урок русского языка "Гласные и,у,а после шипящих" (5 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока содержит в себе основные этапы работы с орфограммой "Гласные и,у,а после шипящих" и знакомство с исключениями из правила (со словами жюри, брошюра, парашют). Используются загадки, ребусы, интерактивное и творческое задания. Учащиеся повторяют уже знакомую информацию и узнают новую.Конспект урока
Иконка файла материала Конспект урока И,у,а после шипящих.doc
Конспект урока русского языка  5класс Гласные и,у,а после шипящих Учитель: Нестеренко Н.С. Цель урока: Актуализировать и восстановить знания о правописании гласных и, у, а после шипящих,  отработать умения правильно писать гласные и, у, а после шипящих. Тип урока: Урок систематизации ЗУН. Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать правила написания букв и, у, а после шипящих, слова исключения, уметь правильно  писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова исключения, графически обозначать условия выбора  правильных написаний, пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в  повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового  оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку,  гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры. 1. Приветствие: Ход урока ­ Здравствуйте, ребята! Желаю вам хорошо поработать, получить от этой  работы положительные эмоции и отличные оценки. 2. Определение темы урока: ­Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… Ой, смотрите, тема урока куда­то пропала. Это, наверное, чьи­ то проделки. Того, кто сам не хочет учиться и другим не даёт! ­ Смотрите, он оставил свои следы. (От доски идут следы). Они с каким­то посланием! Давайте прочтём. 1 ученик читает: «Для того чтобы определить тему, отгадайте загадки! Но это сложные загадки  и вы с ними вряд ли справитесь! Ха­ха!» ­ Давайте скорее отгадывать! Без темы нам никак нельзя! Ученики отрывают следы, на которых записаны загадки. Читают их и ответы записывают на  доске:   жираф, часы, машина, щука. ­ Ребята, как же нам по этим словам определить тему урока? Что объединяет эти слова? Ученики отвечают, и тема появляется на экране. ­ Ребята, вы всё правильно сделали и тема вернулась обратно! Работать вы будете на рабочих листах  (учитель раздаёт листы). Подпишите листы, запишите тему урока. 3.Определение цели урока:­ Скажите, вы уже знаете информацию по сегодняшней теме? Значит цель нашего урока? ( учащиеся  отвечают, формулируют цель урока) Раздаётся шипение ­ Ребята, кто это шипит? Чем опасны шипящие? ­ Вы хотите с ними подружиться раз и навсегда? Тогда давайте выполнять разные задания, чтобы  показать шипящим, что вы хотите с ними дружить. 4. Выполнение заданий: ­ Выполните 1 задание на рабочем листе. Кто первый справится, записывает на доске. ­ Ребят, почему после Ж,Ш  слышим Ы? А после Ч,Щ слышим Я,Ю. ­ У шипящих есть один маленький секрет. Хотите его узнать? (открываем конверт с секретом – раньше  Ж,Ш были мягкими, а затем отвердели, но написание осталось то же, поэтому после Ж,Ш пишем И) ­ Теперь вам понятно, почему после Ж,Ш пишется И? Дружимся с шипящими дальше. Интерактивное задание: На шикарных кустарниках расположились слова с пропущенными буквами.  Ваша задача – вставить буквы­бананы. ( Учащиеся по очереди выходят и перетягивают буквы на слово) ­ Так какие же гласные пишутся после шипящих? ­ А что вы скажете об этих словах? (слайд со словами ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ) ­ Как мы называем слова, которые пишутся не по правилу? Запишите эти слова в рабочие листы,  запомните их написание. Давайте определим значение каждого слова. (Можно поработать со словарём  или интернетом – 1 человек, остальные составляют предложения с исключениями). ­ Итак, что вы сейчас узнали? Почему слова ЖЮРИ, БРОШЮРА, ПАРАШЮТ – исключения? Задание «Слоговой аукцион»:  ­ В конверте много слогов с шипящими, вы выбираете слог и подбираете подходящее слово. Задание «Ребусы»:  ­Разгадайте ребус, ответ запишите в рабочий лист. Что объединяет записанные вами слова? Сочетания  шипящих с гласными обведите в кружок. Творческая работа в группах: Разделитесь на 4 группы. Задача каждой группы сочинить стихотворение, насыщенное словами с  орфограммой «Гласные и,у,а после шипящих» 5. Подведение итогов:  ­ Ребят, как вы думаете, вы подружились с шипящими? Я тоже так думаю, ведь они вам даже секреты  свои доверили! Давайте послушаем, что они нам скажут.  Раздаётся смех ­ Что вы для этого сделали? Как поработали? ­ По­моему, вы все отлично поработали и получаете от меня и от шипящих заслуженные пятёрки!6. Домашнее задание: На выбор: 1. составить кроссворд на тему «Гласные и,у,а после шипящих»;                   2. написать сочинение , насыщенное словами с шипящими.