Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.03.2018
Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"
Имеется презентация к уроку, которая предназначена для активизации внимания учащихся и служит своеобразным организующим фактором, планом урока, демонстрирующим определенные его этапы. Кроме заданий различного степени сложности, с целью активизации учебно-познавательной деятельности, в ход урока вводится использование, занимательного материала развивающего характера.урок русского языка в 6 классе
Буквы ч и щ в суффиксах -чик-щик-. Няч О.Р..docx
Урок русского языка в 6 классе Буквы ч и щ в суффиксе –чик (­щик) Цели урока: 1.Научиться узнавать суффиксы ­чик (­щик); научить правильно писать суффиксы ­чик (­ щик); устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора букв ч и щ в суффиксах; 2.Развивать орфографическую зоркость, творческие способности учащихся. 3.Вызвать интерес к изучаемой теме. Презентация   к   уроку   предназначена   для   активизации   внимания   учащихся   и   служит своеобразным организующим фактором, планом урока, демонстрирующим определенные его этапы. Кроме   заданий   различного   степени   сложности,   с   целью   активизации   учебно­познавательной деятельности,   в   ход   урока   вводится   использование,   занимательного   материала   развивающего характера. Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: урок­исследование. Технические требования к уроку: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (приложение). Формы обучения: индивидуальная, групповая.  Методы: словесный, частично­поисковый. Описание методики использования ИКТ во время занятий. На данном уроке информационно ­ коммуникационные технологии использовались на всех этапах. Визуальной основой всего урока является презентации, в программе  Microsoft  Power  Point. Слайды презентации заменяют традиционные записи на доске. I. Организационный момент.  Ход урока ­Добрый день! Для начала откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите третью  строку, позже мы запишем тему урока. Мы продолжаем работу по теме «Имя существительное» II.Орфографическая разминка (слайд №2, 3) Перед каждым учащимся на столе лежит листок (приложение 1) с набором слов.  1задание: спишите слова и самостоятельно выделите орфограммы.   Кашевар, циновка, разглядеть, самовар, сверхинтересный, оленевод, касательная,  предложить,  акация,  прилагательное,  коснусь,  убирать,  цыганский,  безводный, чрезвычайно,  расстелить, коса, вытирать, подыскать,  дезинфицировать. Взаимопроверка: 1. Соединительные о и е в сложных словах ­ 1,4,6. 2. Буквы и и ы после приставок – 5,19,20. 3. Буквы о­а в корне –кос­ ­кас­7,11. 4. Буквы и­ы после ц­ 2,9,13. 5. Буквы о­а в корне –лаг­ ­ ­лож­8,10. 6. Буквы е­и в корнях с чередованием­12,16,18. 7. Буквы з и с на конце приставок­ 3,14,15,16. 8. Проверяемая безударная гласная в корне слова­ 3,17. III. Объяснение нового материала. Учащиеся   разбиваются   на   5   групп.   Каждая   группа   получает   конверт   (приложение   2),   в котором находятся слова.  2 задание: подумайте и, сообща, решите, по какому принципу можно распределить слова. Спишите  слова и самостоятельно выделите орфограммы.    На работу вам отводится 10 минут (слайд №4). Перевод...ик,   барабан...ик,   стеколь…ик,   водопровод…ик,   развед…ик,   полиров…ик,   бетон…ик, сбор…ик, бакен…ик, лет…ик, газет…ик, перплет…ик, груз…ик, рассказ…ик, смаз…ик, разнос…ик, перепис…ик, перебеж…ик, пиль..ик, бетон…ик, полиров…ик, набор…ик, компьютер…ик. Каждая   группа   определяет   учащегося,   чем   они руководствовались,   распределяя   слова.   По   ходу   объяснений   учащимися   учитель   на   доске прикрепляет  магнитами  буквы,   при  наличии  которых   пишется  определенный  суффикс.  Учащиеся самостоятельно   делают   вывод,   что   после   букв  Д,Т,З,С,Ж  пишется   суффикс   ­   ЧИК.   Во   всех остальных случаях пишется суффикс ­ ЩИК. Дети самостоятельно формулируют тему урока (слайд №5) и записывают в пропущенной строке.    который   объясняет   классу, IV.Работа с учебником.  ­ Кто подскажет, как может звучать наше правило? – Правильность ответа проверим в учебнике на стр. 102. – Ребята, кто догадался, какое значение придает суффикс – чик существительному? (Суффикс – чик  придает существительному значение лица, причем мы можем догадаться и о профессии этого лица). V.Физкультпауза (слайд №6) VI. Закрепление материала.  – Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили теоретический материал о правописании  суффиксов, проведем игру. «Четвертый лишний» . (Слайд №7) Найдите лишнее и обоснуйте свой ответ. 1. Перевод…ик, переплет…ик, рассказ…ик, огур…ик. 2. Бетон…ица, лимон…ик, смен..ица, заговор…ица 3. Клю..ики, мя..ик, смаз..ик, кирпи..ик.  4. Автоответ..ик, дат..ик, электросчет..ик,, стуль..ик. Учащиеся вслух доказывают свою точку зрения.  Вывод: суффиксы –чик (­щик) употребляются: 1) в словах, обозначающих род деятельности человека;  2) в словах, обозначающих аппарат, механизм, инструмент. В некоторых словах употреблен суффикс –ик, а буква «ч» входит в часть корня. C   оставь предложения (слайд №9) Составьте предложения по предложенным схемам, используя слова на изученную тему. 1. 2. 3. [О, О, О­ О]. [О: О, О,О]. [   ,О,   ] ! Учащиеся составляют предложения и производят синтаксический разбор одного предложения. Работа у доски. VII. Тестовый самоконтроль (слайд №10) (Приложение 3) А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с  суффиксом ­ЩИК­? А.грузить  Б. погонять В.рассказывать Г. летать 1)А 3)А,В,Г 2)Б,В 4)Б А2. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода деятельности с  суффиксом ­ЧИК­? А.фонарь Б.возить В.табун Г.стекло 1)А,Б 4)А,Г 2)В,Г 3)Б А3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква? А. мя…ик Б. перевод…ик В. пиль..ик Г. перебеж..ик 1)А,В 2)Б,В,Г 3)А,Б,Г 4)Б,В А4. В каком слове нет суффикса – ЧИК­? 1) флакончик 2) журнальчик 3) апельсинчик 4) мизинчик В1.Укажите способ образования слова ПЕРЕБЕЖЧИК. VIII. Рефлексия.  ­ Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? – Для чего надо знать значения суффиксов?  – Какую роль играют в языке суффиксы? IX. Домашнее задание (на выбор). (Слайд №11)  1. Придумать рассказ (5­6 предложений), употребляя слова, на изученную орфограмму,  выучить правило на стр.102. 2. Сочинить сказку на изученную тему, выучить правило на стр.102. 3. Выполнить упражнение 249, выучить правило на стр.102. Приложение 1.  1задание: спишите слова и самостоятельно выделите орфограммы.        Кашевар, циновка, разглядеть, самовар, сверхинтересный, оленевод, касательная, предложить,   акация,  прилагательное,  коснусь,  убирать,  цыганский,  безводный, чрезвычайно, расстелить, коса,  вытирать, подыскать,  дезинфицировать. Приложение 2. 2 задание: подумайте и, сообща, решите, по какому принципу можно распределить слова. Спишите  слова и самостоятельно выделите орфограммы.    Перевод...ик,   барабан...ик,   стеколь…ик,   водопровод…ик,   развед…ик,   полиров…ик,   бетон…ик, сбор…ик, бакен…ик, лет…ик, газет…ик, перплет…ик, груз…ик, рассказ…ик, смаз…ик, разнос…ик, перепис…ик, перебеж…ик, пиль..ик, бетон…ик, полиров…ик, набор…ик, компьютер…ик. Приложение 3. Тест 4)Б 2)Б,В 3)А,В,Г А1. От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода  деятельности с суффиксом ­ЩИК­? А.грузить  Б. погонять В.рассказывать Г. летать 1)А А2. От какого слова образуется существительное со значением профессии, рода  деятельности с суффиксом ­ЧИК­? А.фонарь Б.возить В.табун Г.стекло 1)А,Б А3.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква? А. мя…ик Б. перевод…ик В. пиль..ик Г. перебеж..ик 2)В,Г 3)Б 4)А,Г 2)Б,В,Г 4)Б,В 3)А,Б,Г 1)А,В А4. В каком слове нет суффикса –ЧИК­? 1) флакончик 2) журнальчик 3) апельсинчик 4) мизинчик В1.Укажите способ образования слова ПЕРЕБЕЖЧИК.

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"

Урок русского языка в 6 классе "Буквы ч и щ в суффиксе –чик (-щик)"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018