Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
06.06.2017
Данный урок предназначен для учеников 5 класса, работающих по учебнику русского языка под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой. На уроке понадобятся толковые словари и портрет В.И.Даля. Заранее ученик должен подготовить сообщение о В.И.Дале. Тип урока - урок рефлексии. основные понятия, с которыми работают ученики, - словарь, словарная статья.
УРОК В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ.doc
Урок русского языка в 5 классе на тему: «В гостях у толковых словарей»
Автор: Борисова Марина Владимировна, учитель русского языка и
литературы МБОУ Выгоничская СОШ.
Возрастная категория: учащиеся 5 класса.
Цель деятельности: актуализация знаний о толковых словарях русского
языка; развитие умения использовать словари для определения, уточнения
лексического значения слов, приобщение к работе со специальной
литературой.
Тип урока: урок рефлексии.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: научиться использовать информацию толкового словаря для
расширения речевого запаса;
метапредметные УУД:
коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в
письменной и устной форме, вступать в учебный диалог с учителем и
одноклассниками;
регулятивные: определять новый уровень отношения к себе как субъекту
деятельности, действовать по заданному плану;
познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе работы с толковым словарём;
личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе
алгоритма выполнения задания.
Используемые методы и технологии обучения: здоровьесбережение,
технология критического мышления, развития творческих способностей
учащихся, информационно — коммуникационные.
Наглядно — демонстрационный материал: учебник русского языка для 5
класса под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, толковые
словари, портрет (видео) В.И.Даля. Перечень основных понятий, с которыми идет работа на уроке: толковый
словарь, словарная статья.
Структура урока:
1. Постановка учебной задачи.
2. Развитие умений использовать словари для определения, уточнения
лексического значения слов; ориентироваться в словарной статье.
3. Формирование умения выполнять лексический анализ слова.
4. Рефлексия. Домашнее задание.
Ход урока:
Постановка учебной задачи.
На доске записан эпиграф к уроку: «Словарь — это целый мир,
расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести
наших предков и наши собственные. Подумайте, что все собранные вместе
слова — дело плоти, крови и души родины и человечества» (А.Франс).
Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку. Как вы
думаете, о чём пойдет речь на уроке. Как звучит тема нашего урока? (Речь
пойдёт о толковых словарях).
Учитель: Какую задачу мы поставим перед собой? (Выяснить, как устроена
вселеннаясловарь; какие закономерности и правила существуют для
словарных статей).
Учитель: Посмотрите, какие словари сегодня пришли к нам в гости? (На столе
стоят словари: «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Толковый
словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Большой толковый словарь
современного русского языка» Д.Н.Ушакова. Учащиеся называют словари).
II. Развитие умений использовать словари для определения, уточнения
лексического значения слов; ориентироваться в словарной статье.
Учитель: Обратимся к упражнению 141 на странице 66. Прочитайте текст и
определите главную мысль текста. (Работа по толкованию слов — очень сложная). Об этом нам говорят и слова эпиграфа. Первые рукописные
словари велись еще во времена средневековья. Они появились в 1617 веке.
Самым известным и популярным в России толковым словарем в XIX веке стал
«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля в 4х томах.
Материалы для своего словаря В.И. Даль (18011872) собирал по крупицам
всю свою сознательную жизнь, свыше 50 лет. Вы можете подойти, полистать
его. Один ученик подготовил сообщение о жизни автора этого словаря.
(Слушаем сообщение).
Учитель: В.И.Даль — автор «Толкового словаря живого великорусского
языка». Как вы думаете, почему он называется толковым? Что означает слово
«толковать»?
Где мы можем посмотреть значение этого слова? Конечно, в словаре. (Работа
со словарём С.И.Ожегова).
Как будем искать слово «толковать»? (Надо применить знания алфавита.
Учащиеся читают словарную статью слова «толковать»). Слово многозначное.
Какое значение подходит нам?
Мы можем дать определение толковому словарю, узнав значение слова
«толковать»?
Правильно ли мы дали определение толковому словарю? Посмотрим на
стр.66. (Читают определение).
Всё, что вы прочитали о слове «толковать» в словаре называется словарной
статьёй.
Анализ структуры словарной статьи (стр.66 — 67).
III. Формирование умения выполнять лексический анализ слова.
Работа с упражнением 144. (Учащиеся самостоятельно работают со
словарями, находят в толковых словарях лексическое значение каждого
слова, записывают в тетрадь).
Работа в парах. Учащиеся дают задание друг другу найти значение
слова в толковом словаре. Записывают в тетрадь.
IV. Рефлексия. Домашнее задание.
Ребята, можем ли мы обойтись без толковых словарей? Приведите
примеры ситуаций, когда нельзя обойтись без обращения к толковому
словарю. (Чтение исторического произведения; уточнение того, правильно ли понимается то или иное слово, например каракуль — мех или рисунок
малыша?) Толковые словари — наши помощники! На следующем уроке мы
продолжим работать со словарями. Научились быстро находить словарную
статью, скажите себе «Я работал хорошо!».
Домашнее задание на выбор:
1.Упр.145 стр.67.
2.Составьте толковый словарь «Мои любимые слова». Владимир Иванович Даль
(сообщение ученика)
Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) родился в местечке Луганский завод
(ныне город Луганск). Отец его, датчанин Йохан Кристиан вон Даль, ученый,
владевший многими языками, был приглашен в Россию Екатериной II и стал
придворным библиотекарем. Но занимал эту должность недолго, отправился в
Германию и, окончив там медицинский факультет Йенского университета,
стал врачом. Затем он вернулся в Россию и оказался в Луганске, заняв
должность лекаря горного ведомства. В 1805 году семья переехала в
Николаев. Начальное образование дети получили дома. Мать учила их
языкам, отец – литературе и истории. Летом 1814 года Владимир Даль и его
младший брат поступили в Морской кадетский корпус в Петербурге. В числе
лучших кадетов Владимир Даль ходил учебное плаванье на бриге «Феникс».
Он окончил курс с отличием, став мичманом. Даль служил на Черноморском
флоте. В 1823 году его арестовали за эпиграмму на командующего флотом
Алексея Грейга. Даля разжаловали в матросы, но после апелляции решение
суда отменили. Даль вышел в отставку и решил продолжить образование. Он
поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Пятилетний
курс обучения Даль прошел за четыре года. После окончания университета в
1829 году Даль был направлен в действующую армию на Балканы, где шла
очередная русскотурецкая война. Даль был ординатором в передвижном
госпитале. В то время он уже активно собирал слова, пословицы и поговорки.
Даль был награжден орденом Анны третьей степени и Георгиевской медалью
на ленте. После окончания войны Даля направли в КаменецПодольский, где
началась эпидемия холеры, затем – польскую войну. После окончания войны
Даль стал ординатором в Санктпетербургском военносухопутном госпитале,
где заслужил славу крупного специалиста по глазным операциям. В 1832 году
он издал книгу сказок, подписанную «Казак Луганский». Изза сатирического
характера некоторых сказок тираж сборника был изъят, а автор арестован III
отделением, но благодаря заступничеству друзей при дворец выпущен в тот же день. В 1833 году Даль получил должность чиновника для особых
поручений при оренбургском генералгубернаторе Василии Перовском.
Незадолго до отъезда в Оренбург он женился на Юлии Андре. По долгу
службы Даль совершал инспекторские поездок по губернии, в ходе которых
близко знакомится с бытом не только русского населения, но татар, башкир,
казахов. Здесь же Даль написал автобиографические повести «Мичман
Поцелуев» и «Ваня Сидоров Чайкин», другие повести и рассказы. В эти годы
Даль принимает участие в военной экспедиции в Хиву. 29 декабря 1838 года
Академия наук избрала коллежского асессора Даля своим членом
корреспондентом по естественным наукам.
Летом 1841 года Даль возвращается в столицу. Он был назначен начальником
особой канцелярии министерства внутренних дел. В этой должности
начальника канцелярии Даль сделал многое для улучшения работы
петербургских больниц. Одновременно он активно занимался литературной
деятельностью. Когда она вызвала нарекания министра, Даль оставил службу
и переехал в Нижний Новгород, где с 1848 года стал управляющим удельной
конторой. Это ведомство занималось крестьянами, принадлежащими царской
семье. В 1859 году он переехал в Москву и посвятил все свое время
обработке собранных материалов. В 1861 – 1862 годах Даль издал сборник
«Пословицы русского народа», содержавший 30 тысяч пословиц. Также им
были опубликованы книги «О наречиях русского языка» и «О суевериях и
предрассудках русского народа». В 1861 году увидел свет первый том
«Толкового словаря живого великорусского языка», а завершилось первое
издание в 1868 году. Уже тяжело больным Даль продолжал работать над
дополнениями и исправлениями к словарю. 4 октября (22 сентября) 1872 года
Владимир Даль продиктовал дочери последнее слово для нового издания
словаря, а через несколько часов его не стало. Прославил Владимира Даля
составленный им «Толковый словарь живого великорусского языка», сбор
материала для которого занял три десятилетия. В словарь вошло около
двухсот тысяч слов, восемьдесят тысяч из которых Даль зафиксировал
впервые. Книга открывается предуведомлением: «Словарь назван толковым,
потому что он не только переводит одно слово другим, но и толкует,
объясняет значения слов и понятий, им подчиненных. Слова: живого
великорусского языка, указывают на объем и направление всего труда».
Представленная в словаре лексика, охватывает как литературный язык, так и
различные диалекты, профессиональные термины, жаргоны. В качестве
иллюстративного материала в словаре приводится большое количество
фразеологизмов, пословиц, поговорок. В толкованиях слов содержится
значительный этнографический материал. За свой словарь Даль был
награжден Ломоносовской премией Академии наук, премией Дерптского
университета, Константиновской золотой медалью Русского географического общества. Также он получил звание почетного члена Академии наук. Владимр
Даль был близким другом Пушкина. Они познакомились в первый период
петербургской жизни Даля. Знакомство состоялось после того, как Даль
решил подарить Пушкину свою книгу сказок и направился к нему, не будучи
формально представленным. Подаренный экземпляр сохранился. Пушкин в
ответ подарил Далю рукопись «Сказки о попе и работнике его Балде» с
надписью: «Сказочнику Казаку Луганскому сказочник Александр Пушкин». В
Оренбурге Даль снова встретился с Пушкиным, который начал писать
«Историю Пугачевского бунта» и собирал для нее матриалы. Даль и Пушкин
вместе ездили по деревням, отыскивая людей, которые еще помнили живого
Пугачева. Зимой 1836 – 1837 года Даль ненадолго приезжает в Санкт
Петербург. После дуэли Пушкина с Дантесом Владимир Даль ухаживает за
раненым поэтом до последней минуты его жизни. Впоследствии Даль оставил
записки о ходе последних часов жизни Пушкина.
«Толковый словарь» — главное детище Даля, труд, по которому его знает
всякий, кто интересуется русским языком. Когда толковый словарь живого
великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», Даль решил
уйти в отставку и посвятить себя работе над словарём. В 1859 году он
поселяется в Москве на Пресне в доме, построенном историографом князем
Щербатовым, написавшим «Историю Российского государства». В этом доме
прошёл заключительный этап работы над словарём, до сих пор
непревзойдённым по своему объёму. Две цитаты, определяющие задачи,
которые поставил перед собой Владимир Даль: «Живой народный язык,
сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность,
силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и
сокровищницей для развития образованной русской речи». «Общие
определения слов и самих предметов и понятий — дело почти не исполнимое
и притом бесполезное. Оно тем мудрёнее, чем предмет проще, обиходнее.
Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других,
конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более
поясняют дело».
Великая цель, исполнению которой было отдано 53 года, достигнута. Вот что
написал Котляревский о словаре: «…и русская наука, словесность, всё
общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне
обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости».
В 1861 году за первые выпуски «Словаря» получил константиновскую медаль
от Императорского географического общества, в 1868 году выбран в
почётные члены Императорской академии наук, а по выходу в свет всего
словаря удостоен Ломоносовской премии.
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Урок русского языка в 5 классе по теме "В гостях у толковых словарей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.