Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.04.2017
Данная методическая разработка урока основана на Программе по русскому языку для школ с нерусским языком обучения. Урок носит проблемный характер и опирается на конструктивистскую теорию обучения. Использование активных методов обучения и групповая форма работы позволяет учащимся самим раскрыть суть нового материала.
корень слова.doc
Тема: Корень слова и его варианты
Цель урока: формирование умения выделять корень слова, выявить основные
признаки: общая часть и основное значение.
Задачи: учащиеся должны упражняться в подборе родственных слов и определении
корня в родственных словах; должны знать, что в корне заключено общее значение
всех однокоренных слов; должны сформировать навыки разграничения в словах
корней, совпадающих по звучанию, но различных по значению; будут формировать
умение различать формы слова и однокоренные слова; развивать коммуникативные
качества: слушать, вступать в беседу и вести диалог, доказывать свою точку зрения.
Методы работы: частично – поисковые, объяснительно – иллюстративные, наглядные,
практические.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с записанными словами (для игры
«Посади дерево», вырезанные из цветного картона заготовки «деревьев», гербарий,
толковый словарь).
Наглядности
Шарики
Деятельность
обучающихся
Все, стоя в кругу с плотно
закрытыми глазами,
протягивают руки вперед
и сцепляются ими с теми
людьми, на которых
наткнулись.
3 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Приветствует учеников. Для развития
коммуникативных навыков, сплоченности
внутри команды проводит игру «Шарики»
Мотивация: Ребята, вы любите
мечтать? Закройте глаза и давайте
помечтаем. Представьте огромную
цифру 5, которую вы сегодня
обязательно заработаете на уроке
(чтение стиха учителем).
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
Откройте глаза!
Готовы
1 получить 5? Тогда вперёд!
Оценивание:
Сегодня на уроке мои помощники
(капитаны
команд)
будут
раздавать за ответы стикер
деревце. Можете прикреплять их
на дневник, а в конце урока
подсчитаете
количество
набранных стикеров. Критерии
оценивания: правильное выполнение
домашнего задания, графического
диктанта, разбора по составу,
работа в группе в процессе
исследовательской деятельности,
выполнение упражнений.
II. Проверка домашней работы.
5 мин.
Ученики демонстрируют
свои знания.
Карточки
презентация
Отвечают на
разноуровневые задания.
1. Опрос домашнего задания
(один ученик читает слова, с
мягкой основой, другой – с
твёрдой).
2. Назовите морфемы из которых
состоят слова.
3. Графический диктант (Слайд
14)
4. Разбор по составу слова
посадка. Проверка по слайду.
(Слайд 5).
2 5 мин.
III. Мотивация к изучению нового
материала.
1. Постановка проблемного
вопроса.
Что общего на данных
рисунках? (Слайд 6)
Сколько значений у слова
корень?
Как вы думаете, что мы
будем изучать сегодня на
уроке?
Как вы думаете, что мы
должны знать и уметь к
концу урока?
2. Формулировка темы урока и
запись в тетрадь.
3. Работа в группах. (Слайд 7)
Почему учёные использовали
для названия
корень
слово
морфемы?
Чтобы ответить на этот вопрос,
предлагаю провести исследование,
разделившись на группы.
гербарий,
толковый
словарь
ведет
1 группа
биологическое
исследование,
работает по тексту
«Два корня» (чтение
по лицам).
Отвечает на вопрос:
«Для чего растению
корень?»
2 группа анализирует
словарную статью к
слову корень.
Отвечает на вопрос:
общего в
«Что
значениях
многозначного слова».
3 группа инсценирует
грамматическую
сказку о
слове
(стр.61,
«лететь»
упр.1 учебника).
Отвечает на вопрос
:
«Главная
мысль
текста». (Слайд 8)
4.Выступления
групп.
Результаты
исследований.
3 Ответить на вопрос:
учёные
Почему
использовали
это
слово для названия
морфемы?
СДЕЛАТЬ ВЫВОД:
дать
определение
понятию
слова».
«Корень
Ученики внимательно
слушают учителя,
выполняют задания.
учебник
постеры
маркеры
15
мин.
IV. Актуализация знаний.
5. Работа по учебнику.
Сверить свои ответы с
теоретическим материалом
учебника (стр.62).
6.
Наблюдение над
однокоренными словами и
формами одного и того же
слова : сравнение и анализ форм
одного и того же слова и
однокоренных слов.
Задание: Распределите слова в два
столбика. По какому признаку вы их
распределяли? Сделайте вывод о
формах одного слова. (Слайд 9)
V. Закрепление урока.
1. Выполнение
10
мин.
грамматических
заданий.
Выполняют задания.
Презентация
Карточки
4 Макеты деревьев
Доказать, что данные слова
однокоренные. (Слайд 10)
Составить предложения по
образцу. (Слайд 11)
Распределить слова. (Слайд12)
Аналитический контроль над
2.
двумя признаками однокоренных
слов. (Слайд 13)
Послушайте рассказ
«Родственники»: Вы кто такие?
Я Гусь, это – Гусыня, это наши
Гусята. А ты кто? А я ваша тётя
– Гусеница.
Есть ли в этом рассказе
однокоренные слова?
А слово гусеница?
3.
(Слайд 14)
Нахождение лишнего слова.
4.Физ.минутка: игра «Посади
дерево» (Слайд 1516)
5. Подумай! (Слайд 17)
Учащиеся размышляют,
анализируют, делают
вывод, демонстрируют
свои знания.
(Это не однокоренное,
так как гусь, гусыня,
гусята – это птицы. А
гусеница – это
насекомое, у этого
слова другое
значение.)
5 мин. VI. Итог урока. Организует
систематизацию и обобщение совместных
достижений. Проводит рефлексию.
Рефлексия. (Слайд 19)
Продолжи предложения:
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока. Закрашивают
дерево Блоба.
Проводят самооценивание,
путём подсчёта
Стикеры
Дерево Блоба
5 Теперь я знаю, что:
Корень это
В корне заключён –
Чтобы правильно выделить корень
полученных стикеров
деревьев.
надо –
Я умею…
работы.
2 мин.
Объясняет
VII. Домашняя работа.
особенности выполнения домашней
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Учебник
стр.63, упр.8 (выделить корень
словаре
слова);
найти
в
однокоренные слова и составить с
ними предложения. (Слайд 18)
Итог урока: Урок проведен в соответствии с конструктивистской
теорией обучения. Использована групповая форма работы при изучении новой
темы с опорой на индивидуальные особенности детей. Дети обучают друг
друга, совещаются, ищут верное решение сообща, учатся сотрудничать. Тема
урока введена через постановку проблемного вопроса. Этот приём позволил
учащимся самостоятельно сформулировать тему урока и поставить перед
собой учебные задачи.
Положительные стороны урока: реализованы разные виды работы с
классом : самостоятельная, групповая, коллективная, и это обеспечивает
постоянную смену видов деятельности детей,
соблюдается
здоровьесберегающая технология.
Большинство детей владеет терминологией. На протяжении всего урока
прослеживается обратная связь. Каждый ребёнок является активным
участником урока, дети слушают друг друга, отстаивают свою точку зрения
на основе своих доказательств . Учащиеся владеют умением самооценки,
требовательны к себе и товарищам. На уроке творческая атмосфера, царит
сотрудничество и взаимопонимание.
6 Итогом работы является рефлексия групповой деятельности. Урок
получил хорошую оценку всех присутствующих. Имеет большое практическое
значение для учителей, интересующихся новыми подходами в обучении и
преподавании.
7
Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Методическая разработка урока "Корень слова и его варианты" (5 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.