Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
07.04.2017
Это первый урок по теме : "Второстепенные члены предложения". Пятиклассники знакомятся с видами второстепенных членов предложения, учатся их отличать друг от друга, развивают орфографическую и пунктуационную грамотность. На уроке предусмотрены различные формы работы : групповая, фронтальная, самостоятельная работа в конце урока.Урок русского языка в 5 классе. Тип урока - изучение нового материала. На уроке предполагается обобщение знаний о главных членах предложения и знакомство с второстепенными. В результате разных форм работы ребята делают вывод о значимости второстепенных членов предложения.
ВЧП.doc
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ : «ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Цели:
1. Познакомить учащихся с признаками второстепенных членов
предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения;
усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении; выяснить
значение второстепенных членов в речи.
2. Развивать аналитическое мышление; самостоятельность учащихся;
3. Воспитывать чувство коллективизма.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя (на протяжении нескольких уроков мы с
вами занимались изучением главных членов предложения, однако
предложение состоит не только из грамматической основы. Изучению
других членов предложения и будет посвящён наш сегодняшний урок. Но
сначала займёмся повторением).
3. Запись в тетрадях : число, тема.
4. Подготовка к восприятию нового материала.
Перед вами слова. Составьте из них предложение, объясните орфограммы.
Пл…дами, благоухает, л…ствой, (о, а)сенний, и, са(т, д)
Плодами и листвой благоухает осенний сад
Назовите и прокомментируйте встретившиеся орфограммы.
Назовите грамматическую основу предложения.
Чем выражены главные члены?
А чем ещё могут быть выражены подлежащее и сказуемое. Приведите
примеры.
5. Изучение новой темы
какой теме посвящено предложение ? (осени)
какой известный российский поэт очень любил осеннее время года и с
удовольствием писал об этом? (А.С.Пушкин)
какие стихи Пушкина о осени вам известны?
а сейчас Егорикова Соня прочитает нам своё любимое стихотворение
Пушкина на осеннюю тему. (чтение)
мы с вами, конечно, не Пушкины, но я уверена, вы тоже обладаете немалым
словарным запасом.
посмотрите на репродукции картин (см. слайд). Учащихся одной школы
попросили составить предложения по данным картинам. Однако им удалось
подобрать лишь грамматические основы. Помогите им и распространите
предложения. (записать в тетрадь получившиеся предложения) запись в тетрадь лучших предложений (спросить, а кто составил подругому).
Учитель записывает эти предложения на доске.
сравните свои предложения с теми, что записаны на слайде. Что вы заметили?
(созданные в классе предложения более информативны).
благодаря чему это стало возможным? (второстепенным членам)
сделайте вывод о том, зачем нужны второстепенные члены.
как называются предложения, в которых есть второстепенные члены?
(распространёнными)
а сейчас послушаем выступления наших одноклассников (выступления учся с
сообщениями по второстепенным членам)
6. Закрепление темы.
знакомство с опорной таблицей в учебнике. (читаем, называем второстепенный
член, вопрос, способ выражения)
найдём второстепенные члены в записанных нами предложениях, используя
опорную таблицу в учебнике.
Обобщение. Итак, с какими второстепенными членами мы познакомились?
Что мы о них узнали? (ответы учся).
Работа с текстом. Прочитайте. Докажите, что перед нами текст, определите
его тему и основную мысль, в каком предложении выражена основная мысль ?
Найдите и выпишите (1 ряд дополнения, 2 ряд – определения, 3 ряд –
обстоятельства) – 3 чел. у доски.
Хорош осиновый лес в осенние ясные дни ! В пурпурно – красный и
жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под
деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые
шляпки поздних грибов – подосиновиков. Ещё цветут кое – где запоздалые
осенние цветы.
(И. Соколов – Микитов)
Тема – осиновый лес осенью.
Основная мысль – красота осинового леса.
тему и основную мысль записать в тетрадь (смотря по времени). Подберём к
тексту заголовок (устно)
Дополнения : Физкультминутка (слайд)
Работа с учебником. Выполнение упражнения (1 чел. у доски по одному
предложению)
1. В Калуге есть музей космонавтики. 2. В нём хранятся интересные
экспонаты. 3. Они рассказывают о К.Э.Циолковском, С.П.Королёве, наших
космонавтах.
Ребята, как вы думаете, какие предложения используются в речи чаще :
распространённые или нет? (ответы учся)
Учащиеся нашего класса провели небольшое социологическое исследование по
данному вопросу. Предоставляю им слово. (выступления исследовательской
группы)
ВЫСТУПЛЕНИЕ
1 ученик.
В течение всей жизни мы общаемся с огромным количеством людей. Одних мы
понимаем с полуслова, других не очень, слушая речь третьих, приходится
размышлять, что именно хотел сказать человек.
2 ученик
Происходит так потому, что люди используют в своей речи разные виды
предложений. Кто – то предпочитает изъясняться односложно, не задумываясь о
том, какое впечатление производит на собеседника. Другие поступают иначе.
3 ученик
Нам стало интересно, почему так происходит. С этой целью мы провели
небольшое социологическое исследование. Опросили три возрастные группы
людей : ровесников, старшеклассников и взрослых. Всем были заданы
одинаковые вопросы.
1 ученик
1) Вы хорошо учитесь (учились) в школе ?
2) Вы знаете, что такое второстепенные члены предложения?
3) Какие предложения используете в своей речи вы : с второстепенными членами
или без них?
4) Почему?
2 ученик
Результаты опроса можно увидеть на слайде. Было опрошено 23 ровесника, 27
старшеклассников, 17 взрослых. К сожалению, не все хорошо учились в школе, некоторые основательно подзабыли курс русского языка. Однако большинство
опрошенных (22 пятиклассника, 20 старшеклассников и 16 взрослых)
используют в своей речи предложения с второстепенными членами.
3 ученик
В качестве объяснения опрошенные люди называют следующее :
за счёт второстепенных членом речь становится понятнее;
так легче выражать свои мысли;
некоторые используют распространённые предложения по привычке, потому
что так их научили учителя или родители.
Т.о., можно сделать вывод о том, что, несмотря на обилие в современной речи
так называемых слов – паразитов, жаргонизмов и других слов, засоряющих нашу
речь, всётаки большая часть окружающих нас людей стремится к правильной и
красивой речи, что не может не радовать.
Вывод : какова роль второстепенных членов? (Разнообразят речь, делают её
ярче, содержат больше информации, наполняют предложения смыслом)
Обобщающий тест (перед этим обобщить)
ВАРИАНТ 1
1. Предложения, в которых есть второстепенные члены, называются________
2. Второстепенные члены – это _______________
3. Второстепенный член, отвечающий на вопросы косвенных падежей,
называется __________________
4. Второстепенный член, отвечающий на вопросы какой? чей? называется
________
5.Второстепенный член, отвечающий на вопросы где, куда, откуда, зачем и т.д.,
называется ________________
6. Второстепенные члены предложения нужны , чтобы _________________
7. Укажите строку, в которой перечислены только второстепенные члены
1) дополнение, сказуемое, определение
2) определение, обстоятельство, подлежащее
3) обстоятельство, подлежащее, сказуемое
4) определение, дополнение, обстоятельство
8. Укажите предложение, в котором выделенное слово не является
дополнением.
1) Мы принесли цветы в корзинах.
2) Орёл громко закричал и расправил крылья.
3) Ель рукавом мне тропинку завесила.
4) Турция – южная страна. 9. Укажите предложение, в котором выделенное слово является
обстоятельством
1) Багряная луна висит над домом.
2) Лунная ночь ещё больше побелела от мороза.
3) Море глухо роптало и билось о берег.
4) В камышах стояла выпь на одной ноге.
10. Укажите предложение, в котором выделенное слово является определением.
1) С утра шёл сильный снег.
2) Звёзды усеяли ночное небо.
3) Тиха украинская ночь.
4) В роще берёзы одна другой красивее.
ВАРИАНТ 2
1. Подлежащее и сказуемое – это ____________________
2. Второстепенные члены предложения – это ________________
3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного,
обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен
прилагательным, то это _____________________
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает,
как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это
____________________________
5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает
предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен
существительным, то это ______________________________
6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются …
_________________________________________________________________________
7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются …
____________________________________________
8. В каком предложении есть определение ?
1) Ветер раскачивает деревья. 2) Темнота заползает под кусты. 3) Между
деревьев мелькнул огонёк. 4) Светлый луч солнца пробежал по стволам
деревьев.
9. В каком предложении есть дополнение ?
1) В лесу прижилась ласковая осень. 2) С шелестом падали сухие листья на
землю. 3) Горький запах дубовой коры заполнял лес. 4) При ветре леса
шумят океанским гулом. 10. В каком предложении есть обстоятельство места (где происходит
действие?)
1) В сентябре приходят жёлтые дожди. 2) Золотая осень наряжает землю. 3) В
вершинах деревьев зашевелилась от капель листва. 4) Шлют птицы
прощальный привет родным местам.
7.Отметки за урок.
8.Домашнее задание (составить текст 5 – 7 предложений на осеннюю тему,
выполнить синтаксический разбор одного предложения).
Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Урок русского языка на тему : "Второстепенные члены предложения" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.