Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Оценка 4.9

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
русский язык
2 кл
11.05.2017
Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Урок русского языка во 2 классе. Тема урока: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей. Цель: – дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов; – развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке.Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
РЯ Алфавит 80-92 урок.doc
Раздел. АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ Урок 81 (65). Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей. Цель: – дальнейшее овладение родным языком на основе выявления мотивационных связей слов;  – развитие умений писать большую букву в фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  6  7  3  Беседа. –  С   чего   обычно   мы   начинаем   1­й   урок?  (Отмечаем   отсутствующих,  иногда   спрашиваем дежурных.) – Как же это происходит? (Называем их фамилии.) – А что же такое фамилия? Что означает само это слово – фамилия? – Это и будет тема нашего урока. Мини­беседа о фамилиях. Фамилия:  1) наследуемое семейное наименование;  2) то же, что и семья. – Как вы думаете, какая будет тема урока? II. Формулиро­вание  проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие нового  1  3  3 – Большая буква в фамилиях. – Составим план урока. 1. Какие бывают фамилии. 2. Запись фамилий. 3. Откуда появились фамилии. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять   познавательную   и личностную рефлексию. знания. –  Запишите   это   слово,   поставьте   ударение,   подчеркните   букву  безударного   гласного. Запомните написание этого слова. – Дополните предложение и запишите его: Моя фамилия... – С какой буквы вы написали фамилию? – Кто из вас знает значение своей фамилии? –  А знаете ли вы, что ещё 150–200 лет назад у большинства людей фамилий не было? Были прозвища   и   отчества:  Петров,   Иванов,   Александров  –   это   были   сыновья  Петра,  Ивана, Александра. – Какая фамилия была у Ивана Грозного? – Оказывается, когда жил великий князь всея Руси, потом ставший русским царём Иваном IV, у русских людей не было фамилий. –  Вот как в XVI веке называли людей:  «князь данило княж юрьев сын меньшого ушатого; угрим   львов   сын   выродков».   В   XVI–XVIII   вв.   вводится   единая   трёхчинная   система наименований (имя, отчество, фамилия). – Давайте придумаем фамилии от имени Петя. (Петухов, Петров, Петрушкин, Петрухин и т.д.) – Запишите эти фамилии. – Сделайте 1­й вывод –  Фамилии   людей   пишутся   с   большой   буквы.   Это   имена   собственные.   Их   важность, принадлежность одному лицу показывает большая буква в начале слова. – А какие интересные фамилии получались от прозвищ! Если у человека были белые волосы, его могли прозвать Беляк, а фамилия получилась ... – Если у человека была борода, получится …  (Бородин, Бородков, …). – Некоторые фамилии возникли от названия места жительства. (Московин, Вяземский, Шуйский и др.) – От названий животных, птиц … (Коровин, Медведев, Соловьёв, Лебедев, …) – От названий растений... (Ромашин, Цветков, Васильков, …) Ученики записывают по 1–2 фамилии. Подчёркивают большую букву. – Сделайте 2­й вывод –  Фамилии   происходят   от   имён,   прозвищ,   места   жительства,   названий   животных,   птиц, растений.  : от каких названий происходят фамилии людей?  : как пишутся фамилии людей? ΙΙI. Развитие умений  – применение знания.   3  4  5  3  1  4   1. Мини­беседа. – Вспомните список вашего класса. – Что есть в этом списке? (Фамилии и имена.) – Что находится на 1­м месте? (Фамилия.) – А в каком порядке они расположены? (По алфавиту.) – Прочитайте алфавит,  Можно читать по цепочке. – Уточните, в каком порядке идут буквы, начиная с буквы ф «эф». Какой вариант в задании № 1, тема 12 в Рабочей тетради вы выбрали? Прочитайте ещё раз алфавит с этой буквы. – Какое слово было зашифровано в упр. 145 (домашнее задание)? – Правильно назовите каждую букву в этом слове. 2. Работа в группах. Упр. 147  – ученики в группах записывают фамилии незнакомых детей (один из учеников в группе пишет на листочке). Большую букву в именах и фамилиях подчёркивают. Затем листочки передаются в другие группы, происходит взаимопроверка. Задание 2. – Запишите фамилии ребят нашего класса. Всего в классе … ученика, учитель может назвать количество учеников для 1­й, 2­й групп и количество учеников для 3­й, 4­й групп. 1­я, 2­я группы – с А до Л. 3­я, 4­я группы – с М до Я. –  Что делать, если есть несколько учеников, у которых фамилия начинается на одну букву? (Нужно посмотреть на следующую и располагать фамилии в алфавитном порядке этой буквы.) Затем ученики от 1­й, 3­й групп читают списки, а из 2­й, 4­й – сравнивают со своими вариантами. При наличии ошибок учитель корректирует их по списку (можно представить на слайде). Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Занимательный материал. – А бывают ли смешные фамилии? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению  и целенаправленной познавательной  деятельности. –  Помните, как говорил кот Матроскин про дразнительные фамилии:  «Иванов без штанов. Петров без дров». – А вот басня С. Михалкова «Смешная фамилия». Каких фамилий только нет: Пятёркин, Двойкин, Супов, Слюнтяев, Тряпкин­Самоед, Пупков и Перепутов. Но может некий Комаров Иметь характер львиный, А некий Барсов или Львов – Умишко комариный. Плевков фамилию сменил, Алмазовым назвался, Но в основном – ослом он был, Ослом он и остался. А Грибоедов, Пирогов Прославились навеки! И вывод, стало быть, таков: Всё дело не в фамилии, а в человеке! – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Выполните задание № 2, тема 12 в Рабочей тетради. Сделайте самопроверку. – На что нужно обращать внимание, если фамилия начинается на одинаковую букву?  4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  Упр. 126 («Дидактический материал»). задание.  Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.  – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.  – Расставлять заданные слова в алфавитном порядке. Урок 82 (66). Тема: Развитие умения писать большую букву в именах людей. Цель: – развитие умений писать большую букву в именах и фамилиях людей, расставлять их в алфавитном порядке;  –  осознание себя носителями языка как части культуры. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  6  7  3  Словарная работа с элементами проверки домашнего задания. – Запишите под диктовку слова: Корова, мороз, рябина, собака. – Образуйте от этих слов фамилии и запишите. Проверка коллективная. Дети подчёркивают опасные места. – Как пишутся фамилии людей? Подчеркните большую букву в фамилиях. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по – Прочитайте фамилии людей из стихотворения С. Михалкова (упр. 126 «Дидактический материал») в алфавитном порядке. – Какая фамилия стоит раньше: Мокрицын, Мышкин или Мотыльков? – На что здесь нужно обращать внимание? (На 2­ю и 3­ю букву.) – Как «получились» эти фамилии? В какой группе больше всего фамилий? (От названий зверей. признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять   познавательную   и личностную рефлексию. II. Формулиро­вание  проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие нового  знания. 1  3  3 – Как вы думаете, что есть у каждого человека, живущего на Земле? (Фамилия и имя.) – А знаете ли вы, откуда пришли ваши имена? Дети предлагают свои версии. – Назовите тему сегодняшнего урока. («Имена людей».)– Задайте вопросы по этой теме. – Как появились имена?– Как пишутся имена? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Рассказ учителя. –  В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков.  Владимир, Светлана, Людмила, Вера, Надежда, Любовь  и многие другие – это русские имена. Очень легко понять, что они значат. Владимир – владеет миром. А Людмила? Светлана?  Версии детей. –  А   ещё   в   русском   языке   есть   имена,   пришедшие   к  нам   из   греческого,   древнееврейского, латинского языков. В этих языках у имён тоже есть значения. Упр. 121, 122 («Дидактический материал») – представляет сведения о значении греческих и римских имён. Дети записывают любые 4 мужских и 4 женских имени. Подчёркивают большую букву одной чертой. Дополнительно имена и их значения: Анна (древнеевр.) – милость. Тамара (древнеевр.) – финиковая пальма. Юлия (лат.) – кудрявая. Татьяна (греч.) – учредительница. Ксения (греч.) – гостеприимство. Анатолий (греч.) – восток, восход солнца. Василий (греч.) – царственный. Илья (древнеевр.) – Бог мой Яхве. ΙΙI. Развитие умений  – применение знания. Олег (скандинавск.) – святой. Сергей (лат.) – высокий, высокочтимый. Степан (греч.) – венок.   3  4  5  3  1    1. Коллективная работа над именами. Имена могут быть полными (официальными) и сокращёнными (разговорными). Запишите слова парами: полное и сокращённое имя. Подчеркните первые буквы имён. Саша – Алёша – Нина – Дмитрий – – Какое имя осталось без пары? (Нина.) – У какого имени два сокращённых варианта? (Дима, Митя.) От чего зависит их выбор? (От симпатии и привычки близких людей.) –  В книге Л. Лагина «Старик Хоттабыч» героя зовут  Волька. А как звучит его полное имя? (Владимир.) 2. Работа по учебнику. Упр. 149  – развивается умение правильно писать имена и располагать их в алфавитном порядке (можно выполнять по вариантам либо мальчикам  – имена мальчиков, девочкам – имена девочек по алфавиту). Методическая рекомендация: имена могут иметь официальные и разговорные варианты (Лена/Елена, Ксюша/Ксения и т.д.). Запись лучше делать по официальным именам. – Как пишутся имена? Вывод: имена людей – это имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Упр. 148  – закрепляется знание алфавита и умение писать имена и фамилии с большой буквы. – Как вы будете составлять список детей – по именам или фамилиям? – Почему список никогда не составляют по именам? (У нескольких человек может быть одно и то же имя, их невозможно будет отличить.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. 3. Загадки нашего языка. а) – Напишите имена:            – имеющие удвоенные буквы согласных (Анна, Инна, Геннадий, Алла, Жанна...);            – принадлежащие и девочкам, и мальчикам (Женя, Саша, Валя, Сима...);            – образованные от названий цветов (Лилия, Роза). б) – Кто такие тёзки? (Люди, которые носят одинаковые имена.) – Есть ли тёзка у тебя в классе? – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) – Приведите по одному примеру (запишите):             – полного (официального) и краткого (разговорного) имени;             – одинакового мужского и женского имени;             – имени русского и заимствованного из греческого или латинского языка;             – значения своего имени.  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? 1. Задание № 9, тема 12 в Рабочей тетради. 2. Упр. 123 («Дидактический материал»). VΙ . Итог урока. V. Домашнее  задание.  Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.  – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.  – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Урок 83 (66). Тема: Развитие умения писать большую букву в отчествах людей. Цель: – развитие умений писать большую букву в отчествах людей, соотносить отчества с именами людей; – осознание себя носителями языка как части культуры. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  II. Формулиро­вание  проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие нового  знания. ΙΙI. Развитие умений  – применение знания. – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   6   7   3  Письменный мини­опрос. – В русском языке всего … (33 буквы). – Запишите букву, которая находится между х и ч. (ц) – С каких букв никогда не начинаются слова в русском языке? (ъ и ь, очень редко ы.) – Какая фамилия в списке стоит раньше: Шишкин, Шершнёва? – Сокращённое имя от Маргарита – это … (Рита). – Люди, имеющие одинаковое имя, это … (тёзки). – Произведите самопроверку: сверьте свои записи с доской (слайдом). – Кто не допустил ошибок? Молодцы! Отлично усвоили материал. – Кто допустил 1–2 ошибки? Хорошо! Вы также справились с работой. – Кто сделал три и более ошибки? Поучите лучше алфавит, вспомните всё, что мы делали на уроках, обратитесь за помощью к одноклассникам. –  Прочитайте записанные в алфавитном порядке слова из задания № 9, тема 12 в Рабочей тетради. – Что они называют? (Титулы и занятия людей.) Кто такой царевич? А королевич? –  Прочитайте только имена из  упр. 123  («Дидактический материал»), затем фамилии, затем имена и отчества. – Что общего у всех этих слов? (Они пишутся с большой буквы.) – О какой группе слов мы ещё не говорили? (Об отчествах.) 1  3  3 – Назовите тему урока. («Отчество».) – Запишите её в тетрадях. Задайте вопросы по теме урока. – Что такое отчество? – Как пишутся отчества? – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)   3  4  5  3  1    1. Беседа, рассказ учителя. – Ребята, подумайте, что есть у русских, чего нет ни у немцев, ни у англичан, ни у французов? (Это отчество.) –  Представьте такую ситуацию: два человека являются тёзками и однофамильцами. Как их Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предсто­ящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познаватель­ную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. можно различить? (По отчеству.) – Слово  отчество  означает «имя по отцу». Человек получает отчество от отца, т.е. к имени детей   добавляется   его   имя,   указывающее,   чьими   сыновьями   или   дочерями   они   являются. Отчество всегда даётся по полному имени. – Подберите однокоренные слова к слову отчество. (Отец, отечество, отчий.) 2. Работа по учебнику. Упр. 151 – у детей формируется умение полностью правильно записывать свои фамилию, имя и отчество. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Упр. 150 – формируется знание имён и отчеств известных писателей и поэтов, культура общения и чтения. Ученики могут записать под руководством учителя фамилии, имена и  отчества других детских поэтов, писателей. Например,  Эдуард Николаевич Успенский, Виктор Юзефович Драгунский. 3. Игра «Знаешь ли ты сказочных героев?» – Вы знаете богатыря Илью Муромца. А вот Муромец – это фамилия или отчество? А ответить на этот вопрос помогут строки былины: В чистом поле пыль поднимается, Илья Муромец, сын Иванович, Ко гнезду Соловьёву приближается. – Запишите, как зовут героя по имени и отчеству, а также его фамилию. (Илья Иванович Муромец.) 4. Выборочное списывание. Упр. 152 – развивается умение находить авторские имена, отчества и фамилии. – Назовите отчества, которые даны Весне. Что они обозначают? Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Сделайте вывод: как пишутся отчества людей и вымышленных персонажей? Вывод: отчества пишутся с большой буквы. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Вспомните вопросы, которые мы поставили в начале урока. И ответьте на них: – Что обозначает отчество, как его можно «расшифровать»? (Имя по отцу.) – От какого слова оно образовалось? (Отец.) – Как пишутся отчества? (С большой буквы.)  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. Задание № 4, тема 12 в Рабочей тетради. 2. Упр. 128 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.  – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.  – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Урок 84 (67). Тема:  Развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев. Цель: – развитие умения писать большую букву в именах сказочных героев; –  осознание себя носителями языка как части культуры. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  II. Формулиро­вание  проблемы,  планирование  деятельности.   – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3  6  7  3  1. Словарная работа – игра «Убежали гласные». – Из слов убежали гласные буквы, догадайтесь, какие, и верните их на место. Крндш, лфвт, тчств, врбй (карандаш, алфавит, Отечество/отчество, воробей) – Поставьте ударение, подчеркните опасные места в словах. 2. Работа в Рабочей тетради. Проверка задания № 4, тема 12.  – Назовите имя с отчеством. – Чей сын был Мороз? –  Почему царевич не является отчеством? (Царевич  – это сын царя, а  царь  – это не имя, а титул.) 3. Дидактический материал. –  Назовите   имена   и   фамилии   известных   русских   воинов,   полководцев,   военачальников   (по домашнему заданию – упр. 128). –  А кто знает отчества А. Суворова, М. Кутузова? (Александр Васильевич Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.) – Запишите высказывание А.В. Суворова. Тяжело в ученье – легко в бою. – Как вы его понимаете? 1  3  3  – Отгадайте загадки и правильно напишите отгадки. 1. Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей. Сквозь очки свои глядит Добрый Доктор ... (Айболит) 2. Толстяк живёт на крыше, Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предсто­ящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять   познаватель­ную   и личностную рефлексию. Открытие нового  знания. Летает он всех выше. (Карлсон) 3. Человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой. (Буратино) 4. Она красива и мила, А имя её от слова «зола». (Золушка) – Назовите тему урока. («Имена сказочных героев».) – Составим план урока. 4. Написание имён сказочных героев. 5. Написание двойных имён. ΙΙI. Развитие умений  – применение знания. – В какой загадке есть подсказка, от какого слова образовалось имя героя? (Золушка.) – А теперь запишите имена этих героев. –  Как   правильно   нужно  написать  эти  имена? (С  большой буквы.)  Записывают   имена  под диктовку учителя. Вывод: имена сказочных героев – тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) 3  4  5  3  1    1. Работа по учебнику. Упр. 153 – развивается умение писать имена сказочных героев, объяснять их и располагать в алфавитном порядке. – Какие имена могут рассказать о своих героях? (Незнайка – ничего не знает. Дюймовочка – ростом в дюйм – единица длины, равная 25,4 мм.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Игра «Угадай имя». – У некоторых сказочных героев имя состоит из двух слов. И оба эти слова пишутся с большой буквы. Догадайтесь, о ком идёт речь, и запишите правильно имя героя. «Жила когда­то в одной деревне девочка, до того хорошенькая, что другой такой не было на свете; мать без памяти любила её, а ещё больше любила её бабушка». (Красная Шапочка) «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной сундук висит на высоком дубу». (Кощей Бессмертный) М   3. Дополнительно: упр. 132, «Дидактический материал». – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) деятельности. VΙ . Итог урока. – Почему во многих сказках слово кот написано с маленькой буквы, а в сказке «Кот в сапогах» слово Кот написано с большой буквы? (Это его имя.) – Запишите ещё 2–3 имени сказочных героев. 4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  Упр. 131 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.  – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.  – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Тема: Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сёл, деревень. Цель:  – развитие умения писать большую букву в топонимических названиях: стран, городов, сёл, деревень;  – развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   6   7   3  1. Обобщающая беседа по именам, фамилиям, отчествам, именам сказочных героев. – Какие вы знаете слова, которые пишутся с большой буквы? –  Напишите имена, фамилии и отчества всех членов вашей семьи (упр. 127  «Дидактический материал»). –  Назовите авторов, которые придумали истории про героев, названных в домашнем  упр. 131 («Дидактический материал»)? – Расположите эти фамилии в алфавитном порядке. – Кто твой любимый сказочный герой? Напиши его имя. – Что надо помнить, чтобы не ошибиться в написании? 2. Упр. 132 («Дидактический материал»), если не выполнили его на предыдущем уроке. II. Формулиро­вание проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие нового  1  3  3 На доске висит «Физическая карта России». – Что вы видите на карте? (Города, реки, моря.) – Назовите примеры, опираясь на карту. Где искать города? Где реки, моря? – Как они написаны? – Это тоже имена собственные. –  Сегодня мы совершим путешествие в мир  топонимики  (слово записывается на доске) – Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифици­ровать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. знания. ΙΙI. Развитие умений – применение  знания.  науки, которая занимается географическими названиями. –  Сегодня   только   начало   этого   путешествия:   наш   путь   лежит   через   страны,   города,   сёла, деревни. – Назовите тему урока. («Названия стран, городов, сёл, деревень».) – Составим план урока. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)   1  3  4  5  3  1  4    1. Коллективная игра­путешествие «Наша страна». – Как называется наша страна? Запишите её название. Как называется это слово? Подчеркните опасные места. – Какие страны ещё вы знаете? Запишите 2–3 названия. С какой буквы надо писать? –  Назовите столицу России. Запишите пословицу о Москве. (Если не знают, учитель диктует: «Москва – всем городам мать»). Как её понимаете? (На карте у Москвы ставим флажок.) – Что знаете о Москве?  Устные ответы. –  Теперь наш путь из Москвы пролегает в... (наш город, село, деревню), потому что здесь родина каждого из нас. Запишите название нашего города (села, деревни;  если это малый населённый пункт, можно указать область, в которую он входит, областной город). – Что бы вы рассказали о своём родном ... (городе, селе, деревне)?  На карте появляется ещё флажок. – Назовите свой адрес. Какие слова напишете с большой буквы? – Мы сейчас можем отправиться в любой город, любое село России, но надо об этом населённом пункте сказать хотя бы одно предложение. Например: город Волгоград. Что это за город? (Волгоград стоит на реке Волге. В Волгограде есть Мамаев курган.)  Все названия, которые звучат на уроке, записываются в тетрадь. 2. Работа по учебнику. Упр.   154  –   развивается   умение   ориентироваться   в   карте­схеме,   узнавать   названия старинных   русских   городов   Золотого   кольца,   правильно   их   записывать   в   алфавитном порядке. Методическая   рекомендация:   учителю   необходимо   сказать,   что   Золотое   кольцо   –   это обобщённое, образное название нескольких старинных городов, которые прославились своими храмами, историческими памятниками. Хорошо было бы показать открытки (слайды) с достопримечательностями этих городов. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять   познавательную   и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Работа в группах (по упр. 156). – Наше путешествие приближается к концу. Вот наш дом – наш район. Вам предлагается карта (схема) с названиями близлежащих районных городов или сёл, деревень.  Схему можно вывести на слайде с названиями наиболее крупных населённых пунктов. – Запишите в алфавитном порядке города/деревни вашего района. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Выполните задание № 7, тема 12 в Рабочей тетради. П. – Что такое топонимика? (Наука о географических названиях.)  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  Упр. 155. Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке. – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Урок 86 (68). Тема: Большая буква в названиях рек и морей. Цель:  – развитие умений писать большую букву в названиях гидронимов: рек, морей, океанов;  – развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   6   7   3  1. Словарная работа. Игра «Рассыпались слоги». – Соедините слоги так, чтобы получились слова с непроверяемой безударной гласной. ло Рос род Моск я ва че си на век (Россия, Москва, народ, человек.) Работа со словом Россия в Орфографической тетради на с. 37, со словом человек на с. 50. 2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. 1. Беседа по вопросам. – Какие вы знаете географические названия? (Названия стран, городов, сёл, деревень.) Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в – А названия улиц будут географическими названиями? Как их надо писать? – Запишите название улицы, на которой вы живёте. – Что такое Подмосковье? (Общее название для городов под Москвой.) Запишите это слово и слова, от которых оно образовалось. Подчеркните одинаковую часть в них. Чем отличается написание? (Слитно – приставка, и раздельно – предлог). Какие слова вы написали с большой буквы? Подчеркните её. – Прочитайте в алфавитном порядке названия городов Подмосковья. 2. Упр. 137 («Дидактический материал»). –  Какие  здесь  есть  географические  названия? Слышали   вы когда­нибудь  о  них? (Курилы  – название группы островов недалеко от Японии, Марокко – страна на севере Африки.) 1  3  3   Учитель читает отрывок из шуточного стихотворения А. Степанова «География» (из упр. 136 «Дидактический материал»). Есть река с названьем Лена Наша мама – тоже Лена… С полуострова Ямал Представляю, как я мал. На сестрёнкиной коляске Не отправишься к Аляске. – Кто знает, что такое Аляска? (Полуостров на севере США.) – Какие два одинаковых слова здесь имеют разные значения? (Имя Лена и река Лена.) – Догадайтесь, о каких объектах мы будем сегодня говорить? (О реках.) – Запишите тему урока. («Названия рек, морей, озёр, океанов».) – Что объединяет все эти названия? (Это водные объекты, водоёмы.) – Составим план урока. Учитель составляет план урока вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)   1  3  4  5  3  1  4    1. На доске (слайде) записаны слова: Индийский   Чёрное       Волга     Байкал Тихий       Балтийское    Ока       Селигер – Прочитайте названия. –  Что объединяет пары слов? Добавьте общие названия (океан, море, река, озеро). Запишите названия водоёмов вместе с общим названием: Индийский океан … – Как написаны названия водоёмов? Почему? – Какие ещё вы знаете моря? озёра?  Комментированная запись 2–3 названий. иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять   познавательную   и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. II. Формулиро­вание проблемы,  планирование  деятельности.  Открытие нового  знания. ΙΙI. Развитие умений – применение  знания. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. – Вы отдыхаете, гостите у родственников, а там протекают маленькие речки, речушки. Давайте их запишем. Откуда у них такие названия? 2. Работа по учебнику. Упр. 157  – знакомство с названиями российских рек, поиск их местоположения на карте, развитие умения правильно писать названия рек и располагать их в алфавитном порядке. Работа проводится по алгоритму. а) Прочитайте названия рек. б) Найдите их на карте. в) Запишите в алфавитном порядке. г) Подчеркните большую букву. д) Сделайте вывод. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 3. Запись под диктовку. Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Чехова. Летом мы были в селе Ильинском. Там есть речка Кедровка. – Назовите слова, которые написали с большой буквы. Почему? Подчеркните эти буквы. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Какие слова относятся к именам собственным?  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  задание.  1. Задание № 6, тема 12 в Рабочей тетради. 2. Упр. 125 («Дидактический материал»). Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке. – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Урок 87 (69). Тема: Написание слов типа орёл и Орёл + презентация Цель: – развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   3  1. Мини­опрос. – Какие вы знаете имена собственные? – Как они пишутся? – Какое лишнее слово вы нашли в тестовом задании № 6, тема 12 в Рабочей тетради? Почему оно оказалось лишним? 2. Словарная работа. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. (Воробей, ворон, сорока, собака.) – Что означают эти выражения? – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? (Животных.) 3. Написание большой буквы в кличках животных. –  Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички.  Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? (Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним.) – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? (Названия животных пишутся с маленькой буквы.) Сделайте   вывод:  клички   животных   –   это   тоже   имена   собственные.   Они   пишутся   с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. – Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде): Жили­были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) –  Правильно   ли  даны  клички   животным?  Запишите,   кого  как   надо   назвать.   (Кошка   Мурка, II. Формулиро­вание проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие нового  знания. курица Хохлатка, собака Жучка...) – Любую ли корову можно назвать Бурёнкой? Подберите однокоренные слова и тогда ответите правильно. (Бурёнка, бурая, т.е. серовато­рыжая окраска.) Вывод: кличка животного должна соответствовать цвету, внешним особенностям. – Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? (Нет. Это у людей, а у животных – клички.) –  А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? (Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии.) 1  3  3  Проблемная ситуация. – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? (Возможные ответы: да или нет.) – А о чём вы подумали? (О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) Если  в классе  только один вариант ответа  – все  подумали  о воздушном или каком­то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно  сказать Шарик? (О собаке.) – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный) 6. Почему слова звучат одинаково, а пишутся по­разному? 7. Составление предложений с этими словами. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Открытие нового знания. Упр.  158  – наблюдение  над словами,  которые  звучат одинаково,  а пишутся  по­разному. Работа проводится в группах. Задание 1.  – Почему одинаковые по звучанию слова написаны по­разному? Предложите свои версии. Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение). –  Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка и др.), кличку  животного (Шарик, Рыжик, Уголёк, Пушок), город (Орёл, Клин), планету (Земля), то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять   познавательную   и личностную рефлексию. ΙΙI. Развитие умений – применение  знания.  –  А   если   слова   называют   животное,   предмет,   цветок,   гриб,   то   они   пишутся   с   маленькой (строчной) буквы. Задание 2.  –  Составьте   в   группах   по   два   предложения   так,   чтобы   было   понятно,   в   каком   значении употреблено любое из данных слов. А из других групп назовут нужную букву в каждом случае. Возможные комментарии для отдельных слов. Орёл и орёл. Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета  (понятия),  одно из  названий  (название   города)   – имя   собственное,  оно пишется   с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. Составим предложения. В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158.   3   5   3   1     1. Работа в тетради. Выполнение задания № 5, тема 12.  Проводится взаимопроверка. –  Как вы думаете, почему у собаки появилась такая кличка? (Собака была светлой окраски, белка – образовано от белый.) –  А   подошла   бы   для   чёрной   собаки   такая   кличка?   (Кличку   лучше   давать   по   внешним признакам.) –  Составьте предложения так, чтобы было ясно, какую букву (большую или малую) писать в слове белка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. 2. Упр. 135 («Дидактический материал»). – В каких значениях употребляются выделенные слова? Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. – Объясните написание первой буквы в них. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) VΙ . Итог урока. – Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого  будет понятно значение слова.)         4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Упр. 129 «Дидактический материал». V. Домашнее  задание.  Деятельность учеников:  – Называть правильно буквы в алфавитном порядке. – Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Урок 88 (70). Тема: Упражнения в правописании имён собственных. Цель: – совершенствование умений писать большую букву в именах собственных, географических названиях и отличать их от общих названий предметов, людей и животных. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  II. Формулиро­вание проблемы,  планирование  деятельности.   Открытие нового  знания. – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   4   3  1. Проверка знаний. – Закончите предложения словом/сочетанием. 1) С большой буквы пишутся имена _______________________ (собственные). 2) Имена бывают сокращённые и __________________________   (полные, официальные). 3) Сокращённое имя – Владик, а полное _____________________ (Владислав). 4) Названия стран, городов, деревень – это ______________________________________  (топонимы, географические названия). 5) Названия животных пишутся с __________________________ (маленькой буквы). 6) Клички животных пишутся с ___________________________ (большой буквы). 7) – Приведите примеры названий животных и их кличек из упр. 129 «Дидактический  материал». (Такса, пёс, дворняга, щенок / Кнопочка, Руслан, Репей, Трезор.) 8) Стрелка может быть названием ________________ (предмета) и ___________________  (кличкой животного). – Составьте предложения так, чтобы слово стрелка писалось по­разному. Стрелка компаса показывает на север. Собака Стрелка побывала в космосе. 1  3  3 – Запишите слова и ответьте на вопрос: на какие правила записали слова? 1) Таня, Ваня, Петя, Галя.  Ответы детей.  После этого говорит учитель: Никогда не забывайте – Имя буквой выделяйте. 2) Кошка Маришка, котёнок Тишка, петух Крикун, козёл Бодун. Ответы детей.  После этого говорит учитель: Все клички до одной Пишут с буквы прописной. 3) Город Ялта, страна Венгрия, река Золотинка.  Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять   познавательную   и личностную рефлексию. Ответы детей. После этого говорит учитель: Страны, города и реки – Посмотри и не спеши, С большой буквы их пиши. – Какая сегодня будет тема урока? – Составим план урока. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  3  4  5  3  1    1. Самодиктант. Упр.   133  («Дидактический   материал»)   –   совершенствуется   умение   группировать   имена собственные и правильно их записывать. Возможно проведение взаимопроверки. 2. Работа по учебнику. Упр. 159  – развивается умение объяснять выбор большой буквы в именах собственных и малой в названиях людей и животных. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) –  Назовите   ключевые   слова   урока.   (Имена   собственные,   географические   названия,   названия людей и животных, большая и маленькая буква.)  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? V. Домашнее задание. Упр. 130 («Дидактический материал»). ΙΙI. Развитие умений – применение  VΙ . Итог урока. знания.  Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать  других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. Деятельность учеников: – Называть правильно буквы в алфавитном порядке.– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Урок 89 (70). Тема: Упражнения в правописании имён собственных. Цель:   – закрепление умений группировать слова, писать большую букву в именах собственных, географических названиях и отличать их от сходных по звучанию названий. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3   6   7   3  – Давайте вспомним, какой раздел мы с вами изучали на предыдущих уроках. – Что нового узнали? II. Формулиро­вание темы урока. 1  3  3 – Назовите тему урока. Это новая тема. Зачем тогда нужен сегодняшний урок? – Составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) ΙΙI. Развитие умений – применение  знания.     3  4  5  3  1  4  Закрепление и систематизация материала.  1. Задание 1. Письмо по памяти. На   слайде   представлено   стихотворение.   Учитель   читает   его   2–3   раза,   ученики должны запомнить его и записать по памяти (стихотворение учитель закрывает). У меня есть тётя Соня, У меня есть дядя Лёня. Спать не любит тётя Соня, Соня – это дядя Лёня. Далее группам предлагается задание: – Задайте вопросы к стихотворению по теме урока. – Какие слова произносятся одинаково, а пишутся по­разному? Почему? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифициро­вать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предполо­ жение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познаватель­ную и личностную  рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной деятельности. –  Какие это имена: Соня, Лёня – полные или сокращённые? Назовите полные имена. (Софья, Леонид.) 2. Работа в Рабочей тетради. Задание № 8, тема 12.  – Выберите нужные пары слов. – Запишите на листочке и передайте другой группе. 3. Творческий диктант с подготовкой. Упр. 160. В группах дети выбирают подходящие названия деревни, речки, имена детей, кличку собаки. Эти ключевые слова можно записать на доске. При закрытых учебниках ребята пишут текст и затем читают его вслух для всех групп.   Один  из  детей   на  доске   под   ключевыми   словами   пишет   названия   –  имена собственные. И так от каждой группы. 4. Задание № 10, тема 12 в Рабочей тетради. Ученики   оставляют   нужную   букву   (большую   или   маленькую).   Затем   проводят самопроверку.   Желательно,   чтобы   готовый   текст   был   выведен   на   слайд,   либо проверяется по ключам в «Приложении». Вопросы   к   ученику,   выполнявшему   работу   (начало   формирования   алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?– Удалось тебе выполнить задание? –  Ты сделал всё правильно или были недочёты?– Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. –   Что   мы   сейчас   делали?   –   Какие   умения   формировали?   (Умение   работать   с информацией.) – Оцените работу в каждой группе. Обоснуйте свои выводы и оценки.  4  4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего?– В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? – Выпишите из книги для чтения три предложения с именами собственными. VΙ . Итог урока. V. Домашнее  задание.  Деятельность учеников:– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита. – Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях. Урок 90 (71). Тема: Сочинение по картинке. Цель: – развитие умений составлять рассказ по картинке с использованием имён собственных, писать сочинение с опорой на визуальный и словесный ряд. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  3   3  Беседа. – Что такое рассказ? (Повествование о чём­то, текст.) – Какие вы знаете рассказы? Кто их авторы? – Сегодня рассказ будете придумывать сами, вы будете авторами. – Что такое текст? – Из каких частей он состоит? – Что обязательно должно быть у текста? (Заглавие.) – Что отражает заглавие? (Тему или главную мысль.) – Как оформляется текст на письме? Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию  из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифици­ровать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. II. Формулиро­вание проблемы,  планирование  деятельности.   1  3  3  Знакомство с условным обозначением при упр. 161 и картинкой. Учитель настраивает детей на новый вид работы – творческой, авторской, – дети будут авторами своего произведения – сочинения по картинке. Развитие механизма антиципации. – Как понимаете слово сочинение? (Составление, придумывание рассказа.) – А о чём будет рассказ, как мы его будем составлять?  Варианты детей. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположение на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять личностную рефлексию. познавательную     и ΙΙI. Развитие умений – применение  1  3  4  3  1  1. Рассматривание рисунка. Дети рассказывают то, что видят на рисунке с опорой на вопросы. – Какие здесь герои? – Дайте им имена, клички. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. знания. Подготовка  к сочинению. VΙ . Итог урока. V. Домашнее  задание.  – Что происходит с ними? – Какая здесь может быть главная мысль? (Все герои любуются закатом.) –  Подберите   слова,   которые   помогут   нам   передать   эту   мысль.   Эти   слова   называются опорными, или ключевыми. 2. Подбор ключевых слов. Дети называют, учитель записывает на доске: петушок вечером солнце бабушка отдыхать красное небо внучка на крыше закат кошка любоваться тишина К   каждой   группе   можно   дать   общие   названия:   герои,   что   с   ними   происходит, окружающая обстановка. Имена и клички дети выбирают самостоятельно. 3. Составление текста (устно). Слушают 2–3 версии детей. Вариант текста. Жили­были бабушка Маланья, внучка Аришка, котёнок Забавка и горластый петушок Красавец. Весь день они дружно работали. А вечером отдыхали и любовались закатом солнца. Бабушка – на лавке, Ариша и Забавка – на травке, а петушок на крыше. Только крик петушка иногда нарушал тишину. 4. Орфографическая подготовка. а) Правописание имён собственных. б) Предлоги и приставки. 5. Озаглавливание. («Закат солнца». «Прощание с солнышком». «Вечерние посиделки» и т.д.). 6. Самостоятельная запись текста. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) – Чему учились на уроке? – Вам понравилось быть писателями? – Кто хочет представить своё произведение? Учитель (или ученики) читает 2–3 сочинения.      4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? Доработать (исправить, отредактировать) текст. Деятельность учеников: – Писать сочинение по картинке. Урок 91 (72). Тема: Проверочный диктант № 1. Цель: – развитие умений письменной речи: записывать текст, находить опасные места в словах, графически их обозначать, исправлять ошибки, если они есть. Текст диктанта. Когда Юрий Куклачёв был маленьким, у него жили разные животные. Там были мыши, заяц, петух, собака. Он брал в школу черепаху Жужу, петушка Тарзана,   мышонка   Гришу.   Черепаха   всегда   спала.   Петух   ел   и   кукарекал.   А   Гриша   однажды   пошёл   на   прогулку   по   классу.   Все   смеялись.   Только учительница запретила им ходить в школу. (50 слов)                                                                                                                                              (По Ю. Куклачёву, Н. Владимировой) Слова для справок: мышонок, черепаха, Куклачёв. Информация для учителя. Диктант № 1 проверяет умение писать под диктовку предложения; слова, в которых написание не расходится с произношением, буквосочетаниями жи­ши (жили, мыши, животные), слова с буквами безударных гласных, проверяемых ударением (спала, смеялись, запретила, ходить); изученные слова с непроверяемыми написаниями (заяц, петух, собака, всегда, однажды, пошёл, класс, учительница); раздельное написание предлогов с другими словами; написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; написание буквы  ь  для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только). В ходе написания диктанта после записи каждого предложения дети проводят самопроверку: находят и графически обозначают изученные орфограммы. Чтобы было удобно записывать проверочные слова, диктант пишется через строку (на верхней строке – все необходимые обозначения и проверочные слова). После того как весь диктант записан, дети завершают проверку. Если в ходе самопроверки ученик обнаружил ошибки и исправил их, отметка за это не снижается! Урок 92 (73). Тема: Пишу правильно. Цель: – развитие умения выполнять работу над ошибками в сочинении и диктанте под руководством учителя. Символы: Н П М Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  3  3  1  4  – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Коллективная работа по исправлению типичных ошибок. Учитель предлагает слова, сочетания или небольшие предложения с орфограммами  данных типов: 1) с буквосочетаниями жи­ши (жили, мыши, животные); 2) слова с буквами безударных гласных, проверяемыми ударением (спала, смеялись,  запретила, ходить); 3)   изученные   слова   с   непроверяемыми   написаниями   (заяц,   петух,   собака,   всегда, однажды, пошёл, класс, учительница); 4) раздельное написание предлогов с другими словами; 5) написание большой буквы в именах и фамилиях людей, кличках животных; 6) написание буквы ь для обозначения мягкости согласных звуков на письме (маленьким, только). Если   есть   другие   частые   ошибки   в   сочинении,   также   необходимо   включить   эти орфограммы в общий перечень. Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять информацию в виде  схемы. 3. Выявлять сущность, особенности  объектов. 4. На основе анализа объектов делать  выводы. 5. Обобщать и классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на развороте  учебника. 7. Находить ответы на вопросы в  иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Индивидуальная работа над ошибками. (Проверочная работа № 6.) Те   ученики,   которые   не   допустили   ошибок   в   Проверочном   диктанте   №   1,   могут выполнять задания по карточкам на основе «Дидактического материала» (упр. 138, 140, 141). . Развитие умений – ΙΙ применение знания. Выполнение тех заданий и упражнений, которые остались невыполненными. ΙΙI. Итог урока.     4   4 – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Какую отметку вы себе поставили?  – За что? 2. Строить речевое высказывание в  соответствии с поставленными  задачами.  3. Оформлять свои мысли в устной  форме. 4. Умение работать в паре. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё  предположе­ние на основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в  соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение к героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной познавательной  деятельности. ТОУУ VΙ .  Домашнее  задание.  По выбору учителя. Деятельность учеников: – Находить и исправлять ошибки.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема: Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.

Урок русского языка во 2 классе.Тема:  Развитие умения писать большую букву в фамилиях людей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017