УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"
Оценка 4.9

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
13.06.2019
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"
Конспект урока русского языка в пятом классе "Виды предложений по интонации и цели высказывания". Тип урока: урок «открытия нового знания» в соответствии с требованиями ФГОС. Необходимое оборудование: доска, тетради, учебник, раздаточный материал ,компьютер, мультимедийный проектор. Основные понятия: повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; восклицательные и невосклицательные предложения.
урок рус.яз. 5кл.doc
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. Виды предложений по интонации и цели высказывания. Тип урока: урок «открытия нового знания» Цели:    образовательная: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; научить интонационно правильно  произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения. воспитательная: воспитывать  интерес к русскому языку; расширять  кругозор учащихся; воспитывать эстетический вкус. развивающая: развивать умение правильно употреблять разные предложения в речевой практике, развивать творческие  способности учащихся;  Форма организации деятельности: ­ фронтальная; ­ индивидуальная; ­ групповая. Оборудование: доска, тетради, учебник, раздаточный материал ,компьютер, мультимедийный проектор. Основные понятия: повествовательные, побудительные, вопросительные предложения; восклицательные и невосклицательные  предложения. Ход урока Этап урока Содержание этапа урока и деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Орг.момент Оформление работы в тетрадях. 2. Мотивация  учебной  деятельности Небольшой мозговой штурм ­ тест “Верные – неверные утверждения”.  1.Слово пунктуация происходит от лат. слова punctum – запятая. ДА 2.Словосочетание – самая маленькая единица синтаксиса, а текст – самая большая. ДА. 3.В школе изучаются 10 знаков препинания. ДА.      Дети  записывают  число, кл. работа, тему. В   тетрадях   записывают ответы, ключу,   проверяют   по обмениваясь   тетрадями. 1. Актуализация,  пробное учебное действие 4.  Среди знаков препинания есть  знаки завершения, разделения, присоединения. НЕТ. 5.Золотая осень – это словосочетание. ДА. 6.Листья   кружатся –   это   тоже   словосочетание.   НЕТ   (Почему   это   не словосочетание? А может быть это предложение? Нет (Знака завершения нет , значит просто грамматическая основа.) Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на Ученики   формулируют уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?   тему, тетрадях   записывают в   на   строчке,   1) На партах у каждого ученика ­ текст (см Приложение 1) 2)Ученики пробуют прочитать текст. специально оставленной для этого,   «Виды   предложений 3)Что   мешает   вам   прочитать   и   понять   текст?   (Нет   знаков   препинания   в   конце предложения) по   цели   высказывания. Знаки   препинания   в   конце 4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения Расставьте   по   мере   возможности   знаки   препинания   в   конце   предложений   простым предложения» Дети предлагают цели: карандашом. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены верно)     узнать, ­ почему предложения   делятся   на Я  посмотрела, что вам не всем удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это предложения   по   цели высказывания? задание?  Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Чем будем заниматься? ­   чем   эти   предложения между собой отличаются?  (Какие бывают предложения по цели высказывания?  Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?) ­   почему   иногда   в   конце предложения ставится   Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет          нам справиться с поставленной задачей. такой знак ?! ­   правильно   ставить   знаки Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Давайте озвучим цели. Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст 29 параграфа. Что осталось непонятным?    в   конце препинания   предложения. Активно   участвуют   в усвоении нового материала. Физкультминутка.  Физкультминутка. 3. Выявление  места и причин  затруднения  ( определение  границ знания и незнания). 4. Первичное закрепление  с  проговаривание м. Внимательно   прослушайте предложения. Если это побудительное — хлопните, если вопросительное — присядьте, если повествовательное — подпрыгните. Выполняют   упражнения, отвечают   на   вопросы, Давайте   вновь   обратимся   к   тексту,   который   мы   читали   в   самом   начале   урока. Расставьте     знаки   препинания   в   конце   каждого   предложения.   Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения. 5. Самостоятельн Как лучше обратиться с просьбой? ая работа с   самопроверкой. Оч..ни мне к..рандаш.                          Не смог бы ты очинить мне                                карандаш? П..редай мне л..нейку.                          Не можешь ли ты передать                                мне линейку?  Какие предложения по цели высказывания мы написали?  Какой знак должен подчеркнуть просьбу?  Что не устраивает вас в форме выражения просьбы?  Какими   предложениями   по   цели   высказывания   мы   заменили   резкие, невежливые, побудительные предложения? формулируют собственные   высказывают   и мысли, обосновываю   собственную В точку зрения.     сотрудничестве с учителем делают   выводы,   что   по   цели высказывания предложения   делятся   на три группы. Отвечают   на   вопросы, оценивают товарищей.   работу Как вежливо отказать? Я не смогу пойти с тобой                                                   Спасибо      за приглашение,                                      но я не…в театр.                                     Извини, но я занят...                           Я бы с удовольствием пошел, но...  Какие цели высказывания эти предложения?   Чем различаются предложения левого и правого столбиков? (Формой отказа: первый — категоричный, невежливый; записанные справа варианты вежливы, так как содержат благодарность и уважение к пригласившему другу.) Как дать совет? (Героя рассказа Виктора Драгунского — Дениску — родители не взяли в гости, так как он не умел правильно есть. Едва ли до Дениски дошли слова отца.. Запишем совет отца сыну.) Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай звуков при еде... (Советы даны в резкой форме, на глазах у мамы.)   Какие по цели высказывания предложения использовал отец Дениски?  В чем коварство побудительных предложений? (Нужно не только следить за тоном, но и смягчить его по возможности мягкими словами.) Составляют   предложения, Переделайте   записанное   предложение   и   обратитесь   к   Дениске   добрее,   оставив основной смысл поучения. А сделать это можно, заменив побудительное предложение выполняя   в соответствии   с   уровнем задания   повествовательным. обучаемости. 6. Обобщение,  повторение (Например:  Во время еды обычно не принято чавкать, причмокивать  и т. д. Я тебя прошу никогда громко не дуть на еду.) З а д а н и е .   Прослушайте   шуточное   стихотворение,   посвященное   коротеньким словам, передающим наши чувства, и выпишите их. Они не названы, но подсказаны рифмой. Те, кого охватит страх, Кто встречается с бедой, Произносят слово... (ах!) Произносит слово... (ой!) У кого тяжелый вздох, У кого захватит дух, Произносят слово... (ох!) Произносят слово... (ух!) 5 . П у н к т у а ц и о н н ы й   п р а к т и к у м .  Пишем без ошибок! Увы, я заболел! Ого, мне не повезло! Ой, спасите, добрые люди! Подчеркните междометия. Найдите среди трех предложений соответствующие следующей характеристике: 1)Простое,   повествовательное   по   цели   высказывания,   восклицательное,   осложнено междометием. (1­е и 2­е.) 2)Простое, побудительно­восклицательное, осложнено междометием и обращением. (3­ Представляют   результаты самостоятельно выполненного   задания, делают выводы, читают свои советы и предложения. е.) Что вы узнали нового о предложении? 7. Рефлексия  учебной  Осуществляют   рефлексию собственной   деятельности деятельности на уроке 8. Задание на дом Дифференцированное домашнее задание:  1)   Подобрать   из   художественного   текста   (не   менее   6   предложений)   разные   виды предложений   по   цели   высказывания.   Вы   можете   использовать   произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». 2) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя гостях. (В вашем тексте­письме должно быть не менее 6 предложений) на уроке. Записывают задание.   домашнее

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ. "Виды предложений по интонации и цели высказывания"
Скачать файл