РУССКИЙ ЯЗЫК.
Тема урока: Суффикс. Значение суффиксов в слове.
Цели:
1. образовательные:
· совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;
· учить образовывать слова с помощью суффиксов, объяснять значения суффиксов;
· развивать фонематический слух;
· формировать навыки грамотного письма;
· обогащать словарный запас учащихся;
· формировать умение работать с текстом.
2. воспитательные:
· содействовать профилактике утомляемости учащихся;
· прививать интерес к русскому языку.
3. развивающие:
· развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, логику, внимание, память;
· развивать и обогащать речь учащихся;
· способствовать развитию эмоциональной сферы;
· развивать коммуникативные умения.
Задачи:
· актуализировать знания о составе слова ;
· организовать деятельность по определению роли суффикса в слове.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
· ценностное отношение к процессу определения роли суффикса;
· осознание практической важности суффикса для образования новых слов;
· ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.
Метапредметные:
· умение принимать и сохранять цель урока;
· умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
· умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
· умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
· умение разбирать слово по составу;
· умение видеть роль суффикса;
Оборудование: мультимедийная установка, карточки для работы в группе, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Девиз урока:
Хочешь грамотным быть,
Учись мыслить, думать и творить!
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания
д т (характеристика согласных звуков, выделение орфограммы в слове)
лебедь
- Подберите к нему однокоренные слова. (Лебёдушка, лебединая)
- Какими являются эти слова по отношению друг к другу? (Однокоренными.)
- Выделите корень.
- Кто знает, как называется часть слова, стоящая поле корня, с помощью которой мы образовали однокоренные слова? (Суффикс.)
- Что такое суффикс? (Суффикс - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.)
- Как найти в слове суффикс? (Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.)
2. Орфографическая минутка.
Картинный диктант
Альбом, гвоздика, горох, дорога, земляника, компьютер, обед, огурец, орех, погода.
3. Самопроверка по орфографическому словарю. Самооценка.
На полях учащиеся ставят условные знаки:
! – выполнил без ошибок,
+ - допустил 2 ошибки,
? – с работой не справился, было много ошибок
III. Самоопределение к деятельности.
Формулирование учащимися темы и целей урока.
- А сейчас предлагаю вам послушать интересную сказку.
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-
Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмешкой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.
Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно - было образовывать слова.
В тетради было написано: «Маленький дом».
«Домик», — писал -ик-.
«Большой дом».
«Домище», — писал -ищ-.
«Старый, дряхлый дом».
«Домишко», — писал -ишк-.
Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.
В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетонщик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.
Дома их всех ждал вкусный торт.
— Тортик! — закричал -ик-.
— Тортишко, — усмехнулся -ишк-.
— Тортище, — сказал -ищ-.
— Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.
- Сформулируйте тему урока: «Значение суффиксов в словах»
- Чему будем учиться?
IV. Работа по теме урока.
- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — иронически.
- Итак, суффикс, хоть и маленькая часть слова, имеет своё лицо и многое может рассказать.
1. Исследование роли суффикса. Работа в группах
Задание для первой группы.
С помощью суффиксов образуйте названия профессий.
Учить + тель =
Перевод + чик =
Бетон + щик =
Задание для второй группы.
С помощью суффиксов образуйте ласковые слова.
Люд + очк =
Ваня + ечк =
Дед + ушк =
Задание для третьей группы.
С помощью суффиксов образуйте детёнышей животных.
Тигр + ёнок =
Волк + онок =
Слон + ёнок =
Задание для четвертой группы.
С помощью суффиксов образуйте новые слова.
Тигр + иц =
Слон + их =
Медведь + иц =
После выполнения задания в группах дети делают выводы о роли суффикса
2. Работа по учебнику
Упр. 169 (с. 91).
— Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.
— Прочитайте суффиксы в рамочке.
— Найдите данные суффиксы в словах.
— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обозначают слова-названия людей породу их занятий.)
— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)
— Назовите слова с таким суффиксом. (учитель, строитель)
— Выполните письменные задания к упражнению.
3. Проверка в парах.
V. Физкультминутка.
На экране сейчас будут появляться слова. Если в слове есть суффикс – хлопаем в ладоши, если нет – топаем.
(Голова, головушка, соловей, соловушка, лиса, лисонька, мама, мамочка, тетя, тетенька, звезда, звёздочка)
VI. Закрепление изученного материала
1 .Работа по карточкам. (Учащиеся получают разноуровневые задания на образование слов с помощью суффиксов)
VII. Рефлексия.
- Какое задание вызвало затруднение?
- С каким заданием справились успешно?
- Оцените свою работу на уроке (учащиеся ставят на полях !, +, ? )
VIII. Подведение итогов урока.
- Что такое суффикс? Для чего он служит?
- Что общего между суффиксом и приставкой?
IХ. Домашнее задание: с. 93 упр. 174
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________.
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________.
______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________.
__________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________.
____________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - чик, - ик, - ок, - ышк-, -к-, - инк-.
Берёза - ______________, стакан - ________________, ягода - _______________, трава - ___________,
погода - _____________, ветер - _____________, город - _______________, гнездо - _______________, карандаш - ______________, морковь - _____________
______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - ушк-, -юшк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, - ишк-.
Ива - ______________, звезда - ________________, ночь - _______________, трава - ___________,
слово - _____________, шапка - _____________, дед - _______________, изба - ______________,
тонкий - _____________, дом-________________
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - ушк-, -юшк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, - ишк-.
Ива - ______________, звезда - ________________, ночь - _______________, трава - ___________,
слово - _____________, шапка - _____________, дед - _______________, изба - ______________,
тонкий - _____________, дом-________________
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - ушк-, -юшк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, - ишк-.
Ива - ______________, звезда - ________________, ночь - _______________, трава - ___________,
слово - _____________, шапка - _____________, дед - _______________, изба - ______________,
тонкий - _____________, дом-________________
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - ушк-, -юшк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, - ишк-.
Ива - ______________, звезда - ________________, ночь - _______________, трава - ___________,
слово - _____________, шапка - _____________, дед - _______________, изба - ______________,
тонкий - _____________, дом-________________
_______________________________________________________________________________________
Ф.И. ____________________________
1. Прочитай слова. Образуй от них однокоренные слова при помощи одного из данных суффиксов: - ушк-, -юшк-, -еньк-, -очк-, -ечк-, - ишк-.
Ива - ______________, звезда - ________________, ночь - _______________, трава - ___________,
слово - _____________, шапка - _____________, дед - _______________, изба - ______________,
тонкий - _____________, дом-________________
_______________________________________________________________________________________
Задание для 1 группы
С помощью суффиксов образуйте названия профессий.
Учить + тель =_______________________________
Перевод + чик =_______________________________
Бетон + щик =_____________________________________
Задание для второй группы.
С помощью суффиксов образуйте ласковые слова.
Люд + очк =_______________________________
Ваня + ечк =________________________________
Дед + ушк =________________________________
Задание для третьей группы.
С помощью суффиксов образуйте детёнышей животных.
Тигр + ёнок =____________________________________
Волк + онок =___________________________________
Слон + ёнок =__________________________________
Задание для четвертой группы.
С помощью суффиксов образуйте новые слова.
Тигр + иц =________________________________
Слон + их =__________________________________
Медведь + иц =___________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.