Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
16.01.2018
Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"
Урок русского языка посвящён речевому этикету. Цель урока : вспомнить, что такое речевой этикет, ситуации, связанные с употреблением этикетных слов. Работа направлена на формирование у учащихся навыков правильного речевого общения. Урок носит практический характер. В результате выполнения разных заданий ребята приходят к выводу о необходимости использования этикетных слов.
Урок этикет.doc
УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА  «РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ» Этап 1. Вхождение в тему урока. Создание условий для осознанного восприятия  материала.  ­ Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть  улыбка и хорошее настроение будут вашими спутниками в нашем сегодняшнем  путешествии. А посетим мы с вами чудесное царство. В этом царстве люди поздравляют  друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают  друг другу, заботятся друг о друге. Называется оно «Царство вежливости и доброты».  Желаю вам хорошего настроения и продуктивной работы на уроке. Приготовьте листы  самооценки, здесь вы будете оценивать себя на каждом этапе урока, запишите свою  фамилию и имя. Этап 2. Мотивация к учебной деятельности. Проблемный вопрос Подготовка к восприятию новой темы Наш урок мне хочется начать со слов из письма Дмитрия Сергеевича Лихачева (фото),  советского и российского филолога, академика Российский Академии наук, автора трудов, посвященных истории русской литературы и культуры. Подумайте, о каком важном и так  нужном в наше время качестве человека говорит Дмитрий Сергеевич? (высказывания Лихачёва на каждой парте, ребята сначала читают сами, знакомясь с  «Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и … у  самого себя…          Надо только знать, что такое настоящая воспитанность…          В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал  человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. материалом, затем выразительно вслух)          Надо уметь не мешать друг другу… Манеры, одежда, походка, все поведение должно  быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие  манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы  выявляете свою суть…» (О воспитанности). ­ Есть ли в вашем классе воспитанные ученики? Назовите их. ­ Почему вы считаете их воспитанными? (ответы ребят)  ­ Я предлагаю вам посмотреть сценку, подготовленную вашими одноклассниками.  Сценка. "У Вовки Иванова дома кошка окатила  четырёх котят. Один был совсем чёрный,  второй – кипельно ­  белым, третий ­ ярко­рыжим, а последний вообще красавец ­  трёхцветный! Вовка  в сильном возбуждении мчался в школу, чтобы поделиться этой  радостной вестью и позвать своих друзей после уроков показать этих маленьких  очаровательных комочков. Первым ему встретился Петька: ­ Привет, Петька! У меня дома что есть! ­ А ты видел, какой у Серёги телефон? ­ Да при чём здесь телефон! Ты что меня не слышишь? ­ А мне мама давно такой обещала. Да всё никак не купит. Всё ей оценки хорошие  подавай. ­ Да погоди ты. При чём здесь оценки? Я ж говорю: у меня дома такое! ­ Да какое такое! Вот телефон ­ это да!" ­ Состоялся ли у мальчиков разговор? Почему? Что помешало? Можно ли Петьку назвать  воспитанным? Почему?  ­  Какого же человека можно назвать воспитанным? (воспитанным человека можно назвать, если он не мешает людям, заботится о чувствах окружающих и уважает их.) Откройте тетради и запишите сегодняшнее число  , классная работа.  Актуализация знаний:  – Над какой темой мы сегодня будем работать, вы мне скажите,  отгадав ключевое слово  темы нашего урока.  Отгадайте загадки. Мы будем отвечать на вопросы, а для ответа нам  понадобится только первая буква.  (кто отгадал букву, выходит и держит её в руках) 1. Эта буква роет ямы, Вторит окрику упрямо И на палочке потом Шоколадным тает льдом. Ответ: буква Э (экскаватор, эхо, эскимо) ( Все буквы прикрепляем на доске) 2. Живет в нем вся Вселенная, А вещь обыкновенная. (Телевизор) 3. Тебе дано, А люди им пользуются. (Имя) 4. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш) 5.   Енот жуёт, жуёт енот, Ежевику он жуёт, И на розовой стене  Он рисует букву ... Е 6. Она на антенну похожа И на зонт как будто тоже. (буква Т). Слово – этикет.  ­ Итак, сформулируем тему урока : Этикет.   ­ А что же это слово означает? (слушаю предположения детей)  ­ Уч – ся нашего класса Никитина Соня дома поработала с толковым словарём и выяснила  лексическое значение этого слова. Выступление… Установленный порядок поведения, форм обхождения. (Словарь Ожегова) ­ Почему и как возник этикет, важен ли он, расскажут нам… (доклады) ­ Однако разновидностей этикета много, о каком именно этикете мы будем говорить, вы  догадаетесь, посмотрев следующий сюжет. (Ералаш «Почему мы так говорим?»)  ­ какое правило нарушено в этом диалоге?  ­ О какой же разновидности этикета мы будем говорить? О речевом этикете.  ­ Итак, тема урока – речевой этикет.   ­ Действительно, очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в  общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, используя  уместные для той или иной речевой ситуации слова,  то есть, соблюдая правила речевого  этикета. Русский речевой этикет  необыкновенно богат. Он включает огромное количество  слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых  ситуациях. Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цель урока. Цель нашего урока: 1. познакомиться с историей  русского речевого этикета и этикетными формулами; 2. учиться употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях. Речевой этикет – правила речевого поведения. Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный  контакт с собеседником. Беседа о вежливости.      Чем чаще, к месту, искренне употребляет  человек этикетные слова, тем приятнее с  ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие. Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный. Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести. ­Как можно назвать человека, который умеет  употреблять в своей речи этикетные слова?  ­Ребята, а вы считаете себя воспитанными и вежливыми ? Очень хочется надеяться, что  среди вас не затерялись герои, о которых идёт речь  в тексте упражнения. Ну, а теперь, ребята, потренируемся в правильном, уместном употреблении отдельных  этикетных формул в зависимости от речевой ситуации. Практикум речевых ситуаций. Прочитайте текст по ролям. Какое чувство вызывает у вас речь мальчика? Д о к т о р: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой  человек? В а с я: Чао! Д о к т о р: На что вы жалуетесь? В а с я: Прихворнул я, что­то горло дерёт, башка болит. Д о к т о р: Температуру измеряли? В а с я: Да я градусник вчера кокнул! Д о к т о р: А как же лечились вчера, например? В а с я: Дрыхнул весь день, аж надоело. Д о к т о р: Да... Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык.  Его срочно нужно лечить. Чтение диалога по ролям и его обсуждение. Почему смешон Вася? Какие слова, по вашему мнению, совершенно неуместны в данном  разговоре? Можно ли употреблять такие слова? Давайте изменим этот диалог и прочитаем  его  со всеми этикетными словами. Выступление учащихся. Сценка в исправленном виде. (работа в парах) В русском языке очень много пословиц и поговорок, связанных с речевым этикетом.  Давайте вспомним некоторые из них. Дома вы должны были выписать пословицы и  поговорки о вежливости. Прочитаем.   Перед вами  пословицы и поговорки (слайд). Выпишите из них такие, которые уместно  использовать в ответе на вопрос: как вести беседу? В общении большую роль играют мимика и жесты. Особенно высоко ценится улыбка.  Улыбка – это символ человечности.  Послушайте слова писателя В. Солоухина: « Посмотрите, почти все у человека  предназначено для самого себя: глаза – смотреть. Ноги – ходить. Рот –  поглощать пищу, ­ все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе  не нужна.  Если бы не зеркала. Вы ее никогда бы  даже не увидели. Улыбка  предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и  легко».  Вот как написал об улыбке писатель Сент­Экзюпери: « Часто улыбка и есть главное.  Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь».  Ребята, улыбнемся друг другу.      – Сейчас, ребята, выполните следующее задание. Работа со стихотворением Э.Машковской. Прочитаем его. Приятно ли вам будет общаться  с таким собеседником? Почему? Какие слова из сихотворения недопустимо произносить в  беседе? Какой вывод мы должны сделать для себя? Как нужно беседовать? Групповая работа ­ найти в текстах формулы речевого общения (этикетные слова), указать, к какой  тематической группе они относятся и записать их. Затем капитаны групп озвучат их.  Привести свои примеры слов этой группы.                                                  1 группа – Здравствуйте! – ты скажешь человеку. – Здравствуй! – улыбнется он в ответ, И, наверно, не пойдет в аптеку,  И здоровым будет много лет. Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.                                           2 группа Нам желают: «Доброго пути!» – Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Тоже к доброму чему­нибудь. Группа 2 (Формы пожеланий): всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути 3 группа Если другу на прощанье Скажешь «до свидания», Непременно будет завтра Новое свидание! Это слово, как магнитик,  Всех соединяет. И прощаться навсегда Нам не разрешает. Группа 3 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте. 4 группа Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Группа 4 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.                                                   Группа 5 1. Прочитайте диалоги. В чём  ошибки? Исправьте их. ­ Привет, Сашка! Ты что такой хмурый? Случилось что­то?­ спросил Максим, войдя в  спортзал. ­ Отстань, не до тебя сейчас. ­ Что у тебя произошло?­ допытывался одноклассник. ­ Не твоего ума дело! – грубо сказал Сашка ­ Ну как хочешь, я помочь хотел,­ расстроено промолвил Максим и пошёл переодеваться в  раздевалку. 2. Однажды после уроков… ­ Мама, ты представляешь, мы с Таней  шли из школы и увидели на улице маленького  щеночка. Он ,наверное, потерялся. Сейчас он около подъезда сидит. Можно я его к нам  домой возьму, буду за ним ухаживать, гулять , кормить. ­ Дочка, но ты разве забыла, что у нашего папы аллергия на собак? ­ Ну и что! Он такой хорошенький! Ну, пожалуйста! ­ Оля, нельзя думать только о себе. ­ Это вы о себе только думаете! Не любите вы меня! ( В разговоре со взрослыми нужно быть уважительными) 3.  Однажды на перемене… ­ Света, помоги мне, пожалуйста , решить задачу. Я что­то затрудняюсь. В ответе 64, а у  меня 82 получается. ­ Ой, да какой же ты балбес! Это задачка в 2 действия решается. Думай! (Категоричные и грубые высказывания покажут лишь вашу невоспитанность и неумение  вести диалог.)                                                   Группа 6 1. На перемене Зоя Иванова нечаянно наступила на ногу Люде Свиридовой из  параллельного класса. ­ Ой, извини ,пожалуйста , я не хотела. Это вышло случайно. ­ Ну и что, что не хотела!!! ­ громко закричала Люда.­ У меня теперь нога болит и туфли  ты мне новые испачкала!!! ­ ещё громче крикнула  Свиридова. В это время по коридору шла учительница. Услышав крик, она сделала замечание одной из  девочек. Как вы думаете, какой из них? Почему? ( не повышай голоса во время разговора , даже если тебя что­то очень огорчило). 2. Оксане из командировки мама привезла потрясающую куклу. Она и ходила, и  разговаривала ,её даже можно было кормить. Когда старший брат вернулся из школы,  Оксана ,радостная ,выбежала в коридор: ­ Алёшка, привет! А у меня такая красивая кукла! Ты не представляешь даже! ­ Хорошо, ­ ответил брат. ­ Нет, ты такой ещё никогда не видел! Пойдём, я тебе её покажу. ­ Пойдём. Дети вошли в комнату и Оксана долго описывала достоинства своей игрушки. Алёша сидел и молчал. Тогда сестрёнка обиделась на своего брата и ушла в другую комнату. Почему у ребят не сложился разговор? ( В разговоре старайся выбирать тему, которая заинтересует твоего собеседника)                                    Обобщение  В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня  говорили? Чему научились? Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и  вежливых поступках, о волшебных словах) ­ Как вы считаете, тема сегодняшнего урока важна? Где она может вам пригодиться?  ­ Давайте сформулируем правила общения, которым должен следовать всякий человек. Правила вежливости   Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.  Будь вежлив со своими товарищами  Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя –  прощайся.  Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова! Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай  другим того, чего желаешь себе. Если хочешь, чтобы  с тобой были вежливы – будь вежлив  сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай  своего повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут  «Правила речевого  этикета». Самооценка.   ­ Ребята! Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке с помощью листа  результативности. Оцените критически, как вы это любите. Довольны ли вы своей работой  или нет? Выставьте себе общий балл за весь урок. Д/З. Выбрать пословицу о хороших манерах и написать небольшое сочинение, объяснив,  как вы поняли её смысл.

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"

Урок русского языка в 5 классе на тему : "Речевой этикет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2018