Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения учащихся 5 класса.
Программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ [ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2013.- 191 с.: ил.
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; содержание учебного курса; календарно- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; приложение.
РЯ- 5 кл. на 5 часов.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку предназначена для обучения
учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
Программа составлена с использованием материалов Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования1, Примерной программы по русскому (родному) языку для
основных школ2 и в соответствии c рабочей программой по русскому языку к
учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский)3
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 5 класс.
Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./
[ Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М.
Шанский]. – 2е изд. М.: Просвещение, 2013. 191 с.: ил.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского
языка, которые определены Федеральным государственным стандартом
общего образования.
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой
целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку;
содержание учебного курса; календарно тематическое планирование с
определением основных видов учебной деятельности; описание учебно
методического, материальнотехнического и информационного обеспечения
образовательного процесса; планируемые результаты изучения учебного
предмета, курса; приложение.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде
формирование
языковой и
лингвистической (языковедческой),
обеспечивающих
блоков,
тематических
трех
коммуникативной,
культуроведческой компетенций.
Срок действия программы – 5 лет.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный
язык Российской Федерации; средство межнационального общения,
консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской
идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
1 ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008. URL:http://standart.edu.ru
2 Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 9 классы: проект. – М.:
Просвещение, 2012. 112 с.
3 Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т,
Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват.
учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2012. – 111 с. Метапредметные образовательные функции родного языка определяют
универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский
(родной) язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в
школе. Русский (родной) язык является основой развития мышления,
воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному
усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной
деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному
богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации
личности, приобщения ее к культурноисторическому опыту человечества.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их
усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными
навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации,
высокая социальная и профессиональная активность являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения
человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной
адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык
является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных
жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную
оценку поступкам с позиций моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык»
занимает особое место: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Как средство познания действительности русский язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных
знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в
перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено
общей нацеленностью образовательного процесса на достижение
метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе
компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и
развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для
данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная
компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации,
2 оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации
партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к
осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании; освоения основных норм русского литературного языка;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов,
необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых
понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических
словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного
языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи
языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка,
освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального
общения; способность объяснять значения слов с национальнокультурным
компонентом.
В программе реализован коммуникативнодеятельностный подход,
предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в
деятельностной форме.
Усиление коммуникативнодеятельностной направленности курса русского
языка в 5 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения
являются важнейшими условиями формирования
функциональной
грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться
во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности,
имеющей
метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми
видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие
со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную
речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по
поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы
устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать
проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения,
находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию
из различных источников; определять основную и второстепенную
информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от
коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том
3 числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать
информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно
формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и
при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности
базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное
развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе
изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование
речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве
русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения,
на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого
этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа
предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как
различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, а также способность передавать ее в
соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе
перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство
языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый
тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,
обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной
деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного
подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла
отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех
тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы,
обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором –
дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются
базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем –
дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и
обеспечивающие культурноисторический компонент курса русского языка в
целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или
интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только
4 получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и
навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные
коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке
как национальнокультурном феномене. Таким образом, процессы осознания
языковой системы и личный опыт использования языка в определенных
условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с
другом.
Общие учебные умения,
навыки и способы деятельности:
направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие
создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский
язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения
ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения,
навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Цели обучения: курс русского языка в 5 классе направлен на
достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно
ориентированного,
деятельностного
подходов к обучению родному языку:
когнитивнокоммуникативного,
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания,
человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык,
сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего
родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в
разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально
этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и
навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение
важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её
функционирования, развитие способности опознавать, анализировать,
сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение
активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи
грамматических средств,
совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного
использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в
разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание
5 стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической
ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование
готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и
развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и
ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез,
обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение осуществлять библиографический поиск,
извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
организационные (умение формулировать цель деятельности,
планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место учебного предмета в учебном плане
Русский язык как родной и как государственный это именно тот
культурный феномен, который в наибольшей степени обеспечивает
формирование у школьников чувство российской идентичности. В то же
время русский язык в школах России рассматривается как основное средство
общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности, средство освоения морально этических норм, принятых в
обществе.
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными
образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных
программах для образовательных учреждений РФ.
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1)
предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе
основного общего образования в объеме 175 часов (5 часов в неделю) в 5
классе.
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 175 часов (5 часов в
неделю).
6 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты
1) понимание русского языка как одной из
основных
национальнокультурных
ценностей русского народа, определяющей
роли родного языка в развитии
интеллектуальных,
творческих
способностей и моральных качеств
личности,
его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности
русского языка; уважительное отношение к
родному языку,
гордость за него;
потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
стремление
речевому
к
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и
усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в
процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.
Метапредметные результаты 1) владение всеми видами речевой
деятельности:
• адекватное понимание информации
устного и письменного сообщения
7 основной
мысли;
аудирования
приемами отбора
(коммуникативной установки, темы текста,
основной
и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным,
изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов
разных стилей и жанров; владение разными
видами
(выборочным,
ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из
различных источников, включая средства
массовой информации,
компактдиски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
• свободно пользоваться словарями
различных типов, справочной литературой,
в том числе и на электронных носителях;
и
• овладение
систематизации материала на определенную
тему; умение вести самостоятельный поиск
информации;
к
преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей
и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей
учебной деятельности (индивидуальной и
последовательность
коллективной),
действий,
достигнутые
результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
• умение создавать устные и письменные
тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации
способность
оценивать
8 (этикетный,
общения;
• способность свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и
явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога
(повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и
диалога
диалограсспрос,
диалогпобуждение,
диалог — обмен
мнениями и др.; сочетание разных видов
диалога);
• соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических,
лексических,
стилистических норм
грамматических,
современного русского литературного
языка;
соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе
письменного общения;
• способность участвовать в речевом
общении,
соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты,
мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой
самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике
речевого общения; способность оценивать
свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить
грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать
и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях
с
использованием различных
средств
аргументации;
актуальных
тем
9 явлений
языковых
предметам;
2) применение приобретенных знаний,
умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как
средство получения знаний по другим
учебным
применение
полученных знаний, умений и навыков
анализа
на
межпредметном уровне
(на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное
3)
взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного
выполнения какоголибо задания, участия в
спорах, обсуждениях актуальных тем;
овладение
национальнокультурными
нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального
межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты
1) представление об основных функциях
языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как
государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в
системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном
языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики:
лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная
научный,
речь,
публицистический,
официальноделовой
язык
стили,
жанры
художественной литературы;
10 научного, публицистического, официально
делового стилей и разговорной речи;
функциональносмысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы
языка,
их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими
ресурсами лексики и фразеологии русского
языка,
основными нормами русского
литературного языка (орфоэпическими,
грамматическими,
лексическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами речевого этикета и использование
их в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц
языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц
адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа
слова
морфемный,
лексический,
словообразовательный,
морфологический),
синтаксического
анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки
зрения его основных признаков и
структуры,
функциональным
определенным
особенностей
разновидностям языка,
языкового оформления,
использования
выразительных средств языка;
8)
коммуникативно
эстетических возможностей лексической и
грамматической
и
использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного
языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
принадлежности к
синонимии
(фонетический,
понимание
11 Способы контроля и оценивания образовательных достижений
учащихся
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе
личностных результатов отражаются в индивидуальных
проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
соблюдение норм и правил поведения;
прилежание и ответственность за результаты обучения;
готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной
траектории;
наличие позитивной ценностносмысловой установки ученика, формируемой
средствами конкретного предмета.
Достижения
накопительных портфолио обучающихся.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному
пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется
по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей,
тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации.
Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных
результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является
способность ученика к решению учебнопознавательных и учебно
практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный
опрос, тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа,
буквенный диктант,
словарная работа,
контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, работа
по карточкам...
орфографический диктант,
Количество контрольных работ по русскому языку в 5 классе
установлено в соответствии с протоколом заседания рабочей группы учителей
русского языка и литературы от 05.09.2012 г. при УИПКПРО г. Ульяновска
Виды контрольных работ
Количество контрольных работ
12 Диктант
Словарный диктант
Изложение
Сочинение (кл./дом.)
Контрольное тестирование
6
4
2
2/0
2
Организация текущего и промежуточного контроля знаний проводится в
каждой теме, в каждом разделе (указано в учебнотематическом
планировании).
Способы оценивания (формы, методы, критерии) по отдельным видам работ
отражаются также в "Единых требованиях к устной и письменной речи
обучающихся" (УИПКПРО г. Ульяновска) и в соответствии с внутришкольной
системой оценивания.
13 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(175 часов)
Язык и общение (2ч + 1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды.
Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Повторение пройденного в 1 4 классах (17ч + 3ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание
проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
II. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание
гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце
существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в
падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание
гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2
спряжения; буква ь во 2м лице единственного числа глаголов. Правописание
тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по
плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23ч + 7ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание,
предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по
цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания:
знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения
(повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и
сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения:
дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя
главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными
союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая
14 между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие
слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и
словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как
признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя
главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении
перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при
прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала.
Умение интонационно правильно произносить повествовательные,
вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также
предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая.
Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из
разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение
повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи
(12ч + 3ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки
речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и
безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не
имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные.
Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные
в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия.
Произносительные нормы литературного языка.
Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме;
алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных.
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки
орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
15 II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в
рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным
е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в
том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор
языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (6ч + 2ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и
его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и
переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые
словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и
другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном
им значении.
Ш. Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного
(подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание
изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (18ч + 4ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая
значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова.
Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль
окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове.
Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты
морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце
приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях лож лаг,
рос раст. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами.
Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и
разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами
рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17ч + 4ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени
существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение).
Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в
географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях
16 исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов,
картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных
произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных.
Три склонения имен существительных: изменение существительных по
падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только
множественного числа.
Склонение существительных на ия, ий, ие. Правописание гласных в
падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего
времени с существительными, род которых может быть определен неверно
(например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры,
выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительныесинонимы для более
точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и
тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение –
повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (10ч + 4ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени
прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с
основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких
прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а
кратких по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме
прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательнымисинонимами для более
точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних
и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра.
Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием
животного в рассказе.
Глагол (29ч + 6ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
17 Неопределенная форма глагола (инфинитив на ть (ться), ти (тись),
чь (чься). Правописание ться и чь (чься) в неопределенной форме
(повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение.
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов бер
бир, дер дир, мер мир, nep пир, тер тир, стел
стил.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении
которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла;
повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глаголсказуемое в прошедшем времени с
подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным
существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные
в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголысинонимы (например, со значением
высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения
мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля.
Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж.
Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение
лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (5ч + 2ч)
18 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(175 ЧАСОВ)
Планируемые результаты
Учебные действия
Предметные
Метапредметные
Личностные
Оборудов
ание, ЭОР
Домашнее
задание
ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (2 +1*)4
Познакомиться
со
структурой учебника,
приёмами работы с
книгой; познакомиться
с
особенностями
ознакомительного и
изучающего чтения
Анализировать
себя
слушателя
Использовать виды
чтения
(ознакомительное и
изучающее)
для
работы учебной с
книгой;
вести
самостоятельный
поиск информации в
СМИ
адекватно
воспринимать на слух
информационные
тексты
извлекать
факультативную
информацию
текстов
СМИ;
из
§3, 4; упр.12
как
Чтение текста, анализ
его
структуры,
пересказ содержания,
используя
выделенные слова.
Работа в группах
(сочинение
продолжения сказки,
моделируя ситуацию
диалога).
Дата
план
факт
№
п/п
1.
Кол
во
часов
1 ч.
Тема урока
Читаем
учебник.
Слушаем на
уроке.
Тип
урока
Урок
актуал
изации
знаний
и
умени
й
4 * Часы на развитие связной речи 2.
Язык
человек.
Общение
устное
письменное.
1 ч.
и
и
Урок
актуал
изации
знаний
и
умени
й
3.
Р. Р. Стили
речи.
1 ч.
Урок
развит
ия
речи
в
Осознать роль родного
языка в жизни человека
и общества, основную
функцию языка
Знать
основные
особенности устной и
письменной
речи;
различать разные виды
речевой деятельности;
знать
приёмы
эффективного
аудирования
ситуации
монологической
и
диалогической речи;
разграничивать устную
речь и слушание,
письменную речь и
чтение
Иметь общее понятие о
стилях речи и их
характеристике;
устанавливать
принадлежность текста
к
определенному
стилю речи по цели
высказывания;
преобразовывать текст
художественного
стиля в научный
СМИ;
Адекватно
воспринимать на слух
информационные
тексты
воспроизводить
содержание
прослушанного
текста.
Использовать разные
правила и приёмы
аудирования
в
ситуации
монологической и
диалогической речи;
вычитывать
информацию,
представленную в
схеме
Осознавать
эстетическую
ценность русского
языка;
необходимость
владения русским
языком
для
учебной
деятельности
Чтение и анализ
текста;
работа с
текстом упражнения,
минисочинение.
Анализ устных и
письменных
высказываний с точки
зрения их цели,
условий общения;
русских
анализ
пословиц
и
поговорок; работа с
текстом: списывание,
заучивание наизусть,
выразительное
чтение;
анализ
жизненных ситуаций,
приводимых детьми.
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю
Извлекать
фактуальную
информацию
из
текстов упражнений,
определений; вести
самостоятельный
поиск информации в
школьных учебниках;
преобразовывать
текстовую
информацию; строить
рассуждение;
соблюдать
нормы
речевого этикета в
ситуации
приветствия
Работа с текстом по
определению
принадлежности
функциональной
разновидности языка;
анализ текстов с
точки зрения целей
высказывания;
приводят
собственные
примеры.
Русский
язык. 5
класс:
Электронн
ое
приложени
е к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др. М.:
ОАО
«Просвеще
ние»,
2013.Стил
и речи
(учебная
презентаци
§ 1, 2, упр.7.
§5; упр.13, 17
20 ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3*)
4.
1 ч.
и
Звуки
буквы.
Произношени
е
и
правописание.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
с
Знать о соотношении
произношения
и
правописания;
пользоваться
транскрипцией;
помощью
орфографических
правил уметь решить,
какой
буквой
обозначить тот или
иной звук в слове при
несовпадении
с
произношения
и
правописания;
определять тему и
основную мысль текста
5.
Орфограмма.
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
понятие
как
по
Усвоить
орфограммы
написания
орфографическим
правилам и по
традиции; знать, что
орфограмма – «точка»
применения правила;
усвоить
опознавательные
признаки орфогнрамм
гласных и орфограмм
согласных букв; знать,
что
орфограммы
Строить
рассуждение,
аргументировать своё
мнение;
извлекать
фактуальную
информацию
из
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
пользоваться
словарём
иностранного языка
Извлекать
фактуальную
информацию
из
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
пользоваться
орфографическим
словарём
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности
Работа с текстом,
упражнениями
учебника. Работа в
группе.
на
Выполнение
упражнений
опознавание
различных
орфограмм,
графическое
выделение морфем в
словах.
видов
я)
Тест 1: с.8
10
(ФГОС)
Тесты по
русскому
языку: 5
класс: к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
"Русский
язык. 5
класс"/
Е.П.Черно
грудова. –
М.:
"Экзамен",
2013г.
Тест 2:
с.1113
Орфограф
ический
словарь
русского
языка
§6; упр.24.
§7; упр.28
21 6.
1 ч.
Правописание
проверяемых
безударных
гласных
корне.
в
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
буквы
могут
находиться в любой
морфеме;
находить
орфограммыгласные и
орфограммы
согласные в словах с
опорой
на
опознавательные
признаки;
находить
орфограммыгласные и
орфограммы
согласные буквы в
разных морфемах
Знать
способы
проверки написания
безударных гласных в
корне слова; знать о
непроверяемых
гласных в корне слова;
правильно
писать
слова
с
непроверяемыми и
проверяемыми
безударными гласными
в
слова;
графически обозначать
условия
выбора
правильных написаний;
пользоваться
способами проверки
безударной гласной в
(изменением
корне
формы
слова
и
подбором
однокоренных слов);
различать одинаково
произносимые слова с
корне
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности
в
извлекать
Соблюдать
практике
письменного общения
изученные
орфографические
правила;
фактуальную
информацию
из
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
пользоваться
орфографическим
словарём
Выполнение
упражнений,
отрабатывающих
данное
диктант.
правило;
§8; упр.36
Русский
язык. 5
класс:
Электронн
ое
приложени
е к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др. М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
22 разным написанием
23 7.
Правописание
проверяемых
и
непроизносим
ых согласных
в корне слова.
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
Знать
способы
проверки написания
согласных букв в корне
слова;
правильно
с
писать
слова
,
непроверяемыми
проверяемыми
и
непроизносимыми
согласными в корне
графически
слова;
обозначать
условия
выбора правильных
написаний;
пользоваться
способами проверки
согласной в корне
(изменением формы
слова и подбором
однокоренных слов, в
которых
после
проверяемой
согласной
стоит
гласная или л, р, м, н);
различать одинаково
произносимые слова с
разным написанием;
правильно
писать
слова
с
непроверяемыми
согласными
и
согласными в корне
слова,
выбирать заголовок из
ряда предложенных
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности
в
извлекать
Соблюдать
практике
письменного общения
изученные
орфографические
правила;
фактуальную
из
информацию
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
пользоваться
орфографическим
словарём
правило;
Выполнение
упражнений,
отрабатывающих
данное
лингвистическая
игра,диктант: выбор
заголовка,
отражающего
содержание.
5
Русский
язык.
класс:
Электронн
ое
приложени
е
к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
Тест 3:
с.1315
§9,10;
упр.41,49.
24 8.
9.
10.
Буквы и, у, а
после
шипящих.
1 ч.
Разделительн
ые ъ и ь.
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
Раздельное
написание
предлогов с
другими
словами.
Контрольны
й словарный
диктант.
Правильно
писать
слова с буквами и, у, а
после шипящих и
словаисключения;
графически обозначать
условия
выбора
правильных написаний;
составлять
предложения
и
связный текст с
указанными словами на
заданную тему
правило
Знать
употребления
разделительных ъ и ь;
находить в словах
разделительные ъ и ь;
разграничивать
ь
разделительный и ь
как
показатель
мягкости
предшествующего
согласного;
уметь
правильно употреблять
на
письме
разделительные ъ и ь;
графически обозначать
условия выбора
писать
Правильно
слова;
словарные
усвоить
понятие
орфограммыпробела и
орфограммыдефиса;
знать о совпадении в
устной речи предлогов
и приставок по
к
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности;
интерес
созданию
собственных
текстов
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности
к
в
извлекать
Соблюдать
практике
письменного общения
изученные
орфографические
правила;
фактуальную
из
информацию
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
пользоваться
орфографическим
словарём
Соблюдать
практике
письменного общения
изученные
орфографические
правила;
фактуальную
информацию
из
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
пользоваться
орфографическим
словарём
извлекать
в
в
Соблюдать
практике
письменного общения
изученные
орфографические
правила;
фактуальную
информацию
извлекать
из
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
Русский
язык. 5
класс:
Электронн
ое
приложени
е к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др. М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
Тест 4:
с.1517
§11; упр.53
§12; упр.57,
58
правило:
Выполнение
упражнений,
отрабатывающих
данное
вставляют
пропущенные буквы,
составляют
предложения
словами
исключениями из
правила; работа со
словарём.
со
Выполнение
упражнений,
отрабатывающих
данное
диктант.
правило;
§6 13
(повторить);
упр.61
Выполнение
упражнений,
отрабатывающих
данное
правило:
работа с текстом;
выделение
орфограммбукв и
орфограмм
(ФГОС)
Тесты по
русскому
языку: 5
класс: к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и знать
звучанию; знать, что
предлог – слово,
приставка – часть
слова;
о
написании через дефис
предлогов изза, из
под; знать падеж, с
которым
употребляются
указанные предлоги;
разграничивать
предлоги и приставки
на письме; находить
орфограммупробел;
писать
предлоги
отдельно с другими
словами; графически
обозначать
условия
выбора правильных
написаний; составлять
связный текст с опорой
на
рисунок;
озаглавливать текст
Проверка
степени
усвоения пройденного
материала;
проверка
орфографических и
пунктуационных
навыков
пробелов; работа с
иллюстрацией
(описание ситуации).
к
видов
деятельности;
интерес
созданию
собственных
текстов
др.
"Русский
язык. 5
класс"/
Е.П.Черно
грудова. –
М.:
"Экзамен",
2013г.
Тест5:
с.17195
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
пользоваться
орфографическим
словарём; адекватно
своё
выражать
отношение
к
изображённому на
рисунке» создавать
письменный текст,
соблюдая нормы его
построения,
свободно, правильно
излагать свои мысли;
соблюдать в процессе
текста
создания
основные
нормы
русского
литературного языка
Способность
осуществлять
самоконтроль
Способность
самооценке
к
Выполнение теста
Упр.63.
Тесты (см.
приложени
е)
Знать признаки текста;
анализировать
и
отграничивать тексты с
точки зрения единства
темы,
смысловой
цельности; составлять
Вычитывать
информацию,
представленную в
схеме;
извлекать
фактуальную
информацию
из
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
достаточный
объём словарного
и
запаса
§14; упр.70.
Выполнение
упражнений,
направленные
на
анализ текстов с
точки
зрения
смысловой
Орфогра
фический
словарь
русского
языка
11.
12.
Входной
контроль
(тест)
1 ч.
Урок
контр
оля
Р. Р. Что мы
знаем
о
тексте.
Обучающее
изложение
(По Г.
А.
1 ч.
Урок
развит
ия
речи
5 . Черногрудова, Е.П. Тесты по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. "Русский язык. 5 класс"/ Е.П.Черногрудова. –2е изд., перераб. и
доп. М.: Издательство"Экзамен",2013. 142 с. Скребицкому
)
текст из разрозненных
предложений;
составлять письменный
пересказ текста с
опорой
на
предложенный план
13.
Части речи.
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
Знать,
на какие
вопросы отвечают и
что обозначают имя
существительное, имя
прилагательное,
глагол; знать наречие
неизменяемую
как
часть
речи;
распознавать
имена
существительные,
имена прилагательные,
наречия;
глаголы,
составлять
текст
сочинения
с
использованием
наречий;
писать
сочинение по рисунку;
определять тему и
основную мысль текста
грамматических
средств
изложения
исходного текста
для
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности;
интерес
созданию
собственных
текстов
к
цельности.
Изложение.
Тест 6:
с.1923
§15; упр. 78
Выполнение
упражнений:
характеристика слов
с точки
зрения
принадлежности к
той или иной части
речи;
лингвистическая
игра;
текстом, сочинение.
работа с
Русский
язык. 5
класс:
Электронн
ое
приложени
е к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др. М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
текстов, содержащих
теоретические
сведения; соблюдая
нормы построения
текста в письменной
форме; соблюдать в
процессе создания
текста
основные
нормы
русского
литературного языка
Вычитывать
информацию,
представленную в
схеме; работать в
группах;
адекватно
воспринимать на слух
текст,
владеть
приёмами
аудирования;
оценивать
речь;
преобразовывать
визуальную
информацию
в
текстовую; адекватно
своё
выражать
отношение
к
изображённому на
рисунке;
создавать
письменный текст,
соблюдая нормы его
построения,
свободно, правильно
излагать свои мысли;
соблюдать в процессе
текста
создания
основные
нормы
русского
чужую 14.
Глагол.
Тся и –ться
в глаголах
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
Определять
морфологические
глагола;
признаки
знать об употреблении
на письме ь после
шипящих во 2ом лице
глаголов настоящего и
будущего
времени;
употреблять ь после
шипящих во 2ом лице
глаголов настоящего и
будущего
времени;
писать сочинение по
рисунку;
определять
тему и основную мысль
текста
Знать
способ
определения тся и –
ться
глаголах;
находить орфограмму
тся
в
глаголах; пользоваться
способом определения
написания тся и –
в
глаголах;
ться
составлять
предложения
с
указанными глаголами
–ться
в
и
чужую
литературного языка
Вычитывать
информацию,
представленную в
схеме; работать в
группах;
адекватно
воспринимать на слух
текст,
владеть
приёмами
аудирования;
оценивать
речь;
преобразовывать
визуальную
информацию
в
текстовую; адекватно
своё
выражать
отношение
к
изображённому на
рисунке;
создавать
письменный текст,
соблюдая нормы его
построения,
свободно, правильно
излагать свои мысли;
соблюдать в процессе
создания
текста
основные
нормы
русского
литературного языка
Вычитывать
информацию,
представленную в
схеме;
извлекать
фактуальную
информацию
из
текстов, содержащих
теоретические
и
Составление
предложений
по
рисунку; определение
лица
числа
глаголов,
приведённых
в
упражнении; ставят
глаголы
в
неопределённую
форму.
Выполнение
упражнений,
руководствуясь
правилом.
§16, 17;
упр.83; 85
5
Русский
язык.
класс:
Электронн
ое
приложени
е
к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
к
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности;
интерес
созданию
собственных
текстов
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
понимание
роли русского
языка в развитии
моральных
качеств личности
(анализ
содержания
пословиц
упражнений)
из
к сведения; соблюдать
в
практике
письменного общения
изученное
орфографическое
правило
15.
Р.Р. Тема
текста.
1 ч.
Урок
развит
Определять
самую
широкую тему из ряда
Оценивать
чужую
письменную речь;
Интерес
созданию
к
Выполнение
упражнений: анализ
Русский
язык. 5
§18; упр. 87 ия
речи
предложенных;
подбирать заголовки к
теме;
подбирать
заголовок к тексту;
анализировать
предложенное
сочинение;
писать
сочинение на заданную
тему
не
Знать
личные
окончания глаголов 1 и
2 спряжения; знать о
раздельном и слитном
написании
с
выделять
глаголами;
окончания
личные
писать
глаголов;
раздельно
с
глаголами; составлять
предложения
с
указанными глаголами
не
16
17.
2 ч.
Личные
окончания
глаголов.
с глаголами.
Не
18.
Имя
существитель
ное.
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
высказывать
и
обосновывать свою
точку
зрения;
создавать
письменный текст,
соблюдая нормы его
построения,
свободно, правильно
излагать свои мысли;
соблюдать в процессе
текста
создания
основные
нормы
русского
литературного языка
Вычитывать
информацию,
представленную в
схеме;
извлекать
фактуальную
информацию
из
текстов, содержащих
теоретические
сведения; соблюдать
в
практике
письменного общения
изученное
орфографическое
правило
собственных
текстов; осознание
и определение
своих
эмоций;
достаточный
объём словарного
запаса
и
усвоенных
грамматических
средств
для
выражения мыслей
в
письменной
форме
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
понимание
роли русского
языка в развитии
моральных
качеств личности
(анализ
содержания
пословиц
упражнений)
из
тем
сочинений,
самого сочинения,
запись исправленного
варианта
класс:
Электронн
ое
приложени
е к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др. М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
Работа с таблицей;
работа
с
упражнениями:
выделение
окончаний,
составление
предложений,
определение
написания не с
глаголами.
таблиц,
Анализ
выполнение
упражнений,
направленных
на
закрепление правила
5
5
к
(ФГОС).
Тесты по
русскому
языку:
класс:
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
"Русский
язык.
класс"/
Е.П.Черно
грудова. –
М.:
"Экзамен",
2013г.
Тест 7:
с.2426
(ФГОС).
Тесты по
русскому
языку:
класс:
5
к
§1619
(повторить);
упр.92.
§20; упр. 100.
Знать
морфологические
признаки
существительного;
знать об употреблении
имени
Вычитывать
информацию,
представленную в
схеме;
извлекать
фактуальную
к
Стремление
речевому
совершенствовани
ю;
осознание
необходимости ения
19.
Имя
прилагательн
ое.
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения
ь
и неупотреблении на
письме
после
шипящих на конце
имён
существительных; об
употреблении е и и в
безударных падежных
окончаниях
существительных;
определять род, число,
падеж, тип склонения
существительных;
правильно употреблять
ь после шипящих на
конце
имён
существительных;
выбирать написание е и
и
в безударных
падежных окончаниях
существительных;
графически обозначать
условия
выбора
правильных написаний
Знать
морфологические
имен
признаки
их
прилагательных,
изменения по родам,
числам, падежам, о
согласовании
прилагательных
именами
существительными;
знать
определения
правильного написания
безударного окончания
прилагательного ( по
способ
с
на
«ь
существительных»
конце
владения русским
языком
для
учебной и других
видов
деятельности
информацию
из
текстов, содержащих
теоретические
сведения; соблюдать
в
практике
письменного общения
изученное
орфографическое
правило
в
Соблюдать
практике
письменного общения
изученные
орфографические
правила;
создавать
письменный текст с
учётом замысла
к
к
Интерес
созданию
собственных
текстов;
стремление
речевому
совершенствовани
ю
с
Составление
предложений
именами
прилагательными,
согласование
прилагательных
существительными,
выделение в них
окончаний, их анализ,
работа
с
репродукцией
картины.
с
5
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
"Русский
язык.
класс"/
Е.П.Черно
грудова. –
М.:
"Экзамен",
2013г.
Тест 8: с.
26 – 28
5
к
(ФГОС).
Тесты по
русскому
языку:
класс:
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
"Русский
язык.
класс"/
Е.П.Черно
грудова. –
М.:
5
§21, упр. 103;
106 с
изменять
по
числам и
вопросу);
прилагательные
родам,
падежам;
согласовывать
прилагательные
существительными;
пользоваться способом
определения
безударного окончания
прилагательного;
графически обозначать
условия
выбора
правильных написаний;
озаглавливать текст;
определять его стиль;
составлять текст в
письменной форме с
использованием имён
прилагательных
о личных
Знать
их
местоимениях,
о
склонении;
раздельном написании
личных местоимений с
предлогами;
об
употреблении личных
местоимений 3го лица
предлогов;
после
находить
личные
местоимения в тексте;
определять их число и
правильно
падеж;
личные
писать
местоимения
с
предлогами;
употреблять личные
местоимения 3го лица
"Экзамен",
2013г.
Тест 9: с.
28 – 30.
Тест10: с.30
32.§22;
упр.114
5
Русский
язык.
класс:
Электронн
ое
приложени
е
к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
Работа с текстом:
выписывают
местоимения,
определяют
морфологические
признаки.
его
Понимание роли
русского языка в
развитии
моральных
качеств личности;
интерес
к
пересказу
исходного текста;
стремление
к
речевому
самосовершенство
ванию
в
владеть
Соблюдать
практике
письменного общения
изученные
орфографические
правила;
приёмами
изучающего чтения
художественного
текста;
выражать
отношение
прочитанному;
воспроизводить
прочитанный текст
адекватно
своё
к
20.
Местоимение.
1 ч.
Урок
систем
атизац
ии и
обобщ
ения 21.
22
23.
Р.
Р.
Основная
мысль текста.
1 ч.
Урок
развит
ия
речи
2 ч.
Урок
контр
оля
Контрольны
й диктант с
грамматическ
им заданием.
Анализ
диктанта и
работа над
ошибками.
после
предлогов;
пересказывать текст
сказки
Знать о теме и
основной
мысли
текста; о способах
выражения основной
мысли;
определять
тему и основную мысль
текста; находить в
тексте предложения, в
которых
выражена
основная
мысль
текста; редактировать
предлагаемую заметку
повествовательного
характера с точки
зрения выражения в
ней основной мысли;
писать
сочинение
повествовательного
характера на заданную
тему;
правильно
отвечать
на
контрольные вопросы;
выполнять
контрольные задания
Проверить
степень
усвоения пройденного
материала; проверить
орфографические и
пунктуационные
навыки;
выявить
наиболее
часто
встречающиеся
в
диктанте ошибки и
отработать их
Анализ заметки и
замечаний к ней, её
редакция; написание
сочинения
на
тему,
заданную
иллюстрации к нему.
Контрольный опрос.
§23 (конт.
вопросы);
упр.118
(ФГОС)
Контрольн
о
измеритель
ные
материалы.
Русский
язык:
класс/
сост.Н. В.
Егорова. –
М.: Вако,
2012г.
5
к
Интерес
созданию
собственных
текстов; осознание
и определение
своих
эмоций;
достаточный
объём словарного
запаса
и
усвоенных
грамматических
средств
свободного
выражения мыслей
и чувств при
создании текста
сочинения
в
письменной форме
для
на
тему;
чужую
Оценивать
письменную речь;
высказывать
и
обосновывать свою
точку зрения; владеть
приёмами отбора и
систематизации
материала
заданную
создавать
письменный текст,
соблюдая нормы его
построения,
свободно, правильно
излагать свои мысли;
соблюдать в процессе
создания
текста
основные
нормы
русского
литературного языка
и правописания
Способность
осуществлять
самоконтроль
Способность
самооценке
к
Написание диктанта
и
выполнение
грамматического
задания.
Выполнение работы
над ошибками.
(ФГОС)
Поурочные
разработки
по
русскому
языку: 5
класс/
сост.Н. В.
Егорова. –
М.: Вако,
2013г. 24.
Синтаксис и
пунктуация.
1 ч.
Комби
нирова
нный
урок
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (23+ 5*)
и
Знать
предмет
изучения синтаксиса,
пунктуации; знать роль
знаков препинания в
понимании
смысла
предложения, названия
знаков препинания;
знать
суть
пунктуационных
ошибок;
разграничивать
пунктуационные
синтаксические
ошибки;
связывать
слова в предложения
верно
по смыслу;
расставлять
знаки
препинания с целью
восстановления текста;
находить и исправлять
синтаксические
и
пунктуационные
ошибки; озаглавливать
определять
текст;
основную
мысль
текста; сжато излагать
содержание исходного
текста
Извлекать
фактуальную
из
информацию
текстов, содержащих
теоретические
сведения;
воспроизводить
прочитанный
художественный
текст в сжатом виде в
письменной форме;
способность
сохранять
логичность,
связность,
соответствие теме
при воспроизведении
текста в свёрнутом
виде; соблюдать в
процессе создания
основные
текста
нормы
русского
литературного языка
и правописания
Осознание
ответственности
написанное;
за
интерес
к
созданию сжатой
формы исходного
текста
Анализ текстов с
точки зрения их
смысла и связи слов в
и
предложении
предложений
в
тексте,
с точки
зрения роли в них
знаков препинания.
Списывание текстов,
изложение.
5
Русский
язык.
класс:
Электронн
ое
приложени
е
к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др.
М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
§24,25;
упр.125
34 35 25.
1 ч.
Словосочетан
ие.
Разбор
словосочетан
ий.
Урок
компл
ексног
о
приме
нения
знаний
и
умени
й
чем
Знать,
словосочетание
отличается от слова;
знать о смысловой
связи
в
слов
словосочетании;
отличать
от
словосочетание
слова; устанавливать
смысловую связь слов
словосочетании;
в
использовать
для
выражения
одинакового смысла
словосочетания
«существительное +
существительное»,
«прилагательное
существительное»;
составлять
словосочетания
образцу;
словосочетания
предложения;
различать
грамматическую
основу предложения и
словосочетание;
определять основную
мысль высказывания;
определять
тему
сочинения; составлять
устный рассказ на
основе
опорных
словосочетаний
Знать порядок разбора
словосочетания;
по
выделять
из
+
Находить
и
исправлять ошибки в
письменной речи;
создавать
устный
текст с учётом
замысла и ситуации,
соблюдая
нормы
построения текста и
нормы
русского
литературного языка
Способность
определять
последовательность
действий,
работать
по плану, оценивать
достигнутые
результаты
§26,
упр.132, 140
27;
Потребность
сохранить чистоту
русского языка;
интерес
к
созданию
собственного
текста
Способность
самооценке
к
Распознать
словосочетания
в
составе предложения,
определить главное и
зависимые слова в
словосочетании;
составление
собственных
словосочетаний.
Выполняют разборы
словосочетаний.
Характеризуют
словосочетания по
морфологическим
признакам главного
слова и средствам
грамматической
связи.
Словосоче
тание
(учебная
презентаци
я)
Русский
язык. 5
класс:
Электронн
ое
приложени
е к
учебнику
Т.А.Ладыж
енской и
др. М.:
ОАО
«Просвеще
ние», 2013.
Тест11:
с.3335
36
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Рабочая программа по русскому языку (5 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.