Разработка урока и презентация по русскому языку на тему "Урок письма. Эпистолярный жанр". (5 класс)
Оценка 4.6

Разработка урока и презентация по русскому языку на тему "Урок письма. Эпистолярный жанр". (5 класс)

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
русский язык
5 кл
30.05.2017
Разработка урока и презентация по русскому языку на тему "Урок письма. Эпистолярный жанр". (5 класс)
Открытый урок письма в 5 классе.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока по русскому языку

 в 5 классе

на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

(Урок письма)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор работы: Нуждина Ольга Александровна,

   учитель русского языка и литературы

                                     ГБОУ СОШ № 501 Кировского района

   Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели: 1) познакомить с историей возникновения почтовой службы;

2) познакомить с видами писем и способом  составления личного письма.

Задачи: 1) формировать навык использования эпистолярного жанра; 

             2) воспитывать уважительное отношение к окружающим                 

 

Ход урока.

 

I.                  Введение.

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок.  Посвящен он будет…, а впрочем, попробуйте догадаться сами, о чем пойдет речь. Поможет вам в этом сказка американского писателя Арнольда Лобела. (Слайд 2 «А. Лобел»)

С героями произведений этого автора мы уже встречались. Два смешных неразлучных лягушонка, Квак и Жаб, помогают нам разобраться во многих сложных вопросах. (Слайд 3 «Квак и Жаб»)

Давайте прочитаем сказку.

 

II.               Чтение сказки Арнольда Лобела «Письмо».

 

Пришел Квак в гости к Жабу, а тот сидит на крылечке, пригорюнился, голову повесил…

- Привет, Жаб! Чего грустишь?

- Время такое. Мне в это время всегда грустно.

- Почему?

- Потому что в это время почту приносят.

- Ну и что?

- А то, что мне никто не пишет.

- Совсем никто?

- Совсем.

- Никогда?

- Никогда. Вот, гляди, в почтовом ящике пусто. Ни письма, ни открыточки! И так каждый день. Потому-то мне и грустно в это время.

 

 

 

 

 

 

 

Квак присел рядом с Жабом, и они стали грустить вместе.

- Ну ладно, - сказал наконец Квак, - мне пора. Я тут вспомнил, дела у меня. Пока.

И Квак побежал домой. Дома он взял карандаш и бумагу, сел за стол и начал писать. Потом положил бумагу в конверт, на конверте вывел: «Письмо Жабу» - и выбежал из дома.

 

Мимо ползла знакомая улитка.

- Улитка, - попросил Квак, - отнеси, пожалуйста, Жабу это письмо.

- С удовольствием! – согласилась улитка. – Одна нога здесь – другая там!

 И Квак поспешил обратно к Жабу.

А Жаб спал.

- Жаб, вставай! – позвал Квак. – Давай ещё посидим, почту подождем!

- Не-а, - пробормотал Жаб сквозь сон. – Устал я ждать почту.

Квак выглянул из окна. Улитки не было.

- С этими письмами никогда не угадаешь. А вдруг кто-нибудь взял да и написал?

- Ещё как угадаешь, - проворчал Жаб. – Никто мне никогда не напишет, не сомневайся.

Квак опять выглянул в окно. Улитки все не было.

- Послушай, - сказал Квак, - а может, сегодня особенный день? Может, сегодня кто-нибудь…

- Да ну тебя! – перебил Жаб. – Ничего не особенный. День как день.

Квак выглянул в окно. Да где же эта улитка?!

- Чего ты все время в окно выглядываешь, Квак? – спросил Жаб.

- Я теперь тоже почту жду.

- Ну и зря! Говорю тебе: почты не будет.

- А вот и будет! – сказал Квак. – Я… я тебе письмо написал.

- Ты? Мне?! И что ты написал?

- Я написал: «Дорогой Жаб! Я очень рад, что ты - мой лучший друг. Твой лучший друг  Квак».

 - Ой, - прошептал Жаб. – Какое хорошее письмо…

Друзья уселись на крыльце и стали вместе ждать письма от Квака.

     Они могли бы просидеть так сколько угодно, но ждать пришлось недолго – всего четыре дня.

Через четыре дня улитка принесла Жабу письмо.

И ему было очень приятно.

 

 

 

 

 

 

 

III.           Работа со слайдами презентации по теме урока.

 

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

- Правильно, речь пойдет  о письмах. Но сначала попробуем разобраться,

почему грустит Жаб?

 

Работа со слайдом 4 «Ожидание почты».

 

Давайте еще раз перечитаем начало сказки.

- Подумайте, отчего у Жаба такое настроение?

- А может ли человек оказаться в таком  состоянии?

-Значит, все, что чувствует этот лягушонок, свойственно и человеку.   Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

- Чему же учит нас эта сказка?

- Конечно, любой человек хочет, чтобы к нему проявляли внимание, хочет знать, что происходит в жизни его близких и друзей. Тогда  он не будет грустить и чувствовать себя одиноким.

- А как можно скрасить одиночество человека, рассеять его грусть?

 - Можно прийти в гости, позвонить по телефону, написать письмо.

- Что из перечисленного вы делаете реже всего?

- Да, к сожалению, сегодня мы реже всего пишем письма.

- Что же такое письмо?

- Вот какое определение этому слову дает известный русский ученый В.И.Даль:

«Письмо – это письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому». (Слайд 5 «Эпистолярный жанр»)

 

- Запишите это определение в тетрадь.

 

- История возникновения письма насчитывает столетия.

В давние времена, когда не было никаких других средств связи, письмо широко использовалось для обмена информацией.

Первые письма были с сообщениями о военных действиях. Появились они в Ассирии, Персии и Египте.

- Как вы думаете, на чем писали первые письма?

- Бумага появилась  в V веке в Китае, а в Европе в XII - XIII веках, до этого времени существовало узелковое письмо, письмо на глиняных дощечках, пергаменте, папирусе, бересте и т.д.

 

 

 

С развитием искусства написания  письма сложился определенный жанр, получивший название эпистолярный. (Слайд 5)

 

Эпистолярный жанр - от греческого слова epistole- письмо, послание.

- Запись словосочетания тетрадь.

- Вернемся к сказке А.Лобела.

- Почему убежал Квак?

 

Работа со слайдом 6 «Квак пишет письмо».

 

- Давайте прочитаем письмо Квака, сделаем мы это с его позволения, так как читать чужие письма без разрешения нельзя.

- Что содержит первое предложение письма? (обращение)

- Чем заканчивается письмо? (подпись)

- Что представляет собой оставшееся предложение? (информация)

- Вы все правильно подметили. Надо сказать, что существуют определенные правила написания письма, с некоторыми из них мы только что познакомились.

- Давайте узнаем и остальные.

 

Работа со слайдом 7 «Композиция письма».

 

Запись в тетрадь.

- Чего не оказалось в письме Квака?

- Скажите, пожалуйста, кому можно написать письмо?

- В зависимости от того, кому и о чем мы пишем письмо, корреспонденция подразделяется на разные виды. Познакомимся с ними.

 

Работа со слайдом 8 «Виды писем».

 

- Запись в тетрадь.

- Чем отличается личное письмо от делового, официального?

- Какое письмо написал Квак? (личное)

- Почему Квак решил написать другу?

- Как этот поступок характеризует лягушонка? (Это верный друг)

 

Работа со слайдом 9 «Как правильно подписывать конверт».

 

- Вы обратили внимание, куда положил лягушонок письмо?

- Первые бумажные конверты появились значительно позже самого письма. Это случилось в 1820 году в Англии.

- Проверим, кто у нас самый внимательный.

- Как Квак подписал конверт? (Письмо Жабу)

- Как вы думаете, дойдет ли такое письмо?

 

- Давайте научимся правильно подписывать почтовые конверты.

 На парте у каждого из вас лежит конверт, по образцу  мы его подпишем.

 

Сегодня мы узнаем еще два новых для вас слова, которые необходимо запомнить.

- Запись в тетрадь.

Адресант- человек, который пишет письмо.

Адресат - человек, которому адресовано письмо.

- Давайте определим, кем же является Квак, а кем Жаб?

 

Работа со слайдом 10 «Доставка почты».

 

- Скажите, пожалуйста, кто доставляет в наши дни почту? (почтальон)

- Первые письма, как вы уже знаете, были военные, а доставляли их пешие или конные гонцы. Это были очень выносливые люди. Ведь им надо было доставить письмо как можно скорее. Пеший гонец за час пробегал примерно 55 стадий (около 10 километров).

- Кого Квак попросил доставить письмо Жабу? (улитку)

- Почему письмо было доставлено только через четыре дня?

- С помощью кого доставлялась еще почта? (голуби, собаки и т.д.)

- Как переправляется корреспонденция  сейчас?

 

- Какие чувства испытывал Жаб, получив письмо друга?

 

IV. Письменное задание.

 

Работа со слайдом 11 «Задание»

 

- Напишите, используя полученные сведения, небольшое письмо другу.

 

V.               Подведение итогов.

 

- Зачитывание нескольких писем-сочинений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Урок письма)

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Сказка – ложь, да в ней намек…» (Урок письма)

Цели: 1) познакомить с историей возникновения почтовой службы; 2) познакомить с видами писем и способом составления личного письма

Цели: 1) познакомить с историей возникновения почтовой службы; 2) познакомить с видами писем и способом составления личного письма

Ну ладно, - сказал наконец Квак, - мне пора

Ну ладно, - сказал наконец Квак, - мне пора

Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? -

Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на уроке? -

Вернемся к сказке А.Лобела. -

Вернемся к сказке А.Лобела. -

Запись в тетрадь. Адресант - человек, который пишет письмо

Запись в тетрадь. Адресант - человек, который пишет письмо
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2017