Русский язык. 6 класс. Урок по развитию речи "Устное выступление о происхождении имён"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.03.2018
Лекция учителя с различными видами заданий; соучастие в подготовке лекции учителя; самостоятельная исследовательская деятельность учащихся; подготовка и защита мини-проектов; работа учащихся в малых группах. У каждого из нас есть имя. Оно дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. на уроке говорится о том, что такое имя. Ребята узнают о происхождении имен, о связи между именем человека, его характером и судьбой, оценят красоту и достоинство имен, помогающих осознать себя, свое назначение в жизни и место в обществе.Урок русского языка (развитие речи) в 6 классе
о происхождении имен.docx
Русский язык. 6 класс
Р.р.Устное выступление о происхождении имён
Цели:
Образовательные:
расширить представление учащихся о разнообразии имен и их форм, истории возникновения
древнерусских и современных имен.
Развивающие:
развивать умение собирать и систематизировать материал, создавать на его основе текст; развивать
внимание, мышление, память, фонетический слух.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение к своему и чужому имени, бережное отношение к другому
человеку, любовь к семье, к Родине.
Тип урока: урок развития речи.
Методы и приёмы: лекция учителя с различными видами заданий; соучастие в подготовке лекции
учителя; самостоятельная исследовательская деятельность учащихся; подготовка и защита мини
проектов; работа учащихся в малых группах.
Формы работы: активные
Оснащение урока: мультимедийный компьютер, проектор, экран.
План урока:
1.Организационный момент.
2. Целеполагание.
3. Лекция учителя.
4. Проверка домашнего задания (выступления детей).
5. Физкультминутка.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Целеполагание.
У каждого из нас есть имя. Оно дается при рождении и сопровождает человека всю жизнь. Сегодня
мы поговорим о том, что такое имя. Узнаем о происхождении имен, о связи между именем человека,
его характером и судьбой. Постараемся оценить красоту и достоинство имен, помогающих осознать
себя, свое назначение в жизни и место в обществе.
Слайд 2. “Имя – личное название, даваемое при рождении”. (Ожегов С. И. “Толковый словарь
русского языка”)
3.Лекция учителя.
Во все времена и у всех народов имя играло важную роль в общении людей. У наших имен
интересная история. Одни из них прожили долгую жизнь и сохранились до нашего времени, другие
появились совсем недавно. Сила имени велика, и это было известно со времен, когда первые люди
научились говорить. Они не сомневались в том, что вся последующая участь человека предначертана и
заключена в его имени. Вот почему, подбирая имя младенцу, близкие ему люди старались дать такое
имя, чтобы уберечь ребенка от возможных несчастий, а также наделить необходимыми ему
качествами.
В Древней Руси имена напоминали прозвища.
Слайд 3.
Такие имена, как Гнилозуб, Опухлой, Ончутка(черт) – на самом деле являлись именами – оберегами
и были призваны оберегать дитя от дурного глаза(от плохих зубов, различных опухолей и нечистой
силы).
Слайд 4. Другие имена отмечали особенности внешности. Прочтите некоторые из них, используя код.
А) 1, 2, 4, 7, 10, 5
Б) 6, 8. 9, 3, 5, 11, 5
В) 12, 7, 13, 9, 14,10
Слайд 5. Милуша, Чернава, Кудряш.
Некоторые имена подчеркивали особенности характера малыша. Произнесите их.
Слайд 6.
Слайд 7. Пискун, Добрыня, Несмеяна, Шумило.Неупокой.
А еще имена показывали порядок появления ребенка в семье. Прочитайте их, правильно подобрав
“ключик”
Слайд 8. ЙОВЕРП ЯНУРОТВ КЯЬТЕРТ
Слайд 9. Первой, Вторуня, Третьяк.
Были в Древней Руси Зимы, Вешняки, Субботы…
Догадайтесь, на что указывали эти имена? (время рождения).
А также Жданы, Любимы, Нечаи, Любавы (радость родителей).
Даже были Коты, Волки, Гуси, Лебеди и Зайцы (схожесть с животными).
С принятием христианства в 10 веке на Русь пришли новые имена. После крещения старое
“языческое” имя заменялось новым. Так Жданы и Храбры, Волки и Лебеди, Прекрасы и Несмеяны
становились Василиями и Кириллами, Аннами и Евдокиями. Новые имена брались из перечня святых,
помещенного в церковном календаре. Исконно русских имен осталось очень мало. Например, такие.
Слайд 10.
Прочтите их, пользуясь стрелками.
Слайд 11. Людмила, Светлана, Владимир.
Русские имена тесно связаны с историей страны. Так, после революции 1917 года общество пыталось
покончить со старой жизнью и создать все новое, в том числе и имена. Именно тогда появились Искра,
Октябрина, Нинель.
Слайд 12.
Очень популярными в то время стали:
Владлен – Владимир Ленин
Марлен – Маркс, Ленин
Донара – дочь народа
Рената – революция, наука, труд
“Революционные имена” представляют собой самые разные аббревиатуры и сокращения.
Что такое аббревиатура?
Слайд 13. “Аббревиатура – существительное, образованное из усеченных отрезков слов, начальных
звуков”. (Ожегов С. И. “Толковый словарь русского языка”).
Среди современных русских имен встречаются древнерусские, а также заимствованные из различных
языков и созданные после революции 1917 года.
Каково происхождение и значение ваших имен?
(ответы детей)
Кто может рассказать, почему родители его так назвали?
(ответы детей)
4.Проверка домашнего задания (выступления детей)
Слайды 14, 15, 16, 17, 18.
Особое значение имя играет при первом знакомстве, при вхождении в новый коллектив, когда имя
человека – то немногое, что люди знают о нем. Ведь что прежде всего сообщают друг другу двое
людей, когда знакомятся? Должность? Зарплату? Нет. Они открывают друг другу свои имена.
Сейчас имена у вас короткие: Настя, Миша, Вика. Но вы подрастете, и имя ваше подрастет:
Анастасия, Михаил, Виктория. А когда станете совсем взрослыми, то к именам добавится еще и
отчество. Как ни странно, в Древней Руси не было отчеств. И достаточно долго не появлялось.
(рассказ детей о происхождении отчеств)
А сейчас я попрошу каждого из вас представиться полным именем.
(ответы детей) Многообразие имен не раз вдохновляло поэтов. Можно найти и целые сборники, и отдельные
произведения, посвященные именам. Вот одно из них.
5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Алла клумбу поливает,
Боря воду подает,
Вера вишенку сажает,
Галя песенку поет.
Дима шарик надувает,
Ева с ежиком играет,
Женя лепит пирожки,
Ира ходит с кратким Й.
Коля строит дом с трубою,
Валя чинит самосвал,
Маша машет мне рукою,
Надя чистит самовар.
Сколько имен вы запомнили? (12).
Назовите их.
Слайд 19.
Измените краткое имя на полное.
Что вы заметили?
У некоторых имен нет полной формы.
Некоторые имена относятся и к мужским, и к женским.
На земле не найдется, наверное, ни одного человека, у которого не было бы имени. Случается, что и
самогото человека давно нет на свете, а имя его продолжает жить. Так до нас дошли имена великих
поэтов, историков, ученых, музыкантов, героев Великой Отечественной войны. Приведите примеры
таких имен.
А вы знаете, кто такой тезка?
Слайд 20. “Тезка – человек, имеющий одинаковое с кемнибудь имя” (Ожегов С. И. “Толковый
словарь русского языка”).
А есть ли у вас знаменитые тезки?
(ответы детей)
Я думаю, что вы сможете стать не менее доблестными сыновьями дочерьми не только своих
родителей, но и Отечества. Вы получили такие славные имена и, надеюсь, вы унаследовали вместе с
ними силу духа, волю, храбрость, красоту и благородство. Мне очень хочется, чтобы делами всей
своей жизни вы придали своему имени вес и уважение.
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке,
Одноединственное движение губ,
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
6.Рефлексия.
А сейчас вспомните все, о чем говорили сегодня на уроке, и разгадайте кроссворд (работа в
группах).
Слайд 21
Имяоберег, защищающее ребенка от порчи зубов.
Имя, подчеркивающее особенности внешности (черные волосы)
Имя, показывающее порядок появления ребенка в семье.
Человек, имеющий с кемнибудь одинаковое имя.
Автор “Толкового словаря русского языка”.
Исконно русское мужское имя. Слово, образованное из усеченных отрезков слов, начальных звуков.
Имя, отмечавшее особенности характера (грустная, неулыбающаяся девочка).
Древнерусское имя, указывающее на сходство с длинноухим трусливым животным.
Проверка, заполнение большого кроссворда.
Слайд 22
1 Гнилозуб, 2 – Чернава, 3 – Вторуня, 4 – тёзка, 5 – Ожегов, 6 – Владимир,
7 – аббревиатура, 8 – Несмеяна, 9 – Заяц.
7. Подведение итогов.
Почитайте словосочетание, получившееся в выделенном столбце (береги имя).
Ребята, а что значит беречь имя?
(Не использовать прозвища, уважительно относиться к другому человеку, не совершать плохих
поступков, воспитывать в себе лучшие качества)
Почему необходимо беречь не только свое, но и чужое имя?
(За любым именем скрывается человек, нужно уважать и ценить окружающих людей.
Любое имя – это частичка истории нашей страны, народа.
Наши имена – это память о близких и дорогих людях.)
8. Домашнее задание.
Сделать правильный выбор, осуществить мечты, достигнуть поставленных задач, да и просто стать
хорошими людьми нам помогают своим примером родные, друзья, известные и популярные личности.
Напишите дома сочинениеминиатюру “Человек, на которого хочу быть похожим”. Запишите
домашнее задание в дневник.
Русский язык. 6 класс. Урок по развитию речи "Устное выступление о происхождении имён"
Русский язык. 6 класс. Урок по развитию речи "Устное выступление о происхождении имён"
Русский язык. 6 класс. Урок по развитию речи "Устное выступление о происхождении имён"
Русский язык. 6 класс. Урок по развитию речи "Устное выступление о происхождении имён"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.