволам  деревьев.         9. В каком предложении есть дополнение ? 1) В лесу прижилась ласковая осень. 2) С шелестом падали сухие листья на  землю. 3) Горький запах дубовой коры заполнял лес. 4) При ветре леса  шумят океанским гулом. 10. В каком предложении есть обстоятельство места (где происходит  действие?) 1) В сентябре приходят жёлтые дожди. 2) Золотая осень наряжает землю. 3) В  вершинах деревьев зашевелилась от капель листва. 4) Шлют птицы  прощальный привет родным местам. 7.Отметки за урок. 8.Домашнее задание (составить текст 5 – 7 предложений на осеннюю тему,  выполнить синтаксический разбор одного предложения).

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)

Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017